Научная статья на тему 'Формирование коммуникативных навыков подростков в условиях совместной деятельности'

Формирование коммуникативных навыков подростков в условиях совместной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1216
142
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ / ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ / Т-КРИТЕРИЙ ВИЛКОКСОНА / СОЦИОМЕТРИЯ / РЕФЕРЕНТНЫЕ ГРУППЫ / ФИКСИРОВАННЫЕ ФОРМАЛЬНЫЕ РОЛИ / ФОРМИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ / МЕЖГРУППОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ / COMMUNICATIVE SKILLS / ADOLESCENCE / WILCOXON T-TEST / SOCIOMETRY / REFERENCE GROUPS / FIXED FORMAL ROLES / EDUCATIONAL EXPERIMENT / INTERGROUP RELATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Очирова Любовь Ильинична

В статье рассматриваются результаты исследования, направленного на формирование коммуникативных навыков личности подростка в процессе совместной деятельности. Исследование проводилось в условиях формирующего эксперимента с применением теста В.Ф. Ряховского («Оценка уровня общительности») и метода социометрических измерений Дж. Морено в качестве диагностического инструментария.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of adolescents’ communicative skills in terms of cooperation

The article presents the research results aimed at the formation of the communicative skills of the adolescent’s personality in the process of cooperation. The research was held within an educational experiment. There were used the following diagnostic techniques: V.F. Ryakhovskiy test (Evaluation of the Level of Sociability) and sociometric method by J. Moreno.

Текст научной работы на тему «Формирование коммуникативных навыков подростков в условиях совместной деятельности»

УДК 159.923.2-053.6:316.772

https://doi.org/10.24158/spp.2017.5.14

Очирова Любовь Ильинична

кандидат психологических наук,

доцент кафедры общей и социальной психологии

Бурятского государственного университета

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ПОДРОСТКОВ В УСЛОВИЯХ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ochirova Lyubov Ilyinichna

PhD in Psychology, General and Social Psychology Department, Buryat State University

THE FORMATION OF ADOLESCENTS' COMMUNICATIVE SKILLS IN TERMS OF COOPERATION

Аннотация:

В статье рассматриваются результаты исследования, направленного на формирование коммуникативных навыков личности подростка в процессе совместной деятельности. Исследование проводилось в условиях формирующего эксперимента с применением теста В.Ф. Ряховского («Оценка уровня общительности») и метода социометрических измерений Дж. Морено в качестве диагностического инструментария.

Ключевые слова:

коммуникативные навыки, подростковый возраст, Т-критерий Вилкоксона, социометрия, референтные группы, фиксированные формальные роли, формирующий эксперимент, межгрупповые отношения.

Summary:

The article presents the research results aimed at the formation of the communicative skills of the adolescent's personality in the process of cooperation. The research was held within an educational experiment. There were used the following diagnostic techniques: V.F. Ryakhovskiy test (Evaluation of the Level of Sociability) and sociometric method by J. Moreno.

Keywords:

communicative skills, adolescence, Wilcoxon T-test, sociometry, reference groups, fixed formal roles, educational experiment, intergroup relations.

Динамично изменяющиеся социально-экономические условия требуют от педагогов, школы, семьи большой работы в развитии активной, творческой, высокоинтеллектуальной, профессионально грамотной личности. Для того чтобы грамотно выстраивать межличностные связи, чувствовать себя уверенно в любых ситуациях, необходимо владеть коммуникативными навыками.

Проблеме коммуникации уделяли внимание многие отечественные и зарубежные психологи. Разработка концептуальных основ проблемы общения в области психологии связана с трудами таких выдающихся психологов, как Б.Г. Ананьев, М.М. Бахтин, В.М. Бехтерев, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн и др., которые рассматривают общение как важное условие психического развития человека, его социализации и индивидуализации, формирования личности.

Однако, несмотря на столь широкую разработку проблем общения, до сих пор в психологии нет единства в определении данной категории. Большинство дефиниций включают в себя понятие обмена или передачи: передача информации от одного человека к другому, передача или сообщение мыслей и чувств.

Так, например, у С.Л. Рубинштейна общение представляет собой субъект-субъектное взаимодействие. А.Н. Леонтьев полагает, что роль общения заключается в приобщении личности к общественным знаниям, усвоении им общественного опыта, развитии мышления. В.Н. Мясищев проанализировал психологическую сущность общения. Б.Г. Ананьев считал общение важнейшим условием и фактором психического развития на протяжении всего жизненного пути индивида. Он подчеркивал, что человек является субъектом труда, познания и общения, рассматривал общение как один из видов деятельности [1]. А. Томас отмечал, что существуют как общие (Мид, Хабермас, Лазарсфельд), так и психологические (Краусс и Фуссель, Грайс, Фриндте) теории коммуникации [2].

В настоящей работе за основу было взято определение С.Л. Рубинштейна, по мнению которого коммуникация - это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, который порождается потребностями в совместной деятельности и включает в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия [3].

Актуальной является проблема развития коммуникативных навыков в подростковом возрасте. Подростковый возраст - один из самых сложных и трудноконтролируемых этапов человеческого развития. В этом возрасте наибольшее влияние оказывают референтные группы, поэтому залогом правильного и гармоничного воспитания является правильная организация детского досуга в организациях, где ребенок может взаимодействовать со своими сверстниками.

Гипотезой исследования является предположение о том, что на формирование коммуникативных навыков влияет совместная деятельность в формальной группе детей подросткового

возраста (на примере отряда «Национальная организация витязей», Н.О.В.). Объект исследования - личность подростка, предмет - коммуникативные навыки детей подросткового возраста.

В проведенном исследовании принимали участие 30 подростков от 13 до 17 лет, 11 девочек и 19 мальчиков. Совместная деятельность с подростками осуществлялась в лагере «Огонек» города Улан-Удэ. В эксперименте принимали участие 5 отрядов численностью 5-7 человек. Отряд является классическим примером малой группы, состоящей из детей одного пола и приблизительно одного возраста, с фиксированными формальными ролями (командир, помощник, казначей и т. д.).

Для диагностики коммуникативных качеств испытуемых были выбраны «Оценка уровня общительности» (тест В.Ф. Ряховского), методика диагностики межличностных и межгрупповых отношений Дж. Морено («Социометрия») [4].

56,66 % испытуемых выборки продемонстрировали оптимальные результаты (от 10 до 20 баллов) по тесту В.Ф. Ряховского. Большинство подростков имеют хорошие коммуникативные навыки и активно ими пользуются. По результатам социометрии было обнаружено, что в младшем отряде подростков существует разделение малой группы на два противоположных лагеря. Все остальные члены отряда объединены в другую подгруппу со своим лидером. В старшем отряде подростков социометрия показала другую картину. В отряде есть два подростка, которых никто не выбрал. Возможно, это связано с тем, что оба они пришли в отряд недавно и еще проходят период адаптации в коллективе. Вместе с тем показательно, что сами они выбирали других респондентов, что свидетельствует об активном желании установить дружеские отношения в группе. Показатели теста В.Ф. Ряховского это подтверждают.

В младшем отряде девочек-подростков социометрия выявила такую же картину. Одна из респонденток при высоком количестве совершенных выборов никем не была выбрана. Возможная причина этого явления состоит в том, что отряд был сформирован недавно (как уже отмечалось ранее) и процесс формирования коллектива еще не завершен. Однако тест В.Ф. Ряховского дополнительно выявил личностные проблемы, связанные с нарушением уровня общительности данного респондента, что, возможно, служит препятствием для принятия ее малой группой.

В среднем отряде девочек-подростков наблюдается наиболее благоприятная ситуация, так как каждый испытуемый получил хотя бы по одному выбору. Однако следует отметить общий невысокий уровень контактов внутри этой малой группы. Можно предположить, что данная группа не является для респондентов социально значимой, и все они имеют более тесные социальные связи с другими группами (в школьных классах, по месту жительства и т. п.).

В старшем отряде девочек-подростков также один испытуемый не получил ни одного выбора, притом что отряд был сформирован более года назад и функционирует в неизменном составе. Причинами такого отказа в доверии, возможно, выступают постоянные межличностные конфликты внутри отряда, следствием которых является снижение социального статуса данного респондента среди членов отряда. Примечательно, что тест В.Ф. Ряховского не выявил особых коммуникативных проблем у подростков этой группы. Интересен и тот факт, что при наличии постоянных конфликтов никто из участников не покинул группу.

Данные социометрии показали, что ребята, которые по тесту В.Ф. Ряховского показали оптимальные результаты, а именно от 10 до 20 баллов, имеют наибольшее число выборов по методике «Социометрия». Исходя из этого, можно сделать вывод, что подростки с оптимальным уровнем общительности наиболее популярны в малых группах.

Далее в целях изучения влияния неучебной, совместной деятельности в формальной группе детей подросткового возраста (на примере отряда Н.О.В.) на развитие их коммуникативных навыков была разработана программа, которая состояла из двух этапов. Первый этап - систематические занятия один раз в неделю. Второй этап - совместный трехдневный сбор в лагере «Огонек». На первом этапе встречи происходили раз в неделю по воскресеньям. Каждое занятие состояло из трех частей. Первая часть представляла собой мини-лекцию с обзором теоретического материала по спортивному туризму. Вторая заключалась в практическом закреплении знаний, полученных на лекции, через организацию совместной работы подростков. Сюда входили вязание узлов, сбор палаток, чистка и починка туристического снаряжения и т. д. Третья часть состояла из мини-тренингов по командообразованию и развитию коммуникативных способностей и навыков. Психологические игры и упражнения были выбраны исходя из рекомендаций психологов и в соответствии с возрастом участников.

По результатам совместной работы была проведена выходная диагностика с использованием означенных ранее методик. Уровень общительности изменился у 23 человек, что составляет приблизительно 76,66 % всей выборки. Данные результаты были подвергнуты статистическому анализу через Т-критерий Вилкоксона (непараметрический аналог критерия Стьюдента для зависимых выборок) при уровне значимости р < 0,05. Т-эмпирическое оказалось заметно ниже Т-критического (17,5 < 83), что говорит о наличии изменений в положительную сторону.

Результаты по методике «Социометрия» также показали изменения отношений в данных малых группах. В отрядах старших и средних девочек подростков изменений не произошло. В других отрядах видна положительная динамика, которая отчетливо просматривается на графических изображениях социометрических сетей. В отряде младших девочек-подростков испытуемый, не получивший ни одного выбора при входной диагностике, при выходной диагностике получил три выбора. Такая же ситуация наблюдается в отряде младших мальчиков-подростков. В старшем отряде мальчиков-подростков наблюдается заметное увеличение взаимных выборов, однако один из подростков по-прежнему не был выбран никем из группы. Возможное объяснение этому находим в низких показателях уровня общительности по методике В.Ф. Ряховского. Вызывающий коммуникативный стиль поведения подростка, стремление вмешиваться во все события не только своего отряда, но и других, вероятно, служат основаниями для отказа в установлении с ним тесных дружеских отношений. Что касается выбора самого подростка, то он также сделал выбор лишь одного ровесника, что может свидетельствовать о его неумении и опасении устанавливать доверительные и дружеские отношения.

Таким образом, деятельность, включающая совместную работу, совместные теоретические и практические занятия, коммуникативные тренинги, в малой группе привела к позитивным изменениям в межличностных отношениях респондентов, к увеличению уровня их коммуникативности. 76,66 % всей выборки показали высокий уровень общительности.

В подростковом возрасте проблемы межличностного общения выходят на первый план. Значение общения неоспоримо в процессе формирования личности подростка, а залогом правильного и гармоничного воспитания является правильная организация детского досуга в учреждениях, где подросток может самореализоваться и приобрести новый социальный опыт посредством общения.

Ссылки:

1. См.: Эрхитуева Л.И. Этнопсихологические особенности речевой коммуникации у бурят : дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2006. 247 с.

2. Thomas A. Psychologie des interkulturellen Dialogs. Goettingen, 2008. 280 S.

3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2007. 720 с.

4. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. М., 2011. 672 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.