Научная статья на тему 'Интегрированная методика формирования коммуникативных навыков будущих специалистов в медицинской сфере'

Интегрированная методика формирования коммуникативных навыков будущих специалистов в медицинской сфере Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интегрированная методика / компонентный состав коммуникативной компетенции / flipped classroom / scenario-based learning / онлайн ресурс / integrated methodology / component composition of communicative competence / flipped classroom / scenario-based learning / online resource

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Н. Г. Ольховик

Модернизация целей, задач и содержательного компонента иноязычной подготовки в медицинском вузе на всех уровнях образования привела к необходимости создания интегрированной методики формирования коммуникативных навыков будущих работников здравоохранения и академической сферы (выпускников специалитета, магистратуры и аспирантуры). Разработанная методика нацелена на формирование нового компонентного состава коммуникативной компетенции специалиста XXI века и интегрирует в единое образовательное пространство виды и формы учебной деятельности, оказывающие положительное влияние на создание установки на саморазвитие и самосовершенствование на протяжении всей профессиональной деятельности. Ключевыми педагогическими подходами к реализации процесса формирования коммуникативных навыков в рамках дисциплины “Иностранный язык” выступают flipped classroom, scenariobased learning и онлайн ресурс, которые объединяют функции самостоятельной и аудиторной работы студентов. Интегрированная методика позволяет достичь целей высшего образования, обусловленных требованиями современного рынка труда, концепцией интернализации российского вуза и личностными установками будущих выпускников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATED TECHNIQUE OF COMMUNICATIVE SKILLS DEVELOPMENT FOR FUTURE SPECIALISTS IN THE MEDICAL SPHERE

The modernization of the goals, objectives and the informative component of foreign language training at a medical university at all levels of education has led to the need to create an integrated methodology for developing the communication skills of future health care workers and the academic sphere (graduates of the specialty, magistracy and graduate school). This methodology is aimed at forming a new component of the communicative competence in a specialist of the 21st century and integrates types and forms of learning activities into a single educational space, which have a positive impact on the creation of self-development and selfimprovement throughout the professional activities. The key pedagogical approaches to the implementation of the process of developing communication skills in the framework of the “Foreign Language” discipline are flipped classroom, scenario-based learning and online resources that combine the functions of students' independent and classroom work. The integrated methodology allows achieving the goals of higher education due to requirements of the modern labor market, the concept of internalization of the Russian university and the personal attitudes of future graduates.

Текст научной работы на тему «Интегрированная методика формирования коммуникативных навыков будущих специалистов в медицинской сфере»

ИНТЕГРИРОВАННАЯ МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В МЕДИЦИНСКОЙ СФЕРЕ

Н.Г. Ольховик, канд. пед. наук, заведующая кафедрой иностранных языков Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова (Россия, г. Санкт-Петербург)

DOI: 10.24411/2500-1000-2019-11289

Аннотация. Модернизация целей, задач и содержательного компонента иноязычной подготовки в медицинском вузе на всех уровнях образования привела к необходимости создания интегрированной методики формирования коммуникативных навыков будущих работников здравоохранения и академической сферы (выпускников специалитета, магистратуры и аспирантуры). Разработанная методика нацелена на формирование нового компонентного состава коммуникативной компетенции специалиста XXI века и интегрирует в единое образовательное пространство виды и формы учебной деятельности, оказывающие положительное влияние на создание установки на саморазвитие и самосовершенствование на протяжении всей профессиональной деятельности. Ключевыми педагогическими подходами к реализации процесса формирования коммуникативных навыков в рамках дисциплины "Иностранный язык" выступают flipped classroom, scenario-based learning и онлайн ресурс, которые объединяют функции самостоятельной и аудиторной работы студентов. Интегрированная методика позволяет достичь целей высшего образования, обусловленных требованиями современного рынка труда, концепцией интернализации российского вуза и личностными установками будущих выпускников.

Ключевые слова: интегрированная методика, компонентный состав коммуникативной компетенции, flipped classroom, scenario-based learning, онлайн ресурс.

Введение. Современное высшее медицинское образование ориентировано на подготовку специалиста, способного вести успешную профессиональную деятельность в новом формате, обусловленном резкими изменениями на рынке труда.

В качестве одного из примеров, иллюстрирующего нововведения и инновации в области здравоохранения, можно привести факт введения в Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2018 года статьи об особенностях медицинской помощи, оказываемой с применением телемедицинских технологий, в которой четко определены функции, назначение, цели, задачи и требования к квалификациям врача, оказывающего консультативную помощь в среде дистанционного общения с пациентом.

Другим примером изменений в целях медицинского образования служит новый ФГОС ВО для всех направлений подготовки в аспирантуре, принятый в 2013 году, и определивший цели обучения как

формирование компетенций будущего преподавателя-исследователя.

Подобные факты сегодняшней действительности свидетельствуют о новом видении формата профессии будущих выпускников всех уровней медицинского образования и, соответственно, приводят к необходимости формировать новую компе-тентностную модель будущего специалиста.

Ключевым изменением для современного рынка труда в компетенциях, формируемых медицинским вузом, становятся коммуникативные умения и навыки как в качественном, так и в количественном аспектах. Например, внедрение в систему здравоохранения технологий телемедицины объективно требует формирования умения будущего врача определять и минимизировать риски общения с пациентом в цифровом формате, использовать доступный спектр средств дистанционной связи и адаптировать их к успешному и продуктивному стилю общения и т.д. Если же говорить о модификациях компонент-

ного состава коммуникативной компетенции будущего преподавателя-исследователя, то необходимо отметить навыки участия в международном академическом сообществе в формате совместных проектов, обмена опытом, сотрудничества и т.п.

Вместе с тем, необходимо признать, что система медицинского образования в России еще не готова к данным изменениям, поскольку не учитывает их на уровне учебных планов медицинских направлений подготовки. В частности, большинство вузов планируют учебный процесс в пользу разнообразия дисциплин профессионального блока, но не общеобразовательного и гуманитарного. Такие ключевые для формирования коммуникативной компетенции учебные области, как психология общения, теория и практика профессиональной коммуникации, конфликтология, культура речи, деонтология, зачастую, остаются за рамками обязательных дисциплин или входят в качестве модулей в другие учебные предметы, но в достаточно ограниченном объеме зачетных единиц.

Методология. В связи с этим мы предложили модернизировать дисциплину «Иностранный язык» и сменить ее целепо-лагание с повышения уровня владения изучаемым языком на формирование коммуникативной компетенции выпускника того или иного уровня медицинского образования.

Платформой нашего обучающего эксперимента выступили специалитет по направлению подготовки «Лечебное дело» и аспирантура в Северо-Западном государственном медицинском университете им. И.И. Мечникова.

В ходе модернизации педагогических подходов к реализации иноязычной подготовки обучающихся и целей дисциплины мы руководствовались следующими факторами, определившими правомерность выбора предмета «Иностранный язык» в качестве средства формирования коммуникативных навыков:

1. Гуманитарная ориентированность иноязычной подготовки формирует зна-ниевый компонент коммуникативной компетенции (этика общения, теория коммуникации, деонтологические основы взаи-

модействия с пациентом и т.п.) и личностные качества (толерантность к социальным, культурным и этническим различиям, эмпатия, сочувствие, вовлеченность в ситуацию общения и т.п.);

2. Коммуникативный потенциал дисциплины позволяет включить в процесс обучения конкретные ситуации будущего профессионального общения, актуальные для современного рынка труда;

3. В соответствии с действующими ФГОС ВО целях иноязычной подготовки является формирование готовности к решению профессиональных задач на изучаемом языке;

4. Дисциплина «Иностранный язык» может выполнять пропедевтическую функцию в процессе самосовершенствования и саморазвития в области профессиональной коммуникации.

Основой процесса модернизации иноязычной подготовки стала разработка интегрированной методики формирования коммуникативных навыков средствами дисциплины «Иностранный язык».

Под интегрированной методикой мы подразумеваем создание единого образовательного пространства, которое основывается на взаимосвязи методов и форм аудиторной и самостоятельной работы, их целей и задач, формирует все компоненты требуемой компетенции, развивает личностные качества обучающегося и создает установку на дальнейшее самосовершенствование в личностном и профессиональном аспектах.

Интегрированная методика, реализованная нами в СЗГМУ им. И.И. Мечникова, в педагогическом аспекте предусматривает формирование базовых для врачебной и академической деятельности коммуникативных умений и навыков, которые являются универсальными для международного и адаптированными к российскому рынку труда.

Для специалитета по направлению «Лечебное дело» были выделены следующие коммуникативные навыки: структурирование консультации, установление контакта с пациентом, сбор информации о состоянии пациента, выстраивание отношений с пациентом, убеждение и разъясне-

ние, этико-деонтологические и цифровые навыки. Целями реализации интегрированной методики формирования коммуникативной компетенции у выпускников аспирантуры являлось формирование коммуникативных навыков, востребованных для академической сферы: навыки описания визуальной информации (графики, таблицы, результаты медицинских анализов), выражения собственного мнения в научном стиле, навыки представления результатов своего исследования, описания преимуществ и недостатков объекта (процесса), описания программы международного сотрудничества, составления предложения о сотрудничестве, подготовки презентации, составления аннотации к статье, заполнения грантовой заявки, составления резюме, успешного использования возможностей цифрового формата общения, понимания и минимизации рисков цифрового формата общения [1].

Вышеперечисленные составляющие коммуникативной компетенции будущего врача (выпускника специалитета) и преподавателя-исследователя (выпускника аспирантуры) соответствуют основным ситуациям общения в профессиональных сферах и определяют наполнение тематического плана и содержания, разработанных в 2016 году рабочих программ по дисциплинам «Иностранный язык» в СЗГМУ им. И.И. Мечникова, для реализации, соответственно, на первом и втором уровнях высшего образования.

Организация учебной деятельности в процессе формирования коммуникативных навыков по интегрированной методике заключается в создании единого образовательного пространства посредством переориентации применяемых методов с традиционных, сфокусированных на роли преподавателя, студенто-центрированный подход [2; 3].

Единое образовательное пространство включает следующие педагогические подходы и методы организации учебного процесса: flipped classroom (перевернутый класс), scenario-based learning (обучение на основе сценариев) и онлайн-ресурс.

Обучение планируется и реализуется с условием объединения видов, форм и це-

лей аудиторной и самостоятельной работы, при этом акцент даже в аудитории смещается на самостоятельную учебную деятельность студентов. Аудиторное занятие строится на принципах flipped classroom (перевернутый класс), самостоятельная работа организована на СДО Moodle в виде теоретического ресурса (видеолекций), онлайн заданий, направленных на мониторинг и контроль уровня знаний и осведомленности обучаемых о теории и принципах успешной коммуникации.

Ключевым видом аудиторной работы (flipped classroom) и самостоятельной работы (онлайн ресурс) является работа над сценарием, который имитирует коммуникативный сбой, соответствующий определенному коммуникативному навыку, и содержит ряд заданий, направленных на его идентификацию и коррекцию. Преимущественно студенты работают над решением сценария в группах, состоящих от 4 до 6 человек, что позволяет активизировать их способность к критическому мышлению.

Количество сценариев соответствует количеству тем рабочей программы для того или иного уровня образования.

Отметим, что сценарий, как ключевой вид учебной деятельности, развивает личностные качества обучающихся, без чего невозможно формирование коммуникативной компетенции в полном объеме и создание установки на дальнейшее обучение на протяжении всей жизни [4].

В ходе реализации курса преподаватели делились своими наблюдениями за тем, какие личностные качества проявляли студенты во время работы над сценарием: обучающиеся испытывали сочувствие к сюжету и героям сценария, проявляли эм-патию и толерантность к виртуальному собеседнику и членам своей команды, демонстрировали вовлеченность в сюжет сценария и ход его решения.

Интегрированная методика формирования коммуникативных навыков будущих специалистов предусматривает постоянный мониторинг и контроль преподавателем, во-первых, успешности выполнения каждого сценария; во-вторых, освоения знаниевого компонента (теория коммуникации); в-третьих, уровня сформированно-

сти коммуникативных навыков. Соответственно, мониторинг и контроль проводятся преподавателем на каждом занятии, в конце изученной темы, модуля и, наконец, курса. Методическим инструментарием служит чек-лист с перечнем видов деятельности; речевых стратегий и тактик, требуемых ситуацией общения; лексико-грамматических единиц и самих навыков. Подобный многоуровневый мониторинг направлен не только на определение степени развитости коммуникативной компетенции, но и ход учебной деятельности, что позволяет преподавателю минимизировать риски неудач используемой методики и адаптировать содержательный компонент и методы к уровню лингвистической компетенции и стилю учебной деятельности студентов.

Заключение. Таким образом, интегрированная методика формирования коммуникативных навыков будущих специали-

стов в медицинской и академической сферах в рамках дисциплины «Иностранный язык» решает следующие задачи современного высшего образования:

1. реализует концепцию интернационализации высшего образования за счет определения современного компонентного состава коммуникативной компетенции будущих специалистов, способных к адекватному решению профессиональных задач на мировом рынке труда;

2. интегрирует в единую среду российское образовательное пространство и успешные западные практики обучения, мотивируя студентов к участию в академической мобильности;

3. создает механизм развития профессиональной коммуникативной компетенции во время обучения в вузе и на протяжении профессиональной жизни;

4. вносит вклад в формирование личностных качеств специалиста.

Библиографический список

1. Ольховик Н.Г., Липатова Е.Г. Интегрированная методика формирования коммуникативных навыков будущего преподавателя-исследователя // Современные наукоемкие технологии. - 2019. - № 3-2. - С. 289-293.

2. J.B. Arbaugh. Virtual classroom characteristics and student satisfaction with Internetbased MBA courses. J. of man. educ., 24(1), 32, (2000) doi:10.1177/105256290002400104.

3. H.G. Schmidt, J. Cohen-Schotanus, L.R. Arends, Impact of problem-based, active learning on graduation rates for 10 generations of Dutch medical students. Med. Educ., 43, 211-218 (2009) doi: 10.1111/j .1365-2923.2008.03287.

4. B.J. Berger, J.F. Milem. The role of student involvement and perceptions of integration in a causal model of student persistence. Research in Higher Educ., 40, 641-664, (1999) doi:10.1023/A:1018708813711.

INTEGRATED TECHNIQUE OF COMMUNICATIVE SKILLS DEVELOPMENT FOR FUTURE SPECIALISTS IN THE MEDICAL

SPHERE

N.G. Olkhovik, Candidate of Sciences in Pedagogy Mechnikov Northwestern State Medical University (Russia, St. Petersburg)

Abstract. The modernization of the goals, objectives and the informative component of foreign language training at a medical university at all levels of education has led to the need to create an integrated methodology for developing the communication skills offuture health care workers and the academic sphere (graduates of the specialty, magistracy and graduate school). This methodology is aimed at forming a new component of the communicative competence in a specialist of the 21st century and integrates types and forms of learning activities into a single educational space, which have a positive impact on the creation of self-development and self-improvement throughout the professional activities. The key pedagogical approaches to the implementation of the process of developing communication skills in the framework of the "Foreign Language " discipline are flipped classroom, scenario-based learning and online resources that combine the functions of students' independent and classroom work. The integrated methodology allows achieving the goals of higher education due to requirements of the modern labor market, the concept of internalization of the Russian university and the personal attitudes of future graduates.

Keywords: integrated methodology, component composition of communicative competence, flipped classroom, scenario-based learning, online resource.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.