3. Разыгрывается ситуация.
4. Проводится дискуссия по вопросам:
- Ваши действия? Что бы вы сделали на месте мальчика?»
Во время дискуссии дети высказывают разные точки зрения на ситуацию, предлагают несколько вариантов решения данной проблемы. Делают выводы о необходимости вежливого обращения к сидящим пассажирам с просьбой уступить место пожилому человеку. Таким образом, формируется умение высказывать свою мысль, принимать чужую точку зрения.
Моделирование социальных ситуаций позволяет вовлечь детей в живое общение, т.о. учит обращать внимание на проблемы, возникающие в реальной действительности, находить выход из различных ситуаций. Опыт, полученный детьми при непосредственном участие в дискуссии, лучше запоминается, и при возникновении подобной проблемы в жизни, ребенок уже готов к ее решению. Метод социального моделирования позволяет подготовить детей к бесконфликтному решению жизненных проблем.
УДК 372.8
УРОК ПО ОРКСЭ 4 КЛАСС, МОДУЛЬ «СВЕТСКАЯ ЭТИКА». «ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО ЭТИКИ»
Лавренко О.В., учитель начальных классов ГБОУ № 604 Пушкинского района Санкт-
Петербурга, 2016
Цель урока: дать представление о сути и Евангельском контексте золотого правила этики. Задачи урока:
Обучающая: познакомиться с формулировкой золотого правила этики, узнать о Евангельском контексте этого правила.
Развивающая: уяснить связь неосуждения с памятью о своих ошибках, недостатках и грехах. Воспитывающая: научиться различать отношение к греху и отношение к согрешившему человеку.
Ключевые понятия урока: «золотое правило этики», неосуждение На доске выписаны слова:
ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО ЭТИКИ:
Для того, чтобы другие люди нас
любили, прощали, не осуждали, помогали нам ....
нужно, чтобы мы сами
любили, прощали, не осуждали, помогали им Вопросы для повторения:
1. Какой призыв Иисуса Христа стремятся воплотить в своей жизни христиане?
2. Кто такой добрый самарянин в описанной в учебнике притче?
3. Кого в наше время можно назвать «добрым самарянином»? Вопросы учителя, пробуждающие интерес к теме:
- Уподобимся ещё раз умным философам и постараемся придумать одно правило, которое сделало бы жизнь людей друг с другом радостной.
- Является ли осуждение другого человека грехом? Описание урока
Осмысление статьи учебника. Рассуждение на тему того, как можно любить грешника и ненавидеть грех.
Ход урока
Выявление восприятия, мотивация
Сначала размышляем сами
1. Как вы думаете, сплетня - это передача верных или лживых сообщений?
2. Всегда ли хорошо передавать другим людям даже верные подробности чужой жизни?
3. Попробуйте сформулировать свое определение «этики» и «этикета». Одно из значений слова «этика» - система норм нравственного поведения человека. «Этикет» - установленный порядок поведения где-либо (например, школьный этикет, дипломатический этикет).
1. Выскажите гипотезу: каково же «золотое правило этики»?
Исследовательская работа с текстом учебника Опережающее задание
Ищем в тексте ответы, подтверждающие или опровергающие нашу гипотезу.
Чтение текста
Послетекстовая работа
Ответы на вопросы учебника
Дополнительные задания
1. Ты согласен с тем, что осуждающий упрощает мир и человека?
2. Как развести (разделить, постараться увидеть) сам дурной поступок и человека, не смешав плохое с тем лучшим, что обязательно есть в человеке? Приведи примеры такого отношения твоих родителей, учителя, собственного отношения к людям.
3. Прочитайте ВРЕЗКУ - слова Христа из Евангелия.
4. Как вы понимаете цитату из Евангелия: «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь»?
Подведение итогов Сядем в кружок
Как увидеть в «другом» ближнего, брата и никогда не осуждать ближнего своего.
Рабочая тетрадь
Золотое правило этики Задание 1.
Запиши золотое правило этики.
Задание 2.
Подумай и ответь.
Как ты хочешь, чтобы к тебе относились другие люди?
1. В беседах и спорах_не перебивали, давали высказаться_
2. При встрече_
3. За глаза_
4. В трудной ситуации_
5. В болезни_
6. В играх_
7. Когда я ошибаюсь_
8. Когда у меня что-то получается_
9. Чтобы мои товарищи_
10. Чтобы_
Задание 3.
Внимательно прочитай свои записи и руководствуйся ими при общении с другими людьми.
УДК 372.8
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ В 4 КЛАССЕ. МОДУЛЬ «СВЕТСКАЯ ЭТИКА». «ДЕЙСТВИЯ С ПРИСТАВКОЙ «СО».
Судакова А.О., учитель начальных классов ГБОУ № 604 Пушкинского района Санкт-Петербурга, 2016
Аннотация: 29 урок в системе уроков по ОРКСЭ (модуль - Основы светской этики) На изучение данной темы отводится 1 час. Этот урок является уроком открытия новых знаний. Используются активные методы обучения, при которых деятельность обучаемого носит продуктивный, творческий, поисковый характер: создание ситуации успеха, дидактическая игра «Продолжи», «Мозговой штурм» и синквейн. На уроке организована групповая работа для активного включения каждого обучающегося в процесс усвоения нового материала.
Цель: создать условия для ознакомления обучающихся с понятиями «сострадание», «сопереживание», «сочувствие», «соучастие», «содействие»
Задачи: Предметные:
- формировать знания о понятиях «сострадание», «сопереживание», «сочувствие», «соучастие», «содействие»
- формировать умение рассуждать на тему морали с привлечением личного опыта. Развивающие:
- развивать познавательный интерес к предмету;
- развивать коммуникативные навыки и культуру выражения мысли;
- развивать логическое мышление, воображение, эмоциональную сферу;
- развивать творческие способности. Воспитательные:
- формировать положительное отношение к нравственным поступкам;