Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПУТЕМ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ'

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПУТЕМ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
коммуникация / компетенция / проектная деятельность / учебный процесс / метод / communication / competence / project activity / educational process / method

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дементьева М.П.

В работе рассматривается влияние применения проектной деятельности при построении учебного процесса для формирования коммуникативной компетенции школьников. Определены этапы проектной деятельности. Выявлены педагогические условия, методы, формы и способы, способствующие успешному включению ребенка в процесс общения, с последующим развитием коммуникативных способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дементьева М.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE VIA APPLICATION OF PROJECT ACTIVITIES IN EDUCATION

The paper examines the impact of the application of project activities in the construction of the educational process for the formation of the communicative competence of schoolchildren. The stages of project activity are defined. The pedagogical conditions, methods, forms and methods that contribute to the successful inclusion of the child in the communication process, with the subsequent development of communicative abilities, are revealed.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПУТЕМ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ»

УДК 37

Дементьева М.П.

магистрант Удмуртский государственный университет (г. Ижевск, Россия)

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПУТЕМ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Аннотация: в работе рассматривается влияние применения проектной деятельности при построении учебного процесса для формирования коммуникативной компетенции школьников. Определены этапы проектной деятельности. Выявлены педагогические условия, методы, формы и способы, способствующие успешному включению ребенка в процесс общения, с последующим развитием коммуникативных способностей.

Ключевые слова: коммуникация, компетенция, проектная деятельность, учебный процесс, метод.

Преобразования, происходящие в стране, переосмысление ценностей и формирование новых, выдвигает на первый план ценность личности. Особое значение приобретают отношения людей и форма выражения этих отношений в обществе. Духовное богатство человечества, отраженное в культуре, осознается обществом, как особо ценное, а культура личности становится социально-значимым качеством.

Важным условием для реализации потребностей общения, собственного выражения в обществе, приобретения социальных и моральных навыков, является развитая коммуникативная компетентность. Она позволяет при различных условиях, окружающих человека, быть успешным в процессе коммуникации, а также деятельности, связанной с выстраиванием отношений между людьми.

В связи с этим особенно остро встает вопрос об изучении и формировании коммуникативной компетенции учеников. Заданные обществом стандарты личностных характеристик человека, влияют на необходимость выстраивать в современном образовании деятельность, основанную на принципах формирования универсальных учебных действий школьников. Сюда относится и коммуникативные универсальные учебные действия.

Этими задачами занимается система общего образования. Целями федерального государственного образовательного стандарта нового поколения становятся не только приобретение учениками знаний по предмету, но и формирование нравственных качеств, индивидуальное развитие, ознакомление и включение в систему российских традиционных духовных ценностей, становление личности в системе общественных отношений и активное участие в важной для общества деятельности. Формирование метапредметных навыков является важной частью образования, сюда относятся и коммуникативные универсальные учебные действия. Достичь этих целей становится возможным на уроках изобразительного искусства.

Действенным подходом для формирования коммуникативных компетенций может стать проектная деятельность. Она призвана не только решать познавательные задачи, но и ориентировать учащихся в ключевых проблемах современной жизни, формировать у них коммуникативные качества, обеспечивающие успешную деятельность в будущей жизни.

Ученые, проведя анализ изменений в коммуникативных способностях детей за последние двадцать лет, пришли к выводу, что более двадцати пяти процентов современных детей недостаточно владеют социальной компетентностью, не умеют решать возникающие спорные вопросы, а также в качестве приоритетного занятия выбирают просмотр телепроектов и использование Интернета, нежели общение. Также все больше проявляется тенденция отверженности, одиночества, непринятия, увеличения тревожности.

В то же время у детей сохраняется потребность в общении со взрослыми и сверстниками, но зачастую они не понимают, как это делать. Поэтому развитие коммуникативной компетенции остается важной задачей педагога.

Формирование коммуникативных способностей происходит в процесса общения. Информация, передаваемая со всех сторон, люди, которые нас окружают, взаимодействие с ними и с окружающим миром, помогают включиться в общественные отношения, примерить на себя разные социальные роли. Помочь развитию коммуникативной компетенции школьников возможно при включении в образовательный процесс проектной деятельности.

Навыки, формируемые в ходе выполнения проектной деятельности, являются важными компонентами в становлении личности школьника, а их формирование и развитие является актуальной педагогической задачей.

Считается, что современные дети должны получить такое образование, которое поможет быть устойчивым и эффективным по отношению возникающим проблемам. Проектная деятельность проходит все этапы решения проблемы, которые ребенку пригодятся во вступлении во взрослую жизнь. Начиная выполнять проекты еще с начальной школы, ребенок учится от уровня к уровню определять проблемы, ставить цели, выбирать технологию деятельности, планировать ресурсы для решения поставленных задач, договариваться, выполнять отведенную роль, планировать и осуществлять контроль и оценку как своей деятельности, так и деятельности товарищей.

Чтобы работа над проектом была успешной, необходимо соблюдать в работе следующие этапы:

1. Первый этап - разработка проектного замысла.

2. Второй этап - реализация проектного замысла.

3. Третий этап - подведение итогов проектной деятельности.

На первом этапе реализации проекта обсуждается проектная идея, обозначаются проблемы, происходит постановка цели, формулируются задачи, также определяется результат и продукт проектной деятельности, затем участники проекта разрабатывают план работы. Важно то, что проектная

деятельность - это деятельность продуктивная. В отличие от исследовательской работы, где итогом может быть вывод, подтверждение гипотезы, в проектной деятельности появляется продукт. Также немаловажным является составление плана работы, из которого выстраивается дальнейшая работа над проектом, определяются сроки и планы.

На втором этапе происходит реализация тех шагов проекта, которые были разработаны на первом этапе. Работа ведется при консультировании руководителя проекта, а также других специалистов. Завершается этап подготовкой к защите проекта. Итогом этого этапа являются получение результатов и продукта проектной деятельности.

Последний третий этап - подведение итогов проектной деятельности. Основным видом работы, реализуемым на этом этапе, является защита проекта. Важным условием является вступление в дискуссию, самооценка, рефлексия, а также взаимооценка, так как в процессе обсуждения происходит обмен мыслями, мнениями, и как итог формирование коммуникативных умений ребенка.

Проектная деятельность формирует в ребенке следующие умения:

«1. Социального взаимодействия (развивают интеллектуальную, сферу саморегуляции, волевую сферу):

- сотрудничать в процессе учебной деятельности,

- оказывать помощь товарищам и принимать их помощь,

- следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло.

2. Коммуникативные:

- умение проявлять инициативу в учебном взаимодействии со взрослыми - вступать в диалог, задавать вопросы,

- навыки ведения дискуссии,

- умение отстаивать свою точку зрения,

- умение находить общий компромисс,

- навыки устного опроса, интервьюирования, анкетирования» [21].

Формирование коммуникативных компетенций будет более эффективным, если включать в проектную деятельность различные методы, приемы, способы организации деятельности:

- словесные: рассказ, беседа, объяснение,

- наглядные: просмотр и обсуждение изображений, видеоматериалов,

-объединяющие: использование ИКТ технологий, фото и

видеоматериалов,

- практические: работа над продуктом проектной деятельности,

Также могут применяться такие методы, как:

• Объяснительно - иллюстративный метод. Учебная информация подается с использованием беседы, демонстрации фото - и видеоматериалов.

• Эвристический метод. Ученики самостоятельно ставят проблему в ходе беседы и ищут пути решения этой проблемы.

• Исследовательский метод. Обучающиеся не только ставят проблему, но и организуют поисковую творческую деятельность для поиска решения проблемы.

Включение следующих форм организации учебной деятельности:

1. Индивидуальная работа. Каждый ученик выполняет индивидуальную работу в рамках группового проекта.

2. Фронтальная работа. Обучающиеся участвуют в ходе беседы с учителем, одноклассниками, учащиеся вовлекаются в обсуждение рассматриваемых вопросов, проводят рефлексию своей и других групп.

3. Групповая работа. Класс делится на группы для выполнения своего мини-проекта в рамках одной темы. Ученики выполняют задание сообща под руководством учителя.

Таким образом, делаем вывод, что формирование коммуникативных способностей школьников возможно при включении в образовательный процесс проектного обучения. Однако, важно создать определенные условия для его реализации. К этим условиям относится грамотная организация работы на уроке, соблюдение последовательности этапов выполнения проекта, учет

возрастных новообразований, а также психологических особенностей, сотворчество учителя и ученика, применение различных методов, принципов и подходов на всех этапах организации проектной работы. Важным условием является учет интересов и жизненного опыта детей, а также внимание на взаимоотношения между участниками ходе реализации проекта.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Вохменцева, Е.А. Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетентностей/ Е.А. Вохменцева // Издательство Молодой учёный. - 2011. - С. 58-65;

2. Заграничная, Н.А. Проектная деятельность в школе. Учимся работать индивидуально и в команде/ Н.А. Заграничная, И.Г. Добротина. - Москва: Интеллект - Центр, 2014. - 196 с;

3. Колмогорова, Л.А. Формирование коммуникативной компетентности личности : учебное пособие/ Л.А. Колмогорова. - Барнаул: АлтГПУ, 2015. - 205 с;

4. Мандель, Б.Р. Основы проектной деятельности: учебное пособие для обучающихся в системе СПО/ Б.Р. Мандель. - Москва, Берлин: Директ -Медиа, 2018. - 293 с

Dementieva M.P.

Udmurt State University (Izhevsk, Russia)

FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE VIA APPLICATION OF PROJECT ACTIVITIES IN EDUCATION

Abstract: the paper examines the impact of the application of project activities in the construction of the educational process for the formation of the communicative competence of schoolchildren. The stages of project activity are defined. The pedagogical conditions, methods, forms and methods that contribute to the successful inclusion of the child in the communication process, with the subsequent development of communicative abilities, are revealed.

Keywords: communication, competence, project activity, educational process, method.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.