Научная статья на тему 'Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках английского языка'

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках английского языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
600
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / УРОК / УЧИТЕЛЬ / АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК / КОММУНИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова Ирина Евгеньевна

В данной статье рассматриваются коммуникативные универсальные учебные действия (УУД), а именно формирование на уроках английского языка данных действий младших школьников. В статье будут представлены актуальность данного вопроса, теоретическая характеристика коммуникативных УУД, и то, каким образом, они формируются на уроках английского языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смирнова Ирина Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках английского языка»

Xf СибАК

^^ Журнал «Инновации в науке» www.sibac.info_№ 4 (92), 2019 г.

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Смирнова Ирина Евгеньевна

учитель английского языка, муниципальное общеобразовательное учреждение

Васильевская основная общеобразовательная школа,

РФ, г. Серпухов E-mail: irinasmirr@yandex. ru

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассматриваются коммуникативные универсальные учебные действия (УУД), а именно формирование на уроках английского языка данных действий младших школьников. В статье будут представлены актуальность данного вопроса, теоретическая характеристика коммуникативных УУД, и то, каким образом, они формируются на уроках английского языка.

Ключевые слова: коммуникативные универсальные учебные действия, урок, учитель, английский язык, коммуникация.

Значение коммуникативной деятельности в развитии личности сложно переоценить. Общение -неотъемлемая часть взаимодействия людей: как в филогенезе оно привело к возникновению у людей сознания и речи в процессе совместного труда, так и в онтогенезе оно способствует полноценному развитию ребенка [5].

Коммуникация сопровождает человека во всей его каждодневной деятельности, является важным условием формирования личности, её сознания и самосознания. В ходе коммуникативной деятельности формируются все личностные и психические новообразования ребенка. Еще Л.С. Выготский говорил, что, начиная с младенческого возраста общение матери с ребенком ведет к постепенному его развитию, присвоению социального опыта. В его культурно-исторической концепции доказано, что все высшие психические функции человека первоначально формируются как внешние, то есть такие, в реализации которых участвует не один, а минимум два субъекта. И лишь постепенно они становятся внутренними, превращаются из «интерпсихических» в «интрапсихические». М.И. Лисина подтверждала, что вне человеческого общества и при отсутствии общения ребенок не может стать собственно Человеком, у него не формируются человеческие формы психики и поведения.

Мы, вслед за М.И. Лисиной, A.A. Леонтьевым, Д.Б. Элькониным, понимаем общение как взаимодействие субъектов, подчеркивая деятельностную природу его происхождения. Значение уровня сформированности коммуникативной деятельности ребенка со сверстниками и взрослыми становится особенно очевидным на этапе перехода ребенка к обучению в школе (Е.Е. Кравцова, М.И. Лисина, В.А Петровский, А.П.Рузская и др.), когда отсутствие элементарных коммуникативных умений, а также нарушения общения детей со сверстниками и взрослыми сказываются на формировании личности, социализации детей [3, с.27].

Через общение развивается познавательная сфера детей, мышление, речевые навыки, в коммуникативной деятельности активно идет формирования личности, эмоционально-волевой сферы, благодаря

общению ребенок постигает и осмысливает нравственные нормы и ценности.

В настоящее время одной из важнейших задач современной начальной школы является задача формирования у учеников коммуникативных учебных действий, от этого зависит как результативность обучения детей, так и их адаптация в обществе, успешная социализация и всестороннее гармоничное личностное развитие.

В общепринятом значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию через сознательное и активное присвоение нового социального опыта [6].

К функциям универсальных учебных действий относятся следующие:

• обеспечение возможностей ученика самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить четкие цели, осуществлять поиск средств и способов реализации данных целей, проводить контроль и оценку результата деятельности;

• создание условий для всестороннего развития личности и самореализации учащегося на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение качественного усвоения знаний, формирование компетентностей в разных предметных областях.

В контексте концепции универсальных учебных действий коммуникация младших школьников предполагает, по мнению Т.А. Беляевой: формирование у них потребности в общении со взрослыми и сверстниками, владение (на соответствующем возрасту уровне) средствами вербального и невербального взаимодействия, позитивный настрой на общение и сотрудничество, ориентацию на партнера и умение слушать его [1].

Педагог и исследователь, И.А. Гришанова говорит о следующих компонентах коммуникации: когнитивный (как способность проявлять интерес к общению, адекватно пользоваться средствами коммуникации, анализировать и ориентироваться в ситуации общения, определять свои коммуникативные трудности); поведенческий (как способность управлять своим поведением в процессе коммуни-

^ СибАК

www.sibac.info_

кации); эмотивный (как владение эмоциями в процессе общения) [3, а26].

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту обучение английскому языку начинается во втором классе, оно, в свою очередь предоставляет возможности для формирования универсальных учебных действий. На основании современной системы обучения английскому языку можно предположить то, что представлены два компонента - знаниевый компонент (куда входят грамотность школьника - умение читать, писать и др.) и деятельностный компонент (определенные УУД, которые обеспечивают использование знаний, чтобы решать жизненные задачи) [6].

Постановка и решение проблем осуществляется при проектной деятельности младших школьников. Под проектной деятельностью понимается совместная учебно-познавательная творческая или игровая деятельность учащихся, направленная на достижение общего результата и имеющая общую цель, согласованные методы, способы ее осуществления в условиях конкретного места, времени и находящихся в распоряжении ресурсов. Автор считает, что в начальной школе могут быть организованы в рамках следующие виды проектов: по доминирующей роли учащихся (практикоориенти-рованные, информационные, творческие, ролевые); по комплексности и характеру контактов (монопроекты, внутриклассные, внутришкольные, городские); по продолжительности: краткосрочные, долгосрочные. Для начальной школы могут быть приемлемы такие проекты: газета, альбом, спектакль, различного рода творческие письменные работы и доклады, утренник, продукты творческой деятельности [4,с. 11].

Журнал «Инновации в науке» _№ 4 (92), 2019 г.

Чтобы коммуникативные УУД младших школьников развивались на уроках английского языка, необходимо использовать различные технологии:

• интерактивное обучение,

• метод проектов,

• создание проблемных ситуаций,

• обучение рефлексивной деятельности,

• система безотметочного обучения.

Коммуникативные УУД формируются в аудировании, чтении, письме и говорении.

Дети на уроках английского языка учатся [2,с.45]:

• поддерживать беседу, путем переспрашивания, задавания вопросов;

• вести диалоги в ситуациях учебно-трудового, межкультурного и бытового общения;

• овладевать определенными типами речи: характеристика, сообщение, рассказ, описание;

• по образцу писать другу иностранному краткое письмо, в нем сообщать сведения о себе, запрашивать информацию о нем;

• понимать и воспринимать на слух речь учителя в ходе общения на уроке, невербально и вер-бально реагировать на то, что услышали.

Таким образом, коммуникативные учебные действия являются основой для развития социальной компетентности, навыков общения в социуме с учетом позиции собеседников, умения организовать и вести диалог, коллективно обсуждать и решать проблему, интегрироваться среди сверстников и строить с окружающими взрослыми и детьми продуктивное взаимодействие и сотрудничество. Именно на уроках английского языка наиболее сильно формируются коммуникативные УУД, потому что на этих уроках младшие школьники ведут диалоги, обучаются определенным навыкам общения.

Список литературы:

1. Беляева Т.А. Формирование универсальных учебных действий в начальной школе Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" [Электронный ресурс] / Т.П. Беляева. -http://festival.1september.ru/articles/563542/ (дата обращения 15.03.2019)

2. Ворожцова И. Б. Личностно-деятельностная модель обучения иностранному языку. Ижевск: Удмуртский университет, 2012. 97 с.

3. Гришанова И.А. Формирование коммуникативной успешности младших школьников в условиях учебной деятельности. [Текст] / И.А. Гришанова // Педагогический журнал Башкортостана. - 2009. - № 3. - С. 24 -30.

4. Карабанова О. А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны. [Текст] / О.А. Карабано-ва // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - № 2. - С. 11 - 16.

5. Современный урок в условиях реализации ФГОС ОО. URL: http://soc.edurm.ru/stati/metodicheskie-rekomendacii/sovremennyi-urok-inostrannogo-jazyka-v-uslovijah-realizacii-fgos-oo.html (дата обращения 15.03.2019)

6. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования: утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 г. № 413. URL: http://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai (дата обращения 15.03.2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.