Научная статья на тему 'Формирование когнитивной способности и активностиучащихся при изучении иностранного языка в общеобразовательной школе'

Формирование когнитивной способности и активностиучащихся при изучении иностранного языка в общеобразовательной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
799
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМИРОВАНИЕ / КОГНИТИВНОСТЬ / СПОСОБНОСТЬ / АКТИВНОСТЬ / ШКОЛА / ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК / УЧАЩИЙСЯ / УЧИТЕЛЬ / УРОВЕНЬ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОБЩЕНИЕ / FORMATION / COGNITIVELY / ABILITY / ACTIVITY / SCHOOL / FOREIGN LANGUAGE STUDENT / TEACHER LEVEL / COMPETENCE / COMMUNICATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Раджабова Наргиза Рузибоевна

В статье речь идет о выработке когнитивной мыслительной активности и компетентности школьной личности при изучении иностранного языка. Указывается, что в свете важнейшей задачи обучения, связанной с обеспечением когнитивной способности учащихся, основная цель учебного процесса состоит в плоскости правильного выбора методов и форм организации учебного процесса, оптимально соответствующих заявленной цели развития языковой и речевой компетенции обучающегося. Отмечается, что современным научным знанием выдвигается, как приоритетная проблема совершенствования содержания обучения иностранному языку в школе, повышения лингвистического кругозора, что находит свое воплощение на стадии совершенствования коммуникативной компетенции и когнитивной активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Раджабова Наргиза Рузибоевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of Cognitive Ability and Activity of Schoolchildren in the Study a Foreign Language in Comprehensive School

The article dwells on elaboration of cognitive-intellectual activity and competence of an individual when the latter studies foreign languages. It is underscored that in the light of the most important goals of tuition beset with a provision of pupils' cognitive ability the principal aim lies on the plane of proper choice of methods and forms concerned with organization of teaching-learning process which should optimally correspond to the objective of language and speech development. The author of the article asserts that modern scientific knowledge brings forward improvement of contents related to foreign language teaching at school and elevation of linguistic horizon as priority problems; the latters being solved at the stage of perfection in reference to communicative competence and cognitive activity.

Текст научной работы на тему «Формирование когнитивной способности и активностиучащихся при изучении иностранного языка в общеобразовательной школе»

УДК 4 и(07) Н.Р.РАДЖАБОВА

ББК 81.2 Англ.

ФОРМИРОВАНИЕ КОГНИТИВНОЙ СПОСОБНОСТИ И АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Содержание образования рассматривается в числе одного из ведущих факторов развития обучающихся при организации целостного педагогического процесса обучения. Оно выступает конечным результатом обучения в образовательном учреждении, которое включают компетенции, в частности, ориентированные на совершенствование когнитивной активности обучающихся. Формирование содержания образования, определяясь Государственным образовательным стандартом, реализуется на основе следующих документов: учебного плана, учебной программы и учебной литературы (учебники, учебные пособия, задачники и т.п.).

Каждый нормативный документ ставит задачи и требования их соответствия конкретному уровню реализации объема и содержания учебного материала в школе. Уровень теоретических представлений закладывается учебным планом; уровни учебных предметов - учебными программами; уровень учебного материала - учебной литературой. Нормативные документы составляются с учетом конкретных условий образовательного масштаба с позиции культурологического, личностно-ориентированного подходов с ориентацией на развитие когнитивной активности каждого учащегося, в о т м числе, при обучении иностранному языку. В этой связи планомерная организация учебного процесса по иностранному языку в общеобразовательной школе с ориентацией на когнитивно-мыслительную способность учащихся, безусловно, представляет собой актуальность в контексте межкультурно-коммуникативного обучения.

Новый образовательный стандарт на базе сохранения и обобщения положений, существовавших ранее в обучении иностранному языку, направлен на трансформацию и модификацию условий в целях эффективной организации образовательного процесса и формирования когнитивно-мыслительных качеств субъектов учебной деятельности в школе.

Обучение иностранному языку находится в жестких рамках реализации ключевых положений образовательного стандарта. Дело в том, что современный мир находится в режиме единой глобальной взаимосвязанной и взаимообусловленной сети, размывающей всякие региональные и транснациональные границы, в которой наблюдается свободное перемещение людского потока, трудовых мигрантов, капитала, товаров и пр. В этом многообразии экономических, межнациональных и межкультурных контактов овладение иностранным языком приобретает особую значимость и ценность как одной из важнейших факторов формирования языковой личности. Современный образовательный стандарт направлен на формирование ценностных духовно-нравственных качеств: толерантность, межкультурная личность, уважение к национальным традициям, религиозным чувствам, милосердие, локализация конфликта, умение воспринимать и слушать друг друга, взаимодействовать положительно на окружающих и т.п.

Когнитивная активность и компетентность школьной личности сегодня связана не только со сбором информации, но еще больше с анализом ее достоверности и идентичности, способностью классифицировать, систематизировать и адаптировать полученную информацию в русле современных реалий межкультурного диалога. Особое место в этом многообразии диалога языков и культур занимает английский язык - язык высокого международного статуса.

Современное состояние модернизации содержания образования по иностранному языку протекает в контексте коммуникативно- инновационных процессов, ибо образовательный стандарт и учебная программа акцентируют внимание на формирование социокультурной компетенции учащихся, являющейся составной частью коммуникативной компетенции и когнитивной активности в связи с развитием у выпускников общеобразовательных школ умения общаться на изучаемом языке (2).

В свете важнейшей задачи школы, связанной с обеспечением когнитивной активности учащихся, основная цель учебного процесса состоит в плоскости правильного выбора

методов и форм организации учебного процесса, оптимально соответствующих заявленной цели развития языковой и речевой компетенции обучающегося.

Овладение иностранным (английским) языком в рамках школьного обучения связано с развитием иноязычной коммуникативной компетенции через единство ее составляющих: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, когнитивно-познавательной. И задача учителя английского языка заключается в выработке соответствующих универсальных учебных действий, которые способны обеспечить дальнейшее развитие когнитивно- мыслительного потенциала учеников на основе саморазвития и самосовершенствования.

Значение понятия «универсальные учебные действия» в реальной интерпретации воспринимается как «умение учиться», способность к саморазвитию и

самосовершенствованию через сознательное и активное применение социокультурного опыта. Это, по сути, усвоение языковых средств общения, благодаря которым учащиеся знакомятся с культурой, традициями и реалиями страны носителей языка на базе учебной тематики, речевой ситуации, конкретной сферы общения.

Толкование понятия «универсальные учебные действия» также связано с уточнением совокупности методов и способов когнитивной активности школьного субъекта обучения, которые обеспечивают его способность усвоить и закрепить полученные знания и умения в практике межкультурного диалога. К слову, универсальные учебные действия группируются на основе четырех блочных компонентов: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Коммуникативная ориентация школьника в процессе обучения иностранному языку реализуется и через многообразные формы организации этого процесса в виде ролевых игр, театрализованных постановок, проектной и исследовательской деятельности и т.п. Отмеченные виды организации учебного процесса весьма часто практикуются на уроках английского языка с учетом приближения к реальным жизненным ситуациям, где учащиеся активно принимают участие в решении заданий и упражнений в зависимости от изучаемого лексико-грамматического материала. А учитель оказывает должную помощь в моделировании ситуаций общения, максимально приближенных к реальному коммуникативному акту.

Для учащихся, как и для учителя, урок, направленный на обеспечение когнитивной активности - это процесс, максимально приближенный к современному речемыслительному акту, создающий атмосферу коммуникативно-ориентированного обучения с применением современной инновационной технологии. Учитель - уже не только проводник знаний, а личность, которая обучает учащихся творческой активности, направленной на совершенствование навыков воспроизведения в речевом потоке. Ученик постепенно превращается из пассивного субъекта в активного участника коммуникативного процесса, в равных условиях принимает участие совместно с учителем в реализации концепции «конструктивно-партнерских отношений». Он становится субъектом целостного педагогического процесса, вносит вклад в достижение целей и задач каждого урока, оценивает собственную когнитивно-мыслительную деятельность, анализирует собственные учебные достижения. Отсюда можно констатировать, что формирование универсальных учебных действий учащегося по иностранному языку - залог прогрессирующей когнитивной активности учащихся в школьном обучении (3, 178).

Задачей учителя английского языка является подготовка учащихся к речемыслительному процессу посредством комплексного подхода к реализации проблемы «чему учить» и «как учить»? В связи с этим, требования к современному уроку можно сформулировать в виде:

- четкого формулирования цели;

- определения оптимального содержания урока в соответствии с требованиями учебной программы и целей урока и на основе учета уровня подготовки обучающихся;

- прогнозирования уровня усвоения школьниками языковых знаний, уровня сформированности у них умений и навыков, как в процессе урока, так и на отдельных его этапах;

- выбора наиболее рациональных методов, приемов и средств в обучении, мотивации, контроля, и их оптимального воздействия на каждом этапе урока;

- выбора оптимального сочетания различных форм работы на уроке английского языка, максимальной самостоятельности учащихся, обеспечивающей их когнитивную

активность: урок должен соответствовать требованиям проблемного и развивающего обучения, где учитель и учащиеся нацелены на педагогическое сотрудничество;

- организации учителем проблемных и поисковых ситуаций для активизации деятельности учащихся;

- создания условий успешного обучения учащихся.

Предъявление современных требований к результатам обучения иностранному языку предоставляет возможность взглянуть на него с новой точки зрения через применение творческого задела. Безусловно, ни в коей мере не отвергаются традиционные приемы и методы, которые прошли испытание на прочность с современной трансформацией в ином позитивном ключе с включением элементов современной образовательной технологии.

В рассмотрении содержания учебной дисциплины «Английский язык» в контексте формирования когнитивной активности учащихся необходимо отметить ее специфические трудности и сложности по качественным параметрам. Здесь, прежде всего, отметим такой немаловажный фактор, когда учебная дисциплина (иностранный язык) выстраивается в соответствие с базисными знаниями, носит общеобразовательный характер, в котором его прикладные аспекты рассматриваются в контексте общеобразовательной подготовки; состоит из учебных задач, которые структурируются в соответствии с ними.

В связи с этим содержание образования можно рассматривать в виде единой целостной системы, вбирающей в себя теоретические знания, практические умения и навыки, ориентированные на процесс формирования когнитивной активности, овладение которыми гарантирует наличие определенного уровня развития познавательных сил учащихся, получаемых путем организации целостного учебно-воспитательного процесса в условиях изучения английского языка.

Сущность содержания образования последних десятилетий определяется ориентацией на идеи гуманизации образования, который осуществляется в разрезе личностно-ориентированного, позднее - субъектно ориентированного подходов. Данный подход к содержанию образования предполагает «рассмотрение самой личности обучающегося как абсолютной ценности, в отличие от прежних подходов, где во главу угла полагались отчужденные от личности знания» (7, 266). Этим положением определяется возможность свободы в выборе содержания образования, которое должно обеспечивать удовлетворение как образовательных, так и духовных, культурных и жизненно важных потребностей обучаемых.

Личностно-ориентированный подход в реализации когнитивной активности учащихся к изучению английского языка направлен на решение проблем развития индивидуальных качеств личности школьника в учебном процессе, его самореализации в условиях социокультурной среды в школе.

Содержание образования по иностранному языку в рамках обеспечения когнитивно-мыслительной активности учащихся представлено в виде системы, включающей знания, умения и навыки, коммуникативные компетенции, обеспечивающие речевой акт. Здесь на первый план была выдвинута система выработки общекультурных универсальных компетенций, представленных знаниями, понятиями, положениями, алгоритмами, обеспечивающими процесс нормального вхождения учащихся в языковое и речевое пространство.

В основу конкретизации принципов и критериев реализации когнитивной и мыслительной активности учащихся была положена идея с учетом следующих основополагающих положений:

1. Содержание работы по развитию когнитивной активности учащихся по предмету «Английский язык» в общеобразовательной школе представляет собой решение задачи в практическом использовании языка в процессе речевого общения. Оно также проявляется в виде осознания учащимися смысловых ассоциаций и коннотаций языковых единиц - они могут в двух языках (английском и таджикском) полностью или частично совпадать или даже в одном языке отсутствовать;

2. Содержание работы по развитию когнитивной активности учащихся по предмету «Английский язык» должно содействовать и воспитательным задачам обучения. На уроках следует пользоваться учебными и аутентичными текстами, которые призваны быть средством обучения английскому языку, так как предоставляют полезную информацию, касающуюся современной жизни страны изучаемого языка;

3. Содержание работы по развитию когнитивной активности учащихся по предмету

«Английский язык» должно быть связано с целостным восприятием системно-структурированного знания на базе интегрированных материалов из многообразных сфер научного знания, что обеспечивается их междисциплинарными связями и зависимостями.

Современное научное знание в условиях информационного общества выдвигает ряд вызовов в плане содержания обучения иностранному языку в школе. Оно нацеливает будущих выпускников школ через изучение английского языка на постоянное повышение лингвистического кругозора, что находит свое воплощение на стадии совершенствования коммуникативной компетенции и когнитивной активности (9, 27).

Необходимо отметить, что содержание работы по развитию когнитивной активности учащихся по предмету «Английский язык» в общеобразовательной школе наряду с общедидактическими принципами, такими как научность, которая развивает характер обучения, связь теории с практикой, систематичность и последовательность, доступность, охватывает ряд и других специфических принципов:

1. Принцип соответствия современным тенденциям социокультурной среды, развития науки, культуры, личности, входящий в содержание общего образования наряду с традиционно необходимыми общекультурологическими знаниями, умениями и навыками через компетенции, направленные на личностно-ориентированный рост обучаемых;

2. Принцип аксиологизации (от греч. axis - ценный, logos - учение, «учение о ценностях»), ориентирующий на формирование у учащихся ценностных потребностей, на осознание специфики будущей профессиональной деятельности после окончания общеобразовательной школы, ибо в каждой специальности имеются характеризующие ее общие и частные ценностные установки;

3. Принцип опережающего (прогностического) в содержании образования;

4. Принцип гуманизации и гуманитаризации содержания общего образования, рассматриваемого в контексте организующей среды, связанной с условиями по активному творческому и практическому освоению обучающимися основ общечеловеческой культуры. Современное содержание общего образования необходимо ориентировать на воспитание гуманитарной культуры учащихся как будущих специалистов, личность которых должна характеризоваться внутренним богатством, высоким уровнем развитости их духовных потребностей и возможностей и интенсивностью их проявлениий через созидательную деятельность в своей будущей профессии;

5. Принцип фундаментализации, рассматриваемый как наличие оптимума (от лат. optimum - наилучший) через овладение основательными и универсальными знаниями, включающими основополагающие и специальные научные сферы познания; воспитание общей культуры и абстрактного мышления обучающихся путем включения системных научных знаний глобального и объективного характера; наличие фундаментализации в содержании образования, связанной с осознанием обучающихся самой сути образовательной и практически преобразующей деятельности в школе, так и в период будущей профессиональной деятельности. В этом контексте процесс обучения должен рассматриваться не только через призму овладения знаниями, но и через возможность приобретения учащимися технологий для самостоятельного поиска и освоения нового знания в будущей профессиональной сфере;

6. Принцип вариативности - гибкое сочетание имеющихся учебных материалов, элективных курсов, факультативов, являющихся обязательными, базовыми; введение инновационных элементов в учебный процесс;

7. Принцип непрерывности, рассматривающий организацию процесса обучения школьников через различные ступени системы общеобразовательной подготовки начальный, средний и полный;

8. Принцип стандартизации, рассматриваемый как регламентация объема, уровня и характеристики получаемого содержания разнообразных учебных дисциплин, выражаемых через компетенции для соответствия государственной нормативной документации, в целях ограждения от некачественных образовательных услуг;

9. Принцип интеграции родного и иностранного языков, целесообразность которого обосновывается исходя из условий общеобразовательной подготовки учащихся в общеобразовательных школах Республики Таджикистан, где основной состав обучающихся - контингент с таджикским языком обучения.

Следует учитывать, что единое учебное содержание и единые принципы при его отборе еще не являются панацеей от низкого качества в подготовке специалистов, ибо различный

уровень подготовленности обучаемых зависит также и от их индивидуальных особенностей, уровня их когнитивной активности, от материально-технической оснащенности образовательной среды, от личностных характеристик преподавателей и т.д.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Алимов, С.Ш. Формирование социокультурной компетенции учителя общеобразовательной школы Республики Таджикистан / С.Ш. Алимов автореф. дис. канд. пед. наук. - M, 2010. - 179 с.

2. Беляева, Н.А. Активизация познавательных интересов как путь повышения успеваемости

H.А. Беляев автореф. дисс. ... канд. пед.наук. - М.: 1953. -24 с.

3. Бойко, Т.С. Формирование познавательного интереса старшеклассников к гуманитарным дисциплинам средствами информационно-коммуникационных технологий / Т.С. Бойко дисс. ... канд. пед. наук. - Пятигорск, 2012. - 202 с.

4. Бухарина, Т.Л. Самостоятельность и интерес как факторы активизации познавательной деятельности студентов /Тезисы докладов республиканской науч.-метод, конференции / Т.Л. Бухарина - Оренбург, 1992. - с. 6-7.

5. Закон Республики Таджикистан «Об образовании»- Душанбе: Шарки озод, 2004. - 94 с.

6. Концепция национальной школы РТ- Душанбе, 2004. - 27 с.

7. Шарифзода, Ф., Сабуров Х.М. Важность развития интеллектуальной культуры личности в системе современного образования / Ф.Шарифзода // Ученые записки ХГУ им. акад. Б.Гафурова. 2 (51), 2017. - 210-216 с.

8. Юлдашева, М.Р. Компетентностно - деятельностный подход в условиях модернизации российского образовании: предпосылки и проблемы реализации. / М.Р. Юлдашева -Душанбе: Вестник РТЯУ, 2014. - 25-34 с.

REFERENCES:

I. Alimov, S. Sh. Formation of Sociocultural Competence of Comprehensive School Teacher of Tajikistan Republic/ S. Sh. Alimov. Synopsis of candidate dissertation in pedagogy. - M, 2010. -179 p.

2. Belyaeva, N.A. Activization of Cognitive Interests as a Way of Elevation of Academic Achievement/ N.A. Belyaev. Synopsis of candidate dissertation in pedagogy. - M., 1953. - 24 p.

3. Boyko, T.S. Formation of Cognitive Interest of Senior Pupils in Humanitarian Disciplines by Means of Informational-Communicative Technologies / T.S. Boyko: Synopsis of candidate dissertation in pedagogy. - Pyatigorsk, 2012. - 202 p.

4. Bukharina, T.L. Self-Sufficence and Interest as Factors of Activization of Cognitive Activity of Students / Theses of reports of the republican scientific-methodical conference / T.L. Bukharina-Orenburg, 1992. - P. 6-7.

5. The Law of the Republic of Tajikistan "On Education". - Dushanbe: Freedom of the Orient, 2004. - 94 p.

6. The Conception of the National School of Tajikistan Republic. - Dushanbe, 2004. - 27 p.

7. Sharifzoda F., Saburov H.M. The Importance of Development of Individual's Intellectual Culture in the System of Modern Education // Scientific Notes under KhSU named after acad. B. Gafurov. 2(51), 2017. - 210-216 p.

8. Yuldasheva, M.R. Competent - Active Approach under the Conditions of Modernization of Russian Education: Prerequisites and Problems of Implementation / M.R Yuldasheva. -Dushanbe: Tidings of RTSU, 2014. - P. 25-34.

Ташаккули фаъолиятманди ва цобилияти зехнии мактаббачагон хангоми омузиши забони хорици дар мактаби та^силоти умуми

Вожахои калиди: ташаккул, цобилият, тафаккур, фаъолиятманди, мактаб, хонанда, забони хорици, салоуиятмандй, гуфтор, робита, муошират

Дар мацола сухан аз боби ташаккули цобилияти фикрй ва зе%нии хонандагони макотиби тоцик %ангоми омузиши забони хорици (англисй) меравад. Тазаккур меравад, ки уадафи асосии цараёни таълим - интихоби шакл ва усул%ои муфид ва натицабахши рушди малакаи гуфтор ва таъмини муоширати озод бо забони омузиш ма%суб меёбад Ишора мешавад, ки таулили масъалаи зикршуда тацозо мекунад, ки дар цараёни таълими забони англисй дар макотиби миёна бештар ба ташаккули сало^иятмандй ва рушди имконоти

зеуни ва фикрии хонандагон бояд такя намуд. Хулоса мешавад, ки тануо дар сурати фаъолмандии шогирдон ва такмили майорату малакаи гуфтори эшон уадафуои таусилоти бисёрзабонй ва таъмини робитауои бисёрфаруангй имконпазир мегардад.

Формирование когнитивной способности и активности учащихся при изучении иностранного языка в общеобразовательной школе

Ключевые слова: формирование, когнитивность, способность, активность, школа, иностранный язык, учащийся, учитель, уровень, компетентность, общение

В статье речь идет о выработке когнитивной - мыслительной активности и компетентности школьной личности при изучении иностранного языка. Указывается, что в свете важнейшей задачи обучения, связанной с обеспечением когнитивной способности учащихся, основная цель учебного процесса состоит в плоскости правильного выбора методов и форм организации учебного процесса, оптимально соответствующих заявленной цели развития языковой и речевой компетенции обучающегося. Отмечается, что современным научным знанием выдвигается, как приоритетная проблема совершенствования содержания обучения иностранному языку в школе, повышения лингвистического кругозора, что находит свое воплощение на стадии совершенствования коммуникативной компетенции и когнитивной активности.

Formation of Cognitive Ability and Activity of Schoolchildren in the Study a Foreign Language in Comprehensive School

Key words: formation, cognitively, ability, activity, school, foreign language student, teacher level, competence, communication

The article dwells on elaboration of cognitive-intellectual activity and competence of an individual when the latter studies foreign languages. It is underscored that in the light of the most important goals of tuition beset with a provision of pupilsл cognitive ability the principal aim lies on the plane of proper choice of methods and forms concerned with organization of teaching-learning process which should optimally correspond to the objective of language and speech development. The author of the article asserts that modern scientific knowledge brings forward improvement of contents related to foreign language teaching at school and elevation of linguistic horizon as priority problems; the latters being solved at the stage of perfection in reference to communicative competence and cognitive activity. Маълумот дар бораи муаллиф:

Рацабова Наргиза Рузибоевна, унвонцуи кафедраи умумидонишгоуии педагогикаи умумии Донишгоуи давлатии Хуцанд ба номи академик Б.ГафуровЩумуурии Тоцикистон, ш. Хуцанд, E-mail: rajabovan1986@gmail.com Сведения об авторе:

Раджабова Наргиза Рузибоевна, соискатель общеуниверситетской кафедры педагогики Худжанского государственного университета имени академика Б. Гафурова (Республика Таджикистан, город Худжанд), E-mail: rajabovan1986@gmail.com Information about the author:

Rajabova Nargiza Ruziboevna, claimant for candidate degree of the department of general pedagogy under Khujand State University named after academician B. Gafurov (Tajikistan Republic, Khujand), E-mail: rajabovan1986@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.