АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО РЫНКА КАБАРДИНО-БАЛКАРСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И СПЕЦИФИКА ЗАНЯТОСТИ В СФЕРЕ ТУРИЗМА И ГОСТИНИЧНОГО ХОЗЯЙСТВА
Дзамихов И.К.
Дзамихов Ислам Казбекович — магистрант, кафедра экономики и менеджмента в туризме, Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова, г. Нальчик
Аннотация: в данной статье проведен анализ развития рынка туризма в Кабардино-Балкарской республике и показаны особенности занятости населения, в том числе в сфере гостиничного хозяйства. Проведено исследование развития туризма в Северо-Кавказском федеральном округе, определены проблемы развития данной сферы. Показана специфика занятости в туристической сфере и гостиничном хозяйстве Российской Федерации и Кабардино-Балкарской республики. Сделаны выводы и предложены меры по развитию гостиничного хозяйства в регионе и занятости в данной сфере.
Ключевые слова: туристический рынок КБР, занятость в сфере гостиничного хозяйства, политэкономическая нестабильность, гостиничное хозяйство, туристическая инфраструктура.
УДК 338.48
Кабардино-Балкарская Республика имеет значительный курортно-рекреационный потенциал, характеризуемый такими факторами, как разнообразие природных условий, благоприятные климатические условия, богатство и разнообразие животного и растительного мира, концентрация памятников и культурно-исторического наследия, широкое развитие народно-художественные промыслов, наличие значительного числа санаторно-курортных учреждений, домов, пансионатов, баз отдыха и прочих объектов рекреации. По составу и количеству своих бальнеологических ресурсов, сконцентрированных на относительно небольшой территории, и возможностей оздоровления населения, КБР не имеет аналогов в России. Таким образом, сфера гостиничных услуг имеет широкий потенциал к развитию в данном регионе.
Специфика занятости в туристической сфере и гостиничном хозяйстве России и КБР.
Туризм как развивающаяся отрасль представляет особый интерес и оказывает мощное воздействие на занятость трудоспособного населения. Туристский рынок рассматривается как экономическая категория, выражающая совокупность социально-экономических процессов и отношений в сфере маркетинговых исследований, производства, обмена и распределения между производителями и потребителями туристских услуг. Рынок труда в сфере туризма - это совокупность экономических и общественных отношений между собственниками рабочей силы (свободными гражданами) и покупателями этой рабочей силы (работодателями).
К числу основных социально-экономических функций туризма относится содействие занятости населения (занятость в гостиничном, транспортном и курортно-санаторном хозяйстве, туристических фирмах и т.д.). Данная сфера связана с обслуживанием разнообразных социально-культурных потребностей населения и охватывает большой арсенал организаций: гостиницы, отели, гостевые дома, рестораны, кафе, магазины туристских товаров, парки отдыха, клубы, а также другие организации сферы туризма и отдыха, предоставляющие социальные и персональные услуги. Это еще раз доказывает, что туристический сектор объединяет все виды экономической деятельности, обеспечивающие необходимыми услугами клиентов: гостиничную индустрию, транспорт, питание, торговлю, развлечения и др. Уровень его развития находится, как известно, в зависимости от политических, экономических и социально-культурных факторов. Ретроспективный взгляд показывает, что наибольшее развитие оно получило на стыке ХХ - XXI веков.
Для большей аргументации актуальности проблем занятости нами проведен мониторинг на трех уровнях: международном, федеральном и региональном.
Туризм играет одну из главных ролей мировой экономики, составляет десятую часть мирового валового национального продукта, что отражается на состоянии занятости в отрасли. В рамках мирового хозяйства по числу рабочих мест туризм занимает лидирующее место. За 1990 - 2015 гг. число туристов в мире увеличилось вдвое [4], что способствует росту количества рабочих мест в индустрии гостеприимства.
По оценкам Международной организации труда, в сфере туризма мира работает более 100 млн человек, или каждый 15 занятый в мировом производстве. При этом мониторинг показывает, что в развивающихся странах сфера туризма создает больше новых рабочих мест, чем другие отрасли экономики. Это положительно влияет на состояние занятости в отрасли: если в небольших государствах, экономика которых зависит от туризма, почти половина трудоспособного населения вовлечено в её деятельность, то в индустриально развитых странах - только 5% [5]. По некоторым источникам, в нем ежедневно заняты более 20 млн человек и ежегодно в этой сфере создается около 3 млн новых рабочих мест. В туризме новые рабочие места в географическом плане распространяются более широко, чем в других растущих секторах экономики.
По данным Евростата, занятость в туризме составляет около 13 млн человек. 9,5 млн человек заняты в гостиницах, ресторанах и транспортном секторе, это составляет 4,3% от общего числа занятых [7]. Наибольшее количество работников в сфере туризма занято в Федеративной Республике Германия (более 1,5 млн человек), следующую позицию занимает Испания (1,45 млн человек). В процентном отношении от общего числа занятых первые позиции в Европейском Союзе занимают Мальта (8,6%), Испания (7,7%) и Греция (6,7%). На долю туризма в Европе также приходится около 10 % валового национального дохода.
Тенденции занятости в туризме Европы в целом характерны и для Российской Федерации. По данным Росстата, динамика занятости в гостиницах, ресторанах, на других предприятиях России, оказывающих населению различные туристские услуги, имеет положительную тенденцию роста. Занятость в российском туризме с учетом занятости в смежных отраслях составляет более 4,0 млн человек. В частности, за последние 10 лет численность занятых выросла на 45% [8]. Данные статистики свидетельствуют также о том, что большинство занятых в этом секторе - женщины. Средний возраст работающих в индустрии гостеприимства по данным Росстата составляет 37,5 лет, при этом почти 30% занятых составляют молодые люди до 30 лет [2]. Этому способствует государственное регулирование туристской деятельности в рамках Федерального закона «Об основах туристкой деятельности в Российской Федерации». В нем предусмотрено такое направление, как «содействие кадровому обеспечению в сфере туризма» [1].
В последние годы туризм приобретает приоритетную значимость в Кабардино-Балкарской Республике. При этом преследуется решение многих задач: финансово-экономических, социальных и культурных. Особое место в развитии отрасли занимает государственная программа Республики «Развитие туристско-рекреационного комплекса Кабардино-Балкарской Республики на 2013 - 2020 гг.» [2]. По данным Минкурортов и туризма, в КБР насчитывается 240 предприятий туристско-рекреационного комплекса - 22 санаторно-курортных учреждения, 19 оздоровительных, 22 -альпинистских лагерей, спортивных баз и пансионатов, более 91 гостиниц в Приэльбрусье, 86 туристических фирм. Предприятие в состоянии одновременно принять свыше 15 тысяч отдыхающих. Работников в этой области насчитывает около 4,5 тысячи человек со средней заработной платой около 9,3 тысячи рублей [3, с. 68].
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистки по КБР средняя численность работников туристических фирм составляет 147 человек, включая внешних совместителей, выполняющих работы по договорам гражданско-правового характера, а за исключение этой категории - 130 человек. За январь-июнь 2016 года занятость населения в сфере гостиничного и ресторанного хозяйства составляет 800 чел. Данный показатель составляет 115,1% от данных за тот же период 2015 года [9]. Таким образом, динамика занятости имеет положительную тенденцию, однако в связи со сниженными показателями турима по республике в общем, важно осуществлять различные стимулирующие меры, как на локальном (в организациях), так и на региональном уровне.
В целях дальнейшего развития туризма в Республике и повышения эффективности занятости в сфере гостиничного хозяйства считаем целесообразным решение следующих задач:
- развитие внутреннего туризма как в Российской Федерации, так и в КБР, обуславливая рост рабочих мест и занятости населения в этой сфере;
- развитие инфраструктуры сферы туризма (дорожно-транспортной, гостиничной, зоны отдыха);
- повышение качества и формирование положительного имиджа туристского кластера;
- регулирование проблемы образования и карьерного роста в сфере гостиничного хозяйства.
Все это, по мнению авторов, будет способствовать повышению эффективности занятости и
созданию новых рабочих мест.
Список литературы
1. Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-Ф3 (ред. от 28.12.2016) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 02.12.1996. № 49. Ст. 5491.
2. Постановление Правительства КБР от 28.06.2013 N 183-ПП «О Государственной программе Кабардино-Балкарской Республики. Развитие туристско-рекреационного комплекса Кабардино-Балкарской Республики на 2013 - 2020 годы» // Официальная Кабардино-Балкария. № 26, 12.07.2013.
3. Балатокова М.Х. Условия развития рынка индустрии туризма в КБР // научный журнал. -Иваново: Олимп, 2017. № 4. С. 67-69.
4. Низова Л.М., Никитина А.С. Занятость в сфере туризма // Туризм как фактор модернизации экономики и развития регионов. Йошкар-Ола, 19-21 ноября 2015 г., 2015. С. 109-113.
5. Никонова О.В. Реформирование и развитие индустрии современного туризма. Социальная политика: учебник / [Аверин А.Н. и др.]; под общ. ред. Н.А. Волгина. Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ. М.: Изд-во РАГС, 2008. 404 с.
6. Россия в цифрах. 2016: крат. стат. сб. / Федеральная служба государственной статистики (Росстат). М., 2016. 96 с.
7. Сайт Евростата. [Электронный ресурс]. Режим доступа:: http://ec.europa.eu/eurostat (дата обращения: 08.06.2017).
8. СахарчукЕ.С. Современные проблемы сервиса и туризма, 2011. № 3. С. 91-96.
9. Численность и фонд заработной платы работников по «чистым» видам экономической деятельности (включая организации малого предпринимательства) за январь-июль 2016 г. // КБРстат., 2016. 96 с.
ФОРМИРОВАНИЕ КЛАСТЕРОВ В НЕФТЕГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ
Рутелевская Ю.Д.
Рутелевская Юнона Дмитриевна — студент магистратуры, кафедра организации и управления наукоемкими производствами, Сибирский государственный университет науки и технологий им. академикаМ.Ф. Решетнева,
г. Красноярск
Аннотация: в мировой практике все чаще встречаются случаи успешного применения кластерной политики, позволяющие управлять инновационной активностью предприятий и развивать их промышленный потенциал. В статье представлен ряд принципов, необходимых для формирования кластера нефтегазовой отрасли, а также выделены и описаны основные этапы при образовании нового кластера.
Ключевые слова: кластер, формирование кластера, нефтегазовая отрасль.
Важнейшей задачей развития России последних лет является кардинальное изменение сырьевой модели экономического развития на модель современной инновационной экономики [4].
Одним из методов достижения данной модели является реализация кластерной политики в нефтегазовой отрасли. В целях эффективного функционирования нефтегазового комплекса необходимо создать заинтересованность в соединении усилий предприятий по добыче, сбыту и переработке нефти в целях экономии на издержках производства и базе внедрения новых технологий. Создание кластера в нефтегазовой отрасли в долгосрочной перспективе помогает повысить глубину переработки нефти, расширить ассортиментную линейку предприятий-участников кластера, наладить взаимосвязь предприятий отрасли.
Ключевыми принципами при формировании кластеров в нефтегазовой отрасли являются:
— Территориальный принцип. При определении потенциальных участников нефтегазового кластера необходимо принимать во внимание местоположение месторождений. Каждое месторождение имеет ограниченные запасы, в связи с этим разработка месторождений и