Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ СРЕДСТВАМИ НАДПРЕДМЕТНОГО КУРСА "МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"'

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ СРЕДСТВАМИ НАДПРЕДМЕТНОГО КУРСА "МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
70
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ ДЕТЕЙ / КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / КУРС МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Конова Ирина Анатольевна

Автор представляет опыт работы учителей начальных классов МБОУ СОШ № 21 г. Ковров, Владимирской области. Сравнительный анализ результатов педагогической диагностики выявил стабильный рост показателей уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий. Предложенная нами система работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий средствами надпредметного курса «Мир деятельности» является универсальным средством развития коммуникативных способностей учащихся, т.к.: обеспечивает системное освоение учащимися общих способов коммуникативных универсальных учебных действий в рамках надпредметного курса «Мир деятельности»; делает возможным сознательное применение детьми общих способов коммуникативных универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности, проведение их самоконтроля и коррекции позволяет на каждом уроке проводить работу по освоению всего комплекса коммуникативных универсальных учебных действий. Реализация на практике содержания надпредметного курса «Мир деятельности» позволила нам отойти от традиционных представлений о видах коммуникации (говорение, слушание, чтение, письмо) и развивать коммуникативные способности детей комплексно, основываясь на главных составляющих коммуникативной линии курса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Конова Ирина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF COMMUNICATIVE UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS BY MEANS OF THE SUPRA-SUBJECT COURSE "THE WORLD OF ACTIVITY"

The author presents the experience of primary school teachers of secondary school No. 21 in Kovrov, Vladimir region. A comparative analysis of the results of pedagogical diagnostics revealed a stable increase in indicators of the level of formation of communicative universal educational actions. The system of work proposed by us on the formation of communicative universal educational actions by means of the supra subject course "World of Activity" is a universal means of developing students' communicative abilities, because: it provides students with systematic mastering of general methods of communicative universal educational actions within the framework of the supra subject course "World of Activity"; makes it possible for children to consciously use common methods of communicative universal educational actions in the classroom and in extracurricular activities, conducting their self control and correction allows them to work on mastering the entire complex of communicative universal educational actions at each lesson. The implementation in practice of the content of the over subject course "The World of Activity" allowed us to move away from traditional ideas about the types of communication (speaking, listening, reading, writing) and develop children's communicative abilities comprehensively, based on the main components of the communicative line of the course.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ СРЕДСТВАМИ НАДПРЕДМЕТНОГО КУРСА "МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"»

Начальное общее образование

Primary general education

УДК 37.013

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ СРЕДСТВАМИ НАДПРЕДМЕТНОГО КУРСА «МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Конова И.А.

учитель начальных классов МБОУ СОШ № 21

Ковров, Владимирская область, Россия

Аннотация. Автор представляет опыт работы учителей начальных классов МБОУ СОШ № 21 г. Ковров, Владимирской области. Сравнительный анализ результатов педагогической диагностики выявил стабильный рост показателей уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий.

Предложенная нами система работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий средствами надпредметного курса «Мир деятельности» является универсальным средством развития коммуникативных способностей учащихся, т.к.: обеспечивает системное освоение учащимися общих способов коммуникативных универсальных учебных действий в рамках надпредметного курса «Мир деятельности»; делает возможным сознательное применение детьми общих способов коммуникативных универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности, проведение их самоконтроля и коррекции позволяет на каждом уроке проводить работу по освоению всего комплекса коммуникативных универсальных учебных действий.

Реализация на практике содержания надпредметного курса «Мир деятельности» позволила нам отойти от традиционных представлений о видах коммуникации (говорение, слушание, чтение, письмо) и развивать коммуникативные способности детей комплексно, основываясь на главных составляющих коммуникативной линии курса.

Ключевые слова: универсальные учебные действия, коммуникативные способности детей, коммуникативные универсальные учебные действия, курс Мир деятельности.

Введение. Новый Федеральный государственный образовательный

стандарт выдвигает в качестве приоритета развития российского образования задачу формирования у учащихся не просто знаний и умений по различным предметам, а формирование метапредметных и личностных умений и способностей.

Актуальность. Формирование универсальных учебных действий,

обеспечивающих школьникам умение учиться - новый результат, на который направлена современная система образования.

С введением ФГОС большую актуальность и значимость приобретает поиск удобных, эффективных, понятных инструментов развивающего обучения.

1. Как учить, чтобы сформировать УУД?

2. С помощью чего учить?

3. Как проверить соответствие полученных результатов ФГОС?

Рис. 1. Вопросы при организации работы по УУД Педагогическим инструментом реализации ФГОС начальная школа выбрала для себя дидактическую систему Л. Г. Петерсон («Школа 2000...»)

Технология деятельностного метода - инструмент для формирования универсальных учебных действий.

Педагогическим инструментом реализации ФГОС является ДСДМ «Школа 2000...»

Технология деятел ьностного метода (ТДМ)

Комплексный мониторинг

Система дидактических

Рис. 2. Педагоги Основная концептуальная идея формирования результатов ФГОС очень проста: все результаты (личностные, метапредметные, предметные)

достигаются в соответствии с общим законом формирования любого умения.

Этот закон можно пояснить на простейшем примере.

Как мы учим ребенка переходить дорогу:

инструментарий

- сначала переводим его за руку,

- затем помогаем осознать, почему ему надо научиться делать это самому, и объясняем правило перехода,

- после этого тренируем его, переходя с ним дорогу, правильно применять правила перехода,

- и, наконец, наблюдаем за тем, как он делает это самостоятельно.

Если все эти шаги выполнены, то ребенок подготовлен к тому, чтобы переходить дорогу самостоятельно.

Точно также формируется любое умение, и предметное, и универсальное.

- первичный опыт выполнения действия;

- приобретение знаний об этом действии;

- тренировка в применении этих знаний, самоконтроль и коррекция;

- и, в завершение, контроль. Определили, КАК формируются любые

умения (в том числе и УУД). Теперь рассмотрим - ГДЕ. УУД формируются как в учебной деятельности (на уроках, факультативных занятиях), так и во внеурочной деятельности (на занятиях кружков).

КАК

ГДЕ

Учебная деятельност

УУД

Го]

Внеурочная деятельност!

Рас. 3. Формирование УУД

1) Первичный опыт выполнения УУД и мотивацию формируем на уроках по разным учебным предметам независимо от предметного содержания. На уроках по математике и окружающему миру, русскому языку и чтению учащиеся приобретают опыт исследования ситуаций и постановки проблем, целеполагания и проектирования, самоконтроля и самооценки.

2) 2-й этап - знания о способах надпредметных действий (как поставить цель, как решать задачи, проблемы, построить проект и т.д.) - в рамках надпредметного курса «Мир деятельности»

3) Знания о способах выполнения УУД, полученные на занятиях по курсу МИД, учащиеся сознательно применяют, отрабатывают, и корректирую на уроках по разным учебным предметам. Этим обеспечивается системное прохождение 3-го этапа формирования УУД.

4) 4-й этап - контроль системы метапредметных знаний, - учащиеся проходят в рамках курса МИД

Таким образом, ключевое значения для качественного формирования УУД имеет проведение уроков по разным учебным предметам в ТДМ и включение в работу надпредметного курса «Мир

деятельности», где дети получают знания о том, как выполнять УУД.

Надпредметный

курс «Мир деятельности»

Тренинг УУД на предметных уроках

Рис.4. Взаимодействие курса «Мир деятельности» с предметными уроками

Основной целью курса «Мир деятельности» является создание теоретического фундамента для формирования общеучебных и деятельностных умений и связанных с ними способностей и личностных качеств.

Курс «Мир деятельности» состоит из четырех параллельно развивающихся содержательно - методических линий: > организационно-рефлексивной (основная цель: знакомство с шагами учебной деятельности) У коммуникативной (основная цель: формирование норм поведения в классе, норм общения, коммуникативного взаимодействия,

волевой саморегуляции )

> познавательной

(основная цель: знакомство с методами познания, поиска информации, работы с текстами, организация саморазвития познавательных процессов) У ценностной

(основная цель: формирование нравственно-этических норм, ценностных ориентиров, норм самовоспитания, здорового образа жизни)

Данные линии полностью включают в себя все виды УУД, определенные ФГОС (регулятивные, коммуникативные,

познавательные и личностные УУД соответственно).

Основные виды УУД в ФГОС

1. Регулятивные

2. Коммуникативные

3. Познавательные

4. Личностные

Основные линии курса «Мир деятельности»

1. Организационно-рефлексивная

2. Коммуникативная

3. Познавательная

4. Ценностная

Рис. 5. Основные виды УУД

Образуют целостную систему, обеспечивающую реализацию

современных целей образования.

Участвуя в эксперименте по реализации надпредметного курса «Мир

деятельности» с 2009 года, был накоплен и

обобщен опыт работы по формированию коммуникативных УУД.

Мы представляем способ формирования коммуникативных УУД в виде следующей системы организации учебной

деятельности.

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД СРЕДСТВАМИ НАДПРЕДМЕТНОГО КУРСА «МИР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Цель - формирование у учащихся общеучебных и деятельностных умений и связанных с ними способностей и личностных качеств при обязательном сохранении и укреплении здоропья ученикоп

Предметные уроки в ТДМ

Надпредметный курс «Мир деятельности»

Рис. 6. Формирование УУД средствами курса «Мир деятельности»

Таблица 1. Содержание коммуникативной линии курса «Мир деятельности»

Содержание коммуникативной линии курса «Мир деятельности»

1 класс (6 часов) Структура и способы общения. Основные правила общения, основанные на доброжелательности (вежливые слова, сочувствие, комплименты, вред кличек). Правила повеления на уроке. Правила работы в паре. Правила работы в группе. Правила выражения и распознавания эмоций в совместной работе. Основные роли в структуре коммуникации: автор и понимающий.

2класс (7 часов) Стили общения. Правила общения с учителем. Рать мпмпкп п жестов в процессе общения. Как в общении справиться со своими эмоциями, не вызывать негативных эмоцпй у других. Как не вступать в конфликт. Новая роль в структуре коммуникации: критик.

3 класс (9 часов) Мои интересы н потребности. Для чего мы общаемся. Правила общения со сверстниками в школе. Как справиться со своим плохим настроением п не испортить настроение другим. Что такое «диалог». Что такое «полилог». Как работать в группе. Уточнение ратей автора, понимающего и критика, формирование соответствующих умении. Новая роль в структуре коммуникации: организатор.

4 класс (" часов) Мои сильные стороны как Ученика. Над чем мне еще надо работать. Как создать успех в катлектнвной работе. Мой вклад в работу коллектива. Команда. Спор п дискуссия. Польза чужого мнения. Как правильно вести дискуссию. Как выйти из конфликтной ситуации. Новая рать в структуре коммуникации: арбитр. Как войти в новый коллектив.

Опираясь на содержание

коммуникативной линии курса (табл. 1) построили модель «Структура

коммуникативной линии курса» (табл. 2). Модель включает в себя 4 основные тематических линии:

• освоение структуры общения в учебной деятельности

• формирование навыков социального взаимодействия и сотрудничества

• освоение ролей в структуре коммуникативного взаимодействия

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• развитие навыка самопознания и норм межличностного взаимодействия. Эти тематические линии соответствуют основным аспектам коммуникативной деятельности (табл. 2):

- коммуникация как взаимодействие;

- коммуникация как кооперация;

- коммуникация как интериоризация.

Работа в рамках тематической линии «Освоение структуры общения в учебной деятельности» предполагает формирование у учащихся представлений:

- о правилах общения в учебной деятельности (правила общения с учителем, правила общения с одноклассниками);

- о стилях общения;

- о видах общения;

- о диалоге, споре, дискуссии как способах организации общения в УД.

В рамках тематической линии «Формирование навыков социального взаимодействия и сотрудничества» формировали у учащихся представления:

- о правилах работы в паре и в группе;

- о командной работе;

- о правилах вхождения в новый коллектив.

Таблица 2. Структура коммуникативной линии курса «Мир деятельности»

е

а

с. -

Я

Г Ы

а с.

правила общения

стили общения

диалог

спор н

ДИСКУССИЯ

"Z —

8 |

— £

5 5

правила раооты в парах и группах

развитие навыков группового и парного сотрудничества

развитие навыков группового и парного сотрудничества

правила раооты в коллективе

С -

1

И Г"

z. и

t-z

ь 1

автор

поннмаюшии

«критик»

«организатор»

коммуника-

пии

«ароитр»

5

правила выражения и распознавания эмопий

спосооы

избегания

конфликтов

навыки самопознания, эмопионального самоконтроля

само - и взаимооценка членов коллектива

В первом классе мотивировали учащихся на выполнение совместных учебных действий в паре, затем в группе. Например, учили первоклассников проверять работу друг друга (сначала только ответ в задании, потом проверять ход решения), учили тренироваться в парах (таблица сложения, знание алфавита, устный счет). На занятиях курса «Мир деятельности» совместными усилиями сформулировали правила работы в паре, в группе.

В рамках тематической линии «Освоение ролей в структуре коммуникативного взаимодействия»

формировали у учащихся представления об авторе, понимающем, «критике», «организаторе», «арбитре» коммуникации, что способствует приобретению школьниками разностороннего опыта общения (табл. 3).

Процесс формирования представлений об основных ролях в структуре общения шел поэтапно и последовательно.

Работа в рамках тематической линии «Развитие навыка самопознания и норм межличностного взаимодействия»

предполагает формирование у учащихся представлений:

- о правилах культурного выражения своих эмоций в совместной работе,

- о правилах управления своими эмоциями, мимикой и жестами в ходе общения,

- о правилах не конфликтного поведения, правилах выхода из конфликтных ситуаций.

Создали систему игровых упражнений, направленные на развитие навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, на развитие эмоциональной сферы, преодоление замкнутости, повышение самооценки,

раскрепощение, произвольного между детьми.

самоконтроля, гармонизации отношений

Таблица 3. Освоение ролей в структуре коммуникативного

Класс Тема занятия Цель занятия

1 класс «Учимся работать дружно. Я -автор». «Учимся работать дружно. Я -слушатель». Сформировать представление о роли автора высказывания в структуре коммуникативного взаимодействия, помочь учащимся приобрести опыт коммуникации в данной роли. Сформировать представление о роли понимающего (слушателя) в структуре коммуникативного взаимодействия, помочь учащимся приобрести опыт коммуникации в данной ролн.

2 класс «Роль «критика» в структуре общения». Ввести понятие о новой ролн в структуре коммуникативного взаимодействия - «критик», составить правила поведения «критика», помочь учащимся приобрести опыт их применения.

3 класс «Организатор» - новая роль в структуре коммуникации». Сформировать представление о деятельности «организатора» в структуре общения, помочь учащимся приобрести опыт коммуникации в данной ролн.

4 класс «Арбитр» как новая роль в структуре коммуникации. Сформировать представление о деятельности «арбитра» в структуре общения, помочь учащимся приобрести опыт коммуникации в данной ролн.

Для системного прохождения учащимися всех этапов формирования коммуникативных УУД действовали комплексно: в учебно-воспитательном процессе, частью которого является надпредметный курс «Мир деятельности» и в ходе реализации учебных проектов и решении жизненных задач (рис. 7).

надпредметный курс «мир деятельности» тдм

У ч е 6 н ы й

п р

о

ц

е

с с

Система дидактических принципов ДСДМ «Школа 2000...»

Система внеклассных мероприятий

V

О

Предметное содержание: Математика, Русский язык. Окружающий мир. Литературное чтение. Технология

Коммуникативные</1-УУД

Самостоятельное выполнение действий в группе и индивидуально

В н е V Р о ч н а я

Проекты и жизненные задачи

Рис. 7. Надпредметный курс «Мир деятельности»

Благодаря такой работе, способ формирования коммуникативных

универсальных учебных действий приобретал целостность и завершенность.

Это подтверждается результатами педагогической диагностики,

наблюдением.

Мониторинг уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий (умение работать в паре и умение работать в группе) осуществлялся в период с 2009-2010 уч. года по 2011-2012 уч. год.

Анализ показателей свидетельствует об удовлетворительном уровне

сформированности умения работать в паре и в группе.

Педагогическая диагностика была направлена на выявление уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий (рис. 812):

- взаимодействия (Методика «Братья и сестры» Ж.Пиаже, методика «Кто прав?» Г.А. Цукерман);

- кооперации (Методика «Рукавички» Г.А. Цукерман и др.);

- интериоризации (Методика «Узор под диктовку» Г.А. Цукерман, методика «Дорога к дому» (модифицированное задание «Архитектор-строитель»).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Методика к Рукавички» Г. А Цукерман и др. (возраст 6,5-7пет)

Цель: выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).

Результаты мониторинга коммуникативного развития учащихся 1 классов (кооперация)

(учителя Поноса И.А, Семенова М.В.)

,-56%

60% 40% 20% 0%

1 класс Г (2009-2010 г) 1 класс В (2009-2010 г) К ниже нормы ■ норма Я выше нормы

Рис. 8. Результаты мониторинга коммуникативного развития учащихся 1 классов

(кооперация)

Методика «Узор под диктовку» Г. А. Цукерман (возраст 6,5 - 7 пет) Методика «.Дорога к дому»(модифицированное задание «Архитектор-строитель») (10-11 лет)

Цель:

выявление уровня сформированности действия по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности.

Динамика развития коммуникативных УУД учащихся (интериоризации)

50%

(учитель Семенова М. В.) 50%

35%

1 В класс (2009 г) 3 В класс (2011-2012 г) ■ ниже нормы ■ норма ■ выше нормы

Рас. 9. Результаты мониторинга коммуникативного развития учащихся 1 классов

(кооперация)

МетоОика г Узор поО Оиктовку» Г. А. Цукерман (возраст 6.5-7 лет) МетоОика «Дорога к дому* (иоОифииированное заСание «Архитектор-строитель*) (10-11 лет)

выявление уровня сформированности действия по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности.

Динамика развития коммуникативных УУД учащихся (интериоризации)

50%

(учитель Семенова М. В.)

*г----------

50% 40% 30% 20% 10% 0%

1 В класс (2009 г)

3 В класс (2011-2012 г)

■ ниже нормы ■ норма ■ выше нормы

Рис. 10. Динамика развития коммуникативных УУД учащихся (интериоризации)

Цель.-

М етоОиха »Узор поО Оиктовку» Г. А. Цукерман (возраст в.5 - 7 пет) МетоОика «Дорога к Ооыу» (нотифицированное заОание г Архитектор-строитель») (10-11 лет)

выявление уровня сформированности действия по передаче информации и отображению предметного содержания и условии деятельности.

Динамика развития

коммуникативных УУД учащихся (интериоризации)

50%

(учитель Семенова М. в.) 50%

35%

50% Г 40% 30%

20% К. 10% 0%

1 В класс (2009 г) 3 В класс (2011-2012 г) Р ниже нормы ■ норма ■ выше нормы

Рис. 11. Динамика развития коммуникативных УУД учащихся (интериоризсщии)

Цель.

МвтоОика *УЗор поО Оитовку» г. а. Цукернан (возраст в.5- 7 лет; Методика «Дорогак Ооыу» (нотифицированное задание вАрхитеюпор-строитель») (10-11 лет)

выявление уровня сформированности действия по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности.

Динамика развития коммуникативных УУД учащихся (интериоризации)

50%

(учитель Семенова М. В.) "50%-

50% 40% 30% 20% 10% 0%

1 В класс (2009 г) 3 В класс (2011-2012 г) ■ ниже нормы и норма ■ выше нормы

Рис. 12. Динамика развития коммуникативных УУДучагцихся (интериоризсщии)

Выводы и заключение.

Сравнительный анализ результатов педагогической диагностики выявил стабильный рост показателей уровня сформированности коммуникативных УУД.

Предложенная нами система работы по формированию коммуникативных УУД средствами надпредметного курса «Мир деятельности» является универсальным средством развития коммуникативных способностей учащихся, т.к.:

• обеспечивает системное освоение учащимися общих способов коммуникативных УУД в рамках надпредметного курса «Мир деятельности»;

• делает возможным сознательное применение детьми общих способов коммуникативных УУД на уроках и во внеурочной деятельности, проведение их самоконтроля и коррекции

• позволяет на каждом уроке проводить работу по освоению всего комплекса коммуникативных УУД.

Реализация на практике содержания надпредметного курса «Мир

деятельности» позволила нам отойти от

традиционных представлений о видах коммуникации (говорение, слушание, чтение, письмо) и развивать коммуникативные способности детей комплексно, основываясь на главных составляющих коммуникативной линии курса.

Такую же работу можно организовать, работая по другим содержательно -методическим линиям.

Формирование универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных - в учебном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных предметов. Во внеурочной деятельности через систему внеклассных мероприятий, кружковой работы.

Построение занятий надпредметного курса «Мир деятельности» и уроков в технологии деятельностного метода способствует гармоничному вхождению ребенка в образовательный процесс, повышению мотивации детей к осознанному учению и саморазвитию, обеспечивает условия сохранения здоровья и эмоционального благополучия школьников.

7шР Литература

1- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли / под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008.

2. Программа надпредметного курса «Мир деятельности» по формированию универсальных учебных действий у учащихся 1 -4 классов общеобразовательной начальной школы // Школа 2000. URL: https://www.sch2000.ru/programs/mir-dejatelnosti/programma-mid/

3. Мир деятельности. Методические рекомендации к надпредметному курсу. 1 класс / Под ред. Л.Г. Петерсон. М. : Национальное образование, 2011.

4. Петерсон Л.Г. Программа «Учусь учиться» по математике для 1-4 классов начальной школы по образовательной системе деятельностного метода обучения «Школа 20002 / Л.Г. Петерсон. М. , 2007.

5. Центр системно-деятельностной педагогики «школа 2000...» АПКиППРО РФ Научный руководитель Л.Г.Петерсон // Школа 2000. URL: https://www.sch2000.ru/

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Конова И.А. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий средствами надпредметного курса «Мир деятельности» / И.А. Конова // Актуальные проблемы педагогики и психологии. 2022. Том 3. № 8. С. 17-29.

Сведения об авторе Конова Ирина Анатольевна

учитель начальных классов МБОУ СОШ №21

Ковров, Владимирская область, Россия. IrIchka-33@mail.ru

ACTUAL PROBLEMS OF PEDAGOGY AND PSYCHOLOGY 2022, vol. 3, no. 8, pp. 17-29.

FORMATION OF COMMUNICATIVE UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS BY MEANS OF THE SUPRA-SUBJECT COURSE "THE WORLD OF ACTIVITY"

Konova I.A.

primary school teacher Secondary school no. 21

Kovrov, Vladimir region, Russia. IrIchka-33@mail.ru

Abstract. The author presents the experience of primary school teachers of secondary school No. 21 in Kovrov, Vladimir region. A comparative analysis of the results of pedagogical diagnostics revealed a stable increase in indicators of the level of formation of communicative universal educational actions.

The system of work proposed by us on the formation of communicative universal educational actions by means of the supra-subject course "World of Activity" is a universal means of developing students' communicative abilities, because: it provides students with systematic mastering of general methods of communicative universal educational actions within the framework of the supra-subject course "World of Activity"; makes it possible for children to consciously use common methods of communicative universal educational actions in the classroom and in extracurricular activities, conducting their self-control and correction allows them to work on mastering the entire complex of communicative universal educational actions at each lesson. The implementation in practice of the content of the over-subject course "The World of Activity" allowed us to move away from traditional ideas about the types of communication (speaking, listening, reading, writing) and develop children's communicative abilities comprehensively, based on the main components of the communicative line of the course.

Keywords: universal learning activities, children's communicative abilities, communicative universal learning activities, the World of Activity course.

References

1. Kak proektirovat universalnyie uchebnyie deystviya v nachalnoy shkole: ot deystviya k myisli /pod red. A.G. Asmolova [How to design universal educational actions in primary school: from action to thought / edited by A.G. Asmolov]. Moscow, 2008. (In Russ.).

2. Programma nadpredmetnogo kursa «Mir deyatelnosti» po formirovaniyu universalnyih uchebnyih deystviy u uchaschihsya 1-4 klassov obscheobrazovatelnoy nachalnoy shkolyi [The program of the post-subject course "The World of activity" on the formation of universal educational actions for students of grades 1-4 of a comprehensive primary school]. Shkola 2000 [School 2000]. Available at: https://www.sch2000.ru/programs/mir-dejatelnosti/programma-mid/ (In Russ.).

3. Mir deyatelnosti. Metodicheskie rekomendatsii k nadpredmetnomu kursu. 1 klass / Pod red. L.G. Peterson [The world of activity. Methodological recommendations for the post-subject course. 1st class / Edited by L.G. Peterson]. Moscow, 2011. (In Russ.).

4. Peterson L.G. Programma «Uchus uchitsya» po matematike dlya 1-4 klassov nachalnoy shkolyi po obrazovatelnoy sisteme deyatelnostnogo metoda obucheniya «Shkola 20002 [Peterson L.G. The program "Learning to learn" in mathematics for grades 1-4 of primary school according to the educational system of the activity method of teaching "School 20002"]. Moscow, 2007. (In Russ.).

5. Tsentr sistemno-deyatelnostnoy pedagogiki «shkola 2000...» Nauchnyiy rukovoditel L.G.Peterson [The Center of system-activity pedagogy "school 2000 ...". Supervisor L.G. Peterson]. Shkola 2000 [School 2000]. Available at: https://www.sch2000.ru/

(In Russ.).

Information about the author Konova Irina Anatolyevna

primary school teacher Secondary school no. 21

Kovrov, Vladimir region, Russia. IrIchka-33@mail.ru

Поступила в редакцию 25.05.2022. Прошла рецензирование и рекомендована к опубликованию 28.07.2022.

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция - Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная -https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.