Научная статья на тему 'Формирование ключевых компетенций личности в системе непрерывного физического образования'

Формирование ключевых компетенций личности в системе непрерывного физического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
427
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование ключевых компетенций личности в системе непрерывного физического образования»

Формирование ключевых компетенций личности в системе непрерывного физического образования

А. АН, доцент О. РАБИНОВИЧ, доцент А. САМОХИН, профессор Муромский институт Владимир^ого государственного университета

Тенденции и темпы развития информационного общества обусловливают необходимость существенного изменения содержания образования, оптимизации способов и технологий обучения на всех уровнях, направленных на достижение качества его конечных результатов. С позиции ком-петентностного подхода происходит переосмысление целей и задач образования, ориентация его институтов на формирование ключевых компетенций - целостной системы универсальных знаний, умений решать личностно значимые для обучаемых и практически важные для общества задачи.

В отечественной дидактике к числу ключевых компетенций относят общекультурную, учебно-познавательную, коммуникативную, информационную, исследовательскую, личностного самосовершенствования и другие, овладение которыми создает условия для успешной социализации личности, реализации ее творческого потенциала, повышения профессиональной мобильности и конкурентоспособности на рынке труда.

Осознание обществом приоритетности роста интеллектуального уровня личности, опережающего приобретения качественных знаний объективно создает условия для формирования и развития гибкой и открытой, личностно ориентированной, доступной во времени и пространстве системы непрерывного образования. В условиях становления парадигмы «образование через всю жизнь » ключевые компетенции, носящие метапредметный, системообразующий характер, являющиеся интегральными характеристиками качества результатов обучения и воспитания, вводятся как конкретизированные цели системы образования.

«Если формирование ключевых компетенций рассматривать какважнейший результат образования, - отмечает Л.О. Филатова, - то они должны “пронизывать” содержание всех учебных дисциплин (как общеобразовательных, так и специальных) и проходить через все уровни образования. Иначе говоря, они должны стать одним из важнейших факторов реализации преемственности отдельных ступеней образования» [1].

В процессе формирования ключевых компетенций как инвариантного компонента целей, содержания и результатов обучения на всех ступенях образования возрастает значимость его естественно-научной составляющей. Накопленный веками значительный содержательный, дидактический и мировоззренческий потенциал научных дисциплин о природе, прежде всего физики, является не только определяющим фактором технологического прогресса, но и фундаментальной основой всего образования, методологическим базисом приобретения общих и специальных знаний, социально-профессионального опыта и формирования естественно-научной культуры личности.

Составляя вместе с другими естественными науками основу общеобразовательной и профессиональной подготовки специалиста, физика как учебная дисциплина обладает рядом характерных особенностей и дидактических достоинств, позволяющих:

• с единых позиций подойти к исследованию различных систем, раскрыть единство в многообразном и разностороннем мире; являясь концептуальным ядром естественно-научного мировоззрения, физика предоставляет возможности вырабаты-

Обсуждаем проблему

141

вать конкретные рекомендации в своих многочисленных технических и гуманитарных приложениях;

• усваивать представления о научной картине мира как интегративной модели природы, формировать систему знаний об окружающей действительности;

• развивать у обучаемого логику, рациональность и системность мышления, способствовать формированию особого типа научно-теоретического мышления.

С позиций системного и компетентнос-тного подходов подготовка по физике рассматривается нами как подсистема непрерывного образования, охватывающая основные уровни формирования, развития и саморазвития личности (дошкольный, различные ступени общеобразовательной школы, среднее профессиональное образование, высшая профессиональная подготовка) [2]. Обобщенной социально значимой целью системы непрерывного физического образования является формирование фундаментальной естественно-научной основы общей культуры и компетентности личности, рост ее мировоззренческого и общеобразовательного потенциала на различных этапах социализации.

Компетентностный подход предполагает в качестве образовательного результата на выходе педагогической системы любого уровня не только нормативно заданный набор знаний, умений, навыков выпускника, но и совокупность его наиболее существенных личностных качеств, сформированных опытом деятельности в определенной области. На основе классификации ключевых компетенций, предложенной А.В. Хуторским [3] нами определены взаимосвязанные качества личности, последовательно формируемые в системе непрерывного физического образования, и зафиксированы деятельностные формы их проявления.

Ценностно-смысловые компетенции предполагают приобретение обучающимися способности воспринимать многообразие природных явлений в их единстве, ориентироваться и осознавать свою роль в ок-

ружающем мире, выбирать смысловые и целевые установки для своей индивидуальной деятельности, принимать самостоятельные решения. При этом учащийся научается формулировать собственные ценностные ориентиры по отношению к естествознанию в целом и к физике в частности, уметь брать на себя ответственность за последствия принимаемых решений.

Общекультурные компетенции. Физика как учебная дисциплина способствует осознанию роли науки в жизни человека, приоритетности наук естественнонаучного цикла в ускорении научно-технического прогресса и повышении качества жизни общества, последовательному приобретению опыта усвоения современной физической картины мира как его интегративной культурологической модели.

Непрерывное физическое образование формирует учебно-познавательные компетенции, выражаемые в овладении знанием фундаментальных физических законов, методологией познания различных явлений и систем, в выработке навыков моделирования явлений, выдвижения гипотез, проведения физического эксперимента, интерпретации полученных результатов. Как результат - учащийся приобретает умения создавать собственную информационную базу, осуществлять целеполагание, планирование, анализ, самооценку свой учебной деятельности, самостоятельно выбирать условия проведения эксперимента, необходимые приборы и оборудование, овладевает навыками проведения измерений и определения погрешностей, описания результатов, формулировки выводов.

Информационные компетенции. При освоении содержания учебной дисциплины «Физика» приобретаются навыки поиска, анализа, отбора учебной и научной информации, владения современными информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ), основами математического моделирования физических процессов. Это позволяет учащемуся ориентироваться в информационных потоках, приобрести на-

выки работы с различными информационными источниками, самостоятельно находить, преобразовывать и использовать нужную информацию, применять для решения задач средства ИКТ.

Коммуникативные компетенции формируются в процессе коллективного выполнения физических проектов, ведения диалога и дискуссий, презентации результатов учебно-исследовательской деятельности. Данные компетенции выражаются в овладении разными видами речевой деятельности, формировании умений выступать с сообщениями, задавать вопросы и корректно вести диалог, искать и находить компромиссы при совместной учебной деятельности в коллективе.

Компетенции личного самосовершенствования. В системе непрерывного физического образования формируются способности интеллектуального саморазвития, эмоционально-рефлексивной саморегуляции, происходит усвоение физических основ безопасной жизнедеятельности и появляется социальная ответственность за результаты своей деятельности.

Процесс формирования ключевых компетенций реализуется при условии обеспечения преемственности фундаментальных компонентов содержания физического образования в единой предметно-ориентированной среде обучения и развития.

На уровне дошкольного обучения как стартовой ступени социализации и формирования основ компетентности личности задачами непрерывного физического образования являются: формирование начальных физических знаний об окружающем мире, развитие познавательной, коммуникативной, игровой активности детей в учебном процессе, воспитание у них уважительного отношения к знаниям, обеспечение преемственности дошкольного и начального школьного физического образования.

Содержание учебных программ должно гарантировать базовый уровень образованности ребенка как минимально достаточный для успешного продолжения обу-

чения в начальной школе, развитие у него любознательности, воображения, коммуникативности, наглядно-образного мышления. Вместе с тем вариативные компоненты содержания образования в ДОУ - различные программы с высоким развивающим потенциалом обучения, в том числе основам естествознания, позволяют с учетом возрастных, психофизических особенностей и интересов ребенка приобщить его уже на ранних этапах социализации к истокам мировой и отечественной культуры, способствовать развитию индивидуальных способностей и осознанию формирующейся личностью сферы своих познавательных запросов. При этом обеспечиваются сквозные линии в содержании обучения, достигается концентричность при проектировании учебных программ, то есть создаются условия для осуществления преемственности между программами развивающего обучения детей дошкольного возраста и интегрированного курса «Окружающий мир» начальной средней школы.

С целью обеспечения преемственных связей между этапами и ступенями физического образования в средней школе необходимо сохранить системность и фундаментальность дисциплин естественно-научного цикла. Они способствуют повышению предпрофессиональной мобильности личности, созданию условий для формирования ее готовности к социально-профессиональному самоопределению, для успешного освоения широкого спектра наукоемких специальностей.

Исходя из обязательного минимума, регламентируемого ГОС, при определении содержания курса физики на старшей ступени общего образования необходимо:

■ на базовом уровне делать акцент на дидактических материалах, определяющих основы формирования у обучающихся научного мировоззрения, знаний фундаментальных физических законов и принципов, познавательных интересов и навыков самостоятельной работы с источниками информации;

Обсуждаем проблему

143

■ на профильном уровне увеличить долю практической составляющей содержания курса, уделять особое внимание формированию у школьников физических понятий на основе результатов лабораторных исследований, знаний о методах научного познания природы.

Учитывая роль физики как системнометодологической основы общего и профессионального образования, целесообразно уже на ранних этапах школьного профильного обучения (8-9-е классы) предложить учащимся курсы по выбору, опирающиеся на обширный научный, мировоззренческий и дидактический потенциал. В этом контексте предпрофильная подготовка по различным аспектам физики является одним из элементов системы непрерывного физического образования, фактором обеспечения устойчивой преемственной связи ступеней школьной образовательной среды и последующих этапов профессионализации.

Важным условием непрерывности физического образования, сближения учебной деятельности школьников и студентов в содержательном и процессуальном аспектах является учебно-методическое взаимодействие учреждений общего среднего и высшего образования. Следствием такой профессионально ориентированной интеграции являются новые формы и методы обучения - профильные гимназии и физические школы при высших учебных заведениях, лицейские классы, использующие научно-методические, материально-технические и кадровые ресурсы вузов. В рамках этих инновационных подходов решаются следующие задачи:

• более полно удовлетворяются индивидуальные интересы и познавательные потребности учащихся;

• повышается качество предметных, учебных, общеинтеллектуальных умений и навыков школьников;

• благодаря применению вузовских форм и технологий обучения (лекций, семинаров, лабораторных практикумов, учеб-

ного проектирования) обеспечивается преемственность уровней общего среднего и высшего профессионального образования.

Единство фундаментальной и практической сторон физической науки позволяет на вузовском уровне непрерывного образования продолжить формирование ряда универсальных и профессиональных компетенций. Использование методологического инструментария физики в цикле «факты - гипотеза - теория - следствия - эксперимент» способствует усвоению будущими специалистами причинно-следственных связей между сторонами изучаемых процессов. Если учесть усиливающуюся тенденцию системного применения в вузовском физическом образовании новых педагогических и информационных технологий, то связь этих факторов с формированием у студентов методологической, культурологической и профессиональной компетенций становится очевидной.

Одним из определяющих факторов развития мотивационно-когнитивных установок и успешного формирования компетентности личности в процессе непрерывного физического образования является кадровое обеспечение всех уровней и звеньев педагогической системы. Педагог должен быть развитой, креативной личностью, активно владеть новыми педагогическими и информационными технологиями, обладать высокой культурой, глубокими знаниями основ наук о природе и человеке.

На уровне дошкольного образования, имеющем определяющее значение для последующего развития личности ребенка, от педагогов ДОУ - воспитателей, методистов, психологов - требуется: высокая степень осознанности принципов природо- и культуросообразности; владение содержательными компонентами вариативных дидактических программ обучения; умение обеспечивать условия формирования и развития у детей элементарных математических, естественно-научных и экологических представлений, корректировать методику обучения в зависимости от достигнутых

результатов; психолого-педагогическая грамотность в выстраивании стратегии сотрудничества с родителями с целью обеспечения целостности и преемственности процесса усвоения ребенком простейших физических знаний и социокультурных норм.

На уровне средней общеобразовательной подготовки в системе непрерывного физического образования задачами педагога являются: создание условий, способствующих пониманию учащимися целей и задач изучения физики; формирование материалистического мировоззрения; педагогическая поддержка позитивной мотивации учащихся к познанию новых фактов и физических явлений; поощрение инициативности и самостоятельности школьника; оказание помощи в выборе учащимся индивидуального образовательного маршрута в предметно-ориентированной коммуникативной среде, в процессе формирования и осуществления его самообразовательной деятельности.

Преподаватель вузовского курса общей физики должен создавать педагогические условия для творческой работы студентов,

практического овладения ими методологией и инструментарием физической науки, формирования научного мировоззрения и стиля теоретического мышления, гражданской ответственности за благоприятное развитие природы и общества.

Таким образом, непрерывное обучение физике является ключевым фактором формирования совокупности компетенций личности как деятельностной основы современного общего и профессионального образования.

Литература

1. Филатова Л.О. Развитие преемственности

школьного и вузовского образования в условиях введения профильного обучения в старшем звене средней школы. - М., 2005.

2. См.: Ан А.Ф. Опыт довузовской и инже-

нерной подготовки в системе непрерывного физического образования // Физическое образование в вузах. - 2007. -Т. 13. - № 2.

3. Хуторской А.В. Технология проектирова-

ния ключевых и предметных компетенций // Эйдос. - 2005. - 12 дек. - http:// www.eidos.ru/2005/ 1212.htm

Становление корпоративной компетентности выпускника технического вуза

С. АНДРЕЕВ, доцент А. ЗОТОВ, соискатель Московский государственный индустриальный университет

В условиях глобализации и интернационализации мировой экономики в развитых странах, включая Россию, широкое распространение получила корпоративная форма организации предпринимательской деятельности, которая является сегодня неотъемлемым элементом общественного и экономического развития. Одним из обязательных условий эффективного функционирования корпораций являются профессиональные специалисты, способные успешно осуществлять свою деятельность в условиях корпоративного производства и

системы корпоративного управления, т.е. обладающие корпоративной компетентностью.

Корпоративная компетентность -это способность личности успешно осуществлять свою профессиональную деятельность в условиях корпоративного производства и управления.

В научно-образовательном центре «Профессиональные инновации и компетенции» Московского государственного индустриального университета (ГОУ МГИУ) разработана концепция формирования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.