Научная статья на тему 'Формирование ключевых компетенций при изучении дисциплины «Мировая художественная культура»'

Формирование ключевых компетенций при изучении дисциплины «Мировая художественная культура» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
367
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ / ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ СИСТЕМЫ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / МЕХАНИЗМ ИССЛЕДОВАНИЯ / ИЗУЧЕНИЕ ТЕОРИИ / ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ / АНАЛИЗ / ОБОБЩЕНИЕ / WORLD ART CULTURE / SUBJECT / TO FORMATION OF COMPLETE SYSTEM / RESEARCH ACTIVITY / DEVELOPMENT OF THE PERSONALITY / RESEARCH MECHANISM / STUDYING OF THE THEORY / MAIN STAGES / ANALYSIS / GENERALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Никитина И.А.

В данной статье рассмотрены вопросы по созданию условий для развития творческой личности обучающегося, её самоопределения и самореализации. Выделены основные задачи преподавания Мировой художественной культуры: развитие исследовательской деятельности обучающихся, которая послужит достижению одной из важнейших целей образования мыслить самостоятельно, уметь ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей науки, приобретение собственного культурного опыта. Рассмотрены аспекты, способствующие формированию целостной системы в восприятии искусства и художественной картины мира, позволяющие ввести личность обучаемого в пространство художественной культуры, сформировать в нем готовность и способность к самостоятельному духовному освоению подлинных, художественных ценностей. Проблема информированности обучающихся в области искусства не решается в достаточной мере используемыми на сегодняшний день учебники по мировой художественной культуре. В процессе социализации и взаимодействия с массовой культурой и СМИ у обучающихся формируется собственный культурный опыт и они становятся объектами и субъектами активной познавательной деятельности. Программа обучения мировой художественной культуре предоставляет обучающемуся своего рода «строительный материал» для выстраивания собственного жизненного пути развития. В свете этого увеличивается роль преподавателя, грамотно направляющего мыслительную деятельность обучающегося.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Никитина И.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF KEY COMPETENCES WHEN STUDYING DISCIPLINE «WORLD ART CULTURE»

In this article questions on creation of conditions for development of the creative person of the student, her self-determination and self-realization are considered. The main objectives of teaching World art culture are marked out: development of research activity of students which will serve achievement of one of the most important purposes of education to think independently, to be able to put and solve problems, attracting knowledge from the different fields of science, acquisition of own cultural experience. The aspects promoting formation of complete system in perception of art and an art picture of the world, allowing to enter the identity of the trainee into space of art culture, to create in are considered it is mute readiness and ability to independent spiritual development of true, art values. The problem of knowledge of students in the field of art isn’t solved adequately used today textbooks on world art culture. In the course of socialization and interaction with mass culture and media at students own cultural experience is formed and they become objects and subjects of vigorous cognitive activity. The program of training in world art culture provides to the student some kind of “construction material" for forming of own course of life of development. In the light of it the role of the teacher who is competently directing cogitative activity of the student increases.

Текст научной работы на тему «Формирование ключевых компетенций при изучении дисциплины «Мировая художественная культура»»

УДК 008 ББК 63.5 Н 62

ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА»

(Рецензирована)

Никитина Ирина Алексеевна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры Гостиничного и туристского бизнеса Южного института менеджмента, г. Краснодар. Тел.: (918) 324 61 03, е-mail: iratrubil@mail.ru

Аннотация. В данной статье рассмотрены вопросы по созданию условий для развития творческой личности обучающегося, её самоопределения и самореализации. Выделены основные задачи преподавания Мировой художественной культуры: развитие исследовательской деятельности обучающихся, которая послужит достижению одной из важнейших целей образования - мыслить самостоятельно, уметь ставить и решать проблемы, привлекая знания из разных областей науки, приобретение собственного культурного опыта. Рассмотрены аспекты, способствующие формированию целостной системы в восприятии искусства и художественной картины мира, позволяющие ввести личность обучаемого в пространство художественной культуры, сформировать в нем готовность и способность к самостоятельному духовному освоению подлинных, художественных ценностей. Проблема информированности обучающихся в области искусства не решается в достаточной мере используемыми на сегодняшний день учебники по мировой художественной культуре. В процессе социализации и взаимодействия с массовой культурой и СМИ у обучающихся формируется собственный культурный опыт и они становятся объектами и субъектами активной познавательной деятельности. Программа обучения мировой художественной культуре предоставляет обучающемуся своего рода «строительный материал» для выстраивания собственного жизненного пути развития. В свете этого увеличивается роль преподавателя, грамотно направляющего мыслительную деятельность обучающегося.

Ключевые слова: мировая художественная культура, учебный предмет, формированию целостной системы, исследовательская деятельность, развитие личности, механизм исследования, изучение теории, основные этапы, анализ, обобщение.

FORMATION OF KEY COMPETENCES WHEN STUDYING DISCIPLINE «WORLD ART CULTURE»

(Reviewed)

Nikitina Irina Alekseevna,

Candidate of Economic Sciences, associate professor Gostinichnogo and tourist business of the Southern institute of management, Krasnodar. Ph.: (918) 324 61 03, e-mail: iratrubil@mail.ru

Summary. In this article questions on creation of conditions for development of the creative person of the student, her self-determination and self-realization are considered. The main objectives of teaching World art culture are marked out: development of research activity of students which will serve achievement of one of the most important purposes of education - to think independently, to be able to put and solve problems, attracting knowledge from the different fields of science, acquisition of own cultural experience. The aspects promoting formation of complete system in perception of art and an art picture of the world, allowing to enter the identity of the trainee into space of art culture, to create in are considered it is mute readiness and ability to independent spiritual development of true, art values. The problem of knowledge of students in the field of art isn't solved adequately used today textbooks on world art culture. In the course of socialization and interaction with mass culture and media at students own cultural experience is formed and they become objects and subjects of vigorous cognitive activity. The program of training in world art culture provides to the student some kind of "construction material" for forming of own course of life of development. In the light of it the role of the teacher who is competently directing cogitative activity of the student increases.

Keywords: world art culture, subject, to formation of complete system, research activity, development of the personality, research mechanism, studying of the theory, main stages, analysis, generalization.

Научный вестник ЮИМ

№2" 2017

Трибуна педагога

Крупные научные изменения, конкуренция, мобильность применения знаний и скорость внедрения новых технологий определяют тенденции будущего. Исходя из всеобщей гуманизации образования на сегодняшний день проистекает максимальная персонификация обучения и воспитания молодёжи. Ориентируясь на научный поиск решающее значение приобретает создание и поддержание условий для воспитания творческих личностей. [1]

Содержанием мировой художественной культуры, как учебного предмета, служат объекты многих гуманитарных дисциплин. С одной стороны, весь художественный цикл можно изучать по отдельности в форме традиционных учебных дисциплин, содержание которых формируется на основе обращения к какой-то определённой области гуманитарного знания. С другой стороны- изучение мировой художественной культуры позволяет формировать целостную систему восприятия искусства и создаёт художественную картину мира, вводит личность обучаемого в пространство художественной культуры, создаёт в нем способность и готовность к самостоятельному духовному усвоению мировых художественных ценностей.

Весьма актуальной становится организация исследовательской деятельности обучающихся. Это связано с большим объёмом информации учебного курса «Мировая художественная культура», которую обучающие получают в условиях сжатого во времени курса. Поэтому именно самообразование обучающихся является ведущим принципом в современном мире. В соответствии с этим принципом в качестве основы учебного процесса утверждается работа обучающихся над расширением своего кругозора, развитием навыков исследовательской деятельности.

Проблема информированности обучающихся в области искусства не решается в достаточной мере используемыми на сегодняшний день учебники по мировой художественной культуре. В процессе социализации и взаимодействия с массовой культурой и СМИ у обучающихся формируется собственный культурный опыт и они становятся объектами и субъектами активной познавательной деятельности. Программа обучения мировой художественной культуре предоставляет обучающемуся своего рода «строительный материал» для выстраивания собственного жизненного пути развития. В свете этого увеличивается роль преподавателя, грамотно направляющего мыслительную деятельность обучающегося.

Одной из ключевых задач преподавателя в современном мире является создание среды, подталкивающего обучающегося на постановку вопросов и формирующего стремление найти ответы, то есть

на самостоятельное исследовательское поведение. В основе исследовательского поведения лежит психологическая потребность человека в поисковой активности. Потребность эта служит мотивацией -двигателем, запускающим и поддерживающим механизм поведения исследователя. Л.С. Выготский так писал об учебной мотивации: «... Психологический закон гласит: прежде, чем ты хочешь призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для нее, и что ребенок будет действовать сам, преподавателю же остается только руководить и направлять его деятельность» [1]. Поведение исследователя - один из важнейших способов формирования человеком своих представлений о мире. В педагогической психологии и педагогике для этого служит специальный термин - «исследовательское обучение». Этот термин предполагает подход к обучению, базирующийся на основе заложенного природой влечения к личному познанию окружающего. Суммируя, можно сказать, что исследовательское обучение являет собой особый подход, базирующийся на основе природного стремления человеческого индивида к личному познанию окружающего мира, в результате которого у обучающегося формируется способность и готовность своими силами творчески осваивать и создавать новые виды деятельности в каждой сфере человеческой культуры [3].

Одна из важнейших целей образования - обучить самостоятельному, мышлению, умению ставить и решать задачи, используя знания из различных областей науки. Именно достижению этой цели служит исследовательская деятельность учащихся. Деятельность учащихся под наставничеством преподавателя связанную с решением творческих, познавательных задач, с не заданным заранее решением и предполагающая наличие ключевых этапов, характерных для научного исследования и составляет суть исследовательской деятельностью. Перечислим познавательные задачи этой деятельности: постановка проблемы; освоение методики исследования; сбор собственного материала, его анализ и обобщение;

собственные выводы и их сравнение с данными соответствующей литературы;

изучение теорий, посвященных данной проблематике;

создание конечного продукта исследования [2]. Сущность исследовательской деятельности учащихся составляет выявление природы изучаемых явлений и процессов, открытие и систематизацию субъективно и объективно новых знаний,

поиск закономерностей, описание, объяснение, проектирование. Суммируя, можно сказать, что понимание учебного исследования как образовательной техники общего образования, способствующего развитию личности, повышению ее творческого потенциала, самоидентификации и самоопределения, создаёт сегодняшний контекст для ее рассмотрения как эффективного метода общего образования. Очевидно, только грамотный и заинтересованный в результатах преподаватель способен правильно организовать и направить исследовательскую деятельность учащегося.

Основной задачей преподавателя при руководстве исследовательской деятельности учащихся служит создание условий для развития творческой личности, её самореализации и самоопределения.

Современная педагогическая наука, базируясь на этих идеях, творчески развивает их, трактуя образование как незавершённый и непрерывный процесс освоения культурного наследия - восхождение к культуре, приобщение ребёнка к миру культуры, обучение жизни в культуре. Именно культура может рассматриваться как самый эффективный инструмент социальной адаптации личности к условиям переменчивого и многообразного мира. [2] В период обучения в возрасте 16-20 лет у обучающихся возможны изменения в оценке общих мировоззренческих проблем. Так же возможна переоценка ценностей, формируется новое эмоциональное отношение к миру. В связи с этим возможно развитие агрессивности, враждебности. Изучение научной дисциплины «Мировая художественная культура» (МХК) мощным стать стимулом развития личности средствами искусства. Вся система художественно-эстетического образования направлена на формирование личностно-ценностной шкалы ученика через эмоционально-образное восприятие мира. Знакомство с искусством развивает у обучающихся творческие способности и побуждает их к самостоятельной эстетической деятельности: они сами создают рисунки и иллюстрации, сочинения разных типов, сценариев и других творческих работ. Кроме того, само содержание искусства и формы работы с ним является мощным средством арткоррек-ции. [6]

Невозможно вести разговор о мировой художественной культуре вне контекста истории мировых религий, без понимания обусловленности возникновения явлений культуры и искусства, их смысла и значения в той или иной религии, поэтому на уроках МХК обучающиеся получают общие представления об объединяющих их чертах и об особенностях мировых религий. Именно это и позволит в дальнейшем молодому человеку адекватно отвечать на вызовы времени, обоснованно принимать решения и нести ответственность за свой выбор.

На занятиях по Мировой художественной культуре необходимо, чтобы у обучающихся происходило формирование эстетического чувства и эстетического отношения к действительности, которое заключается в гармонии человека с жизнью. Эстетическое чувство есть основа добра, основа нравственности. Изучение МХК позволяет обогатить обучающихся духовными ценностями, на основе примеров, которые рассматриваются в мировой культуре. Помогает человеку понять себя, произвести коррекцию поведенческие модели, воспитать в себе толерантное отношение к иному. На основе материалов мирового художественного наследия выбрать жизненные ориентиры, найти ответы на вопросы, которые задаёт жизнь, узнать, как этот поиск осуществлялся в другие эпохи. Такое познание помогает ощутить себя частицей большого мира, свою причастность к жизни человечества, даёт возможность поверить в свои собственные силы и возможности.

В заключении отметим, что, развивая исследовательские способности у обучающихся, используя образовательные технологии, развивается важнейший инструмент оперативного освоения действительности - использование методов освоения новых знаний в условиях стремительного увеличения совокупных знаний человечества. [3] Так же актуальной необходимостью, для каждого человека любого возраста, должно оставаться умение осваивать принципиально новые специальности, инструменты деятельности и т.д.

ИСТОЧНИКИ:

1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. - М.: Педагогика-Пресс, 2014.

2. Герасимов И.Г. Структура научного исследования.

- М.: Мысль, 2012.

3. Горелов А.А. История мировой культуры: Учебное пособие / А.А. Горелов. - М.: Флинта, 2016. - 512 с.

4. Леонтович А.В. В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности // Завуч. - 2014. - №1. - 2014

5. Леонтович А.В. Рекомендации по написанию исследовательских работ // Завуч. - 2016. - №1.

6. Медкова Е.С. Искусствоведческие методики в преподавании МХК. Лекции 1-4.:учебно-методиче-ское пособие. - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2016.

7. Савенков А. И. Путь в неизведанное: как развивать свои исследовательские способности. - М., Генезис, 2015. - 194с.

8. Степанова М. В. Учебно-исследовательская деятельность обучающихся в профильном обучении.

- М.: Каро, 2015.

9. Садохин, А.П. История мировой культуры: Учебное пособие / А.П. Садохин, Т.Г. Грушевицкая. -М.: ЮНИТИ, 2016. - 975 с.

10. Махов, Н.М. Онтология искусства: История, теория, философия «старого» и «нового» искусства. Общие аспекты мировой культуры. Теория эстетической парадигмы; теория. - М.: Ленанд, 2016.

- 456 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.