UDC 621.865.8
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД НА УРОКАХ ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
ПО ФГОС
Лилия Васильевна ШТЕРБОВА
Перхушковская ООШ Одинцовского муниципального района
Жаворонки, Россия
Abstract
Статья посвящена теоретико-методологическим аспектам формирования коммуникативных универсальных учебный действий на уроках чтения в начальной школе по федеральному государственному образовательному стандарту. Автором обозначена актуальность темы и цель исследования. Изучена сущность коммуникативных универсальных учебный действий, их виды. Обозначены ключевые условия формирования коммуникативных универсальных учебный действий на уроках чтения в начальной школе. Сделан акцент на значимости совместно-разделенной (групповой) деятельности с динамикой ролей. Конкретизирована роль учителя в процессе формирования коммуникативных универсальных учебный действий на уроках чтения с использованием технологии учебного сотрудничества.
Keywords: коммуникативные универсальные учебные действия, урок чтения, начальная школа, групповая деятельность, сотрудничество, младшие школьники.
Introduction.
На современном этапе перед школой стоит задача формирования личности, готовой к жизни в быстро и постоянно меняющемся мире, в высокоразвитой информационной среде, к непрерывному саморазвитию и возможности получения дальнейшего образования. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее - ФГОС НОО [1]) установил требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу: предметным, личностным, метапредметным, которые включают усвоенные обучающимися учебные универсальные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими базис умения учиться. В их числе - коммуникативные универсальные учебные действия (далее -коммуникативные УУД), которые обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми [2, с. 42].
Запрос системы российского образования, а также общества в формировании коммуникативных универсальных учебных действий учащихся, являющихся одной из базисных составляющих УУД, обусловил развитие научно-исследовательских практик в данном направлении. Так, проблема коммуникативных УУД развивалась в исследованиях А. Ф. Ануфриева, В. Г. Атласовой, А.Г. Асмолова, Г. В. Бурменской, И.А. Володарской, И. В. Дубровиной, В.С. Казанской, О.А. Карабановой, Е.В. Коротаевой, А.Н. Корневой, С.Н. Костроминой, Г.Ф. Кумариной, Р.В. Овчаровой, И.Н. Садовниковой, Н.Г. Салминой, А.Г. Самохваловой, А.В. Ястребовой, О.А. Яшновой и др.
Целью данной статьи является исследование теоретико-методологических аспектов формирования коммуникативных УУД в начальной школе на уроках чтения. Как учебный предмет, чтение располагает таким сильным средством воздействия на личность, как художественная литература. Она несет в себе колоссальный развивающий и педагогический потенциал: «приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, облагораживает чувства; чем глубже и полнее воспринято читателем то или иное произведение, тем больше воздействие на личность оно оказывает» [9, с. 114].
Materials and methods.
В соответствии с культурно-исторической теорией Л.С. Выготского, коммуникативная деятельность представляет собой «взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата» [6, с. 22]. С позиции ряда исследователей, например, И.А. Зимней, А.А. Леонтьева, А.Р. Лурии, Р.М. Фрумкиной и пр., для полноценного общения человек должен располагать умениями правильно и быстро ориентироваться в условиях общения, спланировать свою речь, выбрать содержание общений, найти адекватные языковые средства для передачи мысли и обеспечить обратную связь.
Результативное и продуктивное взаимодействие детей младшего школьного возраста со сверстниками и взрослыми обеспечиваются коммуникативные УУД, содержание которых было детальное представлено в трудах А.Г. Асмолова. А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская и Г.В. Володарская под коммуникативными универсальными учебными действиями понимают умение учащихся слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, умение формировать и доносить до других свои мысли, умение сравнивать разные точки зрения и отстаивать свою позицию. Кроме того, коммуникативные УУД позволяют обеспечить социальную компетентность и учет позиций других людей, партнеров по общению или деятельности, умение интегрироваться в группу сверстников, умение работать с информацией и конструктивно решать конфликтны, умение планировать общие способы работы.
Results and discussion.
Кроме того, как отмечают О.А. Дроздова и Т.А. Смирнова, коммуникативные универсальные учебные действия имеют особое влияние на развитие учебной самостоятельности детей, что соотносится с требования ФГОС НОО о необходимости формирования умения учиться и способности в организации своей деятельности». Данный тезис обуславливается следующими аспектами [4, с. 183]:
1. Обучающим аспектом: овладение младшими школьниками диалогической и монологической формами речи, умение обмениваться знаниями внутри коллектива при принятии результативных общих решений, умение получать посредством вопросов необходимую информацию и работать с ней, умение излагать мысли в письменной и устной формах.
2. Развивающий аспект: умение прогнозировать мнения других людей, способность к саморазвитию и рефлексии.
3. Воспитательный аспект: умение уважительно относиться к партнеру по общению, способность взять инициативу на себя при организации и принятии коллективного решения, умение адекватно реагировать на мнения и нужды других людей, стремление доверять и помогать друг другу в выполнении задания.
4. Социальный аспект: умение понимать и адекватно реагировать на мнения, не совпадающие с личной точкой зрения младшего школьника, понимание и осознание существования различных точек зрения и умение вырабатывать коллективную позицию, обосновать, доказать свое мнение, способность организовывать деловые отношения и результативное сотрудничество, умение обеспечить бесконфликтную работу в команде.
Эффективность коммуникативной деятельности младших школьников обусловлена требованиями ФГОС. Авторы ФГОС НОО предлагают определять коммуникацию не только как обмен информацией, но и смысловой аспект общения и социального взаимодействия, начиная с установления контактов до сложных видов кооперации и налаживания межличностных связей. Следовательно, о коммуникации целесообразно говорить, как о многоаспектном явлении. В этой связи, коммуникативные УУД учащихся подразделяются на три базовых вида: коммуникация как взаимодействие (коммуникативные действия, направленные на учет позиций собеседника или партнера по деятельности), коммуникация как кооперация (согласование усилий по достижению общей цели) и коммуникация как условие интериоризация (коммуникативно-речевые действия, которые служат средством передачи информации другим людям) [8, с. 44]. Перенося названное в контексте темы исследования, коммуникативные УУД младших школьников на уроках чтения целесообразно подразделять на четыре следующих вида: сотрудничество и кооперация (чтение как коммуникация - по
цепочке и по ролям), интеллектуальный аспект коммуникации - учет позиции собеседника (обоснование строчками из текста, заявленного «чужого» мнения), постановка вопросов по изучаемому произведению и речевые умения (участие в диалоге, дискуссии о героях и их поступках, умение находить в тексте произведения диалоги героев, читать по ролям, передавать особенности образов героев, владение монологической речью, оформлять свои мысли в устной и письменной форме).
По мнению педагога-практика А.С. Барановой, наиболее оптимальными условиями формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках чтения в начальной школе по ФГОС НОО являются: 1) организация деятельности младшего школьника в рамках проблемной ситуации, учебной задачи, ситуации затруднения, что в целом формирует поисковый характер образовательной деятельности и создает условия для формирования потребности в речи; 2) использование в образовательном процессе диалоговый ситуаций, которые будут способствовать развитию диалоговой речи; 3) использование частых обсуждений личных впечатлений об изученном, прочитанном и пр.; 4) применение элементов мотивации учащихся, например, через поощрение за удачный вопрос, удачную реплику, высказывание; 5) создание условий психологической безопасности; 6) организация совместной деятельности, учебно-содержательного общения [3, с. 146]. В отношении последнего аспекта интересную мысль высказывает еще один педагог-практик Н.И. Троицкая. Она отмечает, что совместная деятельность учащихся на уроке чтения будет эффективной лишь в случае построения ее по формату совместно-разделенной деятельности с динамикой ролей. При этом, максимальный эффект будет достигнут в случае соблюдения следующих психолого-педагогических условий: «отношение между младшими школьниками, которые объединяются в группу, должны быть положительными или нейтральными; групповое обучение будет эффективным при организации совместной деятельности с динамикой ролей; необходимо разработать и последовательно предъявлять систему, задач, которая создаст возможность смены ролевых функций при решении каждой задачи; эффективность сотрудничества определяется возможностями обмена мнениями, анализировать и обсуждать действия партнеров в процессе постановки и решения задач; каждый член группы, вне зависимости от выполняемой им роли, должен участвовать в практической реализации замысла; в группы следует объединять младших школьников с разными, но достаточно близкими исходными уровнями развития обобщения в отношении реализуемой учебной цели» [7, с. 291].
Педагог практик О.А. Лекомцева делает также акцент на том, что при формировании коммуникативным УУД на уроках чтения и русского языка в начальной школе необходимо комбинировать элементы известных концепций и технологий: личностно-ориентированной технологии, технологии сотрудничества, технологии коммуникативного общения и пр. Она в своей практике отводит особую роль именно второму аспекту, осуществляя механизм учебного сотрудничества через организацию на уроке групповой формы работы в трех форматах: парная работа (когда двое младших школьников выполняют какое-либо задание, сотрудничая друг с другом), единая групповая (младшие школьники в небольших группах совместно выполняют задание), дифференцированная групповая (у каждой группы свое задание, но все они подчинены единой цели) [5, с. 101].
На наш взгляд, аспект сотрудничества также должен быть задействован в системе «учитель -учащиеся». Так, вслед за В.Я. Лаудисом, В. П. Панюшкиным, Л. И. Омельченко и другими авторами, следует говорить о том, что по мере перехода от одного функционального компонента учебной деятельности к другому, осуществляется трансформация форм сотрудничества учителя с младшими школьниками друг с другом. Это позволяет обеспечивать высокую включенность детей в учебный процесс, актуализацию и развитию мотивов учения, а также мотивов достижения, сотрудничества, творчества и самореализации. При этом важно учитывать, что эффективность такой модели взаимодействия в целях результативного формирования коммуникативных УУД на уроках чтения в начальной школе будет достигнута при условии, что будет иметь место, во-первых, последовательная смена совместных форм работы младших школьников с учителем и одноклассниками (групповой метод) в образовательном процессе по мере усвоения детьми новых задач и способов действия, и во-вторых, многообразие форм совместной деятельности, планируемых в соответствии с индивидуально-психологическими, личностными и возрастными особенностями младших школьников и спецификой учебного предмета «Чтение» при сохранении общего принципа утверждения норм взаимного уважения, равенства и сотрудничества всех участников образовательного процесса.
Conclusion.
Актуальность и значимость формирования и развития коммуникативных УУД в начальной школе обусловлена тем, что, во-первых, ключевой в активной мыслительной деятельности младших школьников является способность верно воспринимать информацию и передавать ее другим, а от качества коммуникации, от способности учащегося работать с различными видами текстов, зависит его успеваемость обучения. Из этого следует, что формирование коммуникативных умений должно стать императивной задачей каждого учителя, вне зависимости от преподаваемого им предмета. Во-вторых, коммуникативные УУД особо актуальными становится в условиях организации различных форм сотрудничества между младшими школьниками, без чего невозможно сформировать не только коммуникативные, но и личностные и регулятивные умений. Младших школьник готовиться сотрудничать в социуме, приобретает умения вступать в диалог, принимать участие в совместном обсуждении проблем, обосновывать собственные позиции и высказывания, четко формулировать идеи и мысли, принимать мнение других. Названное требует от младших школьников умений взаимодействовать, организовывать собственную деятельность и деятельность других, а от учителя -подбора актуальные подходов, методов и инструментов, которые позволят результативно сформировать эти умения, а также соблюдения ключевых психолого-педагогических условий.
References
1. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 31.12.2015) "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 N 15785) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 12, 22.03.2010
2. Асмолов А. Г. Бурменская Г. В, Володарская И. А. и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Бурменская И. А. Володарская и др. // Просвещение, 2011. - 284 с.
3. Баранова А.С. Развитие коммуникативных УУД через групповую деятельность на уроках литературного чтения в начальной школе // Символ науки. - 2015. - №9-2. - С. 146-147.
4. Дроздова О.А., Смирнова Т.А. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников как ведущий результат обучения // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2016. - №5-1 (59). - С. 182-184.
5. Лекомцева О.А. Развитие коммуникативных универсальных учебный действий на уроках русского языка и литературного чтения в начальной школе // Образование и наука в современных условиях. - Чебоксары: ООО «Центр научного сотрудничества Интерактив плюс». - 2014. - №1. - С. 99101.
6. Лисина М. И. Проблемы онтогенеза общения / Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1986. - 144 с.
7. Троицкая Н.И. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения // Вести науки ТГУ. - 2012. - №1 (8). - С. 289-292.
8. Хакунова Ф.П., Реутова Л.П. Многоаспектность коммуникации как источник происхождения коммуникативных универсальных учебных действий учащихся // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2016. - №2 (178). - С. 43-50.
9. Хопренинова В.А. Формирование ключевых компетенций у младших школьников в процессе анализа художественного текста // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. - 2012. - №4. - С. 110-118.