Научная статья на тему 'Формирование кластеров в нефтегазовой отрасли'

Формирование кластеров в нефтегазовой отрасли Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
481
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕР / ФОРМИРОВАНИЕ КЛАСТЕРА / НЕФТЕГАЗОВАЯ ОТРАСЛЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рутелевская Юнона Дмитриевна

В мировой практике все чаще встречаются случаи успешного применения кластерной политики, позволяющие управлять инновационной активностью предприятий и развивать их промышленный потенциал. В статье представлен ряд принципов, необходимых для формирования кластера нефтегазовой отрасли, а также выделены и описаны основные этапы при образовании нового кластера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рутелевская Юнона Дмитриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование кластеров в нефтегазовой отрасли»

Все это, по мнению авторов, будет способствовать повышению эффективности занятости и

созданию новых рабочих мест.

Список литературы

1. Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-Ф3 (ред. от 28.12.2016) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 02.12.1996. № 49. Ст. 5491.

2. Постановление Правительства КБР от 28.06.2013 N 183-ПП «О Государственной программе Кабардино-Балкарской Республики. Развитие туристско-рекреационного комплекса Кабардино-Балкарской Республики на 2013 - 2020 годы» // Официальная Кабардино-Балкария. № 26, 12.07.2013.

3. Балатокова М.Х. Условия развития рынка индустрии туризма в КБР // научный журнал. -Иваново: Олимп, 2017. № 4. С. 67-69.

4. Низова Л.М., Никитина А.С. Занятость в сфере туризма // Туризм как фактор модернизации экономики и развития регионов. Йошкар-Ола, 19-21 ноября 2015 г., 2015. С. 109-113.

5. Никонова О.В. Реформирование и развитие индустрии современного туризма. Социальная политика: учебник / [Аверин А.Н. и др.]; под общ. ред. Н.А. Волгина. Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. М.: Изд-во РАГС, 2008. 404 с.

6. Россия в цифрах. 2016: крат. стат. сб. / Федеральная служба государственной статистики (Росстат). М., 2016. 96 с.

7. Сайт Евростата. [Электронный ресурс]. Режим доступа:: http://ec.europa.eu/eurostat (дата обращения: 08.06.2017).

8. СахарчукЕ.С. Современные проблемы сервиса и туризма, 2011. № 3. С. 91-96.

9. Численность и фонд заработной платы работников по «чистым» видам экономической деятельности (включая организации малого предпринимательства) за январь-июль 2016 г. // КБРстат., 2016. 96 с.

ФОРМИРОВАНИЕ КЛАСТЕРОВ В НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ

Рутелевская Ю.Д.

Рутелевская Юнона Дмитриевна — студент магистратуры, кафедра организации и управления наукоемкими производствами, Сибирский государственный университет науки и технологий им. академикаМ.Ф. Решетнева,

г. Красноярск

Аннотация: в мировой практике все чаще встречаются случаи успешного применения кластерной политики, позволяющие управлять инновационной активностью предприятий и развивать их промышленный потенциал. В статье представлен ряд принципов, необходимых для формирования кластера нефтегазовой отрасли, а также выделены и описаны основные этапы при образовании нового кластера.

Ключевые слова: кластер, формирование кластера, нефтегазовая отрасль.

Важнейшей задачей развития России последних лет является кардинальное изменение сырьевой модели экономического развития на модель современной инновационной экономики [4].

Одним из методов достижения данной модели является реализация кластерной политики в нефтегазовой отрасли. В целях эффективного функционирования нефтегазового комплекса необходимо создать заинтересованность в соединении усилий предприятий по добыче, сбыту и переработке нефти в целях экономии на издержках производства и базе внедрения новых технологий. Создание кластера в нефтегазовой отрасли в долгосрочной перспективе помогает повысить глубину переработки нефти, расширить ассортиментную линейку предприятий-участников кластера, наладить взаимосвязь предприятий отрасли.

Ключевыми принципами при формировании кластеров в нефтегазовой отрасли являются:

— Территориальный принцип. При определении потенциальных участников нефтегазового кластера необходимо принимать во внимание местоположение месторождений. Каждое месторождение имеет ограниченные запасы, в связи с этим разработка месторождений и

инфраструктуры должна строиться таким образом, чтобы была возможность при разработке нового месторождения использовать имеющуюся инфраструктуру.

— Принцип взаимосвязи продукции. При создании кластера необходимо придерживаться определенного вида ассортимента продукции, выпускаемого предприятиями.

— Инновационный принцип. Участники кластера должны применять эффективные технологии, позволяющие минимизировать издержки производств.

— Принцип гибкости границ. Барьеры для входа и выхода новых предприятий в структуру должны быть минимальны.

— Принцип сосуществования конкуренции и кооперации. Действие этого принципа отличает кластерные образования от других интегрированных структур и делает кластер одной из наиболее эффективных форм взаимодействия в бизнесе и стимулирует инновационное развитие компаний [1, 2].

Постоянное следование ключевым принципам является неотъемлемой частью формирования нефтегазового кластера.

Формирование кластера происходит в несколько этапов, среди которых необходимо выделить такие как:

1. Подготовка и утверждение плана мероприятий по образованию нефтегазового кластера.

2. Формирование рабочей группы по созданию кластера. Рабочая группа должна включать основные заинтересованные предприятия и организации, являющиеся потенциальными участниками кластера.

3. Проведение общего собрания учредителей предприятий и специализированной организации.

4. Подписание соглашения, учредительного договора устава.

5. Государственная регистрация специализированной организации. Государственная регистрация нефтегазового кластера осуществляется руководителем специализированной организации путем создания специализированной организации кластера в организационно -правовой форме общества или ассоциации или партнерства в установленном законодательством Российской Федерации порядке. Высшим органом управления кластера является общее собрание членов специализированной организации и принятые в состав физические и юридические лица.

6. Разработка функциональной карты и программы развития нефтегазового кластера. Функциональная карта и программа развития кластера - ключевые документы, регулирующие развитие кластера. Функциональная карта включает в себя: схему территориального размещения, организационно-функциональная схема кластера, управленческая схема совместного проекта, схема производственно-технологического взаимодействия и влияния проекта на кооперацию кластера. Программа развития кластера должна включать: текущий уровень развития кластера, цели и задачи программы, перспективы развития кластера, совместные проекты участников кластера, ресурсное обеспечение, КПЭ реализации программы.

7. Подготовка документации на соответствие кластера и специализированной организации требованиям, прохождение проверки.

8. Запуск информационного портала кластера, включающий справочные материалы [3].

Кластерный подход может стать ключевым в стратегии развития нефтегазового сектора.

Создание нефтегазового кластера, как показывает международный опыт, приводит к синергетическому эффекту, благодаря способности кластера адаптироваться к меняющимся экономическим и политическим условиям, что, в свою очередь, обеспечивает рост социально-экономического развития отрасли и региона, увеличение объемов производства высокотехнологичной продукции, рост научно-технического и промышленного потенциала, оснащение нефтегазовой отрасли инновационным импортозамещающим оборудованием.

Список литературы

1. Бородина М.А. Формирование экономических кластеров в регионе / М.А. Бородина //

Пермского университета, 2010. № 2 (5). С. 37-39.

2. Ермолаев Д.В., Наташкина Е.А. Управление инновационными процессами в

промышленности, в том числе при формировании промышленных кластеров.

Управленческий учет, 2014. № 6. С. 12-19.

3. Методические материалы по созданию промышленного кластера Москва, 2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://cluster.hse.ru/about/library.php/ (дата обращения: 24.04.2017).

4. Михайлов В.О. Оценка необходимого уровня технологической диверсификации проектного портфеля нефтегазовых корпораций // Защита окружающей среды в нефтегазовом комплексе, 2013. № 3.

МЕНЕДЖМЕНТ ВИРТУАЛЬНЫХ КОМАНД: ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ Каримов М.Х.

Каримов Марат Харисович — студент магистратуры, факультет бизнеса и менеджмента, Национальный исследовательский университет Высшая школа экономики, г. Москва

Аннотация: в статье анализируются актуальное инновационное направление в современном менеджменте - применение виртуальных команд. Рассматриваются основные преимущества и недостатки данного типа функционирования команды, возможности для реализации данной модели и проводятся сравнения с командой в классическом понимании.

Ключевые слова: менеджмент, команда, виртуальная команда, управление командой, средства коммуникации, технологический прогресс.

В данной работе рассматривается довольно перспективный и динамично развивающийся вид менеджмента как менеджмент виртуальных команд. Технология внедрения виртуальных команд и эффективное управление ими активно развивается в последние десятилетия. Этот процесс обусловлен тем, что весь мир вступил в информационную эпоху и эпоху глобализации. В современном мире большой акцент в управлении и планировании делается на 1Т-технологии, которые могут включать в себя интернет-технологии, технологии программирования, внедрения баз данных и прочее. Весь этот список неисчерпаем, как и возможности в данной сфере. Благодаря использованию данных технологий человечество получило значительный прогресс во всех остальных сферах жизни и отраслях экономики.

Этот прогресс в создании удаленных и автономных средств связи и коммуникаций (в том числе телефонная связь) коснулся и менеджмента проектов, а именно менеджмента проектной или управленческой команды. В современных компаниях все чаще довольно интересной альтернативой классической проектной или управленческой команде становится виртуальная команда.

Под виртуальными командами обычно понимается группа людей, нацеленных на решение общей задачи проекта, от результатов совместной деятельности которых зависит результат проекта, при этом члены команды чаще всего территориально разделены и коммуницируют путем формального общения с использованием электронных средств.

Анализируя основные достоинства виртуальных команд [1, с. 108], можно выделить основные из них:

- открытая и прозрачная структура;

- высокий уровень гибкости;

- увеличение производительности команды за счет распределения задач;

- отсутствие географических и других ограничений в процессе формирования состава команды и её функционирования;

- снижение экономических издержек на содержание команды и офиса;

- приоритет горизонтальных связей;

- высокий уровень автономности;

- достаточно узкая специализация членов сети;

- высокий уровень обмена информацией (например, она может быть в открытом доступе для всех членов команды);

- высокий статус информационных и кадровых средств интеграции.

Что касается основных недостатков виртуальных команд, то к ключевым можно отнести:

- временной разрыв между участниками команды (например, разные часовые пояса);

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.