Педагогика
УДК 808.5
кандидат педагогических наук, доцент Каримова Татьяна Сергеевна
Федеральное государственное казенное образовательное учреждение высшего образования «Восточно-сибирский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации» (г. Иркутск)
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ МВД РОССИИ
Аннотация. В статье рассматривается актуальность формирования коммуникативной толерантности у обучающихся образовательных организаций МВД России посредством изучения дисциплины «Риторика», поскольку их будущая повседневная профессиональная деятельность, а также ее результативность напрямую зависит от умения общаться. При выполнении своих служебных обязанностей сотрудники полиции взаимодействуют с разными категориями граждан: с подозреваемыми, обвиняемыми, потерпевшими, свидетелями и обычными людьми. Сотрудник правоохранительных органов должен владеть не только навыками грамотного и культурного общения, но и располагать к себе всех участников коммуникации, с учетом их психо-эмоционального настроя в процессе общения.
Ключевые слова: толерантность, коммуникативная толерантность, сотрудники правоохранительных органов, педагогический потенциал гуманитарных дисциплин, изучение дисциплины «Риторика», диалогическое общение.
Annotation. The article deals with the relevance of the communicative tolerance formation among the students of educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia through the study of Rhetoric due to the fact that their daily professional activities, as well as its effectiveness, directly depend on the ability to communicate. Performing the duties the police interact with different categories of citizens: with suspects, accused, victims, witnesses and ordinary people. A law enforcement officer must possess not only the skills of literate and cultural communication, but also attract all participants of communication, taking into account their psycho-emotional attitude in the process of communication.
Keywords: tolerance, communicative tolerance, law enforcement officers, the pedagogical potential of the humanities, the study of the discipline "Rhetoric", dialogic communication.
Введение. Понятие толерантности формировалось на протяжении многих веков, и этот процесс продолжается до сих пор, поскольку, накапливая разносторонние значения, стремится соответствовать действительности, в которой многообразные проявления нетерпимости требуют адекватных средств преодоления. Итогом этих усилий стала выработка норм и принципов, которые носят гуманистический характер. Они получили поддержку общественного мнения, зафиксированы в национальных законодательствах, международных договорах и декларациях.
Обратимся к анализу понятия толерантности. В Современном словаре иностранных слов «толерантность» имеет два значения: 1) биол., мед. Полное или частичное отсутствие иммунологической реактивности, т.е. потеря или снижение организма к выработке антител в ответ на антигенное раздражение; 2) терпимость, снисходительность к кому-либо, чему-либо. (Современный словарь иностранных слов. - М.: Русский язык, 2000).
Более широкое толкование этого понятия представлено в «Краткой философской энциклопедии»: «терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надёжности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции».
В Декларации принципов толерантности, подписанной в 1995 году ЮНЕСКО, отмечается, что толерантность включает в себя, прежде всего, «уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности; добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира».
В содержании этого документа очень подробно дается определение понятия терпимости, которое раскрывается через четыре компонента:
1. Толератность означает уважение, принятие и правильное понимание богатого разнообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение, а также свобода мысли, совести и убеждений.
2. Толерантность - не уступка, не снисхождение и не потворство. Толерантность предполагает прежде всего активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека.
3. Толерантность есть обязанность способствовать утверждению прав человека, культурного плюрализма, демократии и правопорядка.
4. Толерантность есть проявление терпимости, созвучное уважению прав человека, которое, однако, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, нарушению прав другого человека, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Это означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.
Проблема толерантности рассматривается в следующих аспектах:
- толерантность как терпимость по отношению к другим (в национальных, межконфессиональных, политических этнических и т.п.) отношениях;
- толерантность как диалог культур;
- толерантность как универсальный этический принцип.
В рамках реализации идея гуманизации образовательного процесса толерантность следует рассматривать как одно из необходимых условий эффективной профессиональной реализации будущего специалиста.
По окончании обучения молодые специалисты непроизвольно сталкиваются с необходимостью отстаивать свою точку зрения, высказывать самые разнообразные оценочные суждения, вступая в спор,
дискуссию, в диалог с множеством людей самого уровня и статуса. Эффективность этой деятельности предполагает сформированность умений идти на компромисс, учитывая интересы окружающих, отстаивая собственные интересы, соглашаться с оппонентом в том случае, когда он приводит неопровержимые доводы.
Именно в период обучения приобретаются первоначальные навыки не только профессионального, но и социального общения, усваиваются как документально закреплённые, так и общепринятые «неписанные» нормы и правила, которые приняты в том, или ином профессиональном сообществе, т.е. происходит овладение первоначальными «навыками» культуры, которые приняты и соблюдаются представителями его будущей профессии. Поэтому вполне понятной становится необходимость формирования диалогового мышления, коммуникативной толерантности.
Изложение основного материала статьи. Поскольку в ходе реформирования деятельности системы правоохранительных органов одной из задач является повышение профессионализма сотрудников органов внутренних дел, совершенствование ведомственной системы образования на всех уровнях подготовки специалистов для МВД, то от сотрудников органов внутренних дел сегодня требуется новое профессиональное мышление, высокая мобильность, компетентность, толерантность, ориентация на гуманистические ценности.
В нашей работе мы акцентируем внимание на формировании коммуникативной толерантности в рамках изучения дисциплины «Риторика».
Для этого обратимся к анализу термина «коммуникативная толерантность».
На протяжении последних десятков лет изучением термина «коммуникативная толерантность», занимались: В.М. Гришук, В.В. Бойко О. Б.Скрябина Л.П. Яцевич, Е.А. Калач, С.Н. Толстикова, Л.А. Николаева и др.
В своей работе Е. А. Калач коммуникативную толерантность определяет как важное личностно-профессиональное гуманистическое качество специалиста по связям с общественностью, способствующее успешному осуществлению им своей профессиональной деятельности и, вследствие этого, подлежащее актуализации в процессе подготовки специалиста данной сферы деятельности [8].
По мнению Л. А. Николаевой, коммуникативная толерантность - это личностно значимое профессионально важное качество будущего специалиста в сфере «человек-человек», важная составляющая успешной профессиональной деятельности юриста; наиболее выраженный и значимый для юристов вид социальных отношений [8].
В.В. Бойко выделяет следующие виды коммуникативной толерантности: ситуативная (отношение личности к какому-либо конкретному человеку); профессиональная (проявление толерантности в общении в процессе осуществления профессиональной деятельности); типологическая (проявляется в отношении определенного типа личности к определенной группе людей) и общая коммуникативная толерантность - это тенденция отношения к людям в целом, обусловленная свойствами характера, нравственными принципами, уровнем психического здоровья; общая коммуникативная толерантность влияет на другие виды коммуникативной толерантности [2].
Таким образом, коммуникативная толерантность - это личностно значимое профессионально важное, гуманистическое качество будущего специалиста в сфере «человек-человек».
Поскольку сотруднику органов внутренних дел по роду своей деятельности приходится не только оперировать законом, но и разъяснять, убеждать, доказывать, планировать своё вербальное и невербальное общение, примеряя на себя различные роли, то коммуникативная толерантность является значимым компонентом структуры профессиональной компетентности сотрудника органов внутренних дел. Она включает в себя такие личностно значимые характеристики как: терпимость к собеседнику независимо от его характера, статуса, культуры; эмпатию и доброжелательность в общении; эмоциональную устойчивость; способность к сотрудничеству, диалогу; адекватную оценку происходящего.
Наиболее благоприятным периодом для формирования и развития навыков коммуникативной толерантности у сотрудников органов внутренних дел является прохождение обучения в образовательной организации системы МВД России. В процессе изучения блока гуманитарных дисциплин у обучающихся закладываются и формируются профессионально-значимые качества полицейского, поскольку их содержание способствует осознанию и принятию обучающимися универсальных человеческих ценностей.
В рамках нашего исследования необходимо выявить, педагогический потенциал гуманитарных дисциплин для реализации формирования коммуникативной толерантности у обучающихся образовательных организаций системы МВД России. По нашему мнению, у каждой дисциплины гуманитарного блока есть своя специфика в реализации этой идеи. Исследуем педагогический потенциал учебной дисциплины «Риторика» в формировании коммуникативной толерантности.
По сравнению с другими учебными дисциплинами «Риторика» характеризуется специфическим соотношением знаний и умений: предполагает большой удельный вес формирования речевых навыков (умений) и в то же время не меньший, чем для точных наук, объем языковых знаний в виде правил, закономерностей, программ, решений разнообразных коммуникативных задач. Однако эти правила не самоценны как в других научных дисциплинах, они относятся к построению, реализации языковой деятельности, в которой язык выступает и средством, и целью обучения. При изучении дисциплины «Риторика» сама предметная деятельность обеспечивает благоприятные условия для общения, а общение приобретает статус единственно возможной формы самого процесса обучения.
Правоохранительная деятельность относится к числу лингвоинтенсивных специальностей, она принадлежит к сфере повышенной речевой ответственности. На сотрудниках органов внутренних дел лежит большая коммуникативная нагрузка, поскольку они наряду с правоохранительной деятельностью выполняют управленческие функции, функции по руководству подразделениями, аппаратами и службами, осуществляют правовое воспитание населения. Сотруднику органов внутренних дел по роду своей деятельности приходится не только оперировать законом, но и разъяснять, убеждать, доказывать. Он должен быть «профессиональным коммуникантом»: уметь формулировать, представлять свои убеждения и требования, планировать своё вербальное и невербальное общение, примеряя на себя различные роли, располагать к себе всех участников коммуникации, с учетом их психоэмоционального настроя в процессе общения. Согласно ч. 1 п. 3 и 6 ст. 13 Федерального Закона «О службе в органах внутренних дел» сотрудник ОВД должен проявлять уважение, вежливость, тактичность по отношению к гражданам, в пределах своих полномочий оказывать им содействие в реализации их прав и свобод, а также проявлять уважение к национальным обычаям и традициям,
учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, не допускать действий, нарушающих межнациональное и межконфессиональное согласие [6]», т.е. иными словами, знать и владеть коммуникативным кодексом, регулирующим поведение обеих сторон в ходе коммуникативного акта.
Коммуникативный кодекс строится на принципах (правилах): последовательности, предпочитаемой структуры, речевой кооперации, вежливости, равной безопасности, адекватности. Кратко охарактеризуем их.
Принцип последовательности предполагает смысловое соответствие ответной реакции (если первая реплика-вопрос, то вторая-ответ; приветствие сопровождает приветствие).
Принцип предпочитаемой структуры характеризует особенности речевых фрагментов с подтверждающими и отклоняющими ответными репликами (согласие выражается без промедления, предельно лаконично и ясно; несогласие формулируется пространно, оправдывается доводами, отсрочено паузой).
Принцип речевой кооперации составляет основу речевой коммуникации - твой коммуникативный вклад в диалог должен соответствовать совместно принятой цели этого диалога. При этом объём информации должен быть не больше и не меньше, чем это требуется; информация должна быть достоверной, понятной партнеру по общению.
Принцип вежливости представляет собой совокупность ряда правил: такта, великодушия, одобрения, скромности, согласия, симпатии. Эти правила регулируют речевое поведение коммуникантов в процессе общения.
Принцип равной безопасности предполагает непричинение психологического или иного ущерба партнеру в информационном обмене, т.е. запрещает оскорбительные выводы против адресата речи, унижение чувства собственного достоинства партнера.
Принцип адекватности - это непричинение ущерба сказанному путем намеренного искажения смысла. Данный принцип предполагает:
- наличие разных точек зрения на проблемы;
- предоставление каждому возможности осуществить свое право высказать собственную точку зрения;
- предоставление равных возможностей в получении необходимой информации для обоснования своей позиции;
- осознание того, что необходимость конструктивного диалога диктуется не волей отдельных лиц, а реально сложившейся ситуацией, с решением жизненно важных проблем для той и другой стороны;
- определение общей платформы для дальнейшего взаимодействия и сотрудничества, стремление найти в высказываниях партнёра и в его поведении то, что объединяет с ним, а не разъединяет, поиск точек соприкосновения [3].
Знание принципов коммуникативного кодекса особенно актуально для военизированных вузов, где процесс общения происходит с позиции «равный - не равный», где собеседники имеют определенные объективные (неличностные) признаки неравенства, например, в общении старшего по возрасту и младшего, преподавателя и курсанта и т. д. Мы нисколько не хотим подорвать принцип единоначалия, на котором базируются все взаимоотношения в силовых структурах, в которых является естественным, что приказы отдаёт «начальник», а выполняет эти приказы «подчинённый», что между ними не может быть равноправия. Мы говорим об умении собеседников соблюсти «коммуникативные права личности» (Л.С. Братченко, 1999) как с одной, так и другой стороны. Поэтому, одна из центральных проблем в общении (диалоге) как раз и состоит во взаимном согласовании собеседниками своих прав и свобод. Одновременно - это и один из важнейших источников и механизмов личностного роста.
Для развития коммуникативных способностей курсантов мы опираемся на концепцию диалога. Согласно этой концепции, «диалогические отношения - это почти универсальное явление, пронизывающее человеческую речь и все отношения и проявления человеческой жизни вообще, все, что имеет смысл и значение. Где начинается сознание, там начинается и диалог» [1].
Диалогическое общение реализуется в различных формах. Это может быть диалог, в котором педагог и курсанты, разделяя общие позиции, в процессе их обсуждения соглашаются друг с другом, поддерживают друг друга, обнаруживают новые нюансы в своих взглядах и приходят к новому более глубокому пониманию. Но может иметь место диалог, в основе которого лежит противоречие или несовместимость позиций субъектов общения. В этом случае общение может принимать полемический и даже конфликтный характер. Успешное преодоление разногласий воспитывает у курсантов способность к сотрудничеству, при котором «противостоящая сторона» воспринимается как партнер, а главным способом воздействия на партнера являются аргументация позиций и поиск решения, удовлетворяющего обе стороны. Л.А. Петровская отмечает, что «сотрудничающее партнерство - наиболее адекватно гуманистической ориентации контакта», а «освоение позиции партнерства, сотрудничества, на фоне владения, конечно, и другими поведенческими стратегиями тоже» составляет сегодня сущность конфликтной компетентности [5].
Чрезвычайно важным моментом является то, что общение-диалог с другим человеком предполагает «способность воспроизводить его внутренний мир в собственном». Это обеспечивает курсанту еще один важный рефлексивный опыт - опыт переживаний, приобретенных им общении, которое, по В. Франклу, есть «...переживание» другого человека во всем его своеобразии и неповторимости» [7]. Такое свойство диалогического общения способствует развитию сензитивности личности, побуждает обучающегося проявлять эмпатию, дружелюбие и толерантность, к однокурсникам и преподавателю. Кроме того, формируется опыт проявления позитивных форм социальной активности, ответственности за результаты взаимодействия, благодаря которому они учатся разрешать возникающие противоречия, ориентируясь на сохранение отношений и опираясь на них в процессе взаимодействия.
Выводы. Таким образом, на занятиях по «Риторике» обучение диалогу, построенное на принципах гуманистической педагогики, определяется как основное условие, способствующее формированию коммуникативной толерантности у курсанта, и заключаются в следующем:
- паритетность как право на свою систему ценностей;
- ответственность за собственное развитие и жизненный путь;
- самостоятельность суждений как право на отстаивание своей позиции, на сомнение в отношении любых суждений, на несогласие с точкой зрения другого, на высказывание сомнения или несогласия, а также на изменение и развитие своей позиции;
- взаимопричастность как умение понять и принять точку зрения другого человека, как право на доверие со стороны преподавателей и курсантов, право на чувства, переживания и открытое их выражение в отношении личностно значимых проблем;
- предваряющее уважение как признание самоценности другого человека, его личностной свободы и права.
Мы убеждены, что в результате изучения «Риторики» курсанты не только овладевают навыками устной, диалогической, монологической и письменной речи, но и учатся правильно воспринимать, интерпретировать и оценивать систему мер, направленных на развитие способностей личности, позволяющих осуществить становление общечеловеческих ценностей через освоение культуры. Развитие коммуникативной культуры обучающегося способствует становлению личности, умеющей критически мыслить, вести диалог, дискуссию, аргументировать и учитывать аргументы оппонента, умеющей выражать симпатию, личностное переживание [4].
Педагогический потенциал дисциплины «Риторика» в контексте становления коммуникативной толерантности окажется реализованным, если при его изучении преподавателем-языковедом будут раскрываться, например, устройство и развитие мира, места человека в нем; развиваться эстетическое отношение к окружающей действительности; воспитываться чувство ответственности за настоящее и будущее. Такое обучение должно, на наш взгляд, привести к развитию у курсантов системного стиля мышления, преодолению технократических ориентаций, пониманию взаимозависимости человека, общества, природы [4].
В процессе выполнения практических заданий обучающиеся получат знания о ценностях толерантного общения, приобретут умения и навыки толерантного взаимодействия с окружающими, эмоционально -волевую готовность к диалогу с различными категориями граждан. Всё это позволит, в конечном итоге, сформировать у них опыт толерантного общения, который, несомненно, важен для успешного выполнения профессиональных задач сотрудниками полиции и, в целом, отражается на их имидже. Конечным результатом формирования и развития навыков коммуникативной толерантности должно стать включение её в систему личностных ценностей сотрудников правоохранительных органов.
Литература:
1. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники. - М.: Наука, 1986. - С. 80 - 160.
2. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М., 1996. 472 с.
3. Грайс Г.П. Логика и речевое общение // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 16. М., 1985.
4. Каримова Т.С. Каримов А.А. К вопросу о становлении гуманистической направленности в процессе обучения курсантов военизированного вуза посредством изучения гуманитарных дисциплин // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2016. № 2 (24). С. 165-175.
5. Петровская Л.А. Организация и проведение групповой дискуссии // Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. М., 1990. С. 12-13.
6. Федеральный закон № 342-ФЗ от 30. 11. 2011 г. «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты».
7. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник / Пер. с англ. и нем. / Общ. ред. Л.Я. Гозмана и Д.А. Леонтьева; вст. ст. Д.А. Леонтьева. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.
8. Яцевич Л.П. Формирование коммуникативной толерантности у будущих специалистов социальной работы: автореф. дис. .канд. пед. наук., Чита, 2010 - 23 с.
Педагогика
УДК 37
методист Каримова Раушан Марденовна
Центр повышения квалификации, Павлодарский государственный педагогический университет (г. Павлодар)
О МЕТОДИКЕ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕТСКОЙ И МОЛОДЕЖНОЙ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ КАЗАХСТАНА
Аннотация. Целью исследования является обоснование методики организации детской и молодежной волонтерской деятельности в организациях образования Казахстана. Предложены различные формы волонтерской деятельности в организациях образования. Определены основные направления по организации волонтерской деятельности в организации образования. Установлены педагогические задачи организации волонтерской деятельности в организациях образования. Выбраны организаторы волонтерской деятельности в организации образования. Указана нормативно-правовая база организации волонтерской деятельности в организациях образования. Определены принципы волонтерской деятельности. Обоснованы организационные структуры деятельности волонтеров в организациях образования. Предложены механизмы развития волонтерского движения в организациях образования. Обоснованы перспективы развития волонтерского движения в организациях образования.
Ключевые слова: методика организации, детская и молодежная волонтерская деятельность, организация образования, Казахстан.
Annotation. The purpose of the study is to justify the methodology for organizing children's and youth volunteer activities in the educational organizations of Kazakhstan. Different forms of volunteer activity in educational organizations are suggested. The main directions of organization of volunteer activity in the organization of education are determined. Pedagogical tasks of organization of volunteer activity in educational organizations have been established. Organizers of volunteer activities in the organization of education were chosen. The normative-legal base of organization of volunteer activity in educational organizations is indicated. The principles of volunteer activity are defined. The organizational structures of the activity of volunteers in educational organizations are justified. Mechanisms for the development of volunteerism in educational organizations are proposed. The prospects for the development of volunteerism in educational organizations are grounded.
Keywords: Methodology of organization, children's and youth volunteer activity, organization of education, Kazakhstan.