2. Крамида И. Е. Валеологический практикум на основе гимнастики Цигун как фактор развития личностных составляющих ЗОЖ у студентов // Актуальные проблемы, механизмы и перспективы развития физической культуры и спорта в высших учебных заведениях Минсельхоза России: матер. всерос. конф. / ИрГСХА. - Иркутск, 2011. - С. 255-259.
3. Крамида И. Е. Позитивные личностные изменения у относительно здоровых студентов 1 - 3 курсов // Наука и образование: матер. всерос. конф. Т. 3. Ч. 4. «Педагогика и психология» / ТГПУ. -Томск, 2005. - С. 117 - 122.
Низаева Л.Ф.
Преподаватель кафедры иностранных языков, Уральский государственный экономический университет ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В РАМКАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНООРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
Аннотация
В статье рассматривается коммуникативная компетенция, ее компоненты, условия ее формирования, основные требования, предъявляемые к владению иностранным языком в рецептивных и продуктивных видах речевой деятельности, а также сущность профессионально-ориентированного обучения иностранным языкам в неязыковом вузе.
Ключевые слова: коммуникативная компетенция, профессионально-ориентированное обучение иностранным языкам, речевая деятельность.
Nizaeva L.F.
Instructor, Department of Foreign Languages, Ural State University of Economics DEVELOPING COMMUNICATIVE COMPETENCE IN TEACHING FOREIGN LANGUAUGES FOR PROFESSIONAL
PURPOSES
Abstract
The article considers communicative competence, its components, and conditions for development, major foreign language requirements for receptive and productive aspects of communication, and the concept of teaching foreign languages for professional purposes in institutions of higher education.
Keywords: communicative competence, teaching foreign languages for professional purposes, speech.
Современное профессионально-ориентированное обучение предполагает формирование у студентов способности иноязычного общения в конкретных профессиональных, научных сферах и ситуациях с учетом особенностей профессионального мышления, при организации мотивационно-побудительной и ориентировочно-исследовательской деятельности. Под профессиональноориентированным обучением понимают обучение, основанное на учете потребностей студентов в изучении иностранного языка, диктуемых особенностями будущей профессии или специальности, которые, в свою очередь, требуют его изучения. Термин «профессионально-ориентированное обучение» употребляется для обозначения процесса преподавания иностранного языка в неязыковом вузе, ориентированного на чтение литературы по специальности, изучение профессиональной лексики и терминологии, а также на общение в сфере профессиональной деятельности. Сущность профессионально-ориентированного обучения иностранному языку заключается в его интеграции со специальными дисциплинами с целью получения дополнительных профессиональных знаний и формирования профессионально значимых качеств личности. Подготовка специалистов в неязыковых вузах заключается в формировании коммуникативной компетенции, которая позволила бы осуществлять профессиональные контакты на иностранном языке в различных сферах и ситуациях.
Современное профессионально-ориентированное обучение направлено на овладение языком как средством общения в рамках избранной специальности. Поскольку текст выступает в роли источника информации, именно на основе текстового материала на занятиях студенты вовлекаются в дискуссии профессионального характера, что позволяет им демонстрировать собственный опыт и знания. Поэтому в качестве источника информации следует использовать тексты следующих типов:
> по степени оригинальности - учебные, адаптированные и аутентичные научно-популярные тексты и газетные сообщения общественно-политического и социокультурного содержания;
> по принадлежности к функциональному стилю - тексты с элементами научного стиля, научно-популярные, публицистические;
> по способу изложения - описательные, повествовательные и объяснительные;
> по доминирующему логическому содержанию - тексты, иллюстрирующие языковое выражение доказательства, определения, сопоставления.
Иностранный язык в данном случае выступает средством повышения коммуникативной компетенции и личностнопрофессионального развития студентов и является необходимым условием успешной профессиональной деятельности специалиста-выпускника современной высшей школы, способного осуществлять деловые контакты с иноязычными партнерами. Однако успех осуществления речевого общения зависит не только от желания говорящего вступить в контакт, но и от умения реализовать речевое намерение, которое зависит от степени владения единицами языка и умения употреблять их в конкретных ситуациях общения. При этом знание отдельных элементов языка само по себе не может быть отнесено к понятию «владение языком как средством общения». Эти условия владения языком составляют сущность коммуникативной компетенции, которая входит в число основных категорий коммуникативной лингвистики и лингводидактики. Коммуникативная компетенция является лингвистически, психологически и методически организованной системой. В ней достигается единство «языка-речи» как средства (язык) и способа его реализации (речь). Коммуникативная компетенция относится к классу интеллектуальных способностей студента, а сферой проявления данных способностей является деятельностный процесс, неотъемлемой частью которого выступает речевой компонент (речевая деятельность).
Коммуникативная компетенция выступает в качестве результата обучения и в современной интерпретации включает в себя ряд следующих компетенций: лингвистическую, социолингвистическую (речевую), дискурсивную, стратегическую, социальную, социокультурную и предметную. Более того, названные компетенции должны обладать такими качествами, как многофункциональность, интегративность, междисциплинарность, надпредметность и многомерность. С точки зрения теории речевой деятельности, составляющими коммуникативной компетенции являются компетенции в говорении, чтении, письме и аудировании. Данные виды компетенции формируются на базе лексической и грамматической компетенций, лежащих в основе языковой компетенции.
Таким образом, в рамках профессионально-ориентированного обучения определяются требования к уровню владения иностранным языком в рецептивных и продуктивных видах речевой деятельности, согласно которым студенты должны уметь:
> читать оригинальные тексты по специальности с частичной опорой на словарь (монографии, статьи в научных журналах), а также извлекать из большого по объему материала информацию заданного содержания с изложением в устной и письменной формах;
> строить монологические высказывания с заранее заданным содержанием и неподготовленное монологическое высказывание; участвовать в дискуссии на научные, профессиональные и социокультурные темы;
> передавать содержание прочитанного текста в виде плана, конспекта, резюме, а также письменно оформить сообщение по предложенной теме;
105
> переводить профессионально значимые тексты, используя специализированные словари;
> понимать содержание научных текстов, предъявляемых в виде аудиозаписи, а также вычленить основную информацию во время прослушивания текста.
Формирование коммуникативной компетенции есть сложный непрерывный процесс, направленный на решение актуальных задач современного общества с помощью средств изучаемого языка и расширение границ коммуникации, а также повышение профессиональной подготовки будущих специалистов.
Литература
1. Коновалова Р.А. Формирование транскультурных коммуникативных умений у студентов высших учебных заведений: Автореф. дис.канд.пед.наук. - Челябинск, 1998. - 20 с.
2. Кучерявая Т.Л. Проблемы профессионально-ориентированного обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар.науч.конф. - СПб.: Реноме, 2012. - С. 336-337.
3. Образцова П. И., Иванова О. Ю. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов. Орел: ОГУ, 2005. - 114с.
4. Фаенова М.О. обучение культуре общения на английском языке. М.: Высшая школа, 2004. - 144 с.
5. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: теория и практика. М.: Филоматис, 2007. - 480 с.
Петрунина С.В. \ Хабарова С.М. 2, Кирюхина ИА.3, Боков Г.В.4
1 2 Кандидат педагогических наук, доцент, 3 4 доцент Пензенский государственный университет, Россия ДВИГАТЕЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ПОСРЕДСТВОМ АДАПТИВНОГО ПЛАВАНИЯ
Аннотация
В статье представлены некоторые аспекты двигательной реабилитации в области адаптивного плавания.
Ключевые слова: двигательная активность, люди с ограниченными возможностями, различные патологии, плавание, церебральный паралич.
Petrunina S.V.1 , Khabarova S.M.2, Kiryuhina I A.3, Bokov G.V.4
1,2 PhD assistant professor, 3,4 assistant of professor Penza State University, Russia MOTOR REHABILITATION BY ADAPTIVELY SWIMMING
Abstract
^e article presents some aspects of motor rehabilitation in adaptive swimming.
Keywords: people with disabilities, infringement of functions, various pathologies, swimming, cerebral palsy,
As a result of our investigation within three months with the disabled, having variations in health status, was developed and tested method of "combined" swimming training.
The goal is a large arsenal of moves and approvals in the aquatic environment to identify each individual tendency to manifest its characteristic features to any coordination or method of swimming, to develop and improve through traditional and non-traditional learning tools.
We Provide a wellness classes in the swimming pool with disabilities with functional disorders of the musculoskeletal system.
When working with people with disabilities who have weak motor capabilities, the use of smaller surface area with higher amplitude levers body and slow steps will be sufficient to obtain the desired result from the classes. Efficacy movements in the water also depends on the force exerted by the parts of the body in motion. The greater the power, the more efforts.
The study revealed that almost all people with disabilities learn to perform simple slip except one, since he was present too much strain muscles of the lower and upper extremities, which is not allowed to make the correct horizontal position in the aquatic environment.
It is noted that during the study with disabilities felt very comfortable in the aquatic environment, and they liked to attend recreational swimming. All involved in the end of the study learned to perform exhaling into the water that was for them a very difficult task.
In the course of the training sessions improving swimming disabled individually chosen exercises and dosage. Not all involved people were able to perform the same exercise , and use aids . For example, one girl could not swim fins that others have used to correct footwork . She immediately arose oscillatory motion that matched her extent of the disease, and she could not stop and get on the bottom of the pool. For other use of fins was just a necessary element of improving swimming. One engaged SE, using them could work correctly feet and swim to the deep part of the pool. Since the coordination of movements in people with cerebral palsy is closest to the reciprocal cross-type, then as you learn the basic movements in the water forms a cross-reciprocal coordinations rebuilt and developed new forms of coordination. There are such forms of movements, when the hands do not work at the same time, and in turn, and the legs are consistent with the work of the hands, and asymmetric movements of the arms and legs. All of this was observed in the group of all of our students.
Wellness swimming lessons for the experimental procedure not only improved the physical condition of the disabled, but also a beneficial impact on their mental state, as evidenced by the positive dynamics of mental functions. In dealing with improved function of attention, spatial orientation, imagination, intellectual activity.
References
1. Petrunina S.V., Khabarova S.M., Kiryuhina I.A. Investigation of biomechanical factors of walking of disabled and healthy people //2nd International Scientific Conference “European Applied Sciences: modern approaches in scientific researches”: Volume 2. Papers of 1st International Scientific Conference (Volume 1). February 18-19, 2013, Stuttgart, Germany. P. 120-121.
2. Petrunina S.V., Khabarova S.M., Kiryuhina The basic technology of psycho-social adaptation of disabled people through individual swimming exercises // Europaische Fachhochschule, European Applied Sciences, #2 - 2013., ORT Publishing. Stuttgart, Germany, Р.99-100
3. Petrunina S.V., Khabarova S.M., Kiryuhina I.A. The basic technology of psychosocial adaptation of disabled people through individual swimming exercises: monograph / 1st edition. - Vienna: “East West” Association for Advances Studies and Higher Education GmbH, 2014.
Петрунина С.В. \ Хабарова С.М. 2, Кирюхина ИА.3, Хайрова Х.Ж.4 , Боков Г.В.5 1 2 4 Кандидат педагогических наук, доцент, 3 5 доцент, Пензенский государственный университет, Россия НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ОРГАНИЗМА К ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Аннотация
В статье раскрыты особенности приспособления организма у людей с ограниченными возможностями к различной двигательной деятельности.
Ключевые слова Адаптация организма, двигательная активность, люди с ограниченными возможностями, различные патологии
Petrunina S.V. \ Khabarova S.M. 2,Kiryuhina I.A. 3, Khayrova Kh. Z. 4, Bokov G.V. 5
1,2 PhD assistant professor, 3,4 assistant of professor Penza State University, Russia
106