Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ СРЕДСТВАМИ ПЛАВАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ'

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ СРЕДСТВАМИ ПЛАВАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / КОММУНИКАЦИЯ / ПЛАВАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / КОЛЛЕКТИВ / СТУДЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волкова Л. М., Миронова О. В., Ярчиковская Л. В., Шаронова А. В.

Цель исследования - разработка методики формирования коммуникативных навыков у студентов вузов средствами плавательной подготовки. Методика и организация исследования. Эксперимент проводился на спортивной базе Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации им. Главного маршала авиации А.А. Новикова (СПБГУ ГА). В экспериментальную группу были включены 20 студентов-пловцов, а также капитан команды в роли лидера-помощника. Для проверки эффективности методики, разработанной в СПбГУ ГА при участии специалистов по плаванию из Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) и Государственного института экономики, финансов, права и технологий (ГИЭФПТ), использовали методы: педагогический эксперимент, педагогические наблюдения, опрос, экспертная оценка, тест коммуникативных умений, методы математической статистики. Результаты исследования и выводы. В работе отмечено, что одним из популярных видов спорта для студентов является плавание - привлекательный вид двигательной активности, эффективное средство профессионально-прикладной физической подготовки и физического совершенствования для спортсменов. Для работы со спортивной группой по плаванию авторы разработали методику формирования коммуникативных навыков у студентов, в которой были использованы специальные средства, повышающие уровень коммуникации между участниками тренировочного процесса, эмоциональный фон и уровень самостоятельности занятий. Одним из направлений реализации повышения коммуникации стало объединение студентов-спортсменов в группу с назначением лидера-помощника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Волкова Л. М., Миронова О. В., Ярчиковская Л. В., Шаронова А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF COMMUNICATION SKILLS AMONG UNIVERSITY STUDENTS BY MEANS OF SWIMMING TRAINING

Objective of the study was to develop a methodology for the formation of communication skills among university students by means of swimming training. Methods and structure of the study. The experiment was carried out at the sports at the Saint-Petersburg State University of Civil Aviation named in honor of Air Chief Marshal A.A. Novikov (SPbUCA). The experimental group included 20 student swimmers, as well as the team captain as an assistant leader. To test the effectiveness of the methodology developed at SPbUCA with the participation of swimming specialists from Saint-Petersburg State University (SPbSU) and the State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, the following methods were used: pedagogical experiment, pedagogical observations, survey, expert evaluation , test of communication skills, methods of mathematical statistics. Results and conclusions. The paper notes that one of the most popular sports for students is swimming - an attractive form of physical activity, an effective means of professionally applied physical training and physical improvement for athletes. To work with a swimming sports group, the authors developed a methodology for the formation of communication skills among students, in which special tools were used that increase the level of communication between the participants in the training process, the emotional background and the level of independence of classes. One of the ways to improve communication was to unite student-athletes into a group with the appointment of a leader-assistant.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ СРЕДСТВАМИ ПЛАВАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ»

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТУДЕНТОВ ВУЗОВ

СРЕДСТВАМИ ПЛАВАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

УДК/UDC 796.07

Поступила в редакцию 02.09.2022 г.

Информация для связи с автором: [email protected]

Кандидат педагогических наук, профессор Л.М. Волкова1 Кандидат педагогических наук, доцент О.В. Миронова2 Кандидат педагогических наук, доцент Л.В. Ярчиковская2 Кандидат педагогических наук, доцент А.В. Шаронова3 1Санкт-Петербургский государственный университет гражданкой авиации им. Главного маршала авиации А.А. Новикова, Санкт-Петербург 2Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург ^Государственный институт экономики, финансов, права и технологий, Гатчина

FORMATION OF COMMUNICATION SKILLS AMONG UNIVERSITY STUDENTS BY MEANS OF SWIMMING TRAINING

PhD, Professor L.M. Volkova1 PhD, Associate Professor O.V. Mironova2 PhD, Associate Professor L.V. Yarchikovskaya2 PhD, Associate Professor A.V. Sharonova3 1Saint-Petersburg State University of Civil Aviation named in honor of Air Chief Marshal A.A. Novikov, St. Petersburg

2Saint Petersburg State University, St. Petersburg

3The State Institute of Economics, Finance, Law, and Technology, Gatchina

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

CL ' -о с

га

^

О (U .с I—

Аннотация

Цель исследования - разработка методики формирования коммуникативных навыков у студентов вузов средствами плавательной подготовки. Методика и организация исследования. Эксперимент проводился на спортивной базе Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации им. Главного маршала авиации А.А. Новикова (СПБГУ ГА). В экспериментальную группу были включены 20 студентов-пловцов, а также капитан команды в роли лидера-помощника. Для проверки эффективности методики, разработанной в СПбГУ ГА при участии специалистов по плаванию из Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) и Государственного института экономики, финансов, права и технологий (ГИЭФПТ), использовали методы: педагогический эксперимент, педагогические наблюдения, опрос, экспертная оценка, тест коммуникативных умений, методы математической статистики.

Результаты исследования и выводы. В работе отмечено, что одним из популярных видов спорта для студентов является плавание - привлекательный вид двигательной активности, эффективное средство профессионально-прикладной физической подготовки и физического совершенствования для спортсменов. Для работы со спортивной группой по плаванию авторы разработали методику формирования коммуникативных навыков у студентов, в которой были использованы специальные средства, повышающие уровень коммуникации между участниками тренировочного процесса, эмоциональный фон и уровень самостоятельности занятий. Одним из направлений реализации повышения коммуникации стало объединение студентов-спортсменов в группу с назначением лидера-помощника.

Ключевые слова: физическая культура, коммуникация, плавательная подготовка, коллектив, студент.

Abstract

Objective of the study was to develop a methodology for the formation of communication skills among university students by means of swimming training. Methods and structure of the study. The experiment was carried out at the sports at the Saint-Petersburg State University of Civil Aviation named in honor of Air Chief Marshal A.A. Novikov (SPbUCA). The experimental group included 20 student swimmers, as well as the team captain as an assistant leader. To test the effectiveness of the methodology developed at SPbUCA with the participation of swimming specialists from Saint-Petersburg State University (SPbSU) and the State Institute of Economics, Finance, Law and Technology, the following methods were used: pedagogical experiment, pedagogical observations, survey, expert evaluation , test of communication skills, methods of mathematical statistics.

Results and conclusions. The paper notes that one of the most popular sports for students is swimming - an attractive form of physical activity, an effective means of professionally applied physical training and physical improvement for athletes. To work with a swimming sports group, the authors developed a methodology for the formation of communication skills among students, in which special tools were used that increase the level of communication between the participants in the training process, the emotional background and the level of independence of classes. One of the ways to improve communication was to unite student-athletes into a group with the appointment of a leader-assistant.

Keywords: physical culture, communication, swimming training, team, student.

Введение. Важную роль в обучении студентов играет социальный фактор - формирование положительных взаимоотношений студентов с сокурсниками в коллективе учебной группы, факультета, университета [2, 6]. В коллективе вырабатываются ценностные ориентации, формируются запросы

и интересы, мотивы к деятельности, определяется социальный статус каждого студента. Высокий уровень сплоченности коллектива учебной группы улучшает психическое здоровье, повышает качество обучения студентов [8]. Однако повышению сплоченности коллективов учебных групп на практике

62

http://www.teoriya.ru

№1 • 2023 Январь | Yanuar

не уделяется должного внимания, в большинстве случаев они формируются стихийно [1-7]. Одним из средств формирования положительных взаимоотношений, коммуникации в учебных группах являются спортивные занятия по дисциплине «Физическая культура и спорт» [9].

К одному из наиболее популярных видов спорта относится плавание, систематические занятия которым формируют у студентов положительные качества личности: трудолюбие, настойчивость, организованность, интеллектуальную активность, психическую устойчивость. Все это выводит плавание на уровень высокого интереса студенческой молодежи [10, 11].

Цель исследования - разработка методики формирования коммуникативных навыков у студентов вузов средствами плавательной подготовки.

Методика и организация исследования. Эксперимент проводился на базе кафедры физической и психофизиологической подготовки Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации им. Главного маршала авиации А. А. Новикова (СПБГУ ГА), при участии специалистов по плаванию Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) и Государственного института экономики, финансов, права и технологий (ГИЭФПТ). Для проверки эффективности выдвинутого предположения мы опирались на исследования [3], посвященные активизации взаимоотношений в коллективе студентов в процессе занятий плаванием и использовали следующие методы: педагогический эксперимент, педагогические наблюдения, опрос, экспертная оценка, тест коммуникативных умений, методы математической статисти-

Основной этап педагогического эксперимента проводился на протяжении года со спортивной группой пловцов СПбГУ ГА (21 студент), чья плавательная активность составляла 3-4 занятия в неделю с преодолением в среднем 4-5 км за занятие. В группе пловцов преподаватель назначал помощника, который под его руководством проводил тренировку, контролировал и корректировал активность студентов. До и после занятий студенты определяли степень «желания тренироваться» в баллах.

Результаты исследования и их обсуждение. Одним из направлений реализации повышения коммуникации стало объединение студентов-спортсменов в группу с назначением лидера-помощника, который определялся из числа наиболее подготовленных в плавании студентови помогал преподавателю в контроле и регуляции спортивной деятельности. До начала тренировок помощник проходил инструктаж преподавателя, знакомился с информацией по новшествам техники плавания, средствам и методам решения педагогических задач тренировки [5].

Средством повышения интереса к занятиям плаванием выбраны эмоционально заряженные упражнения и задания, включаемые в заключительную часть тренировки. В их число входят: эстафеты, прыжки в воду, ныряния, преодоление

водных препятствий, плавание нетрадиционными способами, игры, прикладное, синхронное плавание и т.п. Эмоционально заряженные упражнения снижают негативные последствия утомления и монотонии, возникающие у студентов после основной части тренировки. Эти упражнения требуют коллективных действий, волевых усилий для преодоления препятствий, конкуренции и положительно влияют на эмоциональное состояние студентов. Большое внимание уделили также повышению значимости самостоятельных занятий по плаванию в бассейнах Санкт-Петербурга, студентам-пловцам ставились задачи выполнения автономных тренировочных нагрузок не менее трех раз в неделю [10].

Результаты проведенного исследования свидетельствуют, что деятельность помощника во многом зависела от уровня его подготовленности и членов спортивной группы, от особенностей коммуникаций между ними (табл. 1).

Проведенный опрос студентов о деятельности помощника в тренировочном процессе и результатов использования эмоциональных упражнений и заданий показал, что в начале и в середине учебного года у студентов самооценки «желания тренироваться» находились в основном на среднем уровне в начале и конце тренировки и были приблизительно равными, их преимущественным интересом являлось освоение техники плавания и достижение спортивных результатов.

В конце года у большинства студентов-пловцов отмечалось превышение оценок «желание тренироваться» после занятий, чем до занятий. Было выявлено, что для многих студентов тренировочная деятельность в группе стала соединением личных и коллективных результатов плавательной подготовки. Для выполнения тренировочных заданий преподавателя достаточно было сигнала помощника и поэтому потери времени в тренировке были минимальные. С особым нетерпением студенты ждали заключительную часть тренировки, выполнение заданий в которой доставляло им наибольшее эмоциональное удовлетворение. Студентам импонировал стиль взаимоотношений, сложившийся в коллективе: принципиальность и требовательность лидера, стремление к спортивному совершенствованию, активное восприятие успеха каждого и группы в целом. Главной фигурой объединения являлся помощник, который творчески соединял студентов для выполнения конкретных заданий, выдвигал успешных и поддерживал аутсайдеров, гордился успехами своей группы.

В начале, середине и в конце учебного года мы провели диагностику сформированности коммуникативных навыков студентов-пловцов, используя методику «Тест коммуникативных умений» (табл. 2).

Как видно из таблицы, в начале, середине и конце эксперимента изменяется количество студентов по всем способам коммуникации. Число студентов в процентном выражении с зависимым способом поведения снизилось к концу эксперимента с 23,3 до 16,6%. Для сопоставления показателей коммуника-

Таблица 1. Коммуникационные связи помощника во время тренировки сборной команды по плаванию

Коммуникационные связи Начало семестра Середина семестра Конец семестра

Помощник -преподаватель Организационные вопросы, советы, поощрения, методические указания и помощь от преподавателя по организации работы с группой Помощник давал оценки уровня подготовки студентов, просил помощи в исправлении отдельных недостатков по технике или дисциплины исполнения. Копировал стиль преподавателя В контактах с преподавателем помощник оценивал индивидуальные возможности членов своего коллектива, предлагал варианты соревновательной конкуренции

Помощник -студенты сборной Помощник контактировал преимущественно через показ собственных движений. Недостаточно настойчиво требовал от студентов исполнения своих требований, избегал оценок их деятельности, направлял на консультацию к преподавателю Помощник, контролируя технику плавания студентов, требовал от них качества исполнения и активизировал их работоспособность на дистанциях, уделял внимание технической и функциональной подготовке студентов, повысилась самостоятельность коллективных действий Помощник пользовался показом, жестами, просьбами, выдвигал жесткие требования отстающим, активизировал функциональную подготовку и соревновательный аспект тренировки, поддерживал активных, контролировал отстающих, общался со студентами до и после занятий

№1 • 2023 Январь | Jaпuar

http://www.teoriya.ru

Таблица 2. Диагностика коммуникативных умений студентов на этапах педагогического эксперимента

□ и

£ г. CL

ч—

О 0J и

IS CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

Преобладающий тип поведения Начало эксперимента, n, % Середина эксперимента, n, % Конец эксперимента, n, % t р

Зависимый 23,3 20,5 16,6 15,5 0,01

Компетентный 63,3 74,4 83,4 18,5 0,01

Агрессивный 13,4 5,1 - 27,5 0,05

ции был использован Т-критерий Вилкоксона. Выраженность сдвигов за учебный год по зависимому способу поведения равна t=15,5 при Р=0,01, то есть применяемая методика формирования коммуникативных навыков оказывает влияние на снижение зависимого способа общения студентов-пловцов.

Число студентов с компетентным способом общения за экспериментальный период увеличилось с 63,3 до 83,4%, t=18,5 при Р=0,01, что позволяет сделать вывод: применение разработанной методики оказывает влияние по рост компетентного способа общения студентов.

Студенты с преобладанием агрессивного способа общения к концу эксперимента отсутствуют, в начале эксперимента их число доходило до 13,4%, t=27,5 при Р=0,05, то есть применяемая методика оказала влияние на снижение уровня агрессивного способа общения студентов.

Выводы. Разработанная и применяемая экспериментальная методика положительно влияет на развитие компетентного способа общения, а следовательно, на повышение уровня развития коммуникативных навыков студентов. Студенты-пловцы стремились стать частью объединяющего их коллектива, главной фигурой объединения для них стал помощник, а участие в коллективной спортивной деятельности, возникшее чувство «локтя» с партнерами явились яркими переживаниями и новым уровнем социальных отношений. Студенты к концу учебного года показали значительно лучшие личные и командные спортивные результаты на Международной спартакиаде транспортных и авиационных вузов, Чемпионате Санкт-Петербурга по плаванию среди студентов образовательных организаций высшего образования.

Литература

1. Бушма Т. В. Совершенствование внутривузовской системы организации учебного процесса по физическому воспитанию / Т. В. Бушма, Е. Г. Зуйкова, Л. М. Волкова // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2019. - № 7 (173). - С. 27-31.

2. Виленский М. Я. Формирование качества коллективизма у студентов в спортивной деятельности / М. Я. Виленский // В сб.: Научные основы физвоспитания студентов. Л., 1981. - С. 33-37.

3. Волкова Л. М. Плавание способом кроль на груди для развития вестибулярной устойчивости студента / Л. М. Волкова, В. В. Евсеев, А. А. Голубев // В книге: Неделя науки СПбПУ. Материалы науч. конф. с междунар. участием. - 2017. - С. 31-34.

4. Григорьев В. И. Концентрация скоростных нагрузок максимальной мощности в структуре предсоревновательной подготовки пловцов вуза / В. И. Григорьев, О. В. Миронова, О. Н. Устинова и др. // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2021. - № 2 (192). - С. 67-71.

5. Евсеева Л. И. Трансформация информационно-коммуникативной среды в вузовском образовании / Л. И. Евсеева, В. В. Евсеев, Л. М. Волкова и др. // В сборнике: Современная педагогика: теория, методика, практика. Сборник материалов II международной очно-заочной научно-практической конференции. - 2018. - С. 206-210.

6. Иванова Г. П. Социально-педагогический подход как основа профессионального воспитания студентов современного вуза / Г. П. Иванова, О. К. Логвинова // Воспитание и социализация в современной социокультурной среде. - 2020. - С. 42-45.

7. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений / Е. П. Ильин // Санкт-Петербург, 2015. - Сер. Мастера психологии (2-е изд.). - 592 с.

8. Лукина С. М. Освоение дисциплины «Физическая культура и спорт» в вузе с применением инновационных технологий / С. М. Лукина, Ю. Я. Лобанов, А. В. Шаронова и др. // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 4. - С. 44-46.

9. Миронова О. В. Программа тренировок для девушек-первокурсниц, осваивающих раздел самостоятельной работы дисциплины «Физическая культура и спорт» / О. В. Миронова, К. В. Бу-лавченко, А. В. Шаронова и др. // Теория и практика физической культуры. - 2021. - № 12. - С. 82-84.

10. Устинова О. Н. Методика начального обучения основным способам плавания студентов специальных медицинских групп / О. В. Миронова, О. Н. Устинова, Л. В. Ярчиковская и др. // Фитнес в системе непрерывного физкультурного образования и его роль в оздоровлении населения России: Сборник материалов VI Всероссийской научно-практической конференции / Под общ. ред. Е. Г. Сайкиной, Г. Н. Пономарева. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. -С.241-246.

11. Ярчиковская Л. В. Формирование элементов здорового образа жизни у студентов в процессе занятий физической культурой / Л. В. Ярчиковская, В. Н. Коваленко, О. В. Миронова и др. // Теория и практика физической культуры. - 2018. - № 2. - С. 85-87.

References

1. Bushma T.V., Zuikova E.G., Volkova L.M. Sovershenstvovaniye vnu-trivuzovskoy sistemy organizatsii uchebnogo protsessa po fiziches-komu vospitaniyu [Improving the intra-university system of organizing the educational process in physical education]. Uchenye zapiski univer-siteta im. P.F. Lesgafta. 2019. No. 7 (173). pp. 27-31.

2. Vilensky M.Ya. Formirovaniye kachestva kollektivizma u studentov v sportivnoy deyatelnosti [Formation of the quality of collectivism among students in sports activities]. Nauchnyye osnovy fizvospitaniya studentov. Leningrad, 1981. pp. 33-37.

3. Volkova L.M., Evseev V.V., Golubev A.A. Plavaniye sposobom krol na grudi dlya razvitiya vestibulyarnoy ustoychivosti studenta [Swimming in the crawl way on the chest for the development of the student's vestibular stability]. Nedelya nauki SPbPU [Science Week SPbPU]. Proceedings national scientific-practical conference with international participation. 2017. pp. 31-34.

4. Grigoriev V.I, Mironova O.V., Ustinova O.N. et al. Kontsentratsiya skorostnykh nagruzok maksimalnoy moshchnosti v strukture predsor-evnovatelnoy podgotovki plovtsov vuza [Concentration of high-speed loads of maximum power in the structure of pre-competitive training of university swimmers]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2021. No. 2 (192). pp. 67-71.

5. Evseeva L.I., Evseev V.V., Volkova L.M. et al. Transformatsiya infor-matsionno-kommunikativnoy sredy v vuzovskom obrazovanii [Transformation of the information and communication environment in higher education]. Sovremennaya pedagogika: teoriya, metodika, praktika [Modern pedagogy: theory, methodology, practice]. Proceedings national scientific-practical conference. 2018. pp. 206-210.

6. Ivanova G.P., Logvinova O.K. Sotsialno-pedagogicheskiy podkhod kak osnova professionalnogo vospitaniya studentov sovremennogo vuza [Socio-pedagogical approach as the basis of professional education of students of a modern university]. Vospitaniye i sotsializatsiya v sovre-mennoy sotsiokulturnoy srede. 2020. pp. 42-45.

7. Ilyin E.P. Psikhologiya obshcheniya i mezhlichnostnykh otnosheniy [Psychology of communication and interpersonal relations]. St. Petersburg, 2015. Seriya Mastera psikhologii (2nd ed.). 592 p.

8. Lukina C.M., Lobanov Yu.Ya., Sharonova A.V. et al. Osvoyeniye distsipliny «Fizicheskaya kultura i sport» v vuze s primeneniyem innovatsionnykh tekhnologiy [Mastering the discipline "Physical culture and sport" at the university with the use of innovative technologies]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2019. No. 4. pp. 44-46.

9. Mironova O.V., Bulavchenko K.V., Sharonova A.V. et al. Programma trenirovok dlya devushek-pervokursnits, osvaivayushchikh razdel sa-mostoyatelnoy raboty distsipliny «Fizicheskaya kultura i sport» [The training program for first-year girls mastering the section of independent work of the discipline "Physical culture and sport"]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2021. No. 12. pp. 82-84.

10. Mironova O.V., Ustinova O.N., Yarchikovskaya L.V. et al. Metodika nachalnogo obucheniya osnovnym sposobam plavaniya studentov spetsialnykh meditsinskikh grupp [Methods of primary training in the main ways of swimming for students of special medical groups]. Fitnes v sisteme nepreryvnogo fizkulturnogo obrazovaniya i yego rol v ozdoro-vlenii naseleniya Rossii [Fitness in the system of continuous physical education and its role in improving the health of the Russian population]. Proceedings International scientific-practical conference. E.G. Saykina, G.N. Ponomarev [ed.]. St. Petersburg: RGPU im. A.I.Gertsena publ., 2013. pp. 241-246.

11. Yarchikovskaya L.V., Kovalenko V.N., Mironova O.V. et al. Formirovaniye elementov zdorovogo obraza zhizni u studentov v protsesse zanyat-iy fizicheskoy kulturoy [Formation of the elements of a healthy lifestyle among students in the process of physical education]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2018. No. 2. pp. 85-87.

http://www.teoriya.ru

№1 • 2023 Январь | Yanuar

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.