Научная статья на тему 'Технологическая карта урока ОРКСЭ в 4 классе. Модуль «Светская этика». «Действия с приставкой «Со»'

Технологическая карта урока ОРКСЭ в 4 классе. Модуль «Светская этика». «Действия с приставкой «Со» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2447
378
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Судакова А. О.

29 урок в системе уроков по ОРКСЭ (модуль Основы светской этики) На изучение данной темы отводится 1 час. Этот урок является уроком открытия новых знаний. Используются активные методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер: создание ситуации успеха, дидактическая игра «Продолжи», «Мозговой штурм» и синквейн. На уроке организована групповая работа для активного включения каждого обучающегося в процесс усвоения нового материала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Технологическая карта урока ОРКСЭ в 4 классе. Модуль «Светская этика». «Действия с приставкой «Со»»

Задание 2.

Подумай и ответь.

Как ты хочешь, чтобы к тебе относились другие люди?

1. В беседах и спорах_не перебивали, давали высказаться_

2. При встрече_

3. За глаза_

4. В трудной ситуации_

5. В болезни_

6. В играх_

7. Когда я ошибаюсь_

8. Когда у меня что-то получается_

9. Чтобы мои товарищи_

10. Чтобы_

Задание 3.

Внимательно прочитай свои записи и руководствуйся ими при общении с другими людьми.

УДК 372.8

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ В 4 КЛАССЕ. МОДУЛЬ «СВЕТСКАЯ ЭТИКА». «ДЕЙСТВИЯ С ПРИСТАВКОЙ «СО».

Судакова А.О., учитель начальных классов ГБОУ № 604 Пушкинского района Санкт-Петербурга, 2016

Аннотация: 29 урок в системе уроков по ОРКСЭ (модуль - Основы светской этики) На изучение данной темы отводится 1 час. Этот урок является уроком открытия новых знаний. Используются активные методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер: создание ситуации успеха, дидактическая игра «Продолжи», «Мозговой штурм» и синквейн. На уроке организована групповая работа для активного включения каждого обучающегося в процесс усвоения нового материала.

Цель: создать условия для ознакомления обучающихся с понятиями «сострадание»,

«сопереживание», «сочувствие», «соучастие», «содействие»

Задачи:

Предметные:

- формировать знания о понятиях «сострадание», «сопереживание», «сочувствие», «соучастие», «содействие»

- формировать умение рассуждать на тему морали с привлечением личного опыта. Развивающие:

- развивать познавательный интерес к предмету;

- развивать коммуникативные навыки и культуру выражения мысли;

- развивать логическое мышление, воображение, эмоциональную сферу;

- развивать творческие способности. Воспитательные:

- формировать положительное отношение к нравственным поступкам;

- формировать навыки сострадания, сопереживания, сочувствия, ответственности, доброжелательности, уважения к другому человеку,

- воспитывать добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающим людям. Планируемые результаты:

Личностные: осознают значимость предмета, высказывают свою точку зрения, выражают положительное отношение, к процессу познания, умеют проявлять внимание, удивление, выражать желание больше узнать. Метапредметн ые:

- регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, удерживают цель деятельности до получения её результата, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей, планируют свои действия;

- познавательные: высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы;

- коммуникативные: работают в группе, составляют небольшие устные диалогические высказывания в соответствии с требованиями речевого этикета, взаимодействуют с окружающими;

- предметные: получат возможность научиться понимать нравственное содержание прочитанного, высказывать суждения о произведении и поступках героев, отвечать на вопросы по содержанию. Основные понятия: «сострадание», «сопереживание», «сочувствие», «соучастие», «содействие» Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер

Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, работа в группе, участие в учебном диалоге.

№ Основн Формируем Деятельность учителя Деятельность Прием Прогнозиру

п/п ые ые ученика ы, емый

этапы УУД методы результат

урока /

время

1. Организ Личностны Создание хорошего Приветствие Словес Готовность

ационн е - настроения учителя, ный учащихся к

ый этап. формирован на уроке. Проверка подготовка прием уроку;

Мотива ие готовности рабочих мест рабочих мест. «создан настроеннос

ция мотивации к - Здравствуйте, ия ть на

учения учебе; ребята! Здравствуйте, ситуаци восприятие

- создание наши уважаемые и темы.

1 мин. атмосферы радостных переживани й за достигнутые успехи; способность к саморазвити ю гости! - Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и поделитесь своим хорошим настроением. Пусть это настроение у вас останется на весь день. - Мы сегодня с вами опять будем открывать новые знания. А что нам нужно для того, чтобы их легко было открывать? Ответы детей. успеха»

2. Провер Познавател Подготовка учащихся к Воспроизведение Дискус Актуализац

ка ьные - восприятию, пониманию ранее полученных сия, ия знаний

домашн осознавать нового материала. знаний и способов метод учащихся.

его поставленну - На ваших столах деятельности. эврист

задания. ю задачу. ически

Воспро Коммуника лежат вырезанные х

изведен тивные - фигурки человечков. вопрос

ие и формулиров Представьте, что это - ов,

коррекц ия

опорны

х

знаний

учащих

ся.

Установ

ление

связи

изучаем

ого

материа

ла с тем,

что был

ранее

изучен.

Актуал

изация

знаний,

подгото

вка уч-

ся к

восприя

тию

новых

знаний.

5 мин.

ать

собственное мнение и позицию Регулятивн ые -

проявлять инициативн ость и

самостоятел ьность в разных видах

деятельност и.

Личностны

е -

участвовать в

творческом созидательн ом процессе

вы. Нарисуйте себя. Подпишите с другой стороны ваше имя.

- Покажите ваших человечков.

- Почему все картинки

получились разные

?

- В чем ваше различие?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Хорошо это или плохо, что все мы разные?

- В чем ваша особенность, индивидуальность? Представьте себя, почему именно вы «подарок для человечества»?

- А что нас всех объединяет?

- Мы относимся ко всем одинаково или в разных ситуациях ведем себя по-разному? Почему? Чем это определяется?

- С какими людьми приятно и интересно проводить время?

- Оставьте ваших человечков на середине стола, а Вадим разместит их на доске.

- Вы в своих ответах использовали различные этические понятия.

- Предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Продолжи». Я показываю карточку с понятием,

представители группы объясняют это понятие «по цепочке» дополняя друг друга и помогая друг другу.

1. Доброта

2. Терпение

- Мы все очень разные! (улыбка, характер, одежда)

Ученик учится отвечать на

вопросы; вести диалог; вступать в

учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

- Особенностями того человека, его интересами, отношением к тебе, к другим, умением дружить

Один из учеников размещает работы на доску.

игра

«Продо

лжи»

3. Терпимость

4. Уважение

5. Альтруизм

- Можно ли

утверждать, что все эти качества являются общими для всех людей?

- Это тепло, внимание, забота, которую

проявляют по отношению к другим людям и всему живому. - Это качество характера, способность сохранять спокойствие в любой ситуации, мириться с

наличием и

существованием кого-нибудь/чего-нибудь.

- Это спокойное отношение человека к непривычным для него

особенностям других людей, недостаткам

- Это значит своим

отношением, словами или

поступками показывать, что люди и предметы вокруг вас имеют ценность. Своими поступками человек показывает другим людям, уважает их или нет.

- Нравственная жизненная позиция, которая требует от человека совершения бескорыстных поступков ради других людей или ради общих целей.

Ответы детей

Постано вка цели и задач урока. Мотива ция

учебной

деятель

ности

учащих

ся.

4 мин.

Организ

ация

учебно-

познава

тельной

деятель

ности

целепол

агания.

Музыка

льная

пауза /

физкуль

тминутк

а

2 мин.

Регулятивн ые -

принимать и сохранять учебную задачу.

- ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже

известно и усвоено, с тем, что еще неизвестно.

Познавател ьные -

осознавать поставленну ю задачу;

- владение ключевыми понятиями.

Коммуника тивные -

задавать вопросы, слушать отвечать вопросы других;

- создание атмосферы радостных переживани й за достигнутые успехи. Личностны е -положитель ное

отношение к учению, к познаватель ной

деятельност и

и на

Сосредотачивает внимание учащихся на предстоящей деятельности.

- А сейчас прошу вашего внимания:

Просмотр видеоклипа на песню С.Копыловой

«Песня про кота»

- Ребята, какие чувства проснулись в вашей душе?

- Многие произнесли

из вас слово

«жалость». Вадим посмотрит в словаре значение этого слова.

- Со-чувствие, сострадание, сопереживание. Вслушайтесь в эти слова, раскрывающие внутренний мир человека.

- Что их объединяет? На доске появляется приставка СО- Какие слова с приставкой со- вы знаете еще?

- Приставка со-означает своего рода причастность к чему-либо, присоединение, общее участие (вместе).

- И сегодня на уроке мы будем...

- Но сначала -музыкальная пауза. Вы продолжаете сидеть на стульях. Оказывается, сидя тоже можно танцевать!

Заинтересовывают ся и мобилизуются на работу,

осмысливают и понимают цель урока, его задачи

- Сострадание, сочувствие, сопереживание, жалость

Вадим зачитывает значение

найденного слова

- Приставка со- Со-чувствие, содействие, соучастие, сотрудничество, сопереживание, содружество ... Определение целей и задач урока.

- знакомиться с этими понятиями.

Один из

обучающихся проводит физминутку под музыку «Вместе весело шагать» Дети двигаются под музыку

Вопрос-размыш ление

Сформулир ована тема урока, учащиеся определилис ь с целями и задачами на данный урок

Творчес кое

примен ение и добыва

Регулятивн ые

планировать действия в

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Работать будем в группах. Вы получаете листы с заданием, на которых написано понятие и предложено

Подача нового материала -

презентация учащихся,

Словес ный, иллюст ратив -ный,

Высказыван ие и

аргументаци я своего мнения.

ние соответстви задание для его работающих в эвристи Организаци

знаний и с объяснения. У вас - 5 группе. ческий, я

в новой собственны минут на подготовку. самосто собственной

ситуаци ми Один из ученков ятель - деятельност

и. возможност раздаёт листы с ная, и.

5 мин. ями. заданием. познава

Познавател На доске правила - Практическ

ьные - работы в группе тельная ое

- умение - Вспомните правила работа. применение

использоват работы в группе: Прием знаний -

ь «создан презентация

предметные ия

знания для Подготовившись, ситуаци

реализации команда вывешивает и

цели; на доску карточку с - Тишина, успеха»

- добывать, понятием и дисциплина,

перерабатыв зачитывает текст. умение слушать и

ать и слышать, общая Метод

представлят готовность. группов

Коррект ь ого

ировка информаци Два учащихся получают обсужд

деятель ю; задание на карточке. ения.

ности - осознавать Решив кроссворд, дети Группо

учащих познаватель узнают, какое будет вая

ся ную задачу. домашнее задание. работа.

творчес Коммуника «Мозго

кой тивные - Учащиеся, вой

группы вступать в учебный получившие задание, работают штурм»

диалог с 1 группа СОЧУВСТВИЕ самостоятельно в Презент

Творчес учителем, - Что такое сочувствие? паре. ация

кий одноклассни Как вы поняли? промеж

проект ками, уточны

20 мин. участвовать в общей Выступление перед классом, х результ

беседе, - Как ещё можно представляют атов.

соблюдая проявить сочувствие? работу, данную на Синкве

правила карточках. йн

речевого

поведения;

- строить -

небольшие Отзывчивое отно

монологиче шение к чужому

ские чувству,

высказыван способность

ия. 2 группа понять

Личностны СОПЕРЕЖИВАНИЕ эмоциональное

е - Как вы поняли, что состояние другого

человека.

- эмпатия такое сопереживание?

как - Кто-то

понимание помогает

чувств других людей и нуждающимся материально, кто-то подбадривает и дарит свое тепло

сопережива ние им; участвовать в творческом созидательн ом процессе; - различать виды ответственн ости внутри своей группы. - Как вы думаете, человек, способный на переживания, какими качествами обладает? 3 группа СОСТРАДАНИЕ - Что за качество, присуще ребятам? - А человек, испытывающий сострадание - это неравнодушный человек. Такие люди говорят «Я не мог поступить иначе». - Сострадание - что это? 4 группа СОДЕЙСТВИЕ - Что же такое содействие? - Важно содействовать человеку не только в трудных ситуациях, в несчастье, но и уметь радоваться вместе с ним. - Ребята, легко ли поддержать человека в его победе, радости? Какое чувство может возникнуть? - Как же поступать с чувством зависти? 5 группа СОУЧАСТИЕ - Все слова, понятия, рассмотренные сегодня на уроке, очень близки друг другу. Чтобы содействовать, надо сочувствовать и сопереживать. Когда сочувствие ведёт к с помощью общения и теплых слов, т.е толкает к действию, поступку. Главное - не оставаться равнодушным к горю и проблемам других людей. - Это способность чувствовать эмоции других людей; это когда я присоединяюсь к чувствам другого человека, соглашаюсь с другими человеком, хочу то же, что и другой человек. - Умеет слушать, понимать, он -надёжный. Ведь он берёт на себя часть переживаний, участвует в той или иной ситуации и тем самым помогает её прожить. - Равнодушие - Жалость, вызываемая чьим-нибудь несчастьем, горем. Сострадание — способность почувствовать чужую боль, как свою, и без раздумий оказать помощь ближнему.

действию, то

совместное действие ведёт к соучастию.

- С каким словом созвучно слово "соучастие"? Случайно ли это?

Поэт Н.Асеев писал: "Что такое счастье? Соучастие

В добрых человеческих делах".

- Если ты помог человеку, то и ты сам стал счастливым.

- Соучастие - это..

- А для вас, что значит это слово - СЧАСТЬЕ?

- Вспомните, с чего мы начали урок?

- На мой вопрос «Что вас объединяет?» Можете ответить словом с приставкой СО?

На доске над человечками появляются эти слова.

- На нашем дереве появляется золотое яблоко со словами «Со» -значит вместе»

На «дерево счастья» крепится «яблоко

мудрости».

- Помощь,

поддержка в каком-нибудь деле, в какой -нибудь

деятельности с целью помочь, поддержать.

- Зависть.

Рассуждения детей

- Счастье

Совместное учас тие. Это

возможность почувствовать себя соучастным к общему делу и получить от этого

неподдельную радость

- Описывали себя,

рассказывая о

своей

индивидуальности

неповторимости.

Сотрудничество,

содружество...

5 Рефлекс Регулятивн Организует рефлексию. Заполнение Мишен Осознание

ия ые - уметь «мишени ь учащимися

3 мин. адекватно оценить - А на ваших столах -«Мишени самооценки». Оцените работу в самооценки». Оценка меры самооце нки результатов своей

свою работу; своего участия в общем деле и Частич но- деятельност и и способов

Познавател ьные - осуществлят ь рефлексию способов и группе. - Какая команда попала «в яблочко»? Индивидуальная «мишень самооценки» у степени усвоения нового материала. поисков ый, словесн ый. ее осуществле -ния.

условий помощника

действия.

Коммуника Обсуждение

тивные - итогов урока.

формулиров

ать

собственное

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

мнение.

Личностны е - формироват ь положитель

ное

отношение к

учению и

создание

атмосферы

радостных

переживани

й за

достигнутые

успехи.

6 Информ Создает условия для Определяются с Задание Самостояте

ация о определения учащихся домашним на льный

домашн на домашнее задания заданием. выбор. выбор

ем Предлагает варианты Записывают Состави домашнего

задании домашнего задания и дает инструкцию по его домашнее задания в дневники. ть задание задания

инструк выполнению. , текст.

таж по Творчес

его выполн ению - Пара детей получили задание разгадать кое задание

3 мин.

кроссворд, чтобы

узнать, на какую тему будет домашнее

задание. И у них получилось слово ... совесть

- Вы получаете домашнее задание по выбору._

Заверше

ние

урока

2 мин.

Личностны е -

формироват ь

положитель ное

отношение к

учению и

создание

атмосферы

радостных

переживани

й за

достигнутые

успехи.

Направление деятельности учащихся, активизация мыслительного процесса.

(под музыку

«Одинокое сердце» из к/ф «Ранетки») Мы согреваем душу от души,

Когда кому-то горя очень много.

Быть может это качество от Бога, Длиною в человеческую жизнь...

Мы согреваем душу от души-

Глаза в глаза, как будто застывая.

Одну секунду СОпереживая,

Мы лучшее возможно совершим!

- Спасибо за урок!_

Осмысление

изученного

материала.

Прием

эмоцио

нальной

регуляц

ии

Положитель ное

отношение к

нравственн

ым

поступкам. Осознание значимости предмета.

7

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 Карточка 1

СОЧУВСТВИЕ

1. Прочитайте по ролям рассказ и приготовьтесь объяснить детям, что такое сочувствие Три товарища

Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.

— Почему ты не ешь? — спросил его Коля.

— Завтрак потерял...

— Плохо, — сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба— До обеда далеко ещё!

— А ты где его потерял? — спросил Миша.

— Не знаю... — тихо сказал Витя и отвернулся.

— Ты, наверно, в кармане нёс, а надо в сумку класть, — сказал Миша. А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:

— Бери, ешь!

2. Составьте синквейн на это понятие.

Карточка 2 СОПЕРЕЖИВАНИЕ

1. Нужно составить коллаж и рассказать, в каких ситуациях возникает сопереживание.

— Как вы поняли, что такое сопереживание? (это способность чувствовать эмоции других людей; это когда я присоединяюсь к чувствам другого человека, соглашаюсь с другими человеком, хочу то же, что и другой человек)

— Как вы думаете, человек, способный на переживания, какими качествами обладает? (уметь слушать, понимать, он -надёжный. Ведь он берёт на себя часть переживаний, участвует в той или иной ситуации и тем самым помогает её прожить.)

2. Составьте синквейн на это понятие.

Карточка 3 СОСТРАДАНИЕ

1. Прочитайте по ролям рассказ и приготовьтесь отвечать на вопросы. Плохо

Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет.

В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:

— Как вам не стыдно!

— А что стыдно? Мы ничего не делали! — удивились мальчики.

— Вот это и плохо! — гневно ответила женщина.

2. Составьте синквейн на это понятие.

Карточка 4 СОДЕЙСТВИЕ

1. Прочитайте по ролям рассказ и приготовьтесь отвечать на вопросы. Обидчики

Толя часто прибегал со двора и жаловался, что ребята его обижают.

- Не жалуйся, - сказала однажды мать, - надо самому лучше относиться к товарищам, тогда и товарищи не будут тебя обижать!

Толя вышел на лестницу. На площадке один из его обидчиков, соседский мальчик Саша, что-то искал.

- Мать дала мне монетку на хлеб, а я потерял ее, - хмуро пояснил он. - Не ходи сюда, а то затопчешь!

Толя вспомнил, что сказала ему утром мама, и нерешительно предложил:

- Давай поищем вместе!

Мальчики стали искать вместе. Саше посчастливилось: под лестницей в самом уголке блеснула серебряная монетка.

- Вот она! - обрадовался Саша. - Испугалась нас и нашлась! Спасибо тебе. Выходи во двор. Ребята не тронут! Я сейчас, только за хлебом сбегаю! 2. Составьте синквейн на это понятие.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Карточка 5 СОУЧАСТИЕ

1. Напишите, что такое счастье и поместите на дерево мудрости (листочки, клей)

2. Составьте синквейн на это понятие.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ

РАЗГАДАЙ КРОССВОРД и узнаешь, на какую тему будет домашнее задание

7

1

1. Чувство сильного смущения, которое испытывает человек, совершив плохие поступки. От этого чувства можно «сгореть».

2. Несправедливо причиненное огорчение, оскорбление, а также вызванная этим отрицательно окрашенная эмоция.

3. Чувство сильного возмущения, раздражения, негодования, которое может вызвать обида.

4. Недоброе чувство, мысль или дело.

5. Изменение оценки, которую человек дает своим поступкам, сожаление,

испытываемое им от совершенных ошибок. 6. Ощущение большого душевного удовлетворения, которое испытывает раскаявшийся человек.

7. Состояние полной, высшей радости.

БЛАНКИ ДЛЯ РЕФЛЕКСИИ

2

3

4

5

6

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ ПО ВЫБОРУ

1. Поразмышляй о приставке «со» в слове «совесть»

2. Прочитай рассказ А.Гайдара «Совесть» и составь три вопроса по тексту для твоих одноклассников.

3. Составь рассказ с любым изученным понятием.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

МУЗЫКАЛЬНОЕ И ВИДЕОСОПРОВОЖДЕНИЕ

1. Видеоклип на песню С. Копыловой «Песня про кота»

2. Песня «Вместе весело шагать» Автор текста: Матусовский М.,композитор: Шаинский В.

3. Музыка «Одинокое сердце» из к/ф «Ранетки»

УДК 372.8

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД: ОТ УЧЕБНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

К СОТРУДНИЧЕСТВУ

Авдеева Е.И. учитель начальных классов ГБОУ №604 Пушкинского района Санкт-Петербурга, Саубанова Л.Р. учитель ОЗО, черчения ГБОУ №604 Пушкинского района Санкт-Петербурга, 2016.

Ключевые слова: взаимодействие, сотрудничество, игры.

Формирование и развитие ребёнка как личности - сложный процесс, протекающий не сам по себе, а во взаимодействии с окружающим, под влиянием различных факторов. Всестороннее и гармоничное развитие ребёнка возможно только в условиях специально организованного педагогического воздействия, которым являются процессы воспитания и обучения. Самым сильным фактором, влияющим на становление личности, является общение.

В соответствии с требованиями ФГОС НОО к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования формирование коммуникативных УУД должны отражать: "готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

*определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

*приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;

Возрастные особенности развития коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников рассматривает и А. Г. Асмолов в своей книге «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе». Он видит коммуникацию как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, начиная с установления контактов и вплоть до сложных видов кооперации (организации и осуществления совместной деятельности), налаживания межличностных отношений.

Наблюдения за современными школьниками, ребятами младшего возраста, беседы с их родителями, вовлечение в различные жизненные ситуации, оценивание их возможностей в учебной деятельности и во внеурочной, действительно приходят к мнению, что современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ранее действующая система образования. Дети ограничены в общении со сверстниками, они мало играют, что не позволяет им в полной мере усваивать моральные нормы и нравственные принципы общения.

Тревогу вызывает ориентация взрослых исключительно на умственное развитие ребенка в ущерб духовно-нравственному воспитанию и личностному развитию.

Общение младшего школьника носит непосредственный эмоциональный характер. Очень часто дети бурно реагируют на простые замечания или требования, на любые не стандартные ситуации и некоторые действия других детей. Непонимание со стороны взрослых и одноклассников, неудовлетворенность своим положением в обществе могут приводить к возникновению ярких негативных эмоций. Такие эмоции могут стать причинами глубокого и длительного расстройства всего поведения. Находясь в состоянии волнения, ребёнок не может последовательно думать,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.