общаются друг с другом, помогают и поддерживать друг друга, что влияет на изменение их коммуникативной культуры.
Дети в классе очень активные и подвижные. Уделяю внимание режимным моментам, оказывающим влияние на величину двигательной активности. Это минутки кинезеологии, перемены, динамическая пауза после 3 урока, дни здоровья. Данные формы работы снимали чувство усталости, тонизировали нервную систему, улучшали эмоциональное состояние и повышали работоспособность. На переменах рекомендовала детям такие игры: "Плетень", "Море волнуется", "Делай наоборот", "Светофор" и другие.
Можно сделать вывод, что роль здоровьесберегающих технологий в процессе обучения и воспитания младших школьников формирует у них важнейшие коммуникативные навыки, повышает качество образовательных результатов.
Великий гуманист и педагог Ж.Ж.Руссо сказал: "Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым". [1]
Список литературы
1. Безруких М.М., Сонькина В.Д. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе. Методология, формы, методы, опыт применения -методические рекомендации // под ред. (М.: «Триада-фарм», 2004. 117 с.).
2. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям / В.А.Сухомлинский - М.: Просвещение, 1979. 170 стр.
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ У УЧАЩИХСЯ В НАЧАЛЬНОМ КЛАССЕ Журакулова Ю.Ж.
Журакулова Юлдуз Жалоловна - преподаватель начальных классов, Школа № 10,
Каганский район, Бухарская область, Республика Узбекистан
Аннотация: в статье раскрыто формирование коммуникативных качеств у учащихся в начальном классе. В младшем школьном возрасте, формирование у ребенка коммуникативных качеств несет важный воспитательный и образовательный потенциал. В общении ребенок повышает свои умственные способности, которые в дальнейшем влияют на становление младшего школьника как личности. Коммуникативные качества - это сложные и осознанные коммуникативные действия (на основе коммуникативной деятельности), способность правильно строить свое поведение, управлять им в соответствии с задачами общения.
Ключевые слова: формирование коммуникативных качеств, личность, младший школьный возраст.
Проблемы общения и взаимодействия между людьми были актуальны на протяжении всей истории человечества с момента зарождения воспитательной работы. Именно эти две категории сильно воздействуют на формирование всесторонне развитой личности человека, что является неотъемлемым критерием социализации и успешного формирования общества.
Многие ученые утверждают, что общение - решающий фактор общего личностного развития ребенка в младшем школьном возрасте. Влияние общения может так же способствовать исправлению трудностей, возникающих у детей при
неправильном воспитании. [1] Подавляющее большинство авторов полагают, что адекватное возрасту взаимодействие между детьми необходимо для развития ребенка в целом и формировании его личности в частности.
Общение - это коммуникативная деятельность, процесс специфического контактирования лицом к лицу, которое может быть направленно не только на эффективное решение задач совместной деятельности, но и на установление личностных отношений и познание другого человека. [2]
Общение в младшем школьном возрасте, формирование у ребенка коммуникативных качеств несет важный воспитательный и образовательный потенциал. Через общение ребенок познает окружающий мир, учится проявлять добро и сопротивляться злу. В общении ребенок повышает свои умственные способности, которые в дальнейшем влияют на становление младшего школьника как личности.
Поэтому так необходимо развивать качества, которые помогают облегчить процесс общения и понимания ребенком своего собеседника, такими качествами называют коммуникативные качества младшего школьника. Чтобы более точно понять назначение этих качеств личности рассмотрим несколько определений:
Коммуникативные качества - это сложные и осознанные коммуникативные действия (на основе коммуникативной деятельности), способность правильно строить свое поведение, управлять им в соответствии с задачами общения.
Коммуникативные качества - это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла, передаваемой и воспринимаемой информации. В более широком философском смысле коммуникативные качества рассматривается как «социальный процесс, связанный либо с общением, обменом мыслями, сведениями, идеями и так далее, либо с передачей содержания от одного сознания к другому посредством знаковых систем».
Под коммуникативными качествами личности младшего школьника мы понимаем, те качества личности, которые способствуют общению как самостоятельному процессу межличностного взаимодействия субъектов, каждый из которых является носителем активной деятельности и предполагает ее в своих партнерах.
Процесс формирования коммуникативных качеств младшего школьника сложен и противоречив. Но все исследователи сходятся в одном утверждении, коммуникативные качества личности формируются и развиваются при взаимодействии с другими людьми. Поэтому так важно влияние близкого окружения ребенка на формирование его будущей личности.
Процесс модернизации образования предполагает формирование коммуникативной компетентности школьников. От уровня развития коммуникативных умений учащихся начальной школы зависит не только эффективность их обучения и воспитания на всех этапах школьной жизни, но и вся их дальнейшая жизнь, как в профессиональном, так и в личностном плане.
Развитие коммуникативных умений младших школьников характеризуется переходом с одного качественного уровня на следующий уровень. Эти уровни определяются степенью адекватности действий учащихся наблюдаемой ситуации общения.
Поступая в школу, ребенок начинает взаимодействовать с гораздо большим числом людей, чем это было ранее (учителем, одноклассниками. Он, практически, не соприкасается с учащимися других возрастов.
Все многообразные образовательные технологии ориентированы на конкретный возраст и логику возрастного развития и, как правило, не затрагивают возможности разновозрастного взаимодействия между учащимися.
Именно в разновозрастных группах заложены широкие потенциальные возможности личностного, социального и психического развития ребенка.
Младший школьник не должен чувствовать неловкость при общении с старшими школьниками или свое превосходство, как личности, при общении с младшими
обучающимися, в первую очередь он должен понимать, что его собеседник, человек равный ему по возможностям, и социальному статусу, независимо от того какого он возраста. Задача учителя состоит в том, чтобы найти пути решения данной проблемы в современной школе.
Для этого учитель должен создавать наибольшее число ситуаций, которые приводят к развитию коммуникативных качеств младших школьников. Но, как правило, создаваемые ситуации, приводят к взаимодействию обучающихся с ребятами их возраста, а этого как показала практика образования не достаточно для успешной социализации и развития личности младшего школьника. Учитель в процессе своей воспитательной работы должен охватывать весь спектр взаимодействия младших школьников с окружающим социумом. Поэтому создание разновозрастных групп младших школьников, при организации воспитательного процесса, необходимо.
Формирование коммуникативных качеств "дает" ребенку некую жизненную ориентацию, представление о главных жизненных ценностях, самооценку и конкретную характеристику стиля жизни ребенка.
Список литературы
1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя. 2-е изд. М.: Просвещение, 1988 г.
2. Цукерман Г.А. «Виды общения в обучении». Томск: Пеленг, 1993 г.
ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ СТОХАСТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ Иззатова Д.К.
Иззатова Дилдор Кукламовна - преподаватель начальных классов, Школа № 27,
Джандарский район, Бухарская область, Республика Узбекистан
Аннотация: данная статья посвящена проблеме и решению формирования у младших школьников первоначальных стохастических представлений в математическом уроке. В процессе статистического наблюдения, если результаты записываются в том порядке, в котором они поступают, целесообразно составлять таблицу регистрации. Эта первичная таблица дает некоторое представление о связях, общих чертах и различиях получаемых статистических данных. В таблице исходных данных просматриваются не только объем совокупности, но и наиболее характерные ее черты: структура, типичные проявления, изменчивость признака и т.д.
Ключевые слова: формирования, первоначальных стохастических представлений, урок математика.
В содержании стохастической содержательно-методической линии выделяют три взаимосвязанных направления, методикой работы над которыми должен владеть будущий учитель: подготовка младших школьников в области комбинаторики, формирование первоначальных представлений о случайных событиях, формирование умений, связанных с представлением, сбором данных и их интерпретацией [1].
Математической статистики в начальной школе является формирование умений проводить несложные опросы, наблюдения с целью сбора количественной