ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАЗВИТИЯ ПРЫГУЧЕСТИ У ДЕВОЧЕК, ЗАНИМАЮЩИХСЯ АКРОБАТИЧЕКИМ РОК-Н-РОЛЛОМ ПО ПРОГРАММЕ «ФОРМЕЙШН»
Руднева Лидия Викторовна
Канд. пед. наук, доцент кафедры теории и методики физической культуры и спортивных дисциплин ТГПУ
им. Л.Н. Толстого, г. Тула Куликова Марина Викторовна
Канд. пед. наук, доцент кафедры теории и методики физической культуры и спортивных дисциплин ТГПУ
им. Л.Н. Толстого, г. Тула Малахова Екатерина Юрьевна
Старший преподаватель кафедры теории и методики физической культуры и спортивных дисциплин ТГПУ
им. Л.Н. Толстого, г. Тула
В настоящее время рок-н-ролл официально признанный вид физкультурно -спортивной деятельности. В 2017г. он включён в программу Всемирных игр и по прогнозам специалистов в будущем - это Олимпийский вид спорта. Возросшему росту популярности акробатического рок-н-ролла в нашей стране среди лиц разного возраста, пола и физической подготовленности способствует разнообразная программа соревновательной деятельности. Так в акробатическом рок-н-ролле выделяют более 13 категорий, по которым проводятся официальные рейтинговые соревнования и 9 категорий имеют региональный статус. Специальные требования позволяют выбирать соответствующие этим классам доступные программы. Спортсмены могут соревноваться как среди спортивных пар, одиночного исполнения (дети), так и в групповых соревнованиях - «формейшен».
Формейшен - это соревнования между группами спортсменов, состоящих из шести и более пар, или участников в возрасте 8-12 лет, исполняющих одновременно одну программу, включающую перестроения. Возраст участников определяет и дисциплины соревнований по данному направлению: «Формейшн-микст», «Юниоры и юниорки», «Формейшн-микст-мужчины и женщины», «Формейшн» женщины, «Формейшн» девушки.
Техника акробатического рок-н-ролла включает в себя исполнение основного хода, танцевальных фигур и акробатических элементов, выполняемых в высоком темпе, что требует от спортсменов проявления целого комплекса двигательных способностей. Координационных способностей при выполнении основного хода, вращений, парных смен, акробатических элементов; специальной выносливости, проявляемой в выполнении коротких программ от 1 до 3,5 минут в быстром темпе 42-56 тактов в минуту; гибкости при выполнении бросков, шаговых вариаций и др. Особенностью данного вида спорта является хореографическая и музыкальная подготовка танцоров.
Формирование и совершенствование сложнокоор-динационных двигательных действий акробатического рок-н-ролла невозможно, если нет определенной базы развития физических качеств (на что указывают требования Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта акробатический рок-н-ролл), в частности, двига-тельно-координационных, среди которых значимое место отводится прыгучести.
По данным А.Я. Муллагильдиной (1995), П.Н. Кызыма (1999), Л.С. Луценко (2005), Г.П. Артемьевой (2007), Е.Н. Балуновой (2009) прыжки и прыжковые упражнения занимают важное место в технике танцоров [1]. Прыгучесть, по мнению В.И. Ляха, является одной из ведущих базовых двигательных координаций, без оптимального уровня развития которой проблематично решать задачи всестороннего развития и спортивной подготовки в любом виде спортивной деятельности [2].
Интегрируя в себе силу мышц и быстроту движений, прыгучесть, как двигательное качество, будет способствовать не только формированию правильной техники основного хода, легкости перемещений, но и высоте исполнения акробатических элементов.
Исходя из сказанного, актуальность исследования обусловлена проблемной ситуацией, характеризующейся, с одной стороны, необходимостью развития прыгучести у танцоров, с другой - крайн+е недостаточной разработанностью средств развития прыгучести в практике подготовки спортсменов, занимающихся акробатическим рок-н-роллом.
Таким образом, целью исследования явилось развитие прыгучести у девочек, занимающихся акробатическим рок-н-роллом по программе «Формейшн».
В соответствие с гипотезой исследования мы предположили, что включение в процесс учебно-тренировочных занятий девочек 8-12 лет комплексов упражнений, направленных на развитие прыгучести, значительно улучшит у них уровень развития данной способности и техники выполнения основного хода рок-н-ролла.
Одной из задач нашего исследования являлась разработка комплексов модифицированных упражнений, направленных на развитие прыгучести у девушек-юнио-рок и проверка их эффективности.
В 2013-2014 учебном году на базе клуба акробатического рок-н-ролла «Аллегро» и отделения акробатического рок-н-ролла при ДЮСШ №9 6 г. Тулы апробировались разработанные нами комплексы по целенаправленному развитию прыгучести у девочек, занимающихся акробатическим рок-н-роллом по программе «Формейшен». В эксперименте приняли участие 20 девочек 12-15 лет: 10 воспитанниц из клуба «Аллегро» (9 спортсменок из основного состава и одна запасная спортсменка) представляли экспериментальную группу и 10 спортсменок контрольной группы из отделения акробатического рок-н-ролла.
Занятия в экспериментальной и контрольной группах проводились 4 раза в неделю по 2 часа. В подготовительную часть занятий в экспериментальной группе включались разработанные нами комплексы упражнений. Всего было разработано 6 комплексов, которые менялись каждые 2 недели.
Соотношение средств специальной физической подготовки было представлено следующим образом: 35% времени уделялось скоростно-силовой подготовке (в основном прыжковой), 10% - силовой, по 20% времени отводилось на развитие быстроты и специальной выносливости, и 15% - на увеличение подвижности в суставах и расслабление.
Очередность выполнения упражнений соответствовала следующей структуре: в начале тренировки выполнялись упражнения на быстроту, затем скоростно-силовые упражнения (в основном прыжковые); в конце тренировки
- силовые, далее скоростно-силовые упражнения (в основном прыжковые) и в завершении упражнения на подвижность в суставах и расслабление. Другой вариант очередности выполнения упражнений предполагал, что в начале тренировки выполнялись скоростно-силовые упражнения (в основном прыжковые), затем силовые; в конце тренировки: силовые, далее упражнения на специальную выносливость и, в завершении, - упражнения на подвижность в суставах и расслабление. Интервалы отдыха между упражнениями составляли от 15 до 30 секунд, между сериями - от 45 до 60 секунд.
В предложенные нами комплексы включались упражнения со скакалкой: бег с высоким подниманием бедра через скакалку; прыжки в полном приседе через скакалку; основной ход через скакалку, многократные прыжки на двух ногах (100-500 раз), двойные прыжки. Из упражнений на скамейке применялись: вскоки на скамейку; соскоки со скамьи с многократными послеско-ками; перепрыгивание через скамейку с продвижением вдоль нее; прыжки через скамейку с поворотом на 180 градусов. Также применялись многоскоки: с продвижением на двух ногах, на одной ноге, из приседа, из приседа с продвижением; без продвижения на двух ногах, на одной ноге, с поджиманием ног, из приседа, из приседа с поджиманием, с поворотом на 180 и 360 градусов. Упражнения с применением резиновых бинтов, которые привязывались на голени ног танцоров для выполнения кик-бол-ченжда на прыжках, а также бросковые движения ног.
С целью изучения воздействий предложенных нами комплексов модифицированных упражнений на развитие прыгучести были отобраны контрольные упражнения, позволяющая оценить эффективность развития данной способности у спортсменок 8-12 лет.
Целенаправленное включение в процесс учебно -тренировочных занятий девочек-рок-н-роллисток упражнений на развитие прыгучести доказала свою эффективность. Прирост результатов у спортсменок зафиксирован
по всем исследуемым показателям уровня развития прыгучести. Так, среднестатистический прирост в контрольном упражнении «прыжки через скакалку за 1 минуту» составил 27 раз; в прыжках с подниманием ног к груди за 30 секунд - 15 раз; в тесте «бег с высоким подниманием бедра за 1 мин» - 18 раз; в контрольном упражнении «прыжок вверх» - 20 см; показатели в «челночном беге 3 по 10 метров» улучшились на 0,74 секунды. Данные изменения являются достоверно значимыми и свидетельствуют об эффективности предлагаемых экспериментальных комплексов.
В процессе исследования зафиксированы качественные улучшения выполнения основного хода рок-н-ролла. Отмечены присутствие постоянного прыжка при движении вниз после касания пола, во время прыжковых движений пятка максимально высоко от пола, осанка контролируется, и спортсменка не наклоняется к ноге во время кика, музыкальность исполнения основного хода с хорошим качеством его исполнения.
Таким образом, можно констатировать, что применение предлагаемых нами комплексов упражнений направленных на развитие прыгучести танцоров способствует эффективному развитию данной способности и является важным показателем, способствующим формированию правильной техники основного хода рок-н-ролла, танцевальных движений и всей композиции в целом, что является залогом успешности выступления команды по «формейшену» на соревнованиях.
Список литературы
1. Кызим П.Н., Алабин В.Г., Макурин Ю.К., Мулла-гильдина А.Я. Акробатический рок-н-ролл: учебное пособие. - Харьков: Основа, 1999. - 136с.
2. Лях В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития. - М.: Терра спорт, 2000. - 192 с.
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КАЧЕСТВ РЕЧИ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Левшина Наталия Ивановна
Канд. пед наук, доцент кафедры дошкольного образования, г. Магнитогорск
Рябова Дарья Николаевна Студентка кафедры дошкольного образования, г. Магнитогорск
Кузьмина Виктория Евгеньевна
Студентка кафедры дошкольного образования, г. Магнитогорск
В дошкольном возрасте постоянно изменяется содержание общения, его мотивы, коммуникативные навыки и умения. Формируется один из компонентов психологической готовности к обучению в школе - коммуника-муникативность. Ребенок избирательно относится к взрослым, постепенно начиная осознавать свои отношения с ними: как они к нему относятся и что от него ждут, как он к ним относится и что от них ожидает.
Диалог представляет значительные трудности для детей. Но эта форма общения имеет чрезвычайно большое значение, что способствует развитию социальных отношений у детей. Посредством диалога один ребенок привлекает другого к общей игре или занятию и устанавливает контакт с ним. С помощью диалога удовлетворяется
потребность ребенка в общении, на его основе формируется монологическая связная речь. Диалогическая форма речевого общения способствует развитию социальных отношений у детей, именно в диалоге со сверстником дети получают опыт равенства в общении, учатся контролировать друг друга и себя; учатся задавать вопросы, отвечать, рассказывать, высказывать предложения. Диалог побуждает отстаивать точку зрения по обсуждаемой теме, приучает к уважительному, терпимому отношению к позиции других участников диалога.
Приоритетность задачи развития коммуникативных качеств и умений у детей старшего дошкольного возраста признается ведущими специалистами в области отечественной психологии и педагогики (Л. В. Ворошнина,