Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В ТЬЮТОРСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ'

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В ТЬЮТОРСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
РАС / речевые навыки / тьюторское сопровождение / формирование навыков / RAS / speech skills / tutor support / skills formation

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Хорева А.Е., Шереметьева Е.В.

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся проблемы формирования коммуникативно-речевых навыков у детей с РАС. Анализируются теоретические аспекты коммуникативно-речевых навыков. Ставится вопрос эффективности тьютоского сопровождения детей с РАС для формирования функциональных навыков. Представлены результаты исследования состояния коммуникативно-речевых навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Хорева А.Е., Шереметьева Е.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF COMMUNICATION AND SPEECH SKILLS IN PRIMARY SCHOOL CHILDRENWITH AUTISM SPECTRUM DISORDER IN TUTORING

The article discusses issues related to the problem of formation of communicative and speech skills in children with ASD. The theoretical aspects of communication and speech skills are analyzed. The question of the effectiveness of tutor support for children with ASD for the formation of functional skills is raised. The results of the study of the state of communication and speech skills are presented.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В ТЬЮТОРСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ»

УДК 37 Хорева А.Е., Шереметьева Е.В.

Хорева А.Е.

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (г. Челябинск, Россия)

Шереметьева Е.В.

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет (г. Челябинск, Россия)

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В ТЬЮТОРСКОМ СОПРОВОЖДЕНИИ

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы, касающиеся проблемы формирования коммуникативно-речевых навыков у детей с РАС. Анализируются теоретические аспекты коммуникативно-речевых навыков. Ставится вопрос эффективности тьютоского сопровождения детей с РАС для формирования функциональных навыков. Представлены результаты исследования состояния коммуникативно-речевых навыков.

Ключевые слова: РАС, речевые навыки, тьюторское сопровождение, формирование навыков.

В последнее десятилетие отмечается тенденция к увеличению частоты возникновения детей с ОВЗ, в том числе с расстройствами аутистического спектра. По данным Всероссийского мониторинга 2021 года, соотношение численности детей с РАС и общей детской популяции в России, составляет, в среднем, 0,123%. Проведенный мониторинг выявил выраженную динамику

увеличения численности по сравнению с годом первого проведенного мониторинга численности детей с РАС в Российской федерации на 145%.

По данным всемирной организации здравоохранения количество детей с диагнозом «РАС» растет на 13% в год.

По мнению многих исследователей (О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, С. А. Морозов, Р. Джордан и др.), одним из главных нарушений, препятствующих успешной адаптации при расстройствах аутистического спектра, является недостаток коммуникативных навыков, который проявляется в отставании или недоразвитии разговорной речи, трудности в инициации и поддержании разговора, стереотипных фразах и ряде других специфических особенностей.

Исходя из всего вышеперечисленного, возникает необходимость формирования коммуникативно-речевых навыков у детей с РАС в процессе тьюторского сопровождения.

Проблема формирования коммуникативно-речевых навыков у детей с РАС затрагивалась во многих отечественных и зарубежных исследованиях: А.В. Хаустов

«Формирование навыков речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра», А.В. Рубан «Развитие коммуникативного поведения у детей с расстройствами аутистического спектра средствами традиционного детского фольклора», С. Эстербрук, Р. Эстербрук «Эффективные методы диагностики, обучения коммуникации детей с аутистическими нарушениями» и др.

В нашем исследовании мы включили тьюторское сопровождение как основное условие в формировании коммуникативно-речевых навыков, в процессе которого применяются различные методики с доказанной эффективностью.

Цель данного исследования: теоретически изучить и практически обосновать содержание работы по формированию коммуникативно-речевых навыков у детей младшего школьного возраста с РАС в процессе тьюторкого сопровождения.

В ходе теоретического анализа работ различных исследователей (И. А. Зимняя, Е. В. Шереметьева, А. В. Хаустов, М. И. Лисина и др.) нами было выдвинуто понятие коммуникативно-речевых навыков. Это сформированный на базе тактильного взаимодействия с близким взрослым и построенный на диалоге, автоматизированный, реализуемый в социальной ситуации, процесс приема, переработки и обмена информации, включающий формирование языковых явлений.

Формирование коммуникативно-речевых навыков начинается с самого рождения. Дальнейшее их развитие происходит постепенно, на разных возрастных этапах, в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

А. В. Хаустов отмечает, что у детей с расстройствами аутистического спектра имеются специфические особенности коммуникативных навыков:

- недостатки вербальных и невербальных средств коммуникации

- нарушение формирования базовых коммуникативных функций

- недостатки социоэмоциональных навыков

- нарушение диалоговых навыков

- вариативность сформированости коммуникативных навыков.

Нарушение коммуникативно-речевой функции у младших школьников с

РАС, обуславливает рассмотрение данной проблемы с точки зрения тьюторского сопровождения, в процессе которого, по нашему мнению, создаются необходимые условия для формирования коммуникативно-речевых навыков.

Исследование коммуникативно-речевых навыков детей младшего школьного возраста с РАС проходило на базе МБОУ «СОШ №106 г. Челябинска». В исследовании принимало участие 4 ребенка, имеющих заключение ПМПК: «расстройство аутистического спектра» (Артем А., Иван К.) и «тотальное недоразвитие легкой степени с элементами РАС» (Георгий Ю., Максим С.).

Исследование коммуникативно-речевых навыков детей с РАС, в рамках нашего исследования, проводилось с помощью следующих методик: Д. А. Щукина «Логопедическая диагностика детей с РАС» (исследование

состояния средств коммуникации), А.В. Хаустов - опросник «Оценка коммуникативных навыков детей с расстройствами аутистического спектра».

Также в процессе нашего исследования была выявлена прямая зависимость состояния сформированности речевых навыков, в частности грамматического строя речи, от состояния осязательного гнозиса. Поэтому, для проверки осязательного восприятия нами была рассмотрена методика Д. В. Пархоменко «Комплексное исследование тактильной сферы».

Диагностика тактильной сферы детей проводилась в индивидуальном порядке с каждым ребенком.

При исследовании состояния средств коммуникации использовались такие методы диагностирования, как наблюдение, экспертная оценка. В ходе исследования применялись как стандартные вербальные, так и наглядные методики.

Диагностика навыка продуцирования предложно-падежных конструкций проводилась индивидуально с каждым ребенком. Исследование уровня партнерского диалога проводилось в режимных моментах, для диагностики данного навыка были привлечены не только взрослые, но и нормотипичные сверстники, т.к. положительные контакты с другими детьми стимулируют обследуемых детей к коммуникативно-речевой деятельности.

Нами прослеживается зависимость состояния тактильной сферы и уровня сформированности коммуникативно-речевых навыков. Так, Георгий Ю., показывающий самые низкие результаты в диагностике тактильной сферы, так же демонстрирует низкий уровень состояния средств коммуникации, в частности, использование предложно-падежных конструкций, отражающих пространственные отношения. И, наоборот, у Артема А., который показывает высокие результаты состояния тактильной сферы, сформированность коммуникативно-речевых навыков находится в относительной норме среди всех детей.

Вместе с тем данное исследование имеет ограничения. В первую очередь, небольшое количество детей, на которых проводилось исследование, входящих в

две нозологические группы. Во вторую очередь, как было указано выше, малочисленность исследований на тему тьюторского сопровождения детей с РАС (особенно в условиях школьного образования).

Но не смотря на ограничения, полученные результаты свидетельствуют нам о необходимости тьюторского сопровождения, в процессе которого будут формироваться необходимые функциональные навыки.

Таким образом, в ходе нашего исследования были сделаны следующие выводы: во-первых, тьюторское сопровождение детей с РАС имеет особую специфику и помимо основных принципов обучения, опирается на принципы и методики с доказанной эффективностью, во-вторых, результаты исследования состояния коммуникативно-речевых навыков показали то, насколько разный уровень сформированности коммуникативно-речевых навыков может быть у детей с одинаковыми исходными анамнестическими данными.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Бондаренко, Т. А. Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра / Т. А. Бондаренко, Е. С. Федосеева. — Текст : непосредственный // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. — 2015. — № 9—10 (104). — С. 88—91;

2. Довбня, С. Дети с расстройствами аутистического спектра в детском саду и школе: практики с доказанной эффективностью / С. Довбня, Т. Морозова, А. Зало-гина, И. Монова. — Санкт-Петербург : СЕАНС, 2018. — Текст : непосредственный;

3. Ковалева Т. М. О деятельности тьютора в современном образовательном учреждении // Организация тьюторского сопровождения в образовательном учреждении: содержание, нормирование и стандартизация деятельности тьютора. Материалы Всероссийского науч.-метод. семинара. М.: АПКиППРО, 2009;

4. Конева, И. А. Особенности коммуникативных навыков дошкольников с рас стройствами аутистического спектра / И. А. Конева, И. А. Быстрова. — Текст : непосредственный // Проблемы современного педагогического образования / Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) ФГОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (Ялта). — 2019. — № 63 (1). — С. 161—163;

5. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении [Текст] / М. И. Лисина. - СПб.: Питер, 2009 - 320 с;

6. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг «Аутичный ребенок. Пути помощи»: Теревинф, Москва, 2007;

7. Пархоменко, Д.А. Комплексное исследование тактильной сферы [Текст] : методическое пособие / Д. В. Пархоменко , Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Фак. психологии. - Москва : Акрополь, 2011. - 39 с. : ил., табл., 21 см., ISBN 978-5-98807-054-2;

8. Развитие общения дошкольников со сверстниками [Текст] / под Ред А.Г. Рузской. М.: Педагогика, 2009 - 216 с;

9. Сунько Т. Ю. Механизмы формирования коммуникативного поведения в работе с обучающимися при расстройствах аутистического спектра: журнал аутизм и нарушения развития. — М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ 2017. — с. 45;

10. Тьюторство: концепции, технологии, опыт: юбил. сб., посв. 10-летию тьюторских конференций. 1996-2005. Томск, 2005;

11. Хаустов, А. В. Формирование коммуникативных навыков у детей с детским аутизмом : автореф. дис. . канд. пед. наук / Хаустов А. В. — Москва, 2005. — Текст : непосредственный;

12. Шаргородская Л.В. Организационно-педагогические условия инклюзивного обучения младших школьников с расстройствами аутистического спектра: автореф. дис. . канд. пед. Наук / Л.В. Шаргородская - Москва, 2017. -Текст;

13. Шереметьева Е.В. Сопровождение семьи неговорящего ребенка раннего возраста в процессе формирования средств общения: монография / Е. В.

Шереметьева, Е. Г. Щелокова. - Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2021. - 208 с

Khoreva A.E., Sheremetyeva E. V.

Khoreva A.E.

South Ural State University of Humanities and Education (Chelyabinsk, Russia)

Sheremetyeva E.V.

South Ural State Humanitarian Pedagogical University (Chelyabinsk, Russia)

FORMATION OF COMMUNICATION AND SPEECH SKILLS IN PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM DISORDER IN TUTORING

Abstract: the article discusses issues related to the problem of formation of communicative and speech skills in children with ASD. The theoretical aspects of communication and speech skills are analyzed. The question of the effectiveness of tutor support for children with ASD for the formation of functional skills is raised. The results of the study of the state of communication and speech skills are presented.

Keywords: RAS, speech skills, tutor support, skills formation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.