УДК 37.015.3
Гаврилова Татьяна Петровна
кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики
Кудрина Олеся Сергеевна
магистрант кафедры педагогики
ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический
университет», Пермь, Россия 6140990, Пермь, Сибирская, 24, +7(342)238-63-72, e-mail: pedagog@pspu. ru
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ (ТЬЮТОРСКИЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ
АСПЕКТЫ)
Tatyana P. Gavrilova
PhD, Assistant Professor of the Chair of Pedagogy
Olesya S. Kudrina
Magister of the Chair of Pedagogy
Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University» 24, Sibirskaja, 614990, Perm, Russia e-mail: [email protected]
THE FORMATION OF PEDAGOG'S COMMUNICATIVE SKILLS AT PRE-SCHOOL EDUCATIONAL INTITUTION
Аннотация. В статье показана роль тьюторского сопровождения и психологической поддержки педагогов дошкольных образовательных учреждений в процессе формирования у них коммуникативных умений.
Ключевые слова: общение, коммуникативные умения, тьюторское сопровождение, психологическая поддержка, индивидуальный образовательный маршрут, метод картографии.
Abstract. The article reveals the role of tutor accompanying and psychological support of formation of pedagog's communicative skills at pre-school educational institution.
© Гаврилова Т.П., Кудрина О.С., 2017
Kew words: communication, communicative skills, tutor accompanying, psychological support, individual educational route, cartography method.
Процесс коммуникации, обмена информацией, общения - очень сложный процесс. Умение общаться, взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с людьми - это необходимая составляющая полноценно развитой и самореализованной личности.
Проблемой общения занимались такие ученые, как Б.Г. Ананьев, В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и другие отечественные психологи, которые рассматривали общение как важное условие психического развития человека, его социализации, индивидуализации и формирования личности.
По мнению В.М. Бехтерева, общение людей опосредуется не только теми или иными средствами, но и всем социальным контекстом их взаимодействия, ситуацией жизни и деятельности [2].
Л.С. Выготский отмечал, что важнейшее место во взаимодействии человека с окружающей действительностью от рождения и в течение всей жизни занимает общение. По концепции Л.С. Выготского, общение -«единица» психики: общение генетически предшествует высшим психическим процессам; структурно (через знаки) детерминирует их; является их универсальной составляющей в том смысле, что психические процессы всегда явно или скрыто включены в общение [4].
Близким синонимом понятия «общение» является понятие «коммуникация». По мнению психологов, коммуникация - это умение и навыки общения с людьми, от которых зависит успешность людей разного возраста, образования, разного уровня культуры и психологического развития, а также имеющих равный жизненный опыт и отличающихся друг от друга коммуникативными способностями. Коммуникативный опыт каждого человека уникален и неповторим, вместе с тем можно развивать навыки компетентного коммуникатора, повышая тем самым эффективность своего общения, а вместе с ней и удовлетворенность жизнью.
В психолого-педагогической литературе встречаются разные определения коммуникативных умений. Так, Е.А. Семенова определяет коммуникативные умения как «качество субъекта общения, позволяющее ему осуществлять педагогическое общение на оптимально высоком профессиональном уровне» [8]. Н.М. Косова называет их способностью управлять своей деятельностью в условиях решения коммуникативных задач [6]. В.Д. Ширшов определяет коммуникативные умения как комплекс коммуникативных действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности и позволяющих творчески использовать коммуникативные знания и навыки для полного отражения и преобразования действительности [13].
К коммуникативным умениям, по мнению Л.Р. Мунировой, можно отнести: умения устанавливать эмоциональный контакт, завоевывать
инициативу в общении; умения управлять своими эмоциями; социальную перцепцию; речевые (вербальные) и неречевые (невербальные) умения коммуникации; умения быстро и правильно ориентироваться в условиях внешней ситуации общения; умения находить адекватные средства для передачи этого содержания (верный тон, нужные слова и т.д.); умения обеспечивать обратную связь [7].
Как известно, способность к общению определяется некоторыми особенностями личности, которые обеспечивают эффективность ее взаимодействия и совместимость с другими людьми.
По мнению Л.Н. Галигузовой, способность к общению включает в себя три основных составляющих: мотивационную («Я хочу общаться»); когнитивную («Я знаю, как общаться»); поведенческую («Я умею общаться»).
Первая составляющая («область желания»), по Л.Н. Галигузовой, включает в себя потребность в общении, которая и определяет желание вступать в контакт с окружающими. Люди, у которых оно отсутствует или недостаточно развито, замкнуты. Они стремятся большую часть времени проводить в одиночестве.
Вторая составляющая коммуникативных умений - область знания -определяется тем, в какой степени человек имеет представление о нормах и правилах эффективного общения. Это знание формируется в ходе взаимодействия с другими людьми.
Умение использовать имеющиеся представления об эффективном общении - третья составляющая способности к общению («область умений»). Она включает в себя умение адресовать сообщения и привлечь к себе внимание собеседника, доброжелательность и аргументированность общения, умение заинтересовать собеседника своим мнением и принять его точку зрения, умение критично относиться к своему мнению, умение слушать, умение сопереживать.
Таким образом, коммуникативные умения представляют собой неразрывное единство трех составляющих: мотивационную, когнитивную, поведенческую. Только при достаточном и гармоничном развитии каждой из них можно говорить о наличии у человека развитых коммуникативных умений
[5].
Анализ теории и практического опыта по проблеме общения показал, что у педагогов в учреждениях дошкольного образования на сегодняшний день существуют проблемы недостаточной сформированности всех составляющих коммуникативных умений, что приводит к нарушениям в межличностном взаимодействии. Это имеет место и в педагогическом коллективе нашего дошкольного учреждения. Несформированность навыков эмоционально-волевой саморегуляции, неумение слушать и слышать друг друга, неадекватная реакция на критические замечания и советы коллег - все это привело к возникновению неблагоприятного психологического климата. Понимая, что у нее тоже существуют проблемы в общении, к нам обратилась коллега, педагог-
логопед, с просьбой оказать помощь в коррекции и совершенствовании ее коммуникативных умений.
Учитывая то, что в современной научной литературе делается акцент на собственной внутренней деятельности субъекта по самосовершенствованию, мы предположили, что решение проблемы формирования у педагога коммуникативных навыков, можно осуществить с помощью тьюторского сопровождения.
Обсудив с педагогом существующие у нее проблемы в области коммуникации, мы разработали программу тьюторского сопровождения, в рамках которой предусмотрели помощь педагогу в разработке индивидуального образовательного маршрута с использованием метода картографии.
На первом этапе нашего исследования был проведен констатирующий эксперимент, направленный на выявление особенностей межличностного взаимодействия педагогов и родителей в дошкольном учреждении, а также на определение уровня сформированности у педагогов коммуникативных умений.
Констатирующий эксперимент проводился в дошкольном образовательном учреждении города Перми. Участник - педагог-логопед, стаж - работы три года.
Исходная диагностика включала в себя, с одной стороны, самооценку респондентом уровня сформированности своих коммуникативных умений, а с другой - изучение особенностей коммуникации респондента экспериментатором.
Для самооценки тьюторанту были предложены следующие методики:
- диагностика межличностных отношений, методика ДМО (тест-опросник Лири) [11];
- определение уровня коммуникативной толерантности (тест В.В. Бойко «Как понять другого человека?») [3];
- выявление «помех» в установлении эмоциональных контактов (методика В.В. Бойко «Диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении») [3];
- выявление ошибок в общении (тест коммуникативных умений Л. Михельсона) [10];
- изучение уровня эмпатии (диагностика В.В. Бойко) [3];
- оценка коммуникативно-лидерских способностей личности (методика В.И. Андреева) [1];
- изучение уровня общительности (тест Ряховского) [9].
Для оценки респондента со стороны тьютора мы применили диагностику Д. Кэмпбелла (изучение уровня доброжелательности) [12], а также метод педагогического наблюдения.
Таким образом, самонаблюдение и самоанализ педагогом своих действий в процессе межличностного взаимодействия, во-первых, были подтверждены результатами диагностик по самооценке, а во-вторых, - результатами диагностик, проведенных тьютором.
Проведя исходную диагностику и проанализировав полученные результаты, мы выявили проблемы респондента в общении с коллегами и родителями. В качестве основных отметим следующие: неуверенность в себе, боязливость, низкий уровень эмпатии и коммуникативной толерантности, неумение управлять своими эмоциями, раздражительность, обидчивость и замкнутость, неумение конструктивно находить выход из конфликтных ситуаций.
В процессе совместной рефлексии тьюторант подтвердила свое желание и потребность в тьюторском сопровождении ее деятельности по совершенствованию коммуникативных умений. В рамках тьюторского сопровождения мы помогли тьюторанту разработать индивидуальный образовательный маршрут с использованием метода картографии.
В индивидуальном маршруте мы обозначили среду, в которой предстояло действовать тьюторанту, и отметили «точки» возможностей в достижении цели. На первом этапе маршрута педагогу предлагалось сделать самоанализ и разобраться в себе («Кто я?»). По итогам рефлексии тьюторант составила краткую характеристику о себе, в которой было отмечено, что она замкнута, неуверенна в себе, боязлива, не умеет правильно отстаивать свое мнение, у нее есть комплексы. Также она отметила свои положительные качества: обучаемость, любовь к работе, собранность.
На втором этапе маршрута («Что я умею?») в результате самоанализа тьюторант отметила, что она хороший логопед, занимается рукоделием, умеет готовить и прекрасно проводит уроки у детей.
На третьем этапе (конструирование идеального образа) педагог представила свою проблему, которую ей хотелось бы решить, а именно: приобрести умение общаться с родителями, не бояться высказывать свое мнение, давать советы и рекомендации, а также деликатно сообщать родителям негативную информацию.
На четвертом этапе (анализ среды) тьютор и тьюторант работали над заполнением среды, в которую включили ресурсы для решения существующих проблем. В качестве ресурсов педагог выделила такие, как Интернет, общение с коллегами, книги, тренинги, семинары, форумы, экскурсии, посещение новых мест и смена обстановки.
На пятом этапе (приоритеты) тьюторант в созданной среде ресурсов конкретизировала и осуществила ранжирование приоритетов по степени их значимости.
Содержанием шестого этапа явилось составление конкретного плана действий.
После разработки индивидуального образовательного маршрута тьюторант приступила к работе по совершенствованию своих коммуникативных умений.
Необходимо отметить, что параллельно с деятельностью тьюторанта по развитию ее коммуникативных умений мы оказывали ей по мере
необходимости психологическую поддержку. С этой целью мы разработали и провели комплекс тренингов психологической направленности.
Комплекс был разделен на три основных блока. Первый блок -«Спокойствие, только спокойствие» - включал в себя упражнения на снижение агрессии, повышение эмоциональной уравновешенности; второй блок -«Привет - это Я» - был нацелен на повышение коммуникативной толерантности. И третий блок - «Я - могу!» - способствовал повышению уверенности в себе.
Результаты проведенной работы позволяют сделать вывод о том, что тьюторское сопровождение тьюторанта его деятельности в рамках индивидуального образовательного маршрута способствовало получению позитивных результатов по формированию у педагога коммуникативных умений.
Список литературы
1. Андреев В.И. Педагогика: учеб. курс для творческого саморазвития. -2-е изд. - Казань: Центр инновац. технологий, 2000. - 608 с.
2. Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии. - М., 1994. - 400 с.
3. Бойко В.В. «Диагностика эмоциональных барьеров в межличностном общении»; «Как понять другого человека?»; «Изучение уровня эмпатии» [Электронный ресурс]. - URL: http://psytests.org/boyko/index.html (дата обращения: 10.03.2017).
4. Выготский Л. Мышление и речь. - М.: Лабиринт, 2007. - 352 с.
5. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет: учеб. пособие. - М., 2005. - 44 с.
6. Косова Н.М. Формирование коммуникативной активности будущих учителей: дис.... канд. пед. наук. - М., 1988. - 252 с.
7. Мунирова Л.Р. Формирование у младших школьников коммуникативных умений в процессе дидактической игры: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Моск. пед. ун-т. - М., 1992. - 17 с.: ил.
8. Семенова Е.А., Батюта М.Б. Изучение особенностей коммуникативных навыков у младших дошкольников [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации. - 2016. - № 12. - URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/12/76421 (дата обращения: 15.06.2017).
9. Тест В.Ф. Ряховского: оценка уровня общительности [Электронный ресурс]. URL: http://testoteka.narod.ru/mlo/1/07.html (дата обращения: 25.04.2017).
10. Тест коммуникативных умений Л. Михельсона [Электронный ресурс].
- URL: http://azps.ru/tests/5/mihelson.html (дата обращения: 17.04.2017).
11. Тест Лири: диагностика межличностных отношений, методика ДМО [Электронный ресурс]. - URL: http://psycabi.net (дата обращения: 24.03.2017).
12. Тест на доброжелательность. Диагностика по шкале Д. Кэмпбелла [Электронный ресурс]. URL: httpsV/урок.рф (дата обращения: 05.04.2017).
13. Ширшов В.Д. Педагогическая коммуникация: учеб. пособие / УрГПУ.
- Екатеринбург, 2001. - 240 с.