Кроме того, использование качественных исследований для понимания различий между группами студентов и их опыта, вероятно, отобразит области роста.
Наконец, более конкретный взгляд на компоненты коучинга, влияющие на студента (например, навыки, самоэффективность, устойчивость) и динамику отношений коучинга (например, рабочий потенциал, опыт коуча и обучени), позволил бы лучше понять внутреннюю работу опыта и практики коучинга.
Таким образом, подобная программа поможет уделять повышенное внимание академически уязвимым группам студентов, чтобы улучшить их академическую успеваемость и, в конечном счете, избежать их отчисления.
Образование в таком подходе помогает учащимся поверить в свои силы, максимально раскрыть и использовать свой личный потенциал. Существует огромное множество приемов в коучинге.
Во взаимодействии со студентами, в первую очередь, следует отметить так называемые коучинговые вопросы с применением макро- и микромоделей (GROW, SMART и проч.), что позволяет помочь поставить перед собой конкретную цель, исследовать реальность и возможности для ее достижения [5, с. 1148].
Выводы. Подводя итоги, учитывая все приведенные выше аргументы, можно прийти к однозначному выводу о значимости применения коучинга в развитии социально-профессиональной компетенции. Применение коучингового подхода в работе со студентами помогает им максимально эффективно и мягко пройти процесс взросления, научиться ставить перед собой цели и достигать их самостоятельно. Главной задачей такого взаимодействия является развитие творческого потенциала, уверенности в себе, осознание своей уникальности, развитие самостоятельности и ответственности.
Литература:
1. Волчегорская Е.Ю., Хабибулина М.Б. Теоретические аспекты коучингового сопровождения профессионального становления студентов педколледжа // Балтийский гуманитарный журнал. - 2020. - № 3 (32). - С. 195-198.
2. Лялюк А.В., Шапошникова Т.Л. FMEA-Анализ социально-профессиональной компетентности в структуре мониторинга личностно-профессионального развития студента // Самарский научный вестник. -2020. - №4 (29). - С. 258-262.
3. Семенова, И.В. Модели компетенций на государственной службе: зарубежный опыт / И.В. Семенова // Общество: социология, психология, педагогика. - 2018. - № 9. - С. 26-28.
4. Торбеева А.П. Коуч-технология в сфере среднего профессионального образования // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия 1: Психологические и педагогические науки. 2015. № 2. С. 87-92.
5. Сорокопуд, Ю.В. Педагогика высшей школы / Ю.В. Сорокопуд. - Ростов н/Д, 2011. - 541 с.
6. Bonaccorsi, A. The determinants of research performance in European universities: a large-scale multilevel analysis / A. Bonaccorsi, L. Secondi // Scientiometrics. - 2017. - Vol. 112. - Р. 1147-1178.
Педагогика
УДК 373.31
кандидат психологических наук, доцент Зайцева Светлана Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студентка факультета психологии и педагогики Лыкова Полина Олеговна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); студентка факультета психологии и педагогики Шулкина Дарья Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННЫХ УРОКОВ
Аннотация. Главной целью общества в условиях модернизации образования является воспитание личности, умеющей работать в команде, коллективе, принимать управленческие и организаторские решения. Этому необходимо учить, начиная с начальной ступени школы. С настоящее время акцент в преподавании в начальной школе смещается в сторону геймификации образования, использования нетрадиционных форм проведения уроков, задействование обучающихся в целеполагании, планировании, рефлексивном этапе урока. Урок технологии является универсальным средством как для формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников, поскольку является «легким» уроком, относительно свободным от дисциплинарных рамок, так и для реализации творческой активности педагога и коллектива обучающихся. Таким образом, целью нашей статьи является исследование возможности нестандартных уроков технологии как средства формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
Ключевые слова: коммуникативные универсальные учебные действия, развитие личности младшего школьника, уроки технологии в начальной школе, нетрадиционный урок.
Annotation. The main goal of society in the context of modernization of education is the upbringing of a person who knows how to work in a team, a team, make managerial and organizational decisions. This must be taught from the elementary school level. Nowadays, the emphasis in teaching in primary school is shifting towards the gamification of education, the use of non-traditional forms of conducting lessons, the involvement of students in goal-setting, planning, and reflective stages of the lesson. The technology lesson is a universal means both for the formation of communicative universal educational actions of junior schoolchildren, since it is an "easy" lesson, relatively free from disciplinary frameworks, and for the implementation of the creative activity of the teacher and the
collective of students. Thus, the purpose of our article is to study the possibility of non-standard technology lessons as a means of forming communicative universal educational actions of younger students.
Keywords: communicative universal educational actions, personality development of a younger student, technology lessons in elementary school, non-traditional lesson.
Введение. Главнейшей задачей образования на современном этапе является задача формирования у обучающихся, начиная с начальной школы, умения вести коммуникацию со всеми участниками образовательных отношений - учителем и товарищами по классу. В связи с этим, акценты на уроке переключаются с образовательного отношения «учитель - ученик», на отношение «ученик - другие ученики». Это и является основным проявлением как субъект-субъектного, так и компетентностного подхода в образовании, что закреплено как основное требование Федерального государственного образовательного стандарта.
При грамотном методическом, содержательном сопровождении учителя предметная область «Технология» может оказаться важнейшим инструментом формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников. Общение между учениками на уроках технологии организуется более неформально, чем на других уроках, занимает по времени большую часть урока. Коммуникация происходит и при обсуждении поставленной задачи, и в процессе выбора материалов для поделок, и при определении способа реализации и представления изделия.
Кроме того, при использовании нестандартных форм проведения уроков технологии, игровых технологий и заданий, общение, а, соответственно, формирование коммуникативных универсальных учебных действий будет проходить эффективнее.
Таким образом, целью нашей статьи является исследование возможности нестандартных уроков технологии как средства формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
Анализ современных исследований за последние два года позволил нам определить направления изучения коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
Большой спектр работ посвящен анализу формирования коммуникативных универсальных учебных действий в целом, как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Это исследования А.О. Титовой [18], О.В. Агеевой и Е.В. Фроловой [1], Н.Ю. Чернышовой, С.В. Новиковой [20].
Многие авторы обращают внимание на эффективность использования определенных методов, технологий обучения при формировании коммуникативных универсальных учебных действий. Проектные технологии и метод проектов анализировали Н.В. Иванова, Е.В. Минаева, Г.Н. Климова[7]; акцент на различных игровых технологиях и приемах в процессе формирования коммуникативных универсальных учебных действий расставили Е.Г. Метелева [11], О.В. Колесова [9]. О творчестве как о важнейшем компоненте формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников писали Т.П. Томская [19] и Н.А. Инсапова [8]. На сотрудничество младших школьников как на главный элемент формирования коммуникативных универсальных учебных действий указывали О.В. Белоус и М.В. Фарашян [2], Т.А. Рунова, Е.Г. Гуцу и М.Д. Няголова [16].
Вопрос подготовки педагога к процессу формирования коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности освещали в статьях Ю.В. Гольцова [3], А.Н. Кошербаева, Ю.Ю. Суровицкая, К.К. Куламбаева [10], А.В. Молокова, Т.В. Смолеусова, Е.В. Погребняк, Н.С. Лукашенко, Н.Н. Понуровская [12].
Исследователи не обходят вниманием проблему формирования коммуникативных универсальных учебных действий в условиях инклюзивного образования [4; 15].
Предметный принцип формирования коммуникативных универсальных учебных действий используют А.А. Захарова [6], С.А. Пестрецова, В.Н. Болдырихина [14], Смирнова И.Е. [17]. При этом мы отмечаем, что, если проблему формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики, русского языка, литературного чтения, окружающего мира, иностранного языка поднимают многие исследователи, то урок технологии в качестве основного при формировании коммуникативных универсальных учебных действий практически не используется [5; 13].
Таким образом, мы определили, что проблема формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках технологии в начальной школе остается актуальной и требует дальнейшего исследования.
Изложение основного материала статьи. Анализ литературы позволил нам сделать вывод о том, что к коммуникативным учебным действиям будут относиться:
- действия, связанные с планированием взаимного учебного сотрудничества как со сверстниками, так и со взрослыми;
- обозначение проблемы в процессе работы в группе;
- разрешение конфликтов, куда будет входить понимание и обозначение причин конфликтов, поиск путей и самостоятельное разрешение;
- управление поведением партнера, включающее контроль, коррекцию, оценку действий;
- полно и точно выражать свою точку зрения;
- владение речевыми нормами.
Поскольку основным средством формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках технологии мы определили нестандартный урок, остановимся подробнее на его характеристиках.
К важным особенностям нетрадиционного урока и отличия его от классической формы проведения занятий является четкая постановка развивающей цели урока самими обучающимися, использование групповых форм учебной работы, эмоциональность и неформальность, проблемные ситуации. Все это необходимо для формирования и поддержания познавательного интереса и активности обучающихся на протяжении всей деятельности.
В процессе подготовки и проведения нестандартного урока обязательно использование дополнительного учебного материала, информационно-коммуникативных технологий, творческих заданий.
В качестве основного формирующего инструмента в рамках нестандартного урока используется рефлексивное дифференцированное оценивание деятельности каждого обучающегося на протяжении всего времени урока.
Мы проанализировали возможности урока технологии с точки зрения включения в него нестандартных уроков или заданий и определили несколько типов учебной активности обучающихся.
1. Составление различных памяток. Это работа может осуществляться как индивидуально каждым, так и в процессе групповой деятельности.
2. Совместная подготовка сообщений и презентаций по истории создания материалов, инструментов, народных промыслов.
3. Объяснения смысла пословиц, поговорок, высказываний.
4. Составление кроссвордов по группам и разгадывание их.
5. Составление нестандартных вопросов по определенной теме.
К технологиям формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках технологии будут относиться технологии инициативного сотрудничества (разделение функций и заданий в группе), взаимодействия (совместный контроль, корректировка и оценка деятельности группы) и управление коммуникацией (составление и работа с различными алгоритмами в группе).
Такие задания и технологии будут способствовать формированию всех видов коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
Наш эксперимент включал три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. В эксперименте принимали участие 30 школьников 2 класса школы г. Нижнего Новгорода.
С целью определения исходного уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий мы использовали следующий диагностический инстументарий: методику «Кто прав?» (модифицированная методика Цукерман Г.А. и др.), анкету для оценки коммуникативных и организаторских склонностей (Федрищин Б.А.), методику Г.А. Цукерман «Рукавичка» (модифицированная нами).
Анализ результатов показал, что высокий уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий выявлен у 18% обучающихся. На среднем уровне находятся 53% и на низком уровне 29% второклассников. В целом, можно отметить низкий уровень организаторских способностей и недостаточное владение речевыми навыками для аргументации своей точки зрения.
На этапе формирующего эксперимента мы организовали и провели 5 нестандартных уроков по технологии. Опишем особенности данных уроков.
1 урок «Бумагопластика. Конструирование по образцу». Всех обучающихся мы разделили на группы для выполнения необычной поделки из бумаги. Поскольку это был первый из серии уроков, мы предложили образец для творчества. Перед уроком второклассники выбрали командира группы. У некоторых ребят возникли противоречия, многие хотели стать командиром, но не учитывали собственные возможности.
В ходе урока дети отвечали индивидуально, многие пытались дать полный ответ. Практическую работу учащиеся выполняли в учебных группах, однако групповое взаимодействие не всегда было эффективным во всех группах. Возникали споры и конфликты, разрешить которые обучающиеся без участия взрослого не смогли.
2 урок «Обрывная аппликация. Изготовление декоративной ветки с цветами». На данном уроке мы попытались организовать деятельность по контролю и оцениванию собственной деятельности и работы других групп. Была включена музыка, и пока она играла, каждая команда составляла узор из растительных элементов. Критерии оценки узора обучающиеся сформулировали сами и записали на доске в виде схемы. Каждая команда оценивала работу своих соперников. На листочке участники команд записывали свои замечания, пожелания и то, что им особенно понравилось.
3 урок «Аппликация «Чудо-дерево»». Целью данного урока было обучить младших школьников составлению плана работы по группам и дальнейшему его использованию в процессе изготовления аппликации. Для активизации обучающихся мы использовали групповую дидактическую игру «Составь узор» и прием «составление кроссворда». Затем каждая группа составила план работы над своей поделкой.
После составления плана второклассники начали выполнять поделку. Они самостоятельно выбрали организатора группы и выполняли практическую работу поэтапно. Велось активное обсуждение задания, предлагались варианты решения практической задачи.
4 урок «Такая разная аппликация». На этом этапе урока ученики рассматривали рисунок с изображением цветов, выполненных в разной технике аппликации, и отвечали на вопросы. Участникам каждой группы было дано задание по составлению плана работы. Учащиеся выполняли практическую работу в группах в соответствии с алгоритмом. В каждой группе было замечено взаимодействие участников, каждый нес ответственность за свою часть работы.
5 урок «День Космонавтики». Класс был поделен на 4 команды.
Перед каждой командой были материалы для работы: природные материалы, кусочки ткани разных цветов, листы цветного картона и бумаги, клей, ножницы, нитки, иголки, пуговицы.
Урок на тему аппликации был построен по схеме путешествия. Ученики представили себя пассажирами волшебного поезда, путешествующего во времени. Дети знакомились с видами аппликаций, историей ее возникновения и особенностями изготовления. После беседы учащимся было предложено изготовить аппликацию на выбор: из ткани, бумаги, природных материалов. Было выдвинуто строгое требование: «Не делать одинаковые работы» и поставлено условие: «Составить сказку или рассказ к готовой работе». Ученики проговорили правила работы в команде и принялись к выполнению задания.
Выводы. На контрольном этапе эксперимента мы использовали те же диагностические методики. Анализ результатов показал существенную положительную динамику. Только 15% обучающихся показали низкий уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий. 26% обучающихся можно отнести к высокому уровню сформированности коммуникативных универсальных учебных действий, 59% обучающихся показали средний уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий.
Таким образом, мы доказали, что нетрадиционный урок технологии является эффективным средством формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.
Литература:
1. Агеева О.В., Фролова Е.В. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников / В сб. Педагогика и психология в современном мире: теоретические и практические исследования. Сборник статей по материалам XXI международной научно-практической конференции. Челябинск, 2019. С. 51-54.
2. Белоус О.В., Фарашян М.В. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников путем технологии сотрудничества // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2019. Т.8. №1-1. С. 169-176.
3. Гольцова Ю.В. Деятельность учителя по формированию коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников / В сб.: Начальное образование сегодня и завтра. Сб.статей по итогам VI Международной научно-практической конференции педагогов и студентов. Челябинск, 2020. С. 73-77.
4. Дуда И.В. Формирование коммуникативных УУД младших школьников в условиях инклюзивного образования: аксиологический аспект // Балтийский гуманитарный журнал. 2020. Т.9. №2 (31). С. 74-77.
5. Зайцева С.А., Красильникова Л.В. Диагностические и развивающие возможности урока технологии в начальной школе // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №64-1. С. 123-126.
6. Захарова А.А. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе // В сб.: Ребенок в языковом и образовательном пространстве. Сб. материалов Х Всероссийской студенческой научной конференции, посвященной памяти профессора З.П. Ларских. Елец, 2020. С. 184-188.
7. Иванова Н.В., Минаева Е.В., Климова Г.В. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников в учебной и проектной деятельности // Науки и практика регионов. 2019. №4 (17). С. 96-101.
8. Инсапова Н.А. Формирование у младших школьников коммуникативных универсальных учебных действий средствами заданий творческого характера / В сб.: Развитие креативности личности в современном мультикультурном пространстве. Сб. материалов Международной научно-практической конференции. Елец, 2019. С. 122-126.
9. Колесова О.В., Зырянинова Н.Ю. Развитие коммуникативно-речевых умений младших школьников при работе со сказкой / В сб.: Дошкольное и начальное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. Сб. статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции. Н. Новгород, 2018. С. 91-94.
10. Кошербаева А.Н., Суровицкая Ю.Ю., Куламбаева К.К. Педагогические условия формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников // Вестник Омского регионального института. 2019. №1. С. 232-235.
11. Метелева Е.Г. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников средствами театрализованной игры / В сб.: Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки. Сб. статей по материалам LXXIX студенческой международной научно-практической конференции. Улан-Уде, 2019. С. 42-46.
12. Молокова А.В., Смолеусова Т.В., Погребняк Е.В., Лукашенко Н.С., Понуровская Н.Н. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся: рекомендации учителю // Сибирский учитель. 2019. №4 (125). С. 14-24.
13. Мосунова А.А. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках технологии // Студенческая наука и XXI век. 2020. Т.17 №1-2 (19). С. 371-373.
14. Пестрецова С.А., Болдырихина В.Н. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников при изучении учебного предмета «Окружающий мир» // Наука и образование. 2019. Т.2. №2. С. 119.
15. Примакова Т.А., Игнатьева С.А. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи во внеурочной деятельности // Интегративные тенденции в медицине и образовании. 2019. Т. 3. С. 90-95.
16. Рунова Т.А., Гуцу Е.Г., Няголова М.Д. Исследование становления отношений учебного сотрудничества младших школьников // Вестник Мининского университета. 2019. Т.7. №3. С. 12.
17. Смирнова И.Е. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках английского языка // Инновации в науке. 2019. №4 (92). С. 18-19.
18. Титова А.О. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников // Аллея науки. 2019.Т.2. №2 (29). С. 877-880.
19. Томская Т.П. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на основе творческих заданий / В сб.: Реализация ФГОС в начальной школе: инновационные подходы к организации образовательного процесс. Сб. трудов Републиканской научно-методической конференции. Якутск, 2019. С. 172-174.
20. Чернышова Н.Ю., Новикова С.В. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников во внеурочной деятельности / В сб. Наука и молодежь - 2019: взгляд в будущее. Международный научно-практический форум. Оренбург, 2019. С. 177-180.
Педагогика
УДК 372.881.1:373.3
магистрант Захарова Майя Родионовна
Северо-Восточный Федеральный университет имени М.К. Аммосова (г. Якутск); кандидат педагогических наук, доцент Ушницкая Виктория Вильямовна
Северо-Восточный Федеральный университет имени М.К. Аммосова (г. Якутск)
ФОРМИРОВАНИЕ ИНОЯЗЫЧНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРАТИВНОГО ПОДХОДА
Аннотация. Усвоение иностранного языка в младшем школьном возрасте является наиболее актуальным и оптимальным. Формирование иноязычных коммуникативных компетенций младших школьников при обучении иностранному языку играет значительную роль и должно быть ориентировано на развитие личности. В статье раскрываются особенности и возможности интегративного подхода к формированию коммуникативных компетенций у младших школьников посредством приобщения их к якутской национальной культуре на уроках английского языка. Автор представляет разработанную им рабочую тетрадь по английскому языку на основе интегративного подхода, направленную на изучение Республики Саха (Якутия), ее истории, культуры и традиций.