> переводить профессионально значимые тексты, используя специализированные словари;
> понимать содержание научных текстов, предъявляемых в виде аудиозаписи, а также вычленить основную информацию во время прослушивания текста.
Формирование коммуникативной компетенции есть сложный непрерывный процесс, направленный на решение актуальных задач современного общества с помощью средств изучаемого языка и расширение границ коммуникации, а также повышение профессиональной подготовки будущих специалистов.
Литература
1. Коновалова Р.А. Формирование транскультурных коммуникативных умений у студентов высших учебных заведений: Автореф. дис.канд.пед.наук. - Челябинск, 1998. - 20 с.
2. Кучерявая Т.Л. Проблемы профессионально-ориентированного обучения иностранному языку студентов неязыковых специальностей // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар.науч.конф. - СПб.: Реноме, 2012. - С. 336-337.
3. Образцова П. И., Иванова О. Ю. Профессионально-ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов. Орел: ОГУ, 2005. - 114с.
4. Фаенова М.О. обучение культуре общения на английском языке. М.: Высшая школа, 2004. - 144 с.
5. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам: теория и практика. М.: Филоматис, 2007. - 480 с.
Петрунина С.В. \ Хабарова С.М. 2, Кирюхина ИА.3, Боков Г.В.4
1 2 Кандидат педагогических наук, доцент, 3 4 доцент Пензенский государственный университет, Россия ДВИГАТЕЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ПОСРЕДСТВОМ АДАПТИВНОГО ПЛАВАНИЯ
Аннотация
В статье представлены некоторые аспекты двигательной реабилитации в области адаптивного плавания.
Ключевые слова: двигательная активность, люди с ограниченными возможностями, различные патологии, плавание, церебральный паралич.
Petrunina S.V.1 , Khabarova S.M.2, Kiryuhina I A.3, Bokov G.V.4
1,2 PhD assistant professor, 3,4 assistant of professor Penza State University, Russia MOTOR REHABILITATION BY ADAPTIVELY SWIMMING
Abstract
^e article presents some aspects of motor rehabilitation in adaptive swimming.
Keywords: people with disabilities, infringement of functions, various pathologies, swimming, cerebral palsy,
As a result of our investigation within three months with the disabled, having variations in health status, was developed and tested method of "combined" swimming training.
The goal is a large arsenal of moves and approvals in the aquatic environment to identify each individual tendency to manifest its characteristic features to any coordination or method of swimming, to develop and improve through traditional and non-traditional learning tools.
We Provide a wellness classes in the swimming pool with disabilities with functional disorders of the musculoskeletal system.
When working with people with disabilities who have weak motor capabilities, the use of smaller surface area with higher amplitude levers body and slow steps will be sufficient to obtain the desired result from the classes. Efficacy movements in the water also depends on the force exerted by the parts of the body in motion. The greater the power, the more efforts.
The study revealed that almost all people with disabilities learn to perform simple slip except one, since he was present too much strain muscles of the lower and upper extremities, which is not allowed to make the correct horizontal position in the aquatic environment.
It is noted that during the study with disabilities felt very comfortable in the aquatic environment, and they liked to attend recreational swimming. All involved in the end of the study learned to perform exhaling into the water that was for them a very difficult task.
In the course of the training sessions improving swimming disabled individually chosen exercises and dosage. Not all involved people were able to perform the same exercise , and use aids . For example, one girl could not swim fins that others have used to correct footwork . She immediately arose oscillatory motion that matched her extent of the disease, and she could not stop and get on the bottom of the pool. For other use of fins was just a necessary element of improving swimming. One engaged SE, using them could work correctly feet and swim to the deep part of the pool. Since the coordination of movements in people with cerebral palsy is closest to the reciprocal cross-type, then as you learn the basic movements in the water forms a cross-reciprocal coordinations rebuilt and developed new forms of coordination. There are such forms of movements, when the hands do not work at the same time, and in turn, and the legs are consistent with the work of the hands, and asymmetric movements of the arms and legs. All of this was observed in the group of all of our students.
Wellness swimming lessons for the experimental procedure not only improved the physical condition of the disabled, but also a beneficial impact on their mental state, as evidenced by the positive dynamics of mental functions. In dealing with improved function of attention, spatial orientation, imagination, intellectual activity.
References
1. Petrunina S.V., Khabarova S.M., Kiryuhina I.A. Investigation of biomechanical factors of walking of disabled and healthy people //2nd International Scientific Conference “European Applied Sciences: modern approaches in scientific researches”: Volume 2. Papers of 1st International Scientific Conference (Volume 1). February 18-19, 2013, Stuttgart, Germany. P. 120-121.
2. Petrunina S.V., Khabarova S.M., Kiryuhina The basic technology of psycho-social adaptation of disabled people through individual swimming exercises // Europaische Fachhochschule, European Applied Sciences, #2 - 2013., ORT Publishing. Stuttgart, Germany, Р.99-100
3. Petrunina S.V., Khabarova S.M., Kiryuhina I.A. The basic technology of psychosocial adaptation of disabled people through individual swimming exercises: monograph / 1st edition. - Vienna: “East West” Association for Advances Studies and Higher Education GmbH, 2014.
Петрунина С.В. \ Хабарова С.М. 2, Кирюхина ИА.3, Хайрова Х.Ж.4 , Боков Г.В.5 1 2 4 Кандидат педагогических наук, доцент, 3 5 доцент, Пензенский государственный университет, Россия НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ ОРГАНИЗМА К ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Аннотация
В статье раскрыты особенности приспособления организма у людей с ограниченными возможностями к различной двигательной деятельности.
Ключевые слова Адаптация организма, двигательная активность, люди с ограниченными возможностями, различные патологии
Petrunina S.V. \ Khabarova S.M. 2,Kiryuhina I.A. 3, Khayrova Kh. Z. 4, Bokov G.V. 5
1,2 PhD assistant professor, 3,4 assistant of professor Penza State University, Russia
106
SOME PECULIARITIES OF ADAPTATION TO THE MOTOR ACTIVITY OF PEOPLE WITH VIOLATION OF THE
LOCOMOTIVE ORGANS
Abstract
The article reveals the aspects of adaptation of organisms of people with disabilities to various motor activity.
Key words: Organism adaptation, physical activity, people with disabilities, infringement of functions, various pathologies
Любая патология, которая привела человека к инвалидности, независимо от вызвавшей ее причины и нозологической формы, непременно отражается на двигательной функции. Малоподвижный образ жизни инвалида приводит к гиподинамии и гипокинезии, которые влекут за собой целый ряд негативных последствий, таких, как снижение функциональных возможностей и работоспособности, нарушение социальных связей и условий самореализации, потеря экономической и бытовой независимости, что вызывает стойкий эмоциональный стресс.
Кроме того, у данной категории людей отмечаются дискоординация регуляторных механизмов, ухудшение показателей кардио-респираторной системы, нарушение ритма деятельности внутренних органов. Такие аномалии, как нарушение интеллекта, слуха - последствия детского церебрального паралича, сопровождаются расстройством не только моторики и координации движений, но и речевой функции, что в итоге ограничивает познавательную и коммуникативную деятельность инвалидов.
Существует закономерная цепь реакций организма на влияние некоторых устойчивых отклонений в состоянии здоровья инвалидов, которое изменяет структурно-функциональное состояние отдельных систем и органов, а следовательно, и всего организма как целостной социально-биологической системы. Наиболее общей формой реактивности организма является биологическая, которая определяется наследственными факторами и выражает способность организма реагировать на различные воздействия окружающей среды изменением жизнедеятельности защитно-приспособительного характера. Самая высокая реактивность отмечается в зрелом возрасте, постепенно снижаясь к старости, когда происходят инволюционные изменения, ослабляющие иммунные реакции, снижающие барьерные функции и компенсаторные возможности. На основании изложенного, физические упражнения для инвалидов рассматриваются как стимулятор ответных реакций организма. Но величина этих реакций многообразна и, соответственно, у разных людей имеет большое количество вариаций. Это обусловлено рядом причин:
- специфичностью нозологических форм патологии, состоянием остаточного здоровья и сохранных функций организма индивида;
- сложностью его взаимоотношений с природной средой, но при этом среда сама может быть источником многих патогенных воздействий;
- особенностями социальной жизни, состоянием психики и личностных качеств, нарушенных болезнью.
Все эти причины носят объективный, закономерный характер и отражают особенности индивидуальной реактивности организма инвалида. Педагогический смысл знаний о реактивности организма состоит в том, чтобы понять и осознать необходимость индивидуального подбора адекватных средств двигательной активности для инвалидов разных категорий с учетом их потенциальных возможностей, возраста, пола, состояния здоровья, внешних условий. Результатом взаимодействия среды с организмом является следствие, которое всегда находится внутри организма, способного реагировать на внешние воздействия, воспринимать, хранить и преобразовывать информацию. Процесс приспособления к окружающей среде начинается с момента рождения и осуществляется ежеминутно, ежесекундно. Организм приспосабливается к колебаниям температуры, атмосферного давления, влиянию микроорганизмов, факторов питания, бесконечному разнообразию психологических, социальных и других воздействий. Суть этого приспособления заключается в том, что организм так меняет интенсивность, ритм и характер протекающих в нем процессов, что основные показатели внутренней среды, несмотря на действие внешних факторов, стойко поддерживаются в рамках физиологических параметров. Приспособление организма к внешней среде или изменениям, происходящим в самом организме, и есть адаптация. Адаптация организма - это также результат достижения соответствия морфофункционального состояния организма к тем условиям деятельности, которые создает для него среда. [2, 3, 4]
Требует научного освещения следующий вопрос: за счет разрешения каких механизмов и какой цепочки явлений неадаптированный организм становится адаптированным. Этот вопрос наиболее полно освещен в исследованиях Ф.З. Меерсона и представителей его школы. Ключевым звеном механизма, обеспечивающего этот процесс, является существующая в клетках взаимосвязь функций и генетического аппарата. Через эту взаимосвязь функциональная нагрузка, вызванная действием среды, приводит к увеличению синтеза нуклеиновых кислот и белков и, как следствие, к формированию так называемого структурного следа в системах, ответственных за адаптацию организма к конкретному фактору среды. Структурный след представляет собой комплекс структурных изменений, обеспечивающий расширение звена, лимитирующего функцию его клеток и тем самым, увеличивающего физиологическую мощность соответствующих систем организма. Необходимым условием образования структурного следа является наличие стресс-реакции, возникающей при любом существенном изменении среды. Эта реакция -важное звено в целостном механизме адаптации, так как структурный след, с одной стороны, инициирует образование нового структурного следа путем мобилизации резервов организма, повышает устойчивость систем, ответственных за адаптацию, с другой - способствует стиранию старых следов, утративших биологическое значение, т.е. участвует в перепрограммировании адаптационных возможностей организма на решение новых задач, выдвигаемых средой.[1] В результате адаптационных реакций организм приобретает новое качество в форме устойчивости к гипоксии, холоду, физической нагрузке, новому двигательному навыку и т.д. Эта способность проявляется в том, что организм не может быть поврежден теми факторами, к которым он адаптировался. Такие реакции составляют основу закаливания, укрепления здоровья и профилактики заболеваний в процессе оздоровительных занятий физическими упражнениями. Но, поскольку устойчивость организма повышается к действию не только одного фактора, а нескольких, в данном случае речь всегда идет о комбинированной адаптации.
В спортивной деятельности, например, в процессе тренировки и соревнований происходит одновременная адаптация к физической нагрузке, требующей выносливости, к холоду, гипоксии, стрессорным ситуациям. В основе адаптации к физической работе лежат приспособительные реакции организма в ответ на изменяющиеся требования внутренней и внешней среды. В качестве адаптогена выступает физическая нагрузка, а ее структурной единицей является физическое упражнение.
Первоначально механизм воздействия физических упражнений состоит в возбуждении соответствующих афферентных центров, мобилизации скелетных мышц, кровообращения и дыхания, которые в совокупности образуют единую функциональную систему, ответственную за реализацию данной двигательной реакции.
Для того чтобы сложилась устойчивая адаптация, необходимы подкрепления, тренировка, многократно повторяющиеся внешние воздействия. В результате увеличения физиологических возможностей формируется кумулятивная адаптация. Это сложный и длительный процесс постепенной функциональной перестройки организма.
Долговременная адаптация выражается в увеличении мощности механизмов саморегуляции, а также в повышении реактивности этих систем к управляющим сигналам.
Отмечается, что общие знания о закономерностях адаптационных процессов организма имеют стратегическое значение для понимания биологической сущности теории и методики адаптивной физической культуры, но на сегодняшний день остаются пока еще не решенными теоретические и прикладные проблемы, такие, как управление долговременной адаптацией организма инвалидов разных нозологических групп в процессе физического воспитания, спортивных занятий; тактика адаптации к действию
107
нескольких факторов среды, обеспечение сложных форм социальной адаптации через движение, количественная и качественная оценка процессов адаптации.
Такой механизм компенсации является общим для любых групп инвалидов и может быть использован в адаптивной физической культуре для реабилитации инвалидов на разных стадиях восстановления: при составлении тренировочных программ, обучении двигательным действиям в процессе физического воспитания. По словам Ф.З. Меерсона, поддержание структурнофункционального состояния путем сравнительно невысоких, но систематических физических нагрузок на органы и системы, обеспечивающих компенсацию, — это самый экономный вариант этого процесса.
Таким образом, концепция привлечения знаний общебиологических закономерностей функционирования организма раскрывает один из теоретических подходов к методологии адаптивной физической культуры. Все это является методологической основой при разработке частных методик физического воспитания, оздоровительного спорта, двигательной рекреации и физической реабилитации для инвалидов, т.е. целостной системы их физической активности. [2, 3, 4]
Литература
1. Меерсон Ф.З. Адаптационные реакции поврежденного организма: физиология адаптационных процессов. М., 1986.
2. Петрунина С.В., Хабарова С.М., Логинов А.А. Биомеханические методы повышения и восстановления двигательных возможностей с использованием средств легкой атлетики// Монография. - Пенза: ПГПУ им. В.Г. Белинского, 2012 - 96 с.
3. Петрунина С.В., Хабарова С.М., Кирюхина И.А. Особенности коррекции двигательных действий у людей с различной патологией в функциях опорно-двигательного аппарата// Международный Научно-исследовательский журнал = Reseach Journal of International Studies. 2013. № 5-3 (12). С.37-39
4. Petrunina S.V., Khabarova S.M., Kiryuhina I.A. Investigation of biomechanical factors of walking of disabled and healthy people //2nd International Scientific Conference “European Applied Sciences: modern approaches in scientific researches”: Volume 2. Papers of 1st International Scientific Conference (Volume 1). February 18-19, 2013, Stuttgart, Germany. P. 120-121.
Соловьева Н.А.1, Михалева А.Б2
'Студент; 2Кандидат психологических наук, доцент, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ-ФИЗИКОВ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
Аннотация
В работе рассматривается особенность подготовки учителей физики. Определяется важность психологической основы методики преподавания, требования и возможные трудности педпрактики. Показаны ошибки обучения в технических классах и их последствия в учебной деятельности студентов, предложены рекомендации.
Ключевые слова: педагогическая практика, учебная деятельность, личность, мышление, воображение.
Solovjova КА.1, Mikhaleva A.B.2
1Student; 2PhD in Psychology, Associate Professor, North-Eastern Federal University named after M.K.Ammosov TRAINING THE STUDENTS-PHYSICISTS TO PEDAGOGICAL PRACTICE
Abstract
In this paper we describe about special education teachers ofphysics. Define psychological basis of methodic of teaching, demands and difficulties of pedagogical practice. Show mistakes learning in technical classes and its consequences in students learning, propose recommendations.
Keywords: pedagogical practice, learning activity, personality, thinking, imagination.
Личность учителя выступает центральным фактором достижения высоких результатов в педагогической деятельности, обусловливает содержание и направленность педагогической деятельности и педагогического общения. Труд педагога характеризуется тем, что его результатом выступает система позитивных «приобретений», психологических новообразований в процессе развития учащихся, которые возникают во взаимодействии с учителем [2].
Современное образование в целом стремится к переходу от объектной, «дефицитарной» парадигмы к субъектной, гуманистической. Основной задачей современного образования становится подготовка учащегося к профессиональной и личной самореализации в обществе, формирование компетенций, развитие личности средствами обучения и воспитания. Это предполагает гуманизацию, гуманитаризацию и повышение практической ориентированности образования [1].
При подготовке студентов-физиков к педагогической деятельности в условиях современной общеобразовательной школы мы исходим из идеи о том, что обучение всегда связано с саморазвитием. Процесс обучения для студентов - это не только приобретение знаний по предмету, но и возможность учиться разнообразно действовать, думать и чувствовать. В ходе педагогической практики реализуется связь между теоретической подготовкой студентов к педагогической деятельности и практическим формированием опыта ее осуществления. Теоретическую основу знаний студентов-практикантов в психологии возраста и развитии познавательной сферы учащихся составляет культурно-исторический подход к развитию психики (теории высших психических функций Л.С. Выготского, поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, возрастного развития психики и личности Д.Б. Эльконина) [3].
Физика и информатика имеют все права на формирование мировоззрения, мышления и творческих способностей учащихся. Обучение этим предметам требует особой подготовленности не только со стороны учащихся, но и учителей. Для учащихся это должна быть, прежде всего, интеллектуальная и волевая готовность, для учителей - любовь к своему предмету, знание психологии мышления и воображения (ведущих психических процессов для освоения физики и информатики) и педагогические способности.
Группе из 25 студентов - будущих учителей физики и информатики было предложено письменно описать предмет, который находится у них перед глазами (это были учебная доска и зеркало). Анализ ответов определил дифференциацию группы на три подгруппы: достаточно богатое описание - 8; скудное описание - 16; не поняли задание - 1.
Преобладание в данной группе студентов со скудным описанием предмета можно объяснить тем, что в школе они обучались в технических классах, где основное внимание уделялось точным наукам, в ущерб гуманитарным. Поэтому развитие словарного запаса не получило должной стимуляции и является скудным. В соответствии с нормами мыслительного развития данный уровень соответствует средним классам СОШ.
Из всех 25 ответов наиболее развернутым мы определили следующий ответ: «Доска школьная, зеленого цвета, прямоугольной формы, на которой можно писать (рисовать) мелом. Ею пользуются в школах и в других учебных заведениях учителя и преподаватели, чтобы показать учащимся содержание урока». Этот ответ содержит не только описание качеств предмета, но и функции данного предмета. Однако, в описании отсутствует пример ассоциативной и аналитической стороны мышления, творческого воображения. Нет сравнений предмета с другими предметами, определения положительных и отрицательных качеств.
Данное исследование позволило сделать вывод о том, что одна из центральных трудностей обучения студентов - будущих учителей физики и информатики связана с недостаточным уровнем развития мышления и речи, а также воображения. В связи с этим предлагаем ряд рекомендаций: готовность к педагогической профессии предполагает наличие развитых педагогических способностей, среди которых особое место занимают речевые и коммуникативные способности [1]; студентам математических и физических факультетов обратить внимание на чтение художественной литературы, философские размышления, дискуссии и участие в различных познавательных конкурсах; важно понимать, что школьному учителю, преподавателю вуза недостаточно
108