Научная статья на тему 'Формирование коммуникативных навыков будущих преподавателей-исследователей посредством дисциплины «Иностранный язык»'

Формирование коммуникативных навыков будущих преподавателей-исследователей посредством дисциплины «Иностранный язык» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммуникативные навыки / аспиранты / интегрированная методика / flipped classroom / scenario-based learning / communication skills / graduate students / integrated methodology / flipped classroom / scenario-based learning.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Е Г. Липатова

Современная социально-экономическая ситуация, обусловленная всеобъемлющей глобализацией, технологизацией и цифровизацией каналов общения, рядом демографических изменений и становлением сетевого общества, обозначила спектр новых коммуникативных навыков, необходимых преподавателям-исследователям в XXI веке. В связи с этим возникает потребность в пересмотре актуальных учебных планов аспирантуры по различным направлениям подготовки и рабочих программ дисциплин с целью включения в них курсов или модулей, направленных на развитие и формирование коммуникативных навыков будущих научно-педагогических кадров высшей квалификации. Обладая коммуникативным потенциалом по своей природе, дисциплина “Иностранный язык” на третьей ступени высшего образования может и должна выполнять функцию формирования коммуникативных навыков, необходимых для осуществления успешного общения в научно-педагогической среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Е Г. Липатова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE SKILLS IN FUTURE RESEARCH-TEACHERS BY FOREIGN LANGUAGE

Due to the comprehensive globalization, technologization and digitalization of communication channels, a number of demographic changes and the emergence of a networked society the current socio-economic situation highlighted the range of new communication skills needed for research teachers in the 21st century. In this regard, there is a need to revise current curricula for postgraduate studies in various areas of training and work programs of disciplines in order to include courses or modules aimed at developing communication skills in future scientific and pedagogical staff of higher qualification. Possessing communicative potential, the discipline “Foreign Language” at the third level of higher education can and should fulfill the function of developing communicative skills necessary for successful communication in the scientific and pedagogical environment.

Текст научной работы на тему «Формирование коммуникативных навыков будущих преподавателей-исследователей посредством дисциплины «Иностранный язык»»

Секция «Общение врача и пациента: как владение иностранными языками может

способствовать его улучшению»

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ БУДУЩИХ

ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ-ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ДИСЦИПЛИНЫ

«ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»

Е.Г. Липатова, старший преподаватель

Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI: 10.24411/2500-1000-2019-11293

Аннотация. Современная социально-экономическая ситуация, обусловленная всеобъемлющей глобализацией, технологизацией и цифровизацией каналов общения, рядом демографических изменений и становлением сетевого общества, обозначила спектр новых коммуникативных навыков, необходимых преподавателям-исследователям в XXI веке. В связи с этим возникает потребность в пересмотре актуальных учебных планов аспирантуры по различным направлениям подготовки и рабочих программ дисциплин с целью включения в них курсов или модулей, направленных на развитие и формирование коммуникативных навыков будущих научно-педагогических кадров высшей квалификации. Обладая коммуникативным потенциалом по своей природе, дисциплина "Иностранный язык" на третьей ступени высшего образования может и должна выполнять функцию формирования коммуникативных навыков, необходимых для осуществления успешного общения в научно-педагогической среде.

Ключевые слова: коммуникативные навыки, аспиранты, интегрированная методика, flipped classroom, scenario-based learning.

Одной из ключевых характеристик научно-педагогического сообщества XXI века является активное использование инновационных коммуникативных технологий для личного и профессионального общения в очном и дистанционном форматах. В связи с этим, в период обучения в аспирантуре обучающиеся должны овладеть определенным набором коммуникативных навыков для достижения успеха в сфере профессионального общения. Тем не менее, результаты многочисленных опросов российских и зарубежных работодателей свидетельствуют, что современные выпускники аспирантуры обладают достаточно низким уровнем владения коммуникативными навыками, несмотря на то, что сегодня такие навыки являются одними из самых востребованных на рынке труда XXI века.

Требования работодателей к уровню подготовки научно-педагогических кадров привели к пересмотру целей и задач обучения в аспирантуре российских вузов, что нашло отражение в принятых в 2013 году

ФГОС ВО по различным направлениям подготовки, в том числе и медицинских.

Так, согласно утвержденным стандартам, по окончании аспирантуры медицинского вуза выпускники должны быть подготовлены к осуществлению успешной профессиональной коммуникации в международном научно-педагогическом сообществе, что включает готовность участвовать в работе российских и международных исследовательских коллективов по решению научных и научно-образовательных задач (УК-3) и использовать современные методы и технологии научной коммуникации на государственном и иностранном языках (УК-4) [1].

Для ведения качественного профессионального общения в академической среде будущему преподавателю-исследователю становится необходимым овладение не только традиционным набором устных (навыки описания визуальной информации; навыки выражения собственного мнения в научном стиле; навыки представления результатов своего исследова-

ния; навыки описания преимуществ и недостатков объекта (процесса); навыки участия в собеседовании о приеме на работу; навыки владения речевыми стратегиями и тактиками этического поведения в медицинской сфере) и письменных (навыки описания программы международного сотрудничества; навыки составления предложения о сотрудничестве; навыки подготовки презентации; навыки составления аннотации к статье; навыки заполнения грантовой заявки; навыки составления резюме) коммуникативных навыков, но и высоко востребованных сегодня цифровых коммуникативных навыков, так как грамотное владение ими позволяет понимать и минимизировать риски цифрового формата общения [2].

Таким образом, новым условием, выдвигаемым современными образовательными стандартами, становится введение отдельной специальной дисциплины или модернизация содержательного компонента уже существующих курсов дисциплин, ориентированных на развитие и формирование у аспирантов такого набора коммуникативных навыков.

Анализ учебных планов и рабочих программ аспирантуры российских медицинских вузов показал, что на современном этапе в них отсутствуют отдельные дисциплины, направленные на формирование коммуникативных навыков. Объем и содержательное наполнение представленных в учебном плане гуманитарных и специальных дисциплин, не восполняет потребности будущего преподавателя-исследователя с медицинскими квалификациями в подготовке к успешной профессиональной коммуникации. Так, например, дисциплины «Педагогика высшей школы», «Использование научных данных в преподавании» и «Медицинская информатика и статистика в научных исследованиях» ориентированы на формирование способности планировать и решать задачи собственного профессионального и личностного развития, готовности к преподавательской деятельности по образовательным программам высшего образования, способности и готовности к анализу, обобщению и публичному представлению результатов выполненных научных исследований, а

также способности и готовности к самостоятельной научно - педагогической деятельности в профессиональной области.

Традиционно основной целью дисциплины «Иностранный язык» в аспирантуре являлось «повышение уровня владения языком», однако, учитывая коммуникативный потенциал этой дисциплины, становится необходимым переориентировать ее цели и задачи на формирование коммуникативных навыков, необходимых для осуществления успешного общения в научно-педагогической среде.

При разработке такого курса иностранного языка составителям следует учитывать основные принципы обучения коммуникативным навыкам, предложенные Дж. Бердом, американским экспертом в области коммуникации. Исследователь считает, что, во-первых, развитие и формирование коммуникативных навыков будет эффективным, если обучение будет проводиться в течение всего периода пребывания в вузе; во-вторых, развитие навыков общения должно строиться на компе-тентностном подходе; в-третьих, некоторые навыки общения могут быть сформированы только на основе приобретенного опыта; в-четвертых, продуктивность формирования навыков общения будет зависеть от степени интерактивности учебных занятий; в-пятых, формирование коммуникативных навыков будет результативным, если образовательный процесс будет сочетать в себе различные педагогические подходы; в-шестых, в ходе общения со студентами преподаватели вуза также обязаны демонстрировать те же коммуникативные навыки, которым они обучают студентам [3].

Учитывая требования актуальных образовательных стандартов, а также принципы обучения коммуникативным навыкам, разработанные Дж. Бердом, в 2017 году на кафедре иностранных языков СЗГМУ им. И.И. Мечникова была реализована программа по дисциплине «Иностранный язык», которая на концептуальном и тематическом уровнях ориентирует занятия по иностранному языку на подготовку аспирантов к успешной коммуникации в профессиональной сфере [4].

В основу программы составителями была заложена интегрированная методика обучения коммуникативным навыкам будущих научно-педагогических кадров, которая сочетает в себе два педагогических подхода: flipped classroom («перевернутый класс») и scenario-based learning (обучение на основе сценариев), благодаря использованию которых обучение навыкам общения становится предельно интерактивным и приближенным к реальным ситуациям общения. Размещенный на СДО Moodle онлайн-ресурс является дополнительным дидактическим инструментарием, сопровождающим курс. Подобное сочетание педагогических подходов и онлайн-ресурса

торной и самостоятельной работы, оптимизировать процесс обучения с учетом его кратковременности, а также создать установку на непрерывное саморазвитие на протяжении профессиональной жизни и повысить мотивацию в самосовершенствовании.

В ходе апробации предложенного курса иностранного языка для аспирантов были достигнуты положительные результаты сформированности навыков коммуникации в академической среде и определены установки на дальнейшее саморазвитие и самосовершенствование выпускников аспирантуры в ходе их профессиональной деятельности.

позволяет объединить цели и задачи ауди-

Библиографический список

1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 июля 2014 г. N 871 "Об утверждении ФГОС ВО по направлению подготовки 06.06.01 Биологические науки (уровень подготовки кадров высшей квалификации)" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru.

2. Ольховик Н.Г., Липатова Е.Г. Интегрированная методика формирования коммуникативных навыков будущего преподавателя-исследователя // Современные наукоемкие технологии. - 2019. - № 3-2. - С. 289-293.

3. Burds J., Lea S. An integrated approach for the development of communication skills [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.interactivityfoundation.org/wp-content/uploads/2009/12/Integrated-Approach-for-Development-of-Comm.-Skills.pdf.

4. Ольховик Н.Г., Липатова Е.Г. Рабочая программа дисциплины «Иностранный (английский) язык» образ. программы ВО - программы подготовки научно-пед. кадров в аспирантуре по направлениям подготовки 30.06.01 «Фундаментальная медицина» и др. -URL: http: // http://szgmu.ru/rus/s/686/.

DEVELOPMENT OF COMMUNICATIVE SKILLS IN FUTURE RESEARCH-TEACHERS BY FOREIGN LANGUAGE

E.G. Lipatova, Senior Lecturer

Mechnikov Northwestern State Medical University

(Russia, St. Petersburg)

Abstract. Due to the comprehensive globalization, technologization and digitalization of communication channels, a number of demographic changes and the emergence of a networked society the current socio-economic situation highlighted the range of new communication skills neededfor research teachers in the 21st century. In this regard, there is a need to revise current curricula for postgraduate studies in various areas of training and work programs of disciplines in order to include courses or modules aimed at developing communication skills in future scientific and pedagogical staff of higher qualification. Possessing communicative potential, the discipline "Foreign Language " at the third level of higher education can and should fulfill the function of developing communicative skills necessary for successful communication in the scientific and pedagogical environment.

Keywords: communication skills, graduate students, integrated methodology, flipped classroom, scenario-based learning.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.