О. В. Епифанова
Тьюторская компетенция учителя-логопеда детского сада
и школы: реализация принципа открытости образования
Общественный интерес к сфере образования в последние годы смещается с традиционных вопросов содержания образования в сторону общих способов деятельности и возможности формирования личного заказа на образование. Неотъемлемой характеристикой современного общества становится открытое образование, смысл которого состоит не только в вовлеченности общественности в образовательный процесс, но и в формировании ответственности всех участников за результаты образовательной деятельности. Принципами открытого образования стали вариативность - выбор из готовых вариантов, а также открытость - собственный выбор образовательной траектории.
Вступивший в силу с 1 сентября 2013 г. Закон об образовании, включение в квалификационный справочник должности «тьютор», введение федеральных государственных образовательных стандартов, переход на новую систему оплаты труда работников образования открывают реальные возможности введения в школах должности «тьютор». Тьюторское сопровождение всегда личностно ориентировано, так как обеспечивает организацию действий в ресурсном и целевом поле, где человеку необходимо определить область и границы своих возможностей. Такая форма взаимодействия позволяет обеспечить доступ к полноценному качественному образованию разным категориям учащихся, расширить возможности их социализации, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, создать условия для дифференциации содержания обучения, построения индивидуальных образовательных программ.
Существуют разные модели тьюторской работы: ею занимаются и конкретные, «освобождённые» специалисты, осуществляющие тью-торскую деятельность, и педагоги, обладающие тьюторскими компетенциями. Социальный педагог, педагог-психолог, учитель-логопед, обеспечивающие воспитанникам и учащимся эффективную поддержку по многим направлениям, априори должны владеть компетенциями тьютора - наставника детей, помощника их родителей, консультанта учителей и воспитателей в деле социализации ребёнка.
В основе грамотного построения всестороннего взаимодействия, тьюторского сопровождения и поддержки лежит классификация учащихся на группы различной психологической ориентации, предложенная Н.В. Морозовой. Объективными её критериями являются: успешность в учении, в общении, состояние психосомати-
120
ческого здоровья, адекватность и социальная приемлемость в поведении.
У детей так называемой группы «нормы» отсутствуют нарушения по всем четырем критериям. Учителя-логопеды относят к этой группе детей, имеющих недостатки произношения отдельных звуков, фонетические дефекты. Главная задача педагогов - востребовать таланты, раскрыть способности ребят, привлекать их к участию в кружках, факультативах, тематических вечерах, образовательных событиях, постепенно подводя к пониманию того, что нужно самому ребёнку от школы и образования.
У детей группы «психологической поддержки» первичная проблема - нарушения в сфере межличностных отношений со сверстниками. К этой группе мы относим учащихся, имеющих синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), нарушения средств общения и их применения (фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи разной степени тяжести, заикание). Эти дети, как правило, имеют низкий статус в группе. На первичную проблему такого ребёнка, не получившего вовремя поддержку, могут наслоиться все остальные. Для таких детей нужно создавать ситуацию успеха с целью завоевания симпатии и уважения одноклассников. А это невозможно без знания сильных сторон личности этих детей, их способностей и талантов, без привлечения родителей и педагогов к росту «успешности» проблемного ребёнка, его социализации.
У детей группы «неустойчивой адаптации» первичны проблемы в состоянии здоровья. Известно, что часто болеющие дети отстают в учёбе. Как следствие появляются трудности и нарушения в формировании школьных навыков. На детей обрушивается бремя дополнительных занятий, репетиторство. Подобные нагрузки могут привести к срыву. Нередко дети начинают манипулировать своей болезнью. В этом случае взрослому необходимо установить доверительные отношения с ребёнком, учить его анализировать своё состояние каждый день. Обязательны коррекционные занятия с пе-дагогом-психологом, учителем-логопедом, развитие механизмов саморегуляции, обучение различным методам релаксации, гимнастика, смена деятельности, выявление интересов и увлечений.
Дети группы «дезадаптации» отличаются асоциальным поведением и устойчивой психологической защитой. Референтная группа -значимый для ребёнка круг лиц - находится вне школы. Со школой у такого ученика состояние психологической войны. Выявить значимый для школы интерес ребёнка и постоянно развивать и направлять его в нужное русло - вот тьюторская задача, которую должны решить социальный педагог, педагог-психолог в содружестве с родителями и учителями.
121
К группе «патологических нарушений» относятся обучающиеся, не подлежащие обучению в массовой общеобразовательной школе, но в силу различных обстоятельств интегрированные в среду нормально развивающихся сверстников. Это дети с детским церебральным параличом, аутизмом, тугоухостью, задержками психического развития и другими нарушениями. Конечно, в этом случае правильнее будет говорить не о поддержке, а о настоящем тьюторском сопровождении ребёнка, т. е. о постоянном присутствии в классе рядом с ребёнком тьютора, которого другим обучающимся представляют как помощника учителя.
Работа педагога и его воспитанника на взаимосвязанных между собой диагностико-мотивационном, проектировочном, реализационном, аналитическом этапах сопровождения дошкольника, затем школьника оформляется в портфель его достижений. Портфолио, который ведёт обучающийся вначале вместе с родителями, а потом и самостоятельно, накапливая материал, видоизменяя и структурируя его, помогает отслеживать этапы образовательной траектории и является для ребёнка эффективным инструментом самооценки. Тьютор, помогая ребёнку организовывать работу по сбору и анализу материалов его портфолио, одновременно ведёт и собственный, педагогический портфолио, где записывает свои размышления о тьюторанте, фиксируя применяемые на каждом из этапов педагогические технологии, их эффективность.
Как учитель-логопед детского сада и школы я развиваю и реализую тьюторскую компетенцию, накапливаю свой «портфель тью-торских достижений». Выявленные вместе с родителями детские интересы лежат в совершенно разных областях. Перед нами стояла задача сорганизовать их с преодолением проблем, возникших в развитии устной и письменной речи, с трудностями в обучении, использовать детский потенциал владения компьютерными технологиями. Работы тьюторантов актуальны, они находятся в постоянном развитии и востребованы педагогами, учащимися, родителями. Приведу темы некоторых работ: «La-La-La - принимаюсь за дела. Автоматизация звука [л]», «ok-ok-ok - начинается урок. Автоматизация звука [к]», «автоматизированное чтение - базовое (глобальное) умение», «армянский, родной, уважаю, а русский язык изучаю», «буквы, звуки различаю - похвалы я получаю», «весёлая работа над ошибками», «говорим и пишем - похвалы мы слышим», «говорим, читаем, пишем - похвалы всегда мы слышим», «если буква заблудилась...», «информационные революции в жизни человечества», «компьютер в борьбе с дисграфией», «компьютерное письмо-чтение - полезное умение», «красивая печь - достояние нации. Грамотное чтение «круглый год», «[л] [р] красиво говорю - я звуки трудные люблю», «леГ-Ко избавит всех от бед электронный наш планшет. Дифференциация букв к-г», «легко избавит всех от БеД электронный наш
122
планшет. Дифференциация букв б-д», «легко избавит всех от бед электР-Ронный наш планшет. Автоматизация звука [р]», «Слушайте, мои друзья, говорю красиво Я», «[тра] и [дра], [дра] и [тра] - и учёба, и игра», «Я пишу, пишу, пишу... Аудио-письма моим родным».
У участников нашей «команды» появился собственный слоган: «Слушать и внимать - друг друга понимать, красиво говорить -успешным в жизни быть, правильно писать - всегда преуспевать, полюбить читать - многое узнать». А овладение компетенциями тьютора, наставника стало педагогическим кредо. Тьютор должен чувствовать интересы и образовательные потребности детей, вдохновлять и окрылять, учить слушать себя, планировать свои ближайшие действия, открывать далёкие перспективы и необъятные горизонты.
Литература
1. Ковалёва Т.М. Основы тьюторского сопровождения в общем образовании. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010.
Н. В. Есипова
Инновационные технологии в коррекционно-логопедической работе с детьми с проблемами в развитии
На сегодняшний день в связи с динамическим развитием современного общества к образовательной сфере выдвигаются новые требования. В соответствии с этими требованиями, в образовательном и воспитательном процессах все чаще имеет место внедрение новых технологий. В частности, инновации в коррекционноразвивающей работе учителей-логопедов приобретают особое значение. Все эти методики и подходы наряду с традиционными способствуют тому, чтобы максимально успешно преодолевать различного рода нарушения у детей, включая речевые.
Речь, как высшая психическая функция, очень часто нарушается не только сама по себе, но и вместе с другими функциями. Часто нарушение речи сопровождают задержка психического развития, особенности сенсорной сферы, моторики, несформированность эмоционально-волевого регулирования.
Коррекционно-логопедическая работа является сложной комплексной педагогической проблемой, имеет разные подходы, содержание и практику организации. Анализ ситуации позволяет констатировать, что она в том случае является успешной и эффективной, если:
123