Интернет-журнал «Мир науки» ISSN 2309-4265 https ://mir-nauki. co m/ 2017, Том 5, номер 5 (сентябрь - октябрь) https://mir-nauki.com/vol5-5.htmI URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/02PDMN517.pdf Статья опубликована 26.09.2017 Ссылка для цитирования этой статьи:
Захарченко Н.В. Формирование коммуникативной компетенции студентов педагогического вуза // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, номер 5 https://mir-nauki.com/PDF/02PDMN517.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
УДК 37
Захарченко Наталья Валентиновна1
ФГАОУ ВО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Елабужский институт, Россия, Елабуга 2 Старший преподаватель кафедры «Биологии и химии»
E-mail: [email protected] ORCID: http://orcid.org/0000-0003-4094-3399
Формирование коммуникативной компетенции студентов педагогического вуза
Аннотация. В статье рассматривается вопрос значимости коммуникативной компетенции в содержании и структуре профессиональной подготовки студентов педагогического вуза, выделены показатели сформированной коммуникативной компетенции, эффективные формы организации учебной деятельности. Автор ориентируется на ценность компетентностного подхода в образовании, заключающегося в ориентации на личность обучающегося во всех сферах и направлениях деятельности. Коммуникативная компетенция рассматривается автором как важнейший показатель профессионализма педагога. Научная новизна состоит в выделении и обосновании коммуникативных действий, определяющих успешность и продуктивность профессиональной деятельности педагога; а также показателей сформированной коммуникативной компетенции у студентов педагогических вузов Определяющую роль в эффективном формировании коммуникативной компетенции у студентов педагогического вуза играют условия общения, образовательная среда, создаваемая в вузе. Наряду с вариативными формами работы по формированию коммуникативной компетенции будущего педагога, предлагаемыми в современных научных исследованиях, при организации данного процесса предлагается ориентироваться на овладение ключевыми коммуникативными действиями, определяющими успешность и продуктивность профессиональной деятельности педагога, независимо от предметного направления. К таким коммуникативным действиям отнесены: распределение первоначальных действий между участниками взаимодействия; обмен способами действия, взаимодействия и общения; построение коммуникации на основе распределения, обмена, взаимопонимания, соответствия собственных действий и действий партнеров; планирование общих способов сотрудничества на основе прогнозирования условий и результатов совместной деятельности; самоконтроль, самокоррекция действий, рефлексия каждого участника взаимодействия и сотрудничества.
1 http://kpfu.ru/natalya. zaharchenko
2 423600, г. Елабуга, ул. Казанская, д. 89
Ключевые слова: компетентностный подход; коммуникативная компетенция; студент педагогического вуза; профессионально-педагогическая деятельность; взаимодействие; сотрудничество; образовательный процесс; коммуникативные умения
В условиях развития современного российского общества активными участниками духовных и социальных процессов, определяющими их мировоззренческие и содержательные ориентиры, призваны стать педагоги. Требования, предъявляемые обществом к современному педагогу чрезвычайно высоки. Они включают в себя не только широкий спектр фундаментальных и инновационных знаний по предметным направлениям, владение современными педагогическими технологиями, но и целый ряд важнейших личностных качеств, среди которых выделяют: самостоятельность, ответственность, способность к самоорганизации, самосовершенствованию, творческой самореализации в различных видах профессиональной деятельности и т. д. Это нашло отражение в содержании российского высшего педагогического образования, доминантой которого, согласно федеральному государственному образовательному стандарту третьего поколения является разработка новых научных основ педагогического процесса, обеспечивающих подготовку компетентного специалиста, способного эффективно решать поставленные практико-ориентированные задачи.
Насыщение образовательного процесса личностными смыслами нашло отражение в компетентностном подходе, согласно которому в качестве результата образования выступает формирование компетенций - целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, а также опыта самостоятельной профессиональной деятельности и личной ответственности обучающихся.
В основе профессиональной деятельности педагога лежит способность к организации и поддержанию многосторонних контактов и уровней позитивного и результативного общения как между участниками образовательного процесса, так с внешним социальным окружением, в связи с чем, важнейшее место в системе его профессиональных компетенций занимает коммуникативная компетенция. На наш взгляд, ее можно расценивать как важнейший показатель профессионализма педагога.
Формирование коммуникативных образовательных компетенций является активно исследуемой научной проблемой, широко представленной в работах С. Г. Воровщикова, И. М. Осмоловской, А. Ф. Присяжной, Г. К. Селевко, А. В. Хуторского и др.
Мы считаем возможным придерживаться точки зрения Н. В. Соломиной, трактующей коммуникативную компетенцию как «конгломерирующую форму компетенций, способную интегрировать более простые типы компетенций (языковую, речевую, прагматическую, предметную, культурную, лексикографическую, стратегическую, социолингвистическую, цивилизационную и т. д.)» [10, с. 172].
Сложность феномена коммуникативной компетенции обусловлена, прежде всего, содержанием понятия «коммуникация», которое трактуется не только как «взаимодействие субъектов, в процессе которого происходит обмен информацией и устанавливаются межличностные связи» [11], но и как сотрудничество. Отсюда, коммуникативные действия, совершаемые участниками данного процесса, направлены на учет позиции собеседника либо партнера по коммуникации, а также на согласование действий в совместной деятельности для достижения общей цели.
Именно способность к согласованной деятельности активно развивается на протяжении всего периода обучения ребенка в школе, однако, в последние годы замечено отставание формирования данной способности у многих детей, поступающих в школу. Как отмечают
Мир Науки
2017, Том 5, номер 5 (499) 755 50 99
научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 https ://mir-nauki. com
педагоги, все большее число первоклассников оказываются ярко выраженными индивидуалистами, не желающими и не умеющими общаться и действовать на основе партнерских отношений. Это повышает роль педагога в формировании у обучающихся необходимых коммуникативных умений, что возможно только при его собственной коммуникативной компетентности.
Отталкиваясь от определения Л. А. Петровской, согласно которому, коммуникативная компетентность понимается как умение ставить и решать определенные типы коммуникативных задач, например, определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера (партнеров), выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения [8], возможно структурировать содержание коммуникативной компетенции будущего педагога. В нем следует выделить: установление и поддержание необходимых личностных и профессиональных контактов со всеми категориями участников образовательного процесса (обучающимися, педагогами, администрацией образовательной организации, родителями (законными представителями) и др.); социально принятые нормы общения, поведения; этно- и социально-психологические эталоны, стандартов, стереотипов поведения; владение «техникой» личностного и профессионального общения и т. д. Очевидно, что данный перечень может быть продолжен.
Таким образом, коммуникативная компетенция обеспечивает общую социальную компетентность будущего педагога, его сознательную ориентированность на позиции партнеров по образовательному процессу. Согласимся с В. И. Тесленко в том, что именно коммуникативные компетенции обеспечивают будущему педагогу умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в сообщество профессионалов, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с обучающимися, коллегами, родителями [11].
Анализ содержания коммуникативных компетенций, предлагаемых для формирования в педагогическом вузе, позволяет утверждать, что именно они являются определяющими в построении продуктивного образовательного процесса, составляющего сущность будущей профессиональной деятельности педагога, независимо от избранного предметного направления. Здесь целесообразно привести следующие формулировки:
• способность к планированию учебного сотрудничества участников образовательного процесса с учетом его содержания и планируемых результатов, а также их личностных интересов и потребностей;
• способность к организации и осуществлению инициативного сотрудничества в поиске и сборе информации, овладении знаниями и т. д.;
• способность к предупреждению и разрешению конфликтов в образовательном процессе на основе взаимного уважения, доверия, партнерства;
• владение педагогически целесообразными формами контроля, коррекции, оценки действий партнеров по образовательному процессу;
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Результатом процесса формирования коммуникативной компетенции студента педагогического вуза выступает способность педагога к организации и осуществлению продуктивного общение в совместной учебной и внеучебной деятельности на основе толерантности, соблюдения правил вербального и невербального общения, в интересах всех участников и с учетом конкретных образовательных ситуаций.
2017, Том 5, номер 5 (499) 755 50 99
научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 https ://mir-nauki. com
Здесь следует разграничить понятия «компетенция» и «компетентность», которые не являются тождественными и синонимичными. Если компетенция определяется как область знания, в которой индивид хорошо осведомлен (С. И. Ожегов), авторитетен, опытен и обладает определенными полномочиями (Д. Н. Ушаков), то компетентность характеризует, прежде всего, способность к принятию решений и получению результатов в данной области. Иначе говоря, компетентность обозначает степень выраженности профессионального (и личностного) опыта, присущего человеку в рамках конкретной компетенции (А. И. Турчинов [12]).
Необходимо сказать о двустороннем характере коммуникативной компетентности педагога: с одной стороны, речь об овладении широким перечнем коммуникативных компетенций, необходимых для осуществления профессиональной педагогической деятельности, с другой стороны, для эффективного формирования коммуникативных компетенций студентов педагогического вуза чрезвычайно важны условия общения, та образовательная среда, в которой складываются партнерские, дружеские отношения, а также планируется результат общей совместной деятельности особого характера - не скованный рамками «правильного ответа», имеющий поисковый, творческий характер, не только профессиональную, но и личностную значимость.
На наш взгляд, в современных педагогических исследованиях, посвященных проблемам формирования коммуникативной компетенции у студентов педагогического вуза, предложены разнообразные и интересные формы деятельности, например, тренинги по развитию педагогического общения; моделирование педагогических ситуаций [5]; проектирование системы внеурочной деятельности; организация «школ юных исследователей» (по предметным направлениям) в рамках производственных педагогических практик [7]; разработка и внедрение спецкурсов по формированию у студентов культуры общения, опирающихся преимущественно на активные формы деятельности (дискуссии, вебинары, интерактивные тренинги, ролевые игры по освоению моделей профессионального коммуникативного поведения и др.) [6].
При разнообразии предлагаемых видов и форм организации процесса формирования у студентов коммуникативной компетенции необходимо включать в них ряд инвариантных коммуникативных действий, владение которыми определяет успешность профессиональной деятельности педагога:
1. распределение первоначальных действий между участниками взаимодействия, исходя из заданного предмета и условий совместной деятельности;
2. обмен способами действия, взаимодействия и общения, который диктуется потенциальной продуктивностью и результативностью сотрудничества;
3. построение коммуникации на основе процессов распределения, обмена, взаимопонимания, установления соответствия собственных действий и действий партнеров;
4. планирование общих способов сотрудничества на основе прогнозирования условий и результатов совместной деятельности;
5. самоконтроль, самокоррекция действий, рефлексия каждого участника взаимодействия и сотрудничества, позволяющие преодолеть существующие или возможные коммуникативные ограничения.
Поскольку учебная коммуникация протекает в условиях специально организованного образовательного процесса, для формирования коммуникативной компетенции будущих педагогов целесообразной является организация совместно-разделенной деятельности с динамикой ролей. Это позволяет каждому участнику образовательного процесса высказывать
Мир Науки
2017, Том 5, номер 5 (499) 755 50 99
научный интернат-журнал ISSN 2309-4265 https ://mir-nauki. com
свою точку зрения, слушать и слышать партнеров по общению, терпимо относиться к их мнению, согласовывать действия и взаимодействие с общим результатом.
В заключении следует подчеркнуть, что внедрение компетентностного подхода является важнейшим условием повышения качества высшего педагогического образования. Овладение широким спектром компетенций, по мнению современных исследователей (С. Г. Воровщиков [3], Д. И. Иванов [4], А. Г. Сергеев [9] и др.), дает педагогу возможность успешной профессионально-личностной и социокультурной адаптации, развития и совершенствования. Ценность компетентностного подхода в образовании заключается, прежде всего, в том, что он ориентирован непосредственно на личность обучающегося во всех сферах и направлениях деятельности.
Как упоминалось выше, содержание коммуникативной компетенции рассматривается с точки зрения трактовки коммуникации не только и не столько как обмена учебной и другой информацией, сколько как смыслового наполнения процесса общения и социального взаимодействия, начиная просто с установления доброжелательных контактов и заканчивая сложными видами совместной деятельности, налаживания межличностных отношений не только в образовательном процессе, но за его рамками. В соответствии с этим, показателями сформированной коммуникативной компетенции у студентов педагогического вуза можно считать: учет и уважение различных мнений в общении и взаимодействии; понятное и аргументированное формулирование собственного мнения; способность формулировать вопросы, стимулирующие обучающихся к самостоятельной поисковой деятельности, сотрудничеству, взаимодействию; способность к разрешению конфликтов в совместной деятельности и планирования действия для достижения общей цели; готовность к организации взаимного контроля и самоконтроля; способность к сотрудничеству и взаимопомощи.
Определяющее значение для эффективного формирования коммуникативных компетенций у студентов педагогического вуза имеет создание условий, предоставляющих им возможность работать в паре и в группе, выполнять в сотрудничестве задания, имеющие поисковый характер и нацеленные на общий творческий результат, содержащие смену ролей общения, соревновательность и др.
Мир Науки
ЛИТЕРАТУРА
1. Бободжонов, Т. А. Формирование коммуникативной компетенции студентов педагогического вуза / Т. А. Бободжонов // Международный научный журнал «Инновационная наука». - 2015. - №6. - С. 192-193.
2. Волков, А. Е. Модель «Российское образование - 2020»: Модель образования для инновационной экономики / А. Е. Волков, Я. И. Кузьминов, И. М. Реморенко, Б. Л. Рудник, И. Д. Фрумин, Л. И. Якобсон // Вопросы образования. - 2008. - № 1. -С. 32-64.
3. Воровщиков, С. Г. Развитие универсальных учебных действий. Внутришкольная система учебно-методического и управленческого сопровождения: Монография / С. Г. Воровщиков, Е. В. Орлова. - М.: Издательство «Прометей», 2012. - 38с. -ISBN 978-5-4263-0095-8.
4. Иванов, Д. А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании / Д. А. Иванов. - М.: Чистые пруды, 2007. - 32 с. - (Библиотечка «Первого сентября», серия «Воспитание. Образование. Педагогика». Вып.6 (12).
- ISBN 978-5-9667-0393-6.
5. Кузьмина, Е. М. О некоторых итогах оценки профессионально-коммуникативной компетентности педагога / Е. М. Кузьмина // X Нижегородская сессия молодых ученых. Гуманитарные науки: Материалы докладов. - Н. Новгород: Изд-во Гладкова О. В., 2006. - С. 94-96.
6. Максимова, Е. Б. Формирование коммуникативных компетенций студентов вуза: дисс ... канд. пед. наук: 13.00.08. - М., 2007. - 173 с. РГБ ОД, 61:07-13/2517.
7. Петрова, Т. Н. Изучение сформированности коммуникативной компетентности у студентов педагогического вуза / Т. Н. Петрова // Молодой ученый. - 2017. - №8.
- С. 295-298.
8. Петровская, Л. А. Общение - компетентность - тренинг: Избранные труды / Л. А. Петровская. - М.: Смысл, 2007. - 387 с. - ISBN 978-5-89357-245-2.
9. Сергеев, А. Г. Компетентность и компетенции в образовании: монография / А. Г. Сергеев. - Владимир: Изд-во Владимирского государственного университета, 2010. - 107 с. ISBN 978-5-9984-0049-0.
10. Соломина, Н. В. Интертекстуальная компетенция как составляющая коммуникативной компетенции / Н. В. Соломина // Коммуникативная культура современника: проблемы и перспективы исследования: материалы I Всероссийской научно-практической конференции; под ред. Т. А. Федосеевой. -Новокузнецк: РИО КузГПА, 2007. - 244 с. - С. 172-176.
11. Тесленко, В. И. Коммуникативная компетентность: формирование, развитие, оценивание: монография / В. И. Тесленко, С. В. Латынцев. - Красноярск: ГПУ 2007. - 255 с.: ил., табл. - ISBN 978-5-85981-226-4.
12. Турчинов, А. И. Кадровая политика и управление персоналом: проблемы теории и практики / А. И. Турчинов // Коммуникология. - 2014. - Т. 7. - № 5. - С. 103117.
02PDMN517
Zakharchenko Natalya Valentinovna
Kazan federal university Yelabuga institute, Russia, Elabuga E-mail: [email protected]
Formation of communicative competence of students of pedagogical University
Abstract. The article discusses the importance of communicative competence in the content and structure of professional training of students of pedagogical universities, selected indicators of communicative competence, effective forms of organization of educational activity. The author focuses on the value of the competence approach in education, namely, the orientation to the individual learner in all spheres and activities. Communicative competence is viewed as a key indicator of professionalism of the teacher. Decisive role in the effective formation of communicative competence at students of pedagogical higher school is played by the conditions of communication, the educational environment created at the University. Along with the variable forms of work on formation of communicative competence of a future teacher offered in modern scientific research, the organization of this process are encouraged to focus on mastery of key communicative acts determining the success and productivity of professional activity of a teacher, regardless of subject areas. Such communicative actions include: distribution of the initial actions between the participants of the interaction; exchange of methods of action, interaction and communication; communication based on sharing, sharing, understanding, matching their own actions and the actions of partners; plan common means of cooperation on the basis of forecasting of the conditions and results of joint activities; self-monitoring, self-correcting action and reflection of each participant of interaction and cooperation.
Keywords: competence approach; communicative competence; student of the pedagogical University; the professional-pedagogical activity; interaction; collaboration; educational process; communicative skills
02PDMN517