Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ В УСЛОВИЯХ КОМАНДНОГО ВИДА СПОРТА У ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА'

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ В УСЛОВИЯХ КОМАНДНОГО ВИДА СПОРТА У ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
109
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ СПОРТА / КОММУНИКАЦИЯ / ПОДРОСТКИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бабич Е.Г.

Цель исследования - развитие коммуникативных навыков у спортсменов с нарушением слуха в условиях командного вида спорта. Методика и организация исследования. В исследовании принимали участие семь подростков с нарушением слуха и 15 человек, не имеющих нарушения слуха, в возрасте от 13-14 лет. Все мальчики - учащиеся спортивной школы и члены одной команды регби. Результаты исследования и выводы. Для более успешной адаптации и реализации подростка с нарушениями слуха в социуме и спорте была применена коррекционно-развивающая программа, направленная на формирование коммуникационных навыков. Сравнительный анализ психологической диагностики до и после реализации коррекционно-развивающей программы показал положительные изменения по самоопределению у подростков, «Я-реальное». Снизились факторы «агрессивность», «эгоистичность», «подозрительность», «подчиняемость» и «зависимость». Увеличились факторы «дружелюбие» и «альтруистичность». В процессе работы повысился уровень общительности, отмечаются средний и выше среднего уровни. В целом, при анализе методики оценки коммуникативных и организаторских способностей также видна тенденция к улучшению коммуникативных навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEAM SPORTS COMMUNICATION SKILLS TRAINING MODEL FOR HEARING-IMPAIRED TEENAGERS

Objective of the study was to test benefits of a team sports communication skills training model for the hearing-impaired 13-14-year-olds. Methods and structure of the study. We sampled for the study the hearing-impaired 13-14 years-old (n= 7) trainees of a school rugby team and their healthy peers (n= 15) for the Experimental and Control Group, respectively. The sample was subject to the following psychological and pedagogical methods: teamwork efficiency analyses; T. Leary interpersonal relationship test; V.F. Ryakhovsky sociability probe; and the V.V. Sinyavsky and B.A. Fedorishin personality communication skills and management abilities test. Results and conclusion. The Experimental Group was subject to the team sports communication skills corrective training model to facilitate adaptation, socialization and competitive progress of the hearing-impaired teenagers. The preversus post-experimental Experimental Group versus Control Group tests found progress of the Experimental Group in the Real Me self-identification aspects; plus improvements (reductions) on the aggressiveness, selfishness, suspicion, subordination and dependence rating test scales; and growth on the friendliness and altruism test scales. Special improvements were found in the post-experimental sociability tests that ranked the Experimental Group at average and above- average levels.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ В УСЛОВИЯХ КОМАНДНОГО ВИДА СПОРТА У ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА»

формирование коммуникативных ндвыков в условиях командного вида спорта у подростков с нарушениями слуха

УДК/UDC 159.9.075

Поступила в редакцию 12.05.2021 г.

Кандидат психологических наук, доцент Е.Г. Бабич1

1Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва

TEAM SPORTS COMMUNICATION SKILLS TRAINING MODEL FOR HEARING-IMPAIRED TEENAGERS

PhD, Associate Professor E.G. Babich1

1 Moscow State University of Psychology & Education (MSUPE), Moscow

Информация для связи с автором: babich45@mail.ru

Аннотация Abstract

Цель исследования - развитие коммуникативных навыков у спортсменов с нарушением слуха в условиях командного вида спорта. Методика и организация исследования. В исследовании принимали участие семь подростков с нарушением слуха и 15 человек, не имеющих нарушения слуха, в возрасте от 13-14 лет. Все мальчики - учащиеся спортивной школы и члены одной команды регби.

Результаты исследования и выводы. Для более успешной адаптации и реализации подростка с нарушениями слуха в социуме и спорте была применена коррекционно-развивающая программа, направленная на формирование коммуникационных навыков. Сравнительный анализ психологической диагностики до и после реализации коррекционно-развивающей программы показал положительные изменения по самоопределению у подростков, «Я-реальное». Снизились факторы «агрессивность», «эгоистичность», «подозрительность», «подчиняемость» и «зависимость». Увеличились факторы «дружелюбие» и «альтруистичность». В процессе работы повысился уровень общительности, отмечаются средний и выше среднего уровни. В целом, при анализе методики оценки коммуникативных и организаторских способностей также видна тенденция к улучшению коммуникативных навыков.

Ключевые слова: психология спорта, коммуникация, подростки с ограниченными возможностями здоровья.

Objective of the study was to test benefits of a team sports communication skills training model for the hearing-impaired 13-14-year-olds. Methods and structure of the study. We sampled for the study the hearing-impaired 13-14 years-old (n= 7) trainees of a school rugby team and their healthy peers (n= 15) for the Experimental and Control Group, respectively. The sample was subject to the following psychological and pedagogical methods: teamwork efficiency analyses; T. Leary interpersonal relationship test; V.F. Ryakhovsky sociability probe; and the V.V. Sinyavsky and B.A. Fedorishin personality communication skills and management abilities test. Results and conclusion. The Experimental Group was subject to the team sports communication skills corrective training model to facilitate adaptation, socialization and competitive progress of the hearing-impaired teenagers. The pre- versus post-experimental Experimental Group versus Control Group tests found progress of the Experimental Group in the Real Me self-identification aspects; plus improvements (reductions) on the aggressiveness, selfishness, suspicion, subordination and dependence rating test scales; and growth on the friendliness and altruism test scales. Special improvements were found in the post-experimental sociability tests that ranked the Experimental Group at average and above- average levels.

Keywords: sports psychology, communication, hearing-impaired teenagers.

Введение. Физическая культура и спорт стали эффективным средством реабилитации, социально-психологической адаптации и интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья для полноценной жизни в обществе, способом придерживаться норм здорового образа жизни и реализовы-вать свою потребность жить здоровой и полноценной жизнью, насколько это возможно. Специальных исследований на тему комплексного изучения коммуникативной деятельности у подростков с нарушением слуха в условиях командной игры практически нет. Для подростков с нарушением слуха важным является общение и взаимодействие с товарищами по команде при помощи жестов и условных знаков.

Цель исследования - развитие коммуникативных навыков у спортсменов с нарушением слуха в условиях командного вида спорта.

Методика и организация исследования. В качестве базы исследования выступило Государственное бюджетное учреждение «Спортивная школа № 103 «Южное Тушино» Москомспорта. В эксперименте принимали участие семь подростков с нарушением слуха и 15 человек, не имеющих нарушения слуха, - мальчики в возрасте от 13-14 лет. Все участники были поделены на небольшие подгруппы по четыре-пять человек. В каждой подгруппе был как минимум один подросток с нарушением слуха.

В работе были применены следующие психолого-педагогические методики: наблюдение за детьми при работе в коллективе на игровом поле; методика диагностики межличностных отношений Т. Лири; определение уровня общительности В. Ф. Ряховского; методика оценки коммуникативных и ор-

№2 • 2022 Февраль | February

http://www.teoriya.ru

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с

га

^

О (U .с I—

ганизаторских способностей личности В. В. Синявского и Б. А. Федоришина.

На основе предварительного психологического тестирования участников эксперимента была разработана коррек-ционно-развивающая программа по улучшению коммуникативных навыков подростков с нарушением слуха в условиях спортивной командной игры в регби.

Результаты исследования и их обсуждение. Коррек-ционно-развивающая программа включала в себя два блока: первый - самопознание и рефлексия и второй - личностное развитие, овладение новыми компетенциями в межличностной коммуникации.

Целями программы стали: формирование и развитие у подростков-спортсменов компетенции межличностного взаимодействия и коммуникации; ресурсов личности, навыков самопознания и рефлексии; адекватных моделей поведения, умения конструктивно решать конфликты. Задачи:

• Формировать в команде спортсменов благоприятные условия для работы, тренировок и спортивных состязаний.

• В форме игрового тренинга развивать навыки самоанализа и рефлексии у молодых спортсменов.

• Преодолевать психологические барьеры межличностной коммуникации, обучить различным формам коммуникации (вербальная, невербальная при помощи жестов).

• В форме игрового тренинга разработать и апробировать систему жестов для лучшей коммуникации слышащих и слабослышащих спортсменов на игровом поле.

При реализации программы использовались: групповая работа с элементами индивидуальной работы, ролевые игры, элементы индивидуальной и групповой релаксации, психогимнастики, подвижные игры, наблюдение за коммуникативным поведением других, отработка полученных новых поведенческих навыков в игровой форме, применение невербальных техник коммуникации на тренировках. Данная коррекционно-развивающая программа состоит из девяти полуторачасовых занятий, которые проводились один раз в неделю. Примерная тематика и содержание занятий:

Вводное занятие. Постановка целей предстоящей работы. «Я - личность». Понимание ценности своей личности. Самопрезентация. Познание себя.

«Мы все разные». Понимание ценности личности другого человека. Общее и разное в людях.

«Самоконтроль в поведении». Формировать в поведении навыки самоконтроля.

«Я тебя чувствую». Формировать навыки понимания своего эмоционального состояния и учить распознавать эмоциональные состояния другого человека, в том числе и по невербальному языку тела.

«Смыслы. Я понимаю, что ты...». Формировать навыки анализа информации, которую передает другой человек, уметь «читать» невербальный язык тела и жестов.

«Вижу и слышу». Формировать навык активного слушанья, Закреплять навык считывания невербального языка тела, жестов.

«Я вам хочу сказать». Формировать навык прямого «Я-послания». Отработка невербального жестового языка. Закрепление. Отработать и закрепить полученные навыки. Третий этап заключался в сравнительном анализе уровней развития коммуникативных навыков у подростков с нарушенным и сохранным слухом после проведения коррекци-онно-развивающей программы.

По методике диагностики межличностных отношений Т. Лири данные по первой инструкции «Я-реальное» из-

менились. Испытуемые стали менее агрессивными, зависимыми и подозрительными. Стали более общительными и альтруистичными (терпимее друг к другу). Показатели по второй инструкции «Я-идеальное» также изменились, испытуемые стремятся стать менее авторитарными и эгоистичными.

После прохождения коррекционно-развивающей программы у подростков с нарушением слуха: фактор «агрессивность» изменился на 1,8 (был 8,8 - стал 7); фактор «эгоистичность» изменился на 1,1 (был 7,2 - стал 6,1), фактор «подозрительность» изменился в 1,6 раз (был 6,3 - стал 3,8), фактор «подчиняемость» - на 1,4 (был 5,8 - стал 4,4), фактор «зависимость» - на 0,6 (был 6,3 - стал 5,7). Факторы, показатели которых увеличились: «дружелюбный» - изменился в 1,4 раза (был 7,1 - стал 10), «альтруистичный» - в 1,3 раза (был 6,7 - стал 8,7).

По методике определения уровня общительности динамика изменилась в лучшую сторону. У большинства испытуемых уровень поднялся на один-два пункта и стал средним либо чуть выше.

Методика оценки коммуникативных и организаторских способностей показала тенденцию к улучшению коммуникативных навыков. Средний уровень значений у подростков с нарушением слуха равен 0,785 (был 0,72), а у подростков с сохранным слухом - 0,83 (был 0,78).

Выводы. В процессе коррекционной работы со спортсменами были освоены эффективные поведенческие стратегии для адекватной коммуникации и регуляции межличностных отношений в команде; снижены факторы тревожности и напряжения среди игроков команды; налажена коммуникация между игроками с нарушением слуха и их слышащими партнерами по команде, привиты навыки доброжелательного общения и взаимопонимания.

Использованная литература

1. Влияние командно-игровых видов спорта на социально-психологическую адаптацию подростков с нарушением зрения в коллективе сверстников / Д.В. Савченко, О.И. Миронова, Е.Г. Бабич и др. // Теория и практика физ. культуры. 2016. № 3. С. 38-40.

2. Петрова М.А., Бакулина Е.Д., Нравственное воспитание юных волейболистов и спортсменов спортивного ориентирования с нарушением слуха // Теория и практика физ. культуры. 2019. № 9. С. 19.

3. Погребной А.И., Комлев И.О. Современные мировые тенденции спортивной подготовки в регби (обзор зарубежной литературы) // Физическая культура, спорт - наука и практика. 2019. № 3. С. 84-91.

4. Социально-психологическая безопасность студентов-спортсменов с ограниченными возможностями здоровья / П.А. Кисляков, В.В. Пчелинова, А.В. Корнев и др. // Теория и практика физ. культуры. 2019. № S. С. 47-49.

References

1. Savchenko D.V., Mironova O.I., Babich E.G., Morozov V.A. Vliyanie komandno-igrovykh vidov sporta na sotsialno-psikhologicheskuyu adaptatsiyu podrostkov s narusheniem zreniya v kollektive sverstnikov [Effect of team game sports on socio-psychological adaptation of adolescents with visual impairment in a group of peers]. Teoriya i praktika fiz. kultury, 2016, no. 3, pp. 38-40.

2. Petrova M.A., Bakulina E.D., Nravstvennoe vospitanie yunykh voleybolistov i sportsmenov sportivnogo orientirovaniya s narusheniem slukha [Moral education of hearing-impaired athletes in youth volleyball and orienteering]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2019. No. 9. P. 19.

3. Pogrebnoy A.I., Komlev I.O. Sovremennye mirovye tendentsii sportivnoy podgotovki v regbi (obzor zarubezhnoy literatury) [Modern world trends in rugby sports training (review of foreign literature)]. Fizicheskaya kultura, sport - nauka i praktika. 2019. No. 3. pp. 84-91.

4. P.A. Kislyakov, V.V. Pchelinova, A.V. Kornev et al. Sotsialno-psikhologicheskaya bezopasnost studentov-sportsmenov s ogranichennyimi vozmozhnostyami zdorovya [Socio-psychological security of sporting students with health impairments]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2019. No. S. pp. 47-49.

Б8

http://www.teoriya.ru

№2^ 2022 Февраль | February

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.