- силовые, далее скоростно-силовые упражнения (в основном прыжковые) и в завершении упражнения на подвижность в суставах и расслабление. Другой вариант очередности выполнения упражнений предполагал, что в начале тренировки выполнялись скоростно-силовые упражнения (в основном прыжковые), затем силовые; в конце тренировки: силовые, далее упражнения на специальную выносливость и, в завершении, - упражнения на подвижность в суставах и расслабление. Интервалы отдыха между упражнениями составляли от 15 до 30 секунд, между сериями - от 45 до 60 секунд.
В предложенные нами комплексы включались упражнения со скакалкой: бег с высоким подниманием бедра через скакалку; прыжки в полном приседе через скакалку; основной ход через скакалку, многократные прыжки на двух ногах (100-500 раз), двойные прыжки. Из упражнений на скамейке применялись: вскоки на скамейку; соскоки со скамьи с многократными послеско-ками; перепрыгивание через скамейку с продвижением вдоль нее; прыжки через скамейку с поворотом на 180 градусов. Также применялись многоскоки: с продвижением на двух ногах, на одной ноге, из приседа, из приседа с продвижением; без продвижения на двух ногах, на одной ноге, с поджиманием ног, из приседа, из приседа с поджиманием, с поворотом на 180 и 360 градусов. Упражнения с применением резиновых бинтов, которые привязывались на голени ног танцоров для выполнения кик-бол-ченжда на прыжках, а также бросковые движения ног.
С целью изучения воздействий предложенных нами комплексов модифицированных упражнений на развитие прыгучести были отобраны контрольные упражнения, позволяющая оценить эффективность развития данной способности у спортсменок 8-12 лет.
Целенаправленное включение в процесс учебно -тренировочных занятий девочек-рок-н-роллисток упражнений на развитие прыгучести доказала свою эффективность. Прирост результатов у спортсменок зафиксирован
по всем исследуемым показателям уровня развития прыгучести. Так, среднестатистический прирост в контрольном упражнении «прыжки через скакалку за 1 минуту» составил 27 раз; в прыжках с подниманием ног к груди за 30 секунд - 15 раз; в тесте «бег с высоким подниманием бедра за 1 мин» - 18 раз; в контрольном упражнении «прыжок вверх» - 20 см; показатели в «челночном беге 3 по 10 метров» улучшились на 0,74 секунды. Данные изменения являются достоверно значимыми и свидетельствуют об эффективности предлагаемых экспериментальных комплексов.
В процессе исследования зафиксированы качественные улучшения выполнения основного хода рок-н-ролла. Отмечены присутствие постоянного прыжка при движении вниз после касания пола, во время прыжковых движений пятка максимально высоко от пола, осанка контролируется, и спортсменка не наклоняется к ноге во время кика, музыкальность исполнения основного хода с хорошим качеством его исполнения.
Таким образом, можно констатировать, что применение предлагаемых нами комплексов упражнений направленных на развитие прыгучести танцоров способствует эффективному развитию данной способности и является важным показателем, способствующим формированию правильной техники основного хода рок-н-ролла, танцевальных движений и всей композиции в целом, что является залогом успешности выступления команды по «формейшену» на соревнованиях.
Список литературы
1. Кызим П.Н., Алабин В.Г., Макурин Ю.К., Мулла-гильдина А.Я. Акробатический рок-н-ролл: учебное пособие. - Харьков: Основа, 1999. - 136с.
2. Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития. - М.: Терра спорт, 2000. - 192 с.
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ РЕЧИ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Левшина Наталия Ивановна
Канд. пед наук, доцент кафедры дошкольного образования, г. Магнитогорск
Рябова Дарья Николаевна Студентка кафедры дошкольного образования, г. Магнитогорск
Кузьмина Виктория Евгеньевна
Студентка кафедры дошкольного образования, г. Магнитогорск
В дошкольном возрасте постоянно изменяется содержание общения, его мотивы, коммуникативные навыки и умения. Формируется один из компонентов психологической готовности к обучению в школе - коммуника-муникативность. Ребенок избирательно относится к взрослым, постепенно начиная осознавать свои отношения с ними: как они к нему относятся и что от него ждут, как он к ним относится и что от них ожидает.
Диалог представляет значительные трудности для детей. Но эта форма общения имеет чрезвычайно большое значение, что способствует развитию социальных отношений у детей. Посредством диалога один ребенок привлекает другого к общей игре или занятию и устанавливает контакт с ним. С помощью диалога удовлетворяется
потребность ребенка в общении, на его основе формируется монологическая связная речь. Диалогическая форма речевого общения способствует развитию социальных отношений у детей, именно в диалоге со сверстником дети получают опыт равенства в общении, учатся контролировать друг друга и себя; учатся задавать вопросы, отвечать, рассказывать, высказывать предложения. Диалог побуждает отстаивать точку зрения по обсуждаемой теме, приучает к уважительному, терпимому отношению к позиции других участников диалога.
Приоритетность задачи развития коммуникативных качеств и умений у детей старшего дошкольного возраста признается ведущими специалистами в области отечественной психологии и педагогики (Л. В. Ворошнина,
Н. В. Гавриш, А. А. Зрожевская, Г. Я. Кудрина, М. И. Попова, Е. О. Смирнова, О. С. Ушакова, Л. Г. Шадрина и др.).
Коммуникативное поведение детей, владение ими способами общения отражает поведенческий компонент социальной компетентности. Освоение ребенком способов коммуникации (общения) помогает в установлении доброжелательных отношений со сверстниками взрослыми, организации совместной деятельности, позволяет уверенно чувствовать себя в различных жизненных ситуациях, избегать конфликтов в общении. Коммуникативная функция выступает основной и генетически исходной функцией речи. Формирование коммуникативной функции речи предполагает овладение языком как средством общения и диалогической формой речи.
Отсутствие или дефицит диалогического общения ведет к различному роду искажениям личностного развития, росту проблем взаимодействия с окружающими людьми, появлению серьезных сложностей в умении адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях.
Коммуникативные способности дошкольника не могут развиваться вне его социального окружения. Исследования показывают, что характер культуры речевого общения ребенка со взрослыми и сверстниками изменяется и усложняется на протяжении всего дошкольного детства, приобретая форму то непосредственно эмоционального контакта в процессе совместной деятельности, то чисто речевое.
Следует отметить, что каждая коммуникативная ситуация в любой сфере общения — это процесс социально-речевого взаимодействия. Собеседники, заинтересованные в эффективности взаимодействия, должны использовать чувство эмпатии. Это значит, что каждый участник общения обязан осознавать не только собственные цели и задачи, но и потребности, установки, психологические характеристики собеседника. Инициатору беседы следует продумать ее ход, чтобы максимально соблюдать интересы сторон, что будет способствовать установлению взаимопонимания [4].
Таким образом, умения говорения отражают высокий уровень коммуникативности, которую оценивают в плане ситуативного единства содержания и формы.
В общении со сверстниками дети самостоятельно могут управлять действиями партнера осуществлять контроль его действий, навязывать собственные образы, организовывать совместную игру, сравнивать партнера с собой. Общаясь с детьми, ребенок может фантазировать, выражать обиду, претворяться, и т.д. Дошкольники, не имеющие контакты со сверстниками, испытывают значительные трудности и в общении с взрослыми, не смотря на активность желания поговорить с ними. Таким образом, для полноценного развития речи необходимо как общение с взрослыми, так и со сверстниками.
Ф.А. Сохин отмечает, что в процессе общения у дошкольников формируется умение вести диалог, умение слушать и понимать обращенную к нему речь, умение пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учётом ситуации общения [6].
По мнению М.М. Бахтина, важнейшим критерием собственно социализированной речи является наличие в речевом взаимодействии не менее трёх взаимосвязанных высказываний: инициативного высказывания, ответа на него и встречной реакции. При таком взаимодействии каждый получает возможность проявить диалогическое
активное ответное отношение, а это достигается дошкольниками на более поздних ступенях развития связной речи.
Диалог это процесс двустороннего общения, который проходит в конкретной ситуации, где участники общения попеременно исполняют роль говорящего и слушающего. Диалогическая речь определяется как основная форма разговорной функционально-стилистической разновидности языка, которая представляет собой проявление коммуникативной функции языка. Для поддержания диалога необходимо обеспечить его качественность и этичность. Условиями возникновения и поддержания диалога являются:
- взаимное понимание, интерес к теме диалога собеседников;
- умение слушать и слышать собеседника;
- равноправность участников диалога;
- активность и самостоятельность субъектов диалога [1].
Таким образом, для ведения диалога необходимо установление социального контакта и интерактивного взаимодействия, что подразумевает необходимость адекватного использования всех имеющихся у ребенка вербальных и невербальных средств общения. Формирование языкового оформления диалога подразумевает выработку четкой дикции, интонационной выразительности, развитие умения подбирать лексически точное и грамматически правильное средство для выражения собственной мысли.
Овладение коммуникативными умениями позволяет решить важнейшие социальные функции: помогает ребёнку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности. Именно коммуникативные качества речи способствуют развитию социальных отношений у детей; посредством диалога один ребёнок привлекает внимание другого к общей игре, занятию, устанавливает контакт с ним. Диалог как процесс речевой коммуникации и как средство общения, является важнейшим направлением в социальном развитии детей.
Список литературы
1. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей. Развитие диалогического общения: метод. пособие для воспитателей - М.: Мозаика - Синтез, 2009. - 128 с.
2. Багаутдинова С.Ф., Левшина Н.И. Образовательная деятельность с дошкольниками в конкурсном движении: проблемы и рекомендации / Дошкольное воспитание. 2014. № 8. С. 89-93.
3. Куцакова Л.В., Мерзлякова С.И. Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, образованного, самостоятельного, инициативного, неповторимого, культурного, активно-творческого. - М.: Издательский центр «ВЛАДОС», 2003. - 368 с.
4. Левшина Н.И., Градусова Л.В. Формирование коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста в игровой деятельности / Детский сад: теория и практика. 2014. № 6 (42). С. 94-103.
5. Минеева Ю.В., Салихова З., Левшина Н.И. Инновационные формы работы по речевому развитию дошкольников / Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 7-2. С. 35-37.
6. Сохин Ф.А. Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников: учеб. пособие - 2-е изд.- М.: Воронеж, 2005. - 224 с.