Чернокова Т.Е.
к.психол.н.,
доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии Северного (Арктического) федерального университета
им. М.В. Ломоносова, Северодвинск, Россия Брюханова Т.Г. педагог-психолог
МБОУ «Центр развития ребенка - детский сад №3 «Звездочка»
Вельск, Россия
Формирование когнитивной составляющей социального интеллекта детей 6-7 лет
посредством тренинговых занятий
Аннотация: В работе рассматриваются понятия «социальный интеллект», «когнитивная составляющая социального интеллекта», «тренинг», «тренинговые занятия»; выделена структура социального интеллекта; изучены компоненты когнитивной составляющей социального интеллекта; возможности применения тренинговых занятий с детьми старшего дошкольного возраста.
Ключевые слова: социальный интеллект, когнитивная составляющая
социального интеллекта, социальные знания, социальная интуиция, социальное прогнозирование, тренинг, тренинговые занятия.
Проблема развития социального интеллекта в настоящее время активно обсуждается в трудах отечественных и зарубежных психологов (А.И. Савенков, Д.В.Ушаков, Д.Векслер, Э. Торндайк и др.). Исследователи приходят к выводу о том, что развитие компетентности в сфере общения определяет возможность высоких достижений, успешную реализацию личности в жизни.Место социального интеллекта в структуре способностей остается неясным в большинстве теорий. Причины «дискриминации» социального интеллекта кроются в проблематике его измерения. Однако в последнее время наблюдается тенденция к увеличению числа научных работ в области изучения аффективной сферы личности. Для успешной реализации личности в жизни и деятельности важными становятся способности эффективного взаимодействия с окружающими людьми. Такие, как, например, способность эффективно действовать в системе межличностных отношений, умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать адекватные способы общения с ними и реализовывать все это в процессе взаимодействия. Эти идеи породили интерес к специальным исследованиям в области социального интеллекта.
Особую актуальность проблема развития социального интеллекта приобретает в старшем дошкольном возрасте. В соответствии с Федеральными государственными требованиями содержание образовательной области "Социализация" должно быть направлено на формирование у детей первоначальных представлений социального характера и включение в систему социальных отношений. Д.Б. Эльконин определяет, что именно к 7 годам происходит интенсивная ориентировка ребенка в социальных отношениях между людьми, в социальных нормах. В этот возрастной период наиболее интенсивно развиваются не только интеллектуальные способности личности, но и межличностное взаимодействие, представления ребёнка о личности и социальном поведении [8].
Мы придерживаемся концепции социального интеллекта А.И.Савенкова и рассматриваем социальный интеллект как вид интеллекта, определяющий адекватность понимания поведения людей и обеспечивающий адаптацию человека в обществе.Структура социального интеллекта состоит из нескольких компонентов: когнитивного, эмоционального и поведенческого[5].Под когнитивной составляющей социального интеллекта понимается структурная единица социального интеллекта, которая включает в себя следующие компоненты: социальные знания, социальная интуиция, социальное прогнозирование [5]. Когнитивная составляющая образует «фундамент» социального интеллекта, определяет эмоциональный компонент (отношение к общению), и поведенческий - оформляет деятельность в мире социума. Таким образом, когнитивный компонент составляет смысловой «пласт» в структуре социального интеллекта.Данная концепция, в которой четко определены составляющие социального интеллекта, способна обеспечить общую программу его диагностики и развития в образовательной среде.
Одним из эффективных средств формирования когнитивной составляющей социального интеллекта у детей 6-7 лет является серия тренинговых занятий. В ходе таких занятий ребенок может осваивать опыт взаимодействия с социальной средой под руководством взрослого.Тренинг в психолого-педагогической литературе рассматривается с точки зрения разных парадигм, и одна из них рассматривает его как форму активного обучения [6].Тренинг, как определяет его Е.В. Сидоренко, это - форма активного обучения, направленный на развитие знаний, умений, навыков и социальных установок [6].М.Р. Битянова разделяет два понятия: психологический тренинг и тренинговые занятия, проводимые в рамках образовательной деятельности. Тренинговые занятия в образовательной деятельности — существенная модификация тренинговой методологии и процедур [1]. Базовая структура тренинга и активные методы, которые в нем используются, включены в тренинговые занятия, но временные характеристики частей и обязательный порядок посещения соответствуют занятию как форме обучения.Под тренинговыми занятиями как средством формирования когнитивной составляющей социального интеллекта мы понимаем специально организованный педагогом процесс, в содержание которого входит формирование социальных знаний, социальной интуиции и социального прогнозирования с помощью активных методов и временные характеристики которого соответствуют занятию как форме обучения. В тренинге используются активные методы обучения [6].Нами использовались такие методы как: просмотр кадров мультипликационных фильмов, беседа и ролевое проигрывание психогимнастических этюдов, дискуссия и «мозговой штурм».Данные методы решают задачи по формированию социальных знаний; социальной интуиции; социального прогнозирования.
Содержание социальных знаний, безусловно, многогранно. А.В. Запорожец отмечает, что в усвоении созданных обществом ценностей, норм и правил поведения, развитии взаимоотношений с другими людьми существенную роль играет понимание ребенком эмоционального состояния человека [9]. В нашей работе социальные знания мы рассматривали как представления о базовых эмоциях, которые могут быть сформированы у детей старшего дошкольного возраста. В определении таких представлений мы опирались на теорию фундаментальных эмоций К. Изарда.Социальные знания - представления об определенных базовых эмоциях: интерес, страх, отвращение, гнев, печаль, удивление, радость.Для того, чтобы у детей формировались представления об эмоциональных состояниях, возможно использование в тренинговых занятиях наглядного метода - просмотра кадров из мультипликационных фильмов. Последующая беседа может способствовать осознанию детьми содержания изучаемых эмоций. Уточнить социальные знания дошкольников возможно с помощью проигрывания психогимнастических этюдов. Психогимнастика примыкает к
психолого-педагогическим и психотерапевтическим методикам, общей задачей которых
является преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, создание возможностей для самовыражения [3]. Ролевое проигрывание считается эффективным способом введения в дискуссию[2].
Дискуссия - публичный спор, целью которого является выяснение и сопоставление разных точек зрения, в процессе участники сами приходят к определенному выводу [2]. Содержание социальной интуиции представлено в умении оценивать проявление эмоциональных состояний с различных сторон: социально одобряемого поведения; социально неодобряемого поведения. Оценивание будет осуществляться, если ребенок способен рассматривать изучаемое явление с разных сторон. Д.С. Котикова определяет, что ребенок учится вставать на позиции другого, понимать иные точки зрения благодаря механизму дискуссии. В такой дискуссии дошкольники рассуждают о хороших и плохих сторонах проявления одной и той же эмоции в ситуациях из их собственного опыта.
Социальное прогнозирование - умение определять варианты развития событий в различных социальных ситуациях. Л.А. Регуш, Н.А. Сомова доказывают, что чем выше инициативный стиль мышления, тем больше развита у детей гибкость мышления, связанная с широтой ассоциативного поля, вариативностью ассоциаций, пластичностью представлений, гибкостью гипотез, тем больше развита способность к прогнозированию[4].Для формирования необходим такой метод, который обеспечивает стимулирование активности, направленной на определение вариантов решения ситуации. Метод мозгового штурма — оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения [7]. Данный метод, как описывает его Ю.А. Тамберг, доступен детям дошкольного возраста; эффективен, даже если участники не очень компетентны; метод почти не требует от преподавателя предварительной подготовки к занятиям [7].
Итак, использование тренинговых занятий позволит стать средством формирования когнитивной составляющей социального интеллекта при условиях: 1. содержание занятий направлено на формирование социальных знаний; 2.занятия должны включать активные методы, направленные на формирование опыта оценивания проблемы и опыта прогнозирования развития событий; З.содержание занятий соответствует возрасту детей.
[1]Битянова М.Р. Работа с ребенком в образовательной среде: решение задач и проблем развития. Научно - методическое пособие для психологов и педагогов. Москва.: МГППУ, 2006. 359 с.
[2]КотиковаД.С. Методы активного социально - психологического обучения. Методические рекомендации для студентов ВУЗов, обучающихся по специальности «Психология». Н.Новгород.: ННГАСУ, 2009.
[3]Матяш Н.В. Методы активного социально - психологического обучения: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / Н.В. Матяш, Т.А. Павлова. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 96 с.
[4]Регуш Л. А. Прогнозирование как познавательная способность. В сб.: Проблемы развития познавательных способностей / Под ред. А.И. Раева.
[5] Савенков А.И. Концепция социального интеллекта / А.И. Савенков // Одаренный ребенок. - 2006. - № 1. - С. 6-18
[6] Сидоренко Е.В. Технологии создания тренинга. От замысла к результату. СПб.: Издательство «Речь», 2008. 336 с.
[7] Тамберг Ю.Г. Развитие интеллекта ребенка. СПб.: Речь, 2002.
[8] ЭльконинД.Б. Основные вопросы теории детской игры. - В кн.: Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца и А.П. Усовой. - М.: Педагогика, 1966.
[9] Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателей детского сада /А.В. Запорожец, ЯЗ. Неверович и др.; Под ред. А.Д. Кошелевой. М.: Просвещение,1985.