Научная статья на тему 'Факторы становления социального интеллекта на различных этапах онтогенеза'

Факторы становления социального интеллекта на различных этапах онтогенеза Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1313
235
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ / ОБЩЕНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ / ОНТОГЕНЕЗ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СРЕДА / SOCIAL INTELLIGENCE / COMMUNICATION / SOCIALIZATION / DEVELOPMENT METHODS / ONTOGENESIS / INTERACTION / ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Манина Ксения Евгеньевна

В статье с целью обобщения представлений о социальных факторах, влияющих на формирование социального интеллекта как основы социального познания личности, рассмотрены особенности семейных отношений, которые способствуют развитию социального интеллекта. Описаны методы, которые используются в образовательных учреждениях по развитию социального интеллекта в разные периоды онтогенеза, в том числе и на этапе профессиональной подготовки. Определены факторы, которые препятствуют формированию или мешают оптимальному функционированию социального интеллекта личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Манина Ксения Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The factors of social intelligence formation at various stages of ontogeny

In order to summarize the ideas about the social factors influencing development of social intelligence as the basis of social cognition of personality, the article considers the features of family relationships that contribute to the development of social intelligence. The author describes the methods that are used in educational institutions for the social intelligence development in different periods of ontogeny, including at the stage of vocational training. The author discusses the factors that prevent the formation or hinder the optimal functioning of social intelligence of an individual.

Текст научной работы на тему «Факторы становления социального интеллекта на различных этапах онтогенеза»

УДК 159.923.33/.35

Манина Ксения Евгеньевна

аспирант кафедры социальной и дифференциальной психологии Российского университета дружбы народов

ФАКТОРЫ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА НА РАЗЛИЧНЫХ ЭТАПАХ ОНТОГЕНЕЗА

Manina Ksenia Evgenievna PhD student,

Social and Differential Psychology Department, Peoples' Friendship University of Russia

THE FACTORS OF SOCIAL INTELLIGENCE FORMATION AT VARIOUS STAGES OF ONTOGENY

Аннотация:

В статье с целью обобщения представлений о социальных факторах, влияющих на формирование социального интеллекта как основы социального познания личности, рассмотрены особенности семейных отношений, которые способствуют развитию социального интеллекта. Описаны методы, которые используются в образовательных учреждениях по развитию социального интеллекта в разные периоды онтогенеза, в том числе и на этапе профессиональной подготовки. Определены факторы, которые препятствуют формированию или мешают оптимальному функционированию социального интеллекта личности.

Ключевые слова:

социальный интеллект, общение, социализация, методы развития, онтогенез, взаимодействие, среда.

Summary:

In order to summarize the ideas about the social factors influencing development of social intelligence as the basis of social cognition of personality, the article considers the features of family relationships that contribute to the development of social intelligence. The author describes the methods that are used in educational institutions for the social intelligence development in different periods of ontogeny, including at the stage of vocational training. The author discusses the factors that prevent the formation or hinder the optimal functioning of social intelligence of an individual.

Keywords:

social intelligence, communication, socialization, development methods, ontogenesis, interaction, environment.

Процесс формирования интеллектуальных способностей начинается в детстве и осуществляется в ходе социализации, усвоения субъектом информации, транслируемой ему социальными институтами. Значительную роль играет процесс обучения, который использует механизмы социального наследования и социальной памяти. По мнению Н.А. Батурина и Л.Г. Матвеевой, отображение и познание социальных явлений, интеракция и взаимодействие групп происходят не только на когнитивном уровне, но и с использованием общественного опыта, прототипов и стереотипов, выработанных предшествующими поколениями. Социальный интеллект применяется при решении социальных задач когнитивными способами, делая когнитивную операцию «объектом», имеющим социальную природу [1].

Социальный интеллект субъекта развивается в пределах определенного социокультурного пространства, в котором существуют нормы поведения и социального взаимодействия. В структуре индивидуального социального интеллекта есть определенный репертуар стереотипных способов, приемов и средств, которые позволяют устанавливать контакт с другими людьми и осуществлять оптимальное взаимодействие и должны усваиваться в процессе социализации.

Теоретические предпосылки становления представлений о социальном интеллекте заложены в культурно-исторической теории психического развития человека Л.С. Выготского, который рассматривал интеллект как результат опосредованного общением освоения ребенком ценностей культуры. В современной психологии среди социальных факторов психического развития, которые влияют на формирование социального интеллекта, ученые обращают внимание на особенности семейных отношений, отношения с работниками воспитательных и образовательных учреждений, средства активного обучения, некоторые особенности социального окружения и т. д.

Процесс формирования способностей социального интеллекта личности начинается в самом раннем детстве. Различные социальные истоки развития социального интеллекта в отдельные возрастные периоды были предметом исследований отечественных и зарубежных ученых (А.В. Белавина, М.А. Вышквыркина, И.Ю. Исаева, Е.А. Капустина, Н.Н. Князева, Я.И. Михайлова, Н.В. Панова, А. Порядина, С.А. Рахманкулова, Н.В. Рублева, Р. Селман, М.Л. Тарасенко, И.В. Харитонова, О.Б. Чеснокова, А.В. Шешукова, О.В. Шилова, П. Эрвин, Л.А. Ясюкова и др.).

Ряд ученых изучали влияние особенностей семьи и воспитательной практики родителей на особенности формирования социального интеллекта личности (Л.Д. Демина, И.Б. Кудинова, Н.А. Лужбина, Е.И. Пащенко, С.В. Харченко, О.В. Шилова).

Отношения с работниками воспитательных и образовательных учреждений как фактор развития социального интеллекта были предметом исследования О.В. Шиловой, М.В. Оданович и

др. Отдельные группы составляют исследования, посвященные влиянию социо- и этнокультурных условий на формирование социального интеллекта личности (Л.Л. Добротворская, А.И. Комарова, С.А. Минюрова, Н.М. Рубцова, А.А. Федорова) и изучение социального интеллекта правонарушителей (Н.В. Греса, М.Г. Чухрова, Е.В. Черепкова, А.А. Шилина).

Развитый социальный интеллект важен для успешной социальной и профессиональной адаптации субъекта. Особенности и уровень социального интеллекта детерминируют социальные условия, в которых существует личность. Актуальным является анализ различных социальных детерминант развития социального интеллекта. Цель статьи состоит в обобщении современных представлений о социальных факторах, влияющих на формирование социального интеллекта личности.

Благоприятными для развития социального интеллекта особенностями семейной среды следует назвать положительный семейный микроклимат, активное использование разговоров, удовлетворение коммуникативных потребностей ребенка, интенсивное взаимодействие в форме неситуативного личностного общения с приоритетной положительной личностно ориентированной позицией в общении взрослого. Также позитивную роль играет такой стиль семейного воспитания, как «кооперация», отсутствие со стороны родителей попыток неоправданно форсировать психическое развитие ребенка.

Важной для развития социального интеллекта у девочек является автономия в воспитании со стороны матери и отца. При этом влияние воспитательной практики отца на развитие способностей социального интеллекта у девочек становится более определенным, чем влияние матери [2]. О.И. Власова доказывает, что социальная изоляция ребенка и авторитарность позиции родителей, их стремление полностью контролировать активность детей, нетерпимость и эмоциональная реактивность не способствуют дифференциации эмоций и активному формированию эмоциональных эталонов у ребенка дошкольного возраста [3].

По данным О.И. Власовой, взрослые, которые были в семье старшими детьми, продемонстрировали значительно более высокие социально-когнитивные свойства, а младшие сиблинги лучше осознавали содержание вербальной экспрессии, дифференцировали собственные эмоции [4].

Влияние фактора семьи на развитие социального интеллекта в раннем юношеском возрасте изучали Л.Д. Демина и Н.А. Лужбина. Авторы выяснили, что социальный интеллект выше у старшеклассников из полных, многодетных семей со средним материальным обеспечением. Также социальный интеллект выше у старшеклассников, чьи родители имеют разное социальное положение (один - рабочий, а другой - из служащих или интеллигенции и т. д.) [5].

Некоторые ученые (А.В. Макаров, Т.С. Цыбуленкова, О.В. Шилова) утверждают, что благоприятным периодом формирования социального интеллекта является дошкольный возраст, чему способствует ряд социальных условий этого возрастного периода: вхождение ребенка в дошкольную группу, которое расширяет опыт социальных отношений, активное развитие коллективных игр, использование технологий психолого-педагогического сопровождения в дошкольном учебном заведении и т. п. Следует отметить, что в последнее время до 40 % дошкольников в свободное время не играют, а занимают себя предметными действиями, рисованием, гаджетами [6], что не может не оказывать негативного влияния на формирование способностей социального интеллекта.

Для развития социального интеллекта дошкольников И.Ю. Исаева предлагает создавать развивающую предметно-пространственную среду. Система методов, которые целесообразно использовать, предусматривает: осознание социальных взаимодействий, проигрывание различных социальных ролей, моделирование, решение проблемных социальных ситуаций, рефлексию и самоанализ собственных социально-интеллектуальных проявлений. Наиболее удачными формами, по мнению автора, являются специально организованные виды деятельности, сюжетно-ролевые, дидактические и творческие игры, художественная деятельность [7].

Ученые А.В. Макаров и Т.С. Цыбуленкова разработали и успешно апробировали программу развития социального интеллекта дошкольников. Программа включала следующие формы и методы работы: психогимнастика, арт-терапия, творческие, сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, подвижные и коммуникативные игры, упражнения, способствующие развитию коммуникативных навыков, снятию страхов и повышению уверенности в себе, снижению агрессии и ослаблению негативных эмоций. Учеными также был предложен ряд мер по созданию благоприятных детско-родительских отношений в семье ребенка, которые охватывали педагогическое просвещение родителей (родительские собрания, консультации, семинары-практикумы «Роль отца в воспитании детей», «Родительские директивы, оценки и установки», «Значение семьи в сохранении психологического благополучия детей», «Общение без проблем») и партнерство педагогов и родителей в деятельности образовательной организации (праздники, мероприятия и т. д.) [8].

Для развития способностей социального интеллекта детей дошкольного и младшего школьного возраста О.В. Шилова предлагает использовать метод фасилитованной дискуссии.

Особенность такой дискуссии заключается в предоставлении возможности каждому ее участнику вынести свое мнение на обсуждение, быть выслушанным и понятым окружающими. Такой вид взаимодействия характеризуется отношениями равноправных субъектов, когда дети становятся активными участниками процесса общения [9].

Ученые С.А. Минюрова и Л.Л. Добротворская исследовали влияние социорегиональных условий на формирование социального интеллекта подростков. Они обнаружили, что подростки из областного центра имеют более высокий уровень развития социального интеллекта, чем их сверстники из столицы и сельской местности. Подростки из столицы продемонстрировали более низкий уровень развития социального интеллекта и его составляющих, чем у подростков из областного центра, но выше, чем у подростков из села [10]. Следует отметить, что среди студентов-первокурсников, обучающихся на факультетах психологии и радиотехники столичного и регионального вузов, значимые различия по уровню социального интеллекта отсутствуют [11].

Профессиональная подготовка в вузах специалистов ряда специальностей (журналистов, менеджеров, психологов, социальных работников, учителей и т. д.), по мнению ряда ученых (И.Ф. Баширов, А.В. Берклунд, Г.П. Геранюшкина, Н.В. Дегтярева, А.Е. Козлова, Н.А. Лукичева, Л.А. Ляховець, Г.В. Ожубко, С.В. Руденко), должна предусматривать меры развития именно социального интеллекта. Исследователи предлагают общие (например, «Психология и педагогика», «Психология управления») и специальные («Проблемы межличностного общения», «Социальный интеллект специалиста социальной работы и пути его развития») дисциплины, направленные на совершенствование социального интеллекта студентов (Г.П. Геранюшкина, Т.Ю. Коровина, Г.В. Ожубко, А.Ю. Павлова, М.Л. Тарасенко).

Н.В. Дегтярева разработала методику педагогического сопровождения развития социального интеллекта бакалавров психолого-педагогического направления, предполагающую внесение изменений в содержание ряда учебных дисциплин («Социально активное обучение», «Психология поведения», «Психодиагностика»), а также в процесс педагогической практики. В качестве методов обучения автор выбрал личностно ориентированные подходы, проблемные ситуации, моделирование, социальные роли и методики анализа рефлексии психолого-педагогических ситуаций. Педагогическая практика, по мнению ученого, позволила конструировать и проигрывать в реальном учебном процессе профессиональные педагогические ситуации, в которых реализуются функции социального интеллекта педагога.

В целом среди средств активного обучения, которые способствуют развитию социального интеллекта, предлагаются психогимнастические упражнения (И.В. Харитонова), учебно-познавательные задачи (М.В. Оданович), ролевые и деловые игры (И.Ю. Исаева, А.Е. Козлова), социально-психологический тренинг (М.Л. Тарасенко, Г.П. Геранюшкина), кинотренинг (И.Н. Верхоту-рова), сформированная читательская деятельность (Н.Ю. Киселев), тренинги и семинары аксиологического содержания (Н.А. Михальчук, Е.С. Ивашкевич), выполнение студентами (особенно будущими психологами) курсовых и дипломных работ (А.В. Лунева) и др.

В большом количестве работ предметом исследования выступает социальный интеллект как значимая составляющая профессионально важных свойств будущих специалистов, но только в отдельных работах анализируется связь социального интеллекта субъекта с выполнением им профессиональных обязанностей. Так, исследования М.С. Кайдиной [12] показали, что чем выше уровень социального интеллекта у преподавателя средних социальных учебных заведений, тем меньше он страдает от эмоционального выгорания.

Как показала О.В. Белоконь, высокий уровень социального интеллекта связан с эффективностью лидерства в малых группах и в трудовых коллективах, а также с ориентацией на официальную субординацию в коллективе [13].

Неблагоприятные социальные условия, которые приводят к криминализации личности, затрудняют и искажают формирование способностей социального интеллекта.

Проанализировав особенности социального интеллекта подростков с девиантным поведением, которые воспитываются в специальной школе закрытого типа, А.Н. Егорова обнаружила, что более 70 % из них имеют низкий уровень. Как установили Н.В. Греса и А.А. Шилина, осужденные преступники имеют средний уровень распознавания невербальных проявлений других людей, низкий уровень распознавания сложных межличностных отношений, а общий уровень социального интеллекта более 85 % осужденных слишком низкий.

Ученые М.Г. Чухрова и Е.В. Черепкова изучали социальный интеллект у осужденных за экономические преступления и обнаружили, что уровень их социального интеллекта выше средненор-мативного и достоверно выше, чем у осужденных за другие виды преступлений. Исследование влияния этнокультурного фактора на особенности социального интеллекта показало, что среди представителей таких этнических групп, как русские, украинцы, казахи, татары и калмыки, различий нет.

Следует отметить, что ученые диагностируют определенную негативную тенденцию по снижению уровня социального интеллекта и его отдельных способностей в пределах нормы в последние годы [14]. По нашему мнению, основные социальные факторы, которые препятствуют формированию или мешают оптимальному функционированию социального интеллекта, следующие:

1. Социальная деривация, ограничения эмоционально-личностной интенсивности или разнообразие коммуникативных ситуаций. Наличие данных факторов в детстве снижает возможности формирования общих интеллектуальных способностей ребенка, и в частности социального интеллекта. Недостаток коммуникативного опыта приводит к тому, что ребенок плохо понимает мотивы и последствия поведения, невербальную и языковую экспрессию и т. п. В зрелом и пожилом возрасте функции социального интеллекта, которыми субъект активно не пользуется, в результате ограничения непосредственного социального взаимодействия теряют свою актуальность, а их эффективность снижается, что является следствием общепсихологических закономерностей функционирования познавательных процессов в онтогенезе.

2. Неблагоприятные особенности воспитательной практики родителей. На развитие социального интеллекта у старших школьников и студентов негативно влияют такие стили семейного воспитания, как «принятие - отвержение», «авторитарная гиперсоциализация» и «маленький неудачник». Враждебность, директивность и непоследовательность в воспитании со стороны родителей неоднозначно воздействуют на формирование отдельных способностей, которые составляют социальный интеллект, но в целом это воздействие является отрицательным [15].

3. Профессиональная деформация правоохранителей, учителей, руководителей, менеджеров по продажам и т. п. Наиболее негативным моментом влияния профессиональной деформации на сферу социального интеллекта является перенос субъектом когнитивных особенностей служебного общения на внеслужебные ситуации, уменьшение рационального компонента в интерпретировании и предвидении поведения окружения и увеличение субъективного.

4. Различные социальные установки, которые формируются под влиянием социальной среды: этнические, политические, религиозные и т. п. Сложившаяся жесткая предвзятость может влиять на эффективность функционирования социального интеллекта личности. Влияние феномена «мы - они» по этому поводу является решающим.

5. Воздействие средств массовой информации. Влияние медиа в определенной степени мешает формированию или искажает функционирование аналитической составляющей социального интеллекта, затрудняет понимание причин и последствий поведения других лиц, вербальной и невербальной составляющих общения. Причина этого процесса заключается в том, что человек длительное время проводит перед экраном телевизора, просматривая развлекательные передачи и сериалы, получая информацию в предложенном СМИ виде, при этом не используя активно мыслительные процессы анализа, обобщения, абстрагирования и т. п. Это снижает не только количество и качество общения (обмен готовой информацией, например, о реальных или мнимых событиях), но и активность применения способностей социального интеллекта. Кроме того, многочисленные сериалы содержат искаженную информацию об отношениях между людьми, формируя у зрителей (прежде всего зрительниц) мнение, что единичные или нетипичные случаи в межличностных отношениях являются типичными. Например, что все матери мужчин пытаются свести счеты с невестками, все мужчины изменяют женам и т. п.

Уровень социального интеллекта связан с определенными социокультурными факторами жизни личности: местом жительства, особенностями воспитания, содержанием обучения, а также с опытом разноплановой деятельности как главным условием ее развития. Для полноценного развития социального интеллекта личности нужны определенным образом организованное обретение человеком социального опыта и практика социальных взаимодействий.

Недостаточно изученным является влияние условий профессиональной деятельности на характер изменений социального интеллекта субъекта. Неисследованной остается роль искусства в развитии социального интеллекта, причем особенно важным, по нашему мнению, представляется театральное искусство: роли и зрителя, и исполнителя, и режиссера содействуют развитию способностей социального интеллекта.

Ссылки:

1. Батурин Н.А., Матвеева Л.Г. Социальный и эмоциональный интеллект: мифы и реальность // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Психология. 2009. № 42 (175). С. 4-10.

2. Харченко С.В. Особливост взаемозв'язку особливостей со^ального Ытелекту та сприйняття ставлення батьгав у дiв-чат // Бочаровсьга читання : матерiали II науково-практичноТ конференцп (28 берез. 2014 р.). Харгав, 2014. С. 308-311.

3. Власова О.1. Психолопчна структура та чинники розвитку со^альних здiбностей : автореф. дис. ... д-ра психол. наук. КиТв, 2006. 43 с.

4. Там же.

5. Демина Л.Д., Лужбина Н.А. Факторы становления и развития социального интеллекта личности // Известия Алтайского государственного университета. 2005. № 2. С. 104-107.

6. Макаров А.В., Цыбуленкова Т.С. Условия развития социального интеллекта дошкольников // Science Time. 2015. № 7 (19). С. 177-184 ; Шилова О.В. Развитие социального интеллекта у старших дошкольников и первоклассников в процессе общения со значимым взрослым : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Н. Новгород, 2009. 24 с.

7. Исаева И.Ю. Педагогическое сопровождение развития социального интеллекта ребенка в период дошкольного детства : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ростов н/Д., 2011. 27 с.

8. Макаров А.В., Цыбуленкова Т.С. Указ. соч.

9. Шилова О.В. Указ. соч.

10. Минюрова С.А., Добротворская Л.Л. Психологические особенности социального интеллекта у подростков из регионов с разными социокультурными условиями // Педагогическое образование в России. 2013. № 4. С. 72-77.

11. Суднева О.Ю. Сравнительное исследование социального интеллекта и личностных особенностей студентов столичного и регионального вузов // Вестник Томского государственного университета. 2014. № 387. С. 208-216.

12. Кайдина М.С. Социальный интеллект и эмоциональное выгорание преподавателей средних специальных учебных заведений // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2012. № 2. С. 159-164.

13. Белоконь О.В. Взаимосвязь эмоционального и социального интеллекта с лидерством : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2008. 19 с.

14. Вышквыркина М.А. Динамика социального интеллекта в юношеском возрасте // Психология человека в современном мире. Т. 3. Психология развития и акмеология. Экзистенциальные проблемы в трудах С.Л. Рубинштейна и в современной психологии. Рубинштейновские традиции исследования и экспериментатики : материалы Всерос. юбилей. науч. конф., посвящ. 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна (15-16 окт. 2009 г.) / отв. ред.: А.Л. Журавлев, Е.А. Сергиенко, В.В. Знаков, И.О. Александров. М., 2009. С. 46-51 ; Харченко С.В. Особливост со^ального Ытелекту курсан^в - майбутых психололв у рiзнi роки навчання // Бочаровсью читання : матерiали наук.-практ. конф. з мiжнар. участю, присвяч. пам'ят проф. С.П. БочаровоТ (м. Харгав, 18 берез. 2016 р.). Харюв, 2016. С. 159-161.

15. Харченко С.В. Особливост взаемозв'язку ...

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.