Научная статья на тему 'Диагностические и развивающие возможности урока технологии в начальной школе'

Диагностические и развивающие возможности урока технологии в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
427
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УРОК ТЕХНОЛОГИИ / ДИАГНОСТИКА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ / РАЗВИТИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ / ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ / TECHNOLOGY LESSON / DIAGNOSIS OF PRIMARY SCHOOLCHILDREN / DEVELOPMENT OF STUDENTS IN PRIMARY SCHOOL / FORMATION OF UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зайцева Светлана Александровна, Красильникова Лариса Владимировна

Статья посвящена особенностям диагностики и формирования универсальных учебных действий младших школьников. В статье описывается и доказывается тезис о том, что урок технологии в начальной школе обладает большим диагностико развивающим потенциалом в рамках современного подхода к обучению младших школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Зайцева Светлана Александровна, Красильникова Лариса Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DIAGNOSTIC AND DEVELOPMENTAL CAPABILITIES OF THE TECHNOLOGY LESSON IN PRIMARY SCHOOL

The article is devoted to the features of diagnosis and the formation of universal educational actions of primary school students. The article describes and proves the thesis that a technology lesson in primary school has great diagnostic and developmental potential within the framework of a modern approach to teaching younger students.

Текст научной работы на тему «Диагностические и развивающие возможности урока технологии в начальной школе»

повседневной жизни. Я считаю, что каждый специалист, в том числе с техническим образованием, должен уметь рассуждать и грамотно выражать свои мысли. Этому учит философия (муж., 19 лет).

— Я от философии жду только того, чтобы внести ясность в некоторые вопросы. Почему что-то называется именно так? Для чего это придумали? Что вообще такое наука философия? Можно прийти для всех к какому-то одному решению в спорных вопросах? Почему я — это я? Для чего всем так нужна философия? Сталкивался я с философией в жизни достаточно часто, но чаще всего не мог прийти к какому-то одному ответу (муж., 22 года).

— Философия одна из важнейших и интереснейших наук, благодаря которой мы можем познавать как мир в целом, так и мир самого человека. Знакомиться с идеями великих ученых, пытаться разобраться в их сути - все это заставляет задумываться, размышлять, а значит - развиваться (жен., 19 лет).

Выводы. Ключевыми компетенциями XXI века признаны 4 «К»: Критическое мышление (решение проблем). Креативность. Коммуникация. Кооперация (командная работа). Изучение курса философии направлено на формирование у студентов культуры мышления, логики, умения анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать. В этой связи использование эссе как эвристического инструмента, который учит мыслить, является необходимым.

Результаты проведенного исследования показали, что преподавателю очень важно в самом начале для формирования интереса к изучению философии связать написание эссе и курс лекций с тем, что студентам легко понять. Эссе по философии — это своего рода возможность для преподавателя получения обратной связи, информации о том, какие философские вопросы вызывают наибольший интерес у студентов, какие ожидания они связывают с изучением философии, какие духовные потребности для них являются актуальными. Кроме того, с помощью эссе можно определить уровень «философской» подготовки студентов к освоению учебной дисциплины. При проведении дискуссий на практических занятиях можно опираться на студентов, знакомых с работами философов и богословов, а следовательно, имеющих более глубокие знания и определенные суждения. У студентов, открывших для себя ценность опыта обыденно-житейской философии, важно сохранить живой интерес к изучению теоретической философии, связав его с удовлетворением потребности в самопознании, осознании ценности жизни и своей индивидуальности. Таким образом, эссе можно использовать в качестве эффективного средства формирования интереса к изучению философии у студентов негуманитарных специальностей.

Литература:

1. Ахметшина Т.И., Корелова С.В., Фаттахова Л.С. Методы эссе и кейс-методы в обучении истории, экономике, географии [Электронный ресурс1 // Всероссийский интернет-портал «Открытый урок: обучение, воспитание, развитие, социализация». URL: https://open-lesson.net/837/ (дата обращения: 10.08.2019 г.).

2. Гаранина О.Д. От обучения к творчеству: роль философии в образовательном процессе // Международный журнал экспериментального образования. 2018. № 4. С. 19-24. URL: http://www.expeducation.ru/ru/article/view?id=11801 (дата обращения: 19.08.2019).

3. Гуторович О.В., Гуторович В.Н. Философия и специфика ее преподавания в вузе // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2016. № 8(70). С. 55-57

4. Прохоров А.М. Большой энциклопедический словарь. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Изд-во Норинт, 2004. 1456 с.

Педагогика

УДК: 372.4

кандидат психологических наук, доцент Зайцева Светлана Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет

имени К. Минина (Мининский университет)» (г. Нижний Новгород);

кандидат педагогических наук, доцент Красильникова Лариса Владимировна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет

имени К. Минина (Мининский университет)» (г. Нижний Новгород)

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ И РАЗВИВАЮЩИЕ ВОЗМОЖНОСТИ УРОКА ТЕХНОЛОГИИ В

НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация. Статья посвящена особенностям диагностики и формирования универсальных учебных действий младших школьников. В статье описывается и доказывается тезис о том, что урок технологии в начальной школе обладает большим диагностико - развивающим потенциалом в рамках современного подхода к обучению младших школьников.

Ключевые слова: урок технологии, диагностика младших школьников, развитие обучающихся в начальной школе, формирование универсальных учебных действий.

Annotation. The article is devoted to the features of diagnosis and the formation of universal educational actions of primary school students. The article describes and proves the thesis that a technology lesson in primary school has great diagnostic and developmental potential within the framework of a modern approach to teaching younger students.

Keywords: technology lesson, diagnosis of primary schoolchildren, development of students in primary school, the formation of universal educational actions.

Введение. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) сказано, что на начальной ступени образования осуществляется «формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку» [6, с. 3-4]. Таким образом, формирование основных новообразований младшего школьного возраста, а именно, планирования и рефлексии, является основной задачей начального образования. Формирование же

универсальных учебных действий является одним из средств развития личности младшего школьника в целом и новообразований младшего школьного возраста, в частности.

Тезис о том, что одним из главных условий эффективного обучения является знание педагогом уровня подготовки и развития учащихся, их индивидуальных особенностей, давно доказан. Понятно, что такое знание позволяет научно обоснованно строить учебно-воспитательный процесс, оптимально решать задачи обучения, планировать систему педагогических воздействий, вносить коррективы в процесс преподавания. Все это усиливает значение диагностической функции в профессиональной деятельности учителя. Ведь руководство развитием личности ребенка требует от него не только знания законов ее развития, но и умения быстро и точно определить индивидуальное своеобразие каждого ученика, оценить его потенциальные возможности.

С введением государственного стандарта 2009 года начальная школа стала отходить от традиционной диагностики, имевшей преимущественно оценочный характер, направленной на изучение обученности школьников. Безусловно, знания и умения учащихся служат мерой эффективности учебно-воспитательного процесса, при этом остается неясным, насколько эффективен сам учебно-воспитательный процесс. Часто оцениваются те или иные возможности ребенка в плане достижения селективных целей. При возникновении неординарных ситуаций учитель вынужден осуществлять оперативную диагностику поступков учеников для решения конфликтов и сложных педагогических моментов. Как правило, полагаясь на свой опыт, педагоги оценивают лишь отдельные стороны личности ребенка без достаточного знания ориентиров диагностики.

Изложение основного материала статьи. Центральной развивающей целью обучения в начальной школе является формирование системы универсальных учебных действий у младших школьников. Успешность работы учителя в этом направлении зависит от того, в какой мере он успешно и сознательно решил диагностическую задачу. Уже на студенческой скамье будущий педагог должен понять, что главная цель диагностики - это умение разобраться в особенностях, уникальных проявлениях школьной жизни, дать оценку этой уникальности, осуществить прогноз и проектирование таких условий, которые обеспечат развитие личности. Объем диагностической работы очень велик, и многих педагогов он страшит уже потому, что требует затрат дополнительного времени плюс к рабочему. Здесь особое значение приобретает проблема поиска того учебного предмета в курсе начальной школы, содержание которого может быть организовано так, чтобы оно максимально способствовало не только развитию детей, но и реализации целей педагогической диагностики.

Предмет «Технология», обладая мощным развивающим потенциалом, в начальной школе выполняет сложнейшую функцию. Одной из особенностей этого предмета является то, что школьник занимается предметно-практической деятельностью. А она, в свою очередь, является необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития младшего ребенка 6-10 лет [5].

Анализ, действующих в настоящее время программ по предметной области «Технология» в начальной школе убедил нас в том, что использование урока технологии в качестве диагностической площадки вполне реально.

В своем анализе мы опирались на методологические аспекты развития детей младшего школьного возраста разработанные в отечественной психолого-педагогической науке еще во второй половине 20 века. В.В. Давыдов в книге «Виды обобщения в обучении» писал, что в младшем школьном возрасте труд по целенаправленному преобразованию природных или искусственных материалов, объектов труда становится формой мышления, причем «в самой полной и чистой его форме теоретического мышления» [1, 235]. Его вывод основан на исследованиях А.Н. Леонтьева, считавшего, что понятийная деятельность возникает у детей не потому, что дети владеют понятиями - «ребенок овладевает понятиями потому, что сама его практика становится понятийной» [4, с. 26].

П.Я. Гальперин в своих работах проследил, как предметные действия преобразуются в мысль, предметные явления превращаются у детей в психические [2].

Особое значение для наших размышлений имели исследования Л.В. Занкова, который утверждал, что на уроке трудового обучения идет «развитие практических действий, умений создавать некий материальный объект. Этот показатель дает возможность установить не только уровень развития у детей ручных операций, но и ряда важнейших сторон восприятия и мышления»[3, с. 31].

Размышления на эту тему привели нас к мысли о том, что урок технологии в начальной школе имеет неограниченные возможности для самых разных наблюдений за учащимися в процессе осуществления ими всех видов деятельности - материальной, перцептивной, умственной. Действительно, прежде чем приступить к материальному воплощению объекта труда, ученик должен представить себе, как он это сделает, а еще раньше проанализировать конструкцию изделия, сравнить его части между собой, изучить способы их крепления, понять, как из отдельных элементов он получит целый объект. Наблюдения за учащимися во время работы позволят учителю увидеть особенности формирования универсальных учебных действий, новообразований и психических процессов у младших школьников. Кроме того, существует реальная возможность встраивания в содержание уроков технологии не только модифицированных, но и оригинальных, валидных диагностических методик. «Вольности» в трансформации этих уроков возможны потому, что учебный материал не так жестко завязан на логическое построение учебного материала как, например, в математике или русском языке. Наиболее эффективным использование урока технологии может оказаться при диагностике регулятивно-оценочного компонента учебной деятельности и регулятивных универсальных учебных действий, соответственно.

Рассмотрим некоторые примеры с уроков технологии. Педагог с высокой степенью точности может определить, уровень развития контроля как регулятивного универсального учебного действия у младших школьников. Так, если ученик контролирует себя только по итогу выполненной работы, то лишь по ее окончании он обнаруживает неточности и ошибки. Наличие текущего или планирующего контроля выражается в том, что ребенок постоянно сверяется с образцом, шаблоном, чертежом или планом работы над изделием и вербальный план деятельности получает воплощение в соответствующих практических операциях; учитель наблюдает, как они протекают. При этом часто становится ясно, с чем связано отсутствие текущего или планирующего контроля: со слабостью кратковременной памяти, произвольного внимания и восприятия и т.п. Тогда как на уроке русского языка сложно диагностировать, с чем связана ошибка в воспроизведении текста: с отсутствием соответствующего уровня контроля как универсального учебного действия, незнанием орфограммы или слабым развитием определенных познавательных процессов.

Итак, в процессе целенаправленного наблюдения за работой младших школьников можно выяснить, какой тип контроля является ведущим (по шаблону, образцу или по плану).

Целеполагание - одно из важнейших регулятивных универсальных учебных действий. Если учащийся не понимает, чему и как он будет учиться, не приходится говорить ни о принятии им учебной задачи, ни, тем более, о ее удержании, и далее о познавательных учебных действиях, действиях контроля. Отсюда, понимание педагогом как идет становление целеполагания у младшего школьника - залог того, что необходимая помощь может быть оказана ребенку во время. Это и есть управление личностным развитием. Здесь вполне уместно будет включение в урок технологии диагностической методики А.Л. Венгера «Ориентировка на сумму требований в младшем школьном возрасте». В первом классе, на любом уроке, где присутствует работа над аппликацией, можно предложить детям определенную систему требований по выполнению аппликационного орнамента, на которую, в обязательном порядке, он обязан будет ориентироваться. Проанализировав продукты деятельности учащихся, в соответствии с критериями, предложенными в диагностической методике, учитель определит уровень развития целеполагания у учащихся класса.

Предварительное планирование предстоящих трудовых действий есть обязательный элемент каждого урока технологии. Это обдумывание устройства изделия, разметка на материале деталей или развертки будущего изделия с проведением простейших измерений и вычислений. Здесь возникает необходимость формирования у детей предварительного мысленного образа устройства изготавливаемого объекта (основы предстоящей работы). Идет обсуждение приемов и способов изготовления изделия и порядка выполнения трудовых операций в индивидуальном порядке или в коллективе. Это предполагает развитие таких операций мышления как сравнение, анализ, синтез, обобщение, развитие элементов логического мышления. Ясно, что и в такие уроки можно включать диагностическую программу. Ее разработка требует от педагога умения видеть диагностическую ценность конкретной методической ситуации.

Алгоритм размышлений учителя над содержательным материалом урока технологии с целью внесения в него элементов диагностической направленности может быть представлен следующим образом:

- оценка развивающих и образовательных возможностей урока при изготовлении конкретного объекта труда;

- оценка возможностей для изучения обучающихся в процессе работы на уроке;

- продумывание структуры урока и формулировка вывода о том, можно ли включить в него известные диагностические методики изучения уровня развития у младших школьников универсальных учебных действий и пр.;

- оценка возможностей конкретного урока в плане привлечения межпредметного материала в диагностических целях.

Необходимо учесть, что особенности предметного материала могут потребовать использования не строго формализованных, а малоформализованных методов педагогической диагностики.

Наша исследовательская деятельность проходила в 2 начальных школах г.Нижнего Новгорода. Одна из школ являлась контрольной, другая - экспериментальной. Всего в эксперименте приняли участие 8 экспериментальных классов (214 обучающихся начальной школы) и 8 контрольных классов (220 обучающихся начальной школы). Обе школы обучались по учебно-методическому комплекту «Школа России».

Начальный этап состоял из серии диагностических методик («Образец и правило», «Проба на внимание (П.Я. Гальперин, С.Л. Кабыльницкая), «Воспроизведение образца»), направленных на исследование уровня сформированности регулятивных универсальных учебных действий обучающихся 2-4 классов.

Результаты исследования показали, что как в экспериментальных, так и в контрольных классах, ориентировка обучающихся на систему требований развита недостаточно; низкий уровень по данному показателю продемонстрировали 68% обучающихся контрольной школы и 63% обучающихся экспериментальной школы. Только 32% и 37% обучающихся соответственно, могут сознательно контролировать свои действия.

10% и 15% обучающихся показали низкий уровень сформированности внимания, 45% и 50% - средний уровень, что позволяет диагностировать средний уровень сформированности внимания у учащихся обеих школ.

При копировании фигуры в последнем диагностическом задании 68% и 72% обучающихся соответственно изобразили фигуру с измененными пропорциями, не всегда соблюдали параллельность линий. Это также свидетельствует о среднем или ниже среднего уровне сформированности умения принимать и сохранять задачу воспроизведения образца.

Итак, диагностический этап исследования показал, что обучающиеся контрольной и экспериментальной начальных школ обладают средним уровнем сформированности регулятивных учебных действий.

Второй этап исследования заключался в активном использовании учителями экспериментальной школы развивающих возможностей урока технологии в течение 3 месяцев. Система развивающих заданий определялась учителями самостоятельно, однако перед исследованием был проведен методический семинар, где подробно описывались примеры развивающих заданий на уроках технологии.

Выводы. На заключительном этапе исследования была выявлена существенная динамика в уровне сформированности регулятивных универсальных учебных действий обучающихся экспериментальной начальной школы. Контролировать действия и выполнять систему требований смогли 66% обучающихся экспериментальной группы (положительная динамика 29%) и 35% обучающихся контрольной группы (динамика 3%). Аналогичные по положительной динамике результаты были продемонстрированы обучающими экспериментальной школы по 2 и 3 методике - 5% низкого уровня сформированности внимания (5% динамики), 45% высокого уровня (10% положительной динамики); 48% среднего и низкого уровня сформированности умения принимать и сохранять задачу воспроизведения образца (24% положительной динамики). Результаты обучающихся контрольной школы изменились незначительно.

Таким образом, проведенная нами работа продемонстрировала широкие возможности урока технологии в начальной школе для диагностики и развития личности младших школьников.

Литература:

1. Давыдов, В.В. Виды обобщения в обучении. М.: Педагогика, 1972 - 424 с.

2. Гальперин, П.Я. Лекции по психологии / Под ред. А.И. Подольского. М: Книжный дом университет», 2000.

3. Занков, Л.В. Развитие учащихся в процессе обучения. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1967.

4. Леонтьев, А.Н. Проблемы развития психики. М., 1959. - 496 с.

5. Минаева, Е.В. Особенности развития внутреннего плана действий на разных возрастных этапах / Е.В. Минаева, М.В. Казакова // Вестник Мининского университета. - 2014. - №4 http://vestnik.mininuniver.ru/upload/iblock/09d/14-osobennosti-razvitiya-vnutrennego-plana-deystviy-na-raznykh.pdf

6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2010. - 31 с.

Педагогика

УДК 37.08

магистрант 2 курса, методист лаборатории информационных и телекоммуникационных технологий кафедры информационных технологий обучения и непрерывного образования Иванов Никита Андреевич

Сибирский федеральный университет (г. Красноярск)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ АКТЕРСКОМУ МАСТЕРСТВУ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

Аннотация. Рассматриваются варианты использования художественных произведений при обучении актерскому мастерству в системе педагогического образования. Описывается опыт Института педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета в использовании художественных произведений в рамках факультативного курса «Актерское мастерство в педагогической деятельности».

Ключевые слова: актерское искусство, педагогическое мастерство, событийный подход в образовании, художественный образ, художественное произведение.

Annotation. The options of using works of art in training of acting skills in teacher education are being considered in this article. The article described experience of using works of art within optional course «Acting skills in teaching» in Institute of education, psychology and sociology, Siberian Federal University.

Keywords: actor's art, teaching skills, event-based approach in education, artistic image, work of art.

Введение. В цифровую эпоху, на фоне активного и повсеместного использования средств информационно-коммуникационных технологий для реализации процессов преподавания и учения владение педагогическим работником азами актерского мастерства является неотъемлемым условием результативности образовательной деятельности. По справедливому замечанию В.М. Букатова и А.П. Ершовой, «При современном разнообразии телевизионных и компьютерных обучающих программ скучная жизнь на уроке, безэмоциональное образование оказываются в глазах учеников очень неконкурентоспособными» [4, с. 10]. Привнесение педагогом элементов актерского искусства в образовательный процесс позволяет поддерживать познавательный интерес обучающихся, обеспечивает целостность обучения и воспитания за счет активизации чувственного восприятия, дополняющего мыслительную деятельность.

Значимость овладения педагогом актерским мастерством осознавалась еще в досоветские и советские годы. Живший в досоветское время К.Д. Ушинский писал об отсутствии методики, которая позволяла бы учителю чувствовать внимание слушателей и поддерживать это внимание [16]. Советский педагог А.С. Макаренко прогнозировал, что в будущем учителей в вузах будут обучать тому же, чему обучают актеров: постановке голоса, пантомимике и мимике, владению собственным телом [11]. Уже в 20-ые годы XX века при вузах существовали так называемые студии по педагогическому мастерству и драматические студии педагогических курсов, программа которых была основана на элементах театрального искусства и предполагала обучение студентов образному изложению своих мыслей, пластике, овладение техникой речи, освоение искусства импровизации и т.д. [5].

На сегодняшний день можно констатировать, что развитию актерского мастерства студентов - будущих педагогов, в целом, не уделяется должного внимания, это выражается в отсутствии в образовательных программах российских вузов соответствующих дисциплин, неравном соотношении аудиторной и внеаудиторной работы относительно разделов и тем, касающихся актерского мастерства и педагогической техники, с превалированием самостоятельной работы [2]. Следствием дефицита целенаправленной совместной работы со студентами в рассматриваемом направлении является недостаточный уровень готовности выпускников педагогического бакалавриата к осуществлению профессиональной деятельности, в то время как важнейшим компонентом профессиональной готовности учителя в фокусе результативности педагогической деятельности является педагогическая техника, включающая в том числе актерские умения [10].

Изложение основного материала статьи. Взаимопроникновение сфер искусства и образования находит отражение в событийном подходе к организации образовательного процесса, который характеризуется целостным воздействием на личность, в том числе на эмоциональную сферу [8], его истоки можно обнаружить у упомянутых выше К.Д. Ушинского и А.С. Макаренко. А.С. Макаренко, как и К.Д. Ушинский, подчеркивал значимость ярких и волнующих событий в человеческой жизни, кроме того, писал о методе «взрыва» или потрясения - создании ситуаций, являющихся поворотным пунктом в биографии и мировосприятии ребенка [8], что, в сущности, сродни катарсису в искусстве, который по Л.С. Выготскому трактуется как «снятие трагического содержание произведения посредством его художественной формы» [14, с. 116].

Актерское искусство, как и педагогика, не является самостоятельной областью, сопряжено с другими видами искусства. Так, драматический актер является транслятором литературного произведения, в частности, художественного образа, положенного в его основу [2], как и актер музыкального театра, работающий с литературным и музыкальным материалом. Образ, представляющий собой единство чувственного (эмоционального) и рационального [12], есть стержень любого произведения искусства, в том

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.