Научная статья на тему 'Формирование у младших школьников первоначальных стохастических представлений на уроке математики'

Формирование у младших школьников первоначальных стохастических представлений на уроке математики Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
231
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЯ / ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ СТОХАСТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ / УРОК МАТЕМАТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иззатова Дилдор Кукламовна

Данная статья посвящена проблеме и решению формирования у младших школьников первоначальных стохастических представлений в математическом уроке. В процессе статистического наблюдения, если результаты записываются в том порядке, в котором они поступают, целесообразно составлять таблицу регистрации. Эта первичная таблица дает некоторое представление о связях, общих чертах и различиях получаемых статистических данных. В таблице исходных данных просматриваются не только объем совокупности, но и наиболее характерные ее черты: структура, типичные проявления, изменчивость признака и т.д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование у младших школьников первоначальных стохастических представлений на уроке математики»

обучающимися, в первую очередь он должен понимать, что его собеседник, человек равный ему по возможностям, и социальному статусу, независимо от того какого он возраста. Задача учителя состоит в том, чтобы найти пути решения данной проблемы в современной школе.

Для этого учитель должен создавать наибольшее число ситуаций, которые приводят к развитию коммуникативных качеств младших школьников. Но, как правило, создаваемые ситуации, приводят к взаимодействию обучающихся с ребятами их возраста, а этого как показала практика образования не достаточно для успешной социализации и развития личности младшего школьника. Учитель в процессе своей воспитательной работы должен охватывать весь спектр взаимодействия младших школьников с окружающим социумом. Поэтому создание разновозрастных групп младших школьников, при организации воспитательного процесса, необходимо.

Формирование коммуникативных качеств "дает" ребенку некую жизненную ориентацию, представление о главных жизненных ценностях, самооценку и конкретную характеристику стиля жизни ребенка.

Список литературы

1. Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя. 2-е изд. М.: Просвещение, 1988 г.

2. Цукерман Г.А. «Виды общения в обучении». Томск: Пеленг, 1993 г.

ФОРМИРОВАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ СТОХАСТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НА УРОКЕ МАТЕМАТИКИ Иззатова Д.К.

Иззатова Дилдор Кукламовна - преподаватель начальных классов, Школа № 27,

Джандарский район, Бухарская область, Республика Узбекистан

Аннотация: данная статья посвящена проблеме и решению формирования у младших школьников первоначальных стохастических представлений в математическом уроке. В процессе статистического наблюдения, если результаты записываются в том порядке, в котором они поступают, целесообразно составлять таблицу регистрации. Эта первичная таблица дает некоторое представление о связях, общих чертах и различиях получаемых статистических данных. В таблице исходных данных просматриваются не только объем совокупности, но и наиболее характерные ее черты: структура, типичные проявления, изменчивость признака и т.д.

Ключевые слова: формирования, первоначальных стохастических представлений, урок математика.

В содержании стохастической содержательно-методической линии выделяют три взаимосвязанных направления, методикой работы над которыми должен владеть будущий учитель: подготовка младших школьников в области комбинаторики, формирование первоначальных представлений о случайных событиях, формирование умений, связанных с представлением, сбором данных и их интерпретацией [1].

Математической статистики в начальной школе является формирование умений проводить несложные опросы, наблюдения с целью сбора количественной

информации и ее оформления в виде таблиц, графиков, диаграмм; умений интерпретировать таблицы, схемы, графики, диаграммы.

К основным средствам формирования статистических представлений относят статистическое наблюдение и изображение получаемых сведений с помощью геометрических образов [2]. Статистическое наблюдение позволяет получить исходную информацию о некотором явлении или процессе. Графическое изображение полученных в результате наблюдений статистических сведений привлекает внимание, производит яркое и живое впечатление, становится более доходчивым и запоминающимся. Статистические таблицы и графики помогают осмыслить полученный материал, дают целостную картину изучаемого явления. В них становятся особенно наглядными и выразительными взаимные связи между явлениями, сравнительные характеристики и основные тенденции развития. Следовательно, роль графических изображений как средства обобщения и анализа статистических данных исключительно велика.

Одним из средств систематизации и обобщения полученных в наблюдениях статистических данных являются таблицы. Когда материал приведен в систему, определено относительное значение каждого признака, тогда уже можно выяснить, какие признаки совпадают, что именно характеризуют те или иные из них, тогда-то возможно определить, есть или нет порядок и последовательность между явлениями, сопровождается ли один признак другим, и если да, то каким, какая связь существует между различными явлениями, наблюдается ли существование или последовательность, и каких именно явлений, тогда появляется возможность сделать научные выводы [3]. Использование табличной формы позволяет расположить данные компактно, наглядно и рационально, за счёт чего облегчается их анализ, вскрываются те или иные характерные особенности изучаемых явлений: сходство и различие, взаимосвязь признаков и т. п. Это достигается тем, что внутри таблицы сведения располагаются рядами и столбцами, что дает возможность охватить их взглядом и сравнить между собой.

Каждая правильно оформленная таблица содержит три основных элемента: заголовок, указывающий на цель или содержание таблицы, подлежащее, то есть перечень тех групп или частей, на которые подразделена вся масса единиц совокупности, сказуемое, то есть совокупность чисел, при помощи которых характеризуются выделенные в подлежащем группы.

При работе с таблицами в начальной школе следует отметить, что в самом простом случае таблица делится на строки и столбцы. Обычно каждый столбец имеет название, которое указывается в первой строке таблицы. Важно проиллюстрировать учащимся разнообразные таблицы и попросить привести примеры. Примерами могут служить: страницы классного журнала, календарь, расписание уроков в школе и т. д. Цель рассмотрения подобных примеров — формирование у младших школьников представлений о том, что в жизни часто приходится сталкиваться с разнообразными таблицами, поэтому важно научиться пользоваться информацией помещенной в них и составлять их самим.

В процессе статистического наблюдения, если результаты записываются в том порядке, в котором они поступают, целесообразно составлять таблицу регистрации. Эта первичная таблица дает некоторое представление о связях, общих чертах и различиях получаемых статистических данных. В таблице исходных данных просматриваются не только объем совокупности, но и наиболее характерные ее черты: структура, типичные проявления, изменчивость признака и т. д. Представление о степени вариации однородных признаков дает простое сопоставление нескольких таблиц.

От таблицы исходных данных целесообразно перейти к таблице частот (относительных частот), если рассматривать числовые данные в порядке возрастания,

построить таблицы накопленных частот. Любая из данных таблиц может быть как простой (в подлежащем ее нет группировок), так и групповой (изучаемый объект разделен в подлежащем на группы), как дискретной (в подлежащем имеются только отдельные, изолированные друг от друга значения признака), так и непрерывной (интервальной).

Приведем пример задания направленного на формирование умений и навыков работы с таблицами. Задание. Используя данные таблицы, ответьте на вопросы. На сколько граммов яблоко легче апельсина? На сколько граммов яблоко легче дыни? На сколько граммов яблоко тяжелее лимона? Чему равна масса 5 яблок? Что легче: 2 яблока или 3 лимона? На сколько масса арбуза больше массы дыни? Во сколько раз масса 4 апельсинов больше массы 2 яблок? Во сколько раз масса 4 апельсинов больше массы 4 яблок?

Таблица 1. Пример задания

Фрукты Количество Масса

Яблоко 2 шт. 400 г

Лимон 4 шт. 600 г

Дыня 1 шт. 2 кг 200 г

Апельсин 4 шт. 800 г

Арбуз 1 шт. 3 кг 600 г

Система заданий, направленных на формирование умений работы со статистическими таблицами, должна включать задания, развивающие умения извлекать и анализировать информацию, представленную в таблице, вырабатывающие умения представлять необходимую информацию в виде таблицы.

В настоящее время появилась тенденция к расширению спектра использования различных методов решения задач. При сравнении данных, с увеличением числа объектов, целесообразно использовать графические изображения, позволяющие упросить рассуждения.

Список литературы

1. Проценко Е.А., Трофименко Ю.В. Методические аспекты обучения младших школьников стохастике. Молодой ученый. 2013. № 11. с. 633-637.

2. Проценко Е.А., Трофименко Ю.В. Формирование профессиональной компетентности будущих учителей начальной школы при обучении стохастике. Вестник Таганрогского государственного педагогического института. 2013. № 1. с. 094-100.

3. Проценко Е.А. Концептуальная модель формирования профессиональной компетентности будущих учителей начальной школы при обучении стохастике//Вопросы гуманитарных наук. 2008. № 3 (36). С. 285 - 292.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.