Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

108
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
проектная деятельность / исследовательская работа / проектная культура / проект / формирование компетенций. / project activity / research work / project culture / project / competence development

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Москалец Елизавета Николаевна, Москалец Юлия Васильевна

в статье рассматриваются основные виды проектной деятельности, способы формирования умений и навыков у студентов и школьников. Выявлены возможности проектной деятельности, влияющие на обучение и формирование основных компетенций у обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Москалец Елизавета Николаевна, Москалец Юлия Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF STUDENTS 'AND SCHOOL STUDENTS' SKILLS IN ORGANIZING PROJECT ACTIVITIES

the article discusses the main types of project activities, ways of forming skills and abilities of students and schoolchildren. The possibilities of project activities that affect the training and the formation of the main competencies of students are identified.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

«Инновационные аспекты развития науки и техники»

УДК: 614.8

Москалец Елизавета Николаевна Moskalets Elizaveta Nikolaevna

Студент Student

Москалец Юлия Васильевна, Moskalets Yulia Vasilievna

Кандидат биологических наук, доцент Candidate of biological Sciences, docent ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет»

Oms kState Pedagogica lUniversity

ФОРМИРОВАНИЕ У СТУДЕНТОВ И ШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

FORMATION OF STUDENTS 'AND SCHOOL STUDENTS' SKILLS IN ORGANIZING PROJECT ACTIVITIES

Аннотация, в статье рассматриваются основные виды проектной деятельности, способы формирования умений и навыков у студентов и школьников. Выявлены возможности проектной деятельности, влияющие на обучение и формирование основных компетенций у обучающихся.

Abstract: the article discusses the main types of project activities, ways of forming skills and abilities of students and schoolchildren. The possibilities of project activities that affect the training and the formation of the main competencies of students are identified.

Ключевые слова: проектная деятельность, исследовательская работа, проектная культура, проект, формирование компетенций.

Keywords: project activity, research work, project culture, project, competence development.

В настоящее время в школах проводятся множество проектных мероприятий, форма организации может быть разная в виде конференций, конкурсов, олимпиад. Одно из популярных форм - это исследовательская научная конференция, где учащиеся представляют свои исследовательские работы в виде докладов, рефератов с визуальным представлением в виде презентации. Проектная деятельность предполагает сочетание двух видов деятельности: проектной и исследовательской. Однако они имеют различия:

IXМеждународная научно-практическая конференция главной целью проектной деятельности является реализация ведущего замысла проекта, который определяет последовательность действий и представляет совокупность взглядов, явлений, связанных между собой и дополняющих друг друга. Исследовательская деятельность - это интеллектуальная деятельность, направленная на получение новых знаний, уяснения сущности явления, истины, открытие новых идей, закономерностей, понятий, законов [1, с.3].

В современной школе проектная деятельность вошла в практику сравнительно недавно, она является личностно-ориентировочной развивающей концепцией и помогает сформировать у школьников нужное направление для выбора будущей профессии или сферы для реализации конкретного проекта.

В организации проектной деятельности могут участвовать совместно обучающиеся школ и вузов. При этом учащиеся знакомятся с методами научного наблюдения, сбора, обработки и анализа собранного материала, учатся обобщать данные, формулировать выводы. Студенты помогают разобраться в выбранной теме и правильно спланировать собственную деятельность в соответствии с целями проекта, выбрать нужную информацию для данной темы, сформулировать задачи проекта, разработать пошаговые этапы для написания работы. На протяжении определённого времени обучающиеся сотрудничают и создают свой совместный проект. Работа предполагает не только сбор информации, постановку целей и задачей, но и решение какой-то проблемы, с которой может столкнуться школьник и студент, при написании работы. Благодаря студентам и педагогам наставникам, которые контролируют общий процесс, школьникам проще выбрать истинный путь для написания своего проекта, в котором они отразят свои теоретические и практические знания и навыки.

Однако проектная культура не могла возникнуть сама по себе, ее нужно культивировать, необходимо вовлекать учащихся и приобщать к ней. Она является компонентом деятельности любого школьника и студента, присутствует во всех сферах. Для развития культуры проектов важно уделить внимание развитию умений. Необходимо давать возможность самим ученикам

«Инновационные аспекты развития науки и техники» разобраться самостоятельно в теме, включая умение ориентироваться в

различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать

материал, получаемый из различных источников, что развивает умение

самостоятельно оценивать и принимать решения. Когда ученик сам находит

нужную ему информацию, то задействуются и активизируются все

мыслительные процессы. Данные умения способствуют возможности ясно,

логично и точно излагать свою точку зрения, правильно использовать языковые

средства, представлять результаты исследования, включая составление текста и

презентации материалов с использованием информационных и

коммуникационных технологий [2, с.3]. Участие в дискуссии, развивает навыки

познавательной рефлексии.

Перед тем, как начать проектную деятельность, обучающиеся должны овладеть умениями самостоятельного учения: это умения самостоятельно сформулировать цель, высказывать свою точку зрения, планировать деятельность, осуществлять самоконтроль и самооценку, уметь быстро переключаться от одних компонентов учебной деятельности к другим.

Исследовательская работа, является основой проектной деятельности, формирует и развивает личные качества ученика. Работая над проектом, школьник и студент становятся равноправными участниками творческого образовательного процесса. На практике они реализуют принципы педагогики сотрудничества. Ученик и студент вместе создают глобальный проект и вкладывают в него все силы и старания для получения высокого результата. Ставят перед собой цель и самостоятельно, осознанно и целенаправленно двигаются к ней. При правильной организации работы и своевременной обученности учащихся основам проектной деятельности школьники получают возможность не только овладеть знаниями в различных областях науки, но и научиться эффективно, качественно использовать полученные знания, развивать самостоятельность и коммуникативные умения [3,с.4]. Необходимость письменного оформления результатов проектной деятельности побуждает тщательнее подходить к формулировкам, лучше структурировать информацию,

IXМеждународная научно-практическая конференция воспитывает у школьников способы грамотного и цивилизованного обмена

информацией.

В результате такой проделанной работы и активного внедрения метода проектов на уроках и во внеурочной деятельности у учащихся формируются набор универсальных учебных действий, которые пригодятся на протяжении всей жизни. Ученики приобретают навыки учебного сотрудничества и коммуникации: учатся работать со студентами, прислушиваться к их мнению, воспринимать полноценно критику, нести ответственность за свою работу, оценивать ситуацию и принимать решения.

Таким образом, главное направление развития системы школьного образования основывается на личностно-ориентированном подходе к обучению. Из всего многообразия педагогических технологий, претендующих на реализацию такого подхода, наиболее актуальной считается проектная деятельность. Которая важна на сегодняшний день и необходима для развития творческой личности, формированию у школьников духовности и культуры, инициативности, способности к успешной социализации в обществе, а также повышения уровня знаний учащихся, активности в учебном процессе. Использование проектной деятельности позволяет ученикам формировать объективную систему представлений о своих знаниях, возможностях и умениях их реализовывать. Она направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, помогает развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса, и приобщает к жизненно важным проблемам [4, а1].

Библиографический список:

1. Закирова Т.И., проектная деятельность студентов как метод формирования компетенции студентов вузов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: science-education.ru(дата обращения: 30.05.2021)

2. Вохменцева, Е. А. Проектная деятельность учащихся как средство формирования ключевых компетентностей / Е. А. Вохменцева. — Текст:

«Инновационные аспекты развития науки и техники» непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы I Междунар.

науч. конф. (г. Чита, декабрь 2011 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый,

2011. — С. 58-65. — Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/20/1390

(дата обращения: 30.05.2021)

3. Жернова Людмила Владимировна.«Формирование коммуникативной компетенции обучающихся на уроках литературы в условиях современной школы» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2016/09/14/formirovanie-komшunikativnoy-kompetentsii-obuchashchihsya-na (дата обращения: 30.05.2021)

4. Проектная деятельность [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nsportal.ru/sites/default/files/2014/10/27/teor_osnovy_proekt_deyat-й^Д(дата обращения: 30.05.2021)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.