ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ АКЦЕНТУИРОВАННЫХ ПОДРОСТКОВ
Э.И. Аюпова
Общение - это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, в структуре которого можно выделить три взаимосвязанных стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.
Если понятие «общение» описывать в тех же признаках, что и понятие «коммуникация», а это не лишено основания, тогда оба понятия можно рассматривать как эквивалентные или как синонимы с той лишь разницей, что общение - это больше психологическое явление, а, говоря о коммуникациях, мы должны пояснить, какой из аспектов коммуникации мы имеем в виду: психический, информационный, технико-технологический или организационно-экономический.
Коммуникация - это не столько передача информации от одного лица к другому, сколько поведенческая сто-188 рона взаимодействующих между собой людей. В широком смысле слова термином «коммуникация» обозначают любую связь между людьми, все существующие способы социальных связей и взаимосвязей.
При таком широком определении понятие «общение» становится более общим по отношению к коммуникации, если последним обозначать лишь непосредственные формы взаимодействия между людьми.
Коммуникативность - это важнейшее качество личности, по своей сущности представляющее собой способность субъекта деятельности принимать, использовать, сохранять и пере-
давать информацию другим объектам. Это качество характеризует личность только в межличностных отношениях, когда преобладают субъект-но-субъектные коммуникативные связи людей.
Коммуникативные навыки определяются как автоматически выполняемые компоненты сознательной коммуникативной деятельности. Сформированные коммуникативные навыки способствуют успешному межличностному взаимодействию.
Формирование коммуникативных навыков эффективно в процессе социально-психологического обучения в ходе освоения индивидом систем общения и включения в совместную деятельность. В структуру коммуникативных навыков входят:
1) умение ориентироваться в социальных ситуациях;
2) умение правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей;
3) умение выбирать адекватные способы обращения с ними и реализо-вывать их в процессе взаимодействия.
Очевидно, что для достижения результатов коммуникативной деятельности личности требуется формирование определенных навыков коммуникации, которые являются первоочередными для его коммуникативной деятельности. Процесс формирования коммуникативных навыков рассматривается как построение системы внутренних ресурсов, необходимых для эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия, т.е. способности устанавливать и поддержи-
ПреподавательШ_
ВЕК
2 / 2007
вать необходимые контакты с другими людьми.
В качестве объективных показателей сформированного навыка или его отработанности выступают следующие: правильность и качественность навыков оформления (отсутствие ошибок), скорость выполнения отдельных операций или их последовательности (внешние критерии); отсутствие направленности сознания на форму выполнения действия, отсутствие напряжения и быстрой утомляемости, выпадение промежуточных операций, т.е. редуцированность действия (внутренние критерии).
Разделяя мнения Н.А. Берштейна, Л.Б. Ительсона и И.А. Зимней об этапах формирования навыка и общности процесса усвоения знаний и выработки действий, можно выделить три уровня сформированности коммуникативных навыков: критический, допустимый и достаточный, причем уровень сформированности является в нашем случае качественной характеристикой.
Целесообразным является формирование коммуникативного навыка как сложного динамичного процесса/действия построения навыка путем обучения. Оно характеризуется поэтапной отработанностью элементов коммуникативных действий, целью которого является качественное (безошибочное, целесообразное, гибкое, редуцированное) выполнение последовательности действий.
Теория формирования и развития навыка легла в основу педагогической системы формирования коммуникативных навыков акцентуированных подростков, результатом которой является система информационно-обучающих тренингов по формированию коммуникативных навыков акцентуированных подростков.
Особенности формирования коммуникативных навыков подростков не существуют как нечто неизменное, они выступают как определенные тенденции его развития. Знание этих тенденций составляет необходимое условие коммуникативной деятельности подростков.
Подростковый возраст является критическим с точки зрения формирования личности. На его протяжении последовательно формируется ряд сложных механизмов, знаменующих переход от внешней детерминации жизни к личной саморегуляции, кардинальная смена движущих сил личностного развития.
Говоря о конфликтности подростка и ее причинах, можно выделить факторы ситуации и личностный фактор. Так как на объективные обстоятельства влиять более затруднительно, видится очевидным и более продуктивным рассмотрение, изучение с попыткой влияния именно на субъективные - личностные факторы, такие как: ориентация на свои, чужие интересы или интересы дела; преобладающий тип отношения к окружающим; акцентуация характера.
Акцентуации характера - это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.
Педагог решающим образом воздействует на развитие коммуникативной деятельности акцентуированного подростка и стимулирует у него потребность в общении. На каждом возрастном этапе потребность в общении включает и потребность подростка в участии взрослого в решении задач, типичных для данного возраста.
2 / 2007
Преподаватель _
ВЕК
Развитие содержания потребности в общении обнаруживается в изменении отношения ребенка к взрослому. Одновременно изменяется самосознание и самооценка акцентуированного подростка.
Общение акцентуированного подростка - сложное педагогическое явление, развивающееся во времени и пространстве, обусловленное социальными условиями, индивидуальными особенностями подростков, организацией педагогического процесса, спецификой пространства общения. Его воспитательная ценность зависит от содержательной стороны, нравственной направленности, широты круга общения, оптимальности его структуры, разнообразия и гибкости коммуникативных умений. Поэтому, формируя коммуникативные навыки у акцентуированных подростков, педагогу необходимо учитывать особенности развития детей на данном возрастном этапе.
Прямой переход от учебного процесса к интенсивному включению в коммуникативную деятельность в работе с акцентуированными подростками в основе своей малоэффективен, если отсутствует одно важное звено - должна быть специфическая тренировочная форма работы, позволяющая подростку включиться на предварительном этапе в смоделированную коммуникативную деятельность, где он получает возможность апробировать свои коммуникативные умения, приобрести недостающие, а главное, постичь технологию процесса развития коммуникативной культуры. Своеобразие этой формы не только в тренинговом характере обучения, но и в самой организации: глубокое погружение в коммуникативную деятельность, своеобразие процесса обучения, сопряженного с организацией всей жизнедеятельности и коммуникативного взаимодействия.
Преподаватель XXI
ВЕК
Наиболее эффективными для формирования коммуникативных навыков акцентуированных подростков являются тренинги эффективной коммуникации и тренинги развития коммуникативных навыков.
Программа тренингов должна содержать соответствующую установку на формирование коммуникативных навыков, поскольку наличие высокого уровня сформированности собственных коммуникативных умений является условием, обеспечивающим развитие собственной коммуникативной культуры подростка.
Применение упражнений тренинга специально предназначено для акцентуированных подростков, обладающих определенными индивидуально-психологическими особенностями.
Эффективное формирование коммуникативных навыков акцентуированных подростков обеспечивается посредством следующей совокупности педагогических условий:
- формирование коммуникативных навыков подростков будет представлено в качестве педагогической цели;
- процесс формирования коммуникативных навыков организуется в условиях совместной деятельности педагога и подростков с учетом типа акцентуации и специфики ее проявления;
- разработаны содержание, способы и средства формирования коммуникативных навыков акцентуированных подростков.
- процесс формирования коммуникативных навыков акцентуированных подростков сопровождается качественными различиями в динамике развития коммуникативных навыков.
Приобретение коммуникативных навыков акцентуированными подростками в педагогическом процессе является неотъемлемой составляющей их коммуникативной компетентности.
- 2 / 2007