Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ ВУЗА НА ОСНОВЕ СЛОВАРНОЙ РАБОТ Ы НА ЗАНЯТИЯХ РУССКОГО ЯЗЫКА'

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ ВУЗА НА ОСНОВЕ СЛОВАРНОЙ РАБОТ Ы НА ЗАНЯТИЯХ РУССКОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коммуникативная компетенция / активные методы / студенты неязыковых факультетов / русский язык / родной язык / словарная работа / диалоговый метод / словарные игры / словарный запас / эффективность / communicative competence / active methods / students of non-linguistic faculties / Russian language / native language / vocabulary work / dialogue method / vocabulary games / vocabulary / efficiency

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Дуйшонобекова Гулайым Дуйшонобековна

Современное общество требует от людей не только знания и умения, но и умение эффективно общаться. Коммуникативная компетенция является одним из ключевых навыков, которые необходимы для успешной карьеры и личной жизни. Однако не все студенты неязыковых факультетов вузов обладают достаточным уровнем коммуникативной компетенции. Для решения этой проблемы можно использовать словарную работу на занятиях русского языка. Изучение иностранного языка является важным аспектом высшего образования, особенно в современном глобализированном мире. Однако у студентов неязыковых факультетов часто возникают трудности с приобретением коммуникативной компетенции на иностранном языке, что необходимо для эффективного общения. Цель исследования – предложить практический подход к развитию коммуникативной компетенции у таких учащихся через словарную работу на уроках русского языка. Развитие коммуникативной компетентности на занятиях по русскому языку у студентов неязыковых факультетов вуза помогает им успешно общаться в профессиональной и личной жизни. Для развития коммуникативной компетенции необходимо уделять особое внимание словарной работе. Одним из эффективных методов является работа с реальными ситуациями общения. Важно, чтобы учащиеся чувствовали себя комфортно и свободно выражали свои мысли. Важно учитывать индивидуальные особенности учащихся и подбирать подходящие методы и формы работы. Метод формирования коммуникативной компетенции студентов на основе словарной работы позволяет студентам расширить свой словарный запас, улучшить грамматические навыки и научиться использовать слова в контексте. Важным элементом коммуникативной компетенции является словарная работа. Она помогает развивать навыки анализа и синтеза информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Дуйшонобекова Гулайым Дуйшонобековна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF UNIVERSITY NON-LINGUISTIC FACULTIES STUDENTS ON THE BASIS OF VOCABULARY WORK IN RUSSIAN LANGUAGE CLASSES

Modern society requires from people not only knowledge and skills, but also the ability to communicate effectively. Communication competence is one of the key skills needed for a successful career and personal life. However, not all students of non-linguistic faculties of universities achieve a high level of communicative competence. To solve this problem, you can use vocabulary work in Russian language classes. Learning a foreign language is a mandatory aspect of higher education, especially in today’s globalized world. However, students in non-language departments often face difficulties in acquiring the communicative skills in a foreign language, which is necessary for effective communication. The purpose of the study is to offer a practical approach to the development of communicative competence in such students through vocabulary work in Russian language lessons. The development of communicative competence in English classes among students of non-linguistic faculties of the university helps them communicate successfully in professional and personal life. To develop communicative competence, it is necessary to pay special attention to vocabulary work. One of the effective methods is to work with real communication situations. It is important that students feel comfortable and free to express their thoughts. It is important to take into account the characteristics of students and choose appropriate methods and forms of work. The method of developing students’ communicative competence based on vocabulary work allows students to increase their vocabulary, improve grammatical skills and learn to use words in the top five. An important element of communicative competence is vocabulary work. It helps develop skills in analyzing and synthesizing information.Keywords: communicative competence, active methods, non-linguistic students, Russian language, native language, vocabulary work, dialog method, word games, vocabulary, efficiency.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ ВУЗА НА ОСНОВЕ СЛОВАРНОЙ РАБОТ Ы НА ЗАНЯТИЯХ РУССКОГО ЯЗЫКА»

DOI: 10.25198/1814-6457-240-134 УДК 372.881.161.1; 378

Дуйшонбекова Г.Д.

Киргизский национальный университет имени Жусупа Баласагына, г Бишкек, Киргизия E-mail: Nura_VS@mail.ru, Dgulya151@gmail.com

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ НЕЯЗЫКОВЫХ ФАКУЛЬТЕТОВ ВУЗА НА ОСНОВЕ СЛОВАРНОЙ РАБОТЫ

НА ЗАНЯТИЯХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Современное общество требует от людей не только знания и умения, но и умение эффективно общаться. Коммуникативная компетенция является одним из ключевых навыков, которые необходимы для успешной карьеры и личной жизни. Однако не все студенты неязыковых факультетов вузов обладают достаточным уровнем коммуникативной компетенции. Для решения этой проблемы можно использовать словарную работу на занятиях русского языка. Изучение иностранного языка является важным аспектом высшего образования, особенно в современном глобализированном мире. Однако у студентов неязыковых факультетов часто возникают трудности с приобретением коммуникативной компетенции на иностранном языке, что необходимо для эффективного общения. Цель исследования - предложить практический подход к развитию коммуникативной компетенции у таких учащихся через словарную работу на уроках русского языка. Развитие коммуникативной компетентности на занятиях по русскому языку у студентов неязыковых факультетов вуза помогает им успешно общаться в профессиональной и личной жизни. Для развития коммуникативной компетенции необходимо уделять особое внимание словарной работе. Одним из эффективных методов является работа с реальными ситуациями общения. Важно, чтобы учащиеся чувствовали себя комфортно и свободно выражали свои мысли. Важно учитывать индивидуальные особенности учащихся и подбирать подходящие методы и формы работы. Метод формирования коммуникативной компетенции студентов на основе словарной работы позволяет студентам расширить свой словарный запас, улучшить грамматические навыки и научиться использовать слова в контексте. Важным элементом коммуникативной компетенции является словарная работа. Она помогает развивать навыки анализа и синтеза информации.

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, активные методы, студенты неязыковых факультетов, русский язык, родной язык, словарная работа, диалоговый метод, словарные игры, словарный запас, эффективность.

Duyshonbekova G.D.

Kyrgyz National University, named after Jusup Balasagyn, Bishkek, Kyrgyzstan E-mail: Nura_VS@mail.ru, Dgulya151@gmail.com

FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF UNIVERSITY NON-LINGUISTIC FACULTIES STUDENTS ON THE BASIS OF VOCABULARY WORK IN RUSSIAN LANGUAGE CLASSES

Modern society requires from people not only knowledge and skills, but also the ability to communicate effectively. Communication competence is one of the key skills needed for a successful career and personal life. However, not all students of non-linguistic faculties of universities achieve a high level of communicative competence. To solve this problem, you can use vocabulary work in Russian language classes. Learning a foreign language is a mandatory aspect of higher education, especially in today's globalized world. However, students in non-language departments often face difficulties in acquiring the communicative skills in a foreign language, which is necessary for effective communication. The purpose of the study is to offer a practical approach to the development of communicative competence in such students through vocabulary work in Russian language lessons. The development of communicative competence in English classes among students of non-linguistic faculties of the university helps them communicate successfully in professional and personal life. To develop communicative competence, it is necessary to pay special attention to vocabulary work. One of the effective methods is to work with real communication situations. It is important that students feel comfortable and free to express their thoughts. It is important to take into account the characteristics of students and choose appropriate methods and forms of work. The method of developing students' communicative competence based on vocabulary work allows students to increase their vocabulary, improve grammatical skills and learn to use words in the top five. An important element of communicative competence is vocabulary work. It helps develop skills in analyzing and synthesizing information.Keywords: communicative competence, active methods, non-linguistic students, Russian language, native language, vocabulary work, dialog method, word games, vocabulary, efficiency.

Key words: communicative competence, active methods, students of non-linguistic faculties, Russian language, native language, vocabulary work, dialogue method, vocabulary games, vocabulary, efficiency.

Словарная работа является одним из наиболее эффективных способов развития коммуникативных навыков учащихся. Она помогает учащимся расширить словарный запас, улучшить грамматические навыки и научиться использовать язык в контексте. Кроме того, словарная работа помогает учащимся развить навыки анализа и синтеза информации, что также является важным компонентом коммуникативной компетенции.

Одним из главных преимуществ словарной работы является ее доступность и универсальность. Ее можно использовать на уроках любого уровня сложности и в любой области знаний. Кроме того, словарная работа может быть адаптирована к индивидуальным потребностям учащихся, что позволяет преподавателю более эффективно работать с каждым учащимся.

Однако, чтобы работа со словарным запасом была эффективной, ее необходимо правильно организовать. Важно подобрать лексику, которая пригодится учащимся в их будущей профессиональной деятельности. Кроме того, необходимо использовать различные методы и формы работы, чтобы учащиеся не уставали и не теряли интерес к уроку [3].

Если мы говорим о формировании коммуникативной компетентности, важно сначала понять, что это не статичная сущность, а скорее процесс, функционирование которого зависит от окружающей среды. Коммуникативная компетентность - это способность человека создавать и понимать эффективные и значимые межличностные взаимодействия. Она является важным компонентом языка и общения. Эта способность развивается в интерактивной среде между преподавателем и студентом, сверстником и сверстницей, партнером и т. д.

Коммуникативные навыки формируются и укрепляются в аудиторной среде. Они воспитываются в процессе обучения языку, общению и средствам массовой информации. Чем лучше коммуникативные навыки учащихся, тем успешнее они будут в различных сферах своей жизни. Особое внимание следует уделить процессу изучения лексики, так как для достижения этой цели требуется множество видов деятельности. Использование первичной и вторичной лексики является неотъемлемой частью языковой программы и одним из ключевых факторов,

во многом определяющих уровень языковой компетенции, которую приобретают учащиеся в этой области. Более того, когда приобретение лексики интегрировано в учебную программу, это способствует развитию других аспектов коммуникативной компетенции, таких как говорение, аудирование и письмо [2].

Рассмотрим следующие ключевые моменты по данной теме исследования.

Словарный запас - это основа любого языка, поскольку он обеспечивает средства, необходимые для выражения идей и эффективного общения. Поэтому приобретение словарного запаса является важным аспектом изучения языка, особенно для невербальных студентов. В профессиональной деятельности преподавателям придется общаться на иностранном языке в специфическом контексте, связанном с специальностью студента. Поэтому прочная словарная база необходима для успешного общения.

Словарный запас позволяет студентам правильно понимать и использовать русский язык в устной и письменной форме.

Важность лексики на уроке русского языка заключается в следующем:

1. Понимание текста. Многие русские тексты содержат много незнакомых слов. Без достаточного словарного запаса невозможно понять смысл текста или правильно выразить свои мысли на русском языке.

2. Устное и письменное общение Если у вас хороший словарный запас, вы сможете свободно общаться на русском языке, выражать свои мысли и идеи, писать сочинения и другие тексты.

3. Подготовка к экзаменам. Экзамены по русскому языку часто предполагают перевод текстов и написание сочинений на заданные темы. Без достаточного словарного запаса вы не сможете справиться с такими заданиями.

4. Повышение лингвистической культуры Хороший словарный запас позволяет использовать разнообразные слова и выражения и говорить более красиво и литературно.

Таким образом, словарный запас является необходимым элементом в изучении русского языка для студентов неязыковых факультетов вуза. Он позволяет им успешно общаться на русском языке, понимать тексты и успешно справляться с экзаменами.

Теория и методика обучения и воспитания

Коммуникативная компетентность относится к способности эффективно использовать язык в различных социальных контекстах. Он включает в себя знание грамматики, словарного запаса и дискурса, а также способность применять эти знания в реальных жизненных ситуациях. Коммуникативная компетентность касается не только владения языком, но и культурных знаний и понимания социальных норм.

Она включает в себя умение говорить, писать, слушать и читать на русском языке, а также умение использовать язык в соответствии с социокультурными нормами и правилами.

На занятиях по русскому языку студенты неязыковых факультетов должны развивать свою коммуникативную компетентность, используя различные методы и приемы обучения. Одним из таких методов является коммуникативный подход, который предполагает активное участие студентов в общении на русском языке [4].

Важным элементом развития коммуникативной компетентности является работа с текстами различных жанров и стилей. Студенты должны уметь анализировать тексты, выделять главную мысль, оценивать стиль и языковые средства, используемые автором.

Также на занятиях по русскому языку студенты должны учиться правильно оформлять письменные работы, включая эссе, рефераты и доклады. Они должны знать правила орфографии, пунктуации и грамматики, а также уметь использовать различные языковые средства для выражения своих мыслей и идей. Письменная работа на занятиях русского языка

воспитывает ответственное отношение к слову. Без развития словесного мышления студентов успешное обучение на занятиях русского языка немыслимо [1].

В целом, развитие коммуникативной компетентности на занятиях по русскому языку у студентов неязыковых факультетов вуза является важным элементом их образования, который помогает им успешно общаться на русском языке в профессиональной и личной жизни.

Для развития коммуникативной компетенции у студентов неязыковых факультетов необходимо уделять особое внимание словарной работе на занятиях по русскому языку.

Одним из эффективных методов развития коммуникативной компетенции является работа с реальными ситуациями общения. Например, преподаватель может предложить учащимся рассказать о своих увлечениях, описать свой день, задать вопросы друг другу и т. д. Важно, чтобы учащиеся чувствовали себя комфортно и могли свободно выражать свои мысли и идеи

[5].

Также важно учитывать индивидуальные особенности учащихся. Некоторые из них могут иметь трудности с запоминанием новых слов, другие - с их правильным использованием в речи. Преподаватель должен учитывать эти особенности и подбирать подходящие методы и формы работы.

В заключение, можно сказать, что формирование коммуникативной компетенции студентов неязыковых факультетов вузов на основе словарной работы на занятиях русского языка является эффективным и доступным методом. Он позволяет студентам расширить свой словарный запас, улучшить грамматические навыки и научиться использовать слова в контексте. Кроме того, словарная работа помогает развивать навыки анализа и синтеза информации, что является важным элементом коммуникативной компетенции.

22.08.2023

Список литературы:

1. Ахметова Н.А., Дуйшонбекова Г. Формирование коммуникативной компетенции студентов неязыковых факультетов вуза в процессе развития речевой культуры на основе развития письменной речи на занятиях русского языка // Педагогический опыт: теория, методика, практика. Чебоксары, 2015. N0 4. С.156-159.

2. Баранова, Е.В. Формирование коммуникативной компетенции студентов неязыковых факультетов вуза на основе словарной работы на занятиях русского языка / Е.В. Баранова // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2015. - №1. - с. 56-63.

3. Горбунова, Н.А. Словарная работа на занятиях русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции студентов неязыковых факультетов / Н.А. Горбунова // Вестник Челябинского государственного университета. - 2016. -№1. - с. 68-72.

4. Карпова, Е.В. Формирование коммуникативной компетенции студентов неязыковых факультетов на основе словарной работы на занятиях русского языка / Е.В. Карпова // Вестник Томского государственного университета. - 2017. - №420. - с. 98-103.

5. Кузнецова, О.В. Словарная работа на занятиях русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции студентов неязыковых факультетов / О.В. Кузнецова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Лингвистика. - 2018. - Т. 22. - №1. - с. 98-105.

6. Макарова, Е.А. Формирование коммуникативной компетенции студентов неязыковых факультетов на основе словарной работы на занятиях русского языка / Е.А. Макарова // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, языки, лингвистика. - 2019. - Т. 19. - №1. - с. 87-92.

References:

1. Akhmetova, N.A. and Duishonbekova, G. (2015) Formation of communicative competence of students of non-linguistic faculties of a university in the process of developing speech culture based on the development of written speech in Russian language classes. Pedagogical experience: theory, methodology, practice. Cheboksary, No. 4, pp. 156-159.

2. Baranova, E.V. (2015) Formation of communicative competence of students of non-linguistic faculties of a university based on vocabulary work in Russian language classes. Bulletin of Moscow University. Episode 19: Linguistics and intercultural communication, No. 1, pp. 56-63.

3. Gorbunova, N.A. (2016) Vocabulary work in Russian language classes as a means of developing communicative competence of students of non-linguistic faculties. Bulletin of Chelyabinsk State University, No. 1, pp. 68-72.

4. Karpova, E.V. (2017) Formation of communicative competence of students of non-linguistic faculties based on vocabulary work in Russian language classes. Bulletin of Tomsk State University, No. 420, pp. 98-103.

5. Kuznetsova, O.V. (2018) Vocabulary work in Russian language classes as a means of developing communicative competence of students of non-linguistic faculties. Bulletin of the Peoples 'Friendship University of Russia. Series: Linguistics, vol. 22, No. 1, pp. 98-105.

6. Makarova, E.A. (2019) Formation of communicative competence of students of non-linguistic faculties based on vocabulary work in Russian language classes. Bulletin of the South Ural State University. Series: Education, languages, linguistics, vol. 19, No. 1, pp. 87-92.

Сведения об авторе:

Дуйшонобекова Гулайым Дуйшонобековна, доцент Кыргызского национального университета имени Жусупа Баласыгана (г Бишкек, Кыргызская Республика), кандидат педагогических наук

AuthorlD: 875548 E-mail: Nura_VS@mail.ru, Dgulya151@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.