Научная статья на тему 'Аграрный туризм как один из видов инновационных туристических услуг'

Аграрный туризм как один из видов инновационных туристических услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
561
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
туризм / агротуризм / инновации / виды инновационных туристических услуг / tourism / agritourism / innovation / kinds of innovative tourism products

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ирина Анатольевна Киселева, Азиза Мухамадияевна Трамова

Статья посвящена актуальной теме современности – развитию инновационных услуг в сфере туризма. Специфика деятельности туристических фирм состоит в том, что они работают в условиях достаточно жесткой конкуренции и в условиях сезонного колебания спроса. Обычным и наиболее простым инструментом адаптации фирм к изменяющимся условиям является ценовой механизм. Однако снижая цены в периоды падения спроса (либо под влиянием фактора сезонности, либо в результате увеличения конкурентных предложений) предприятие теряет в своей доходности и снижает уровень конкурентоспособности. Выходом может являться введение инноваций, стимулирующих спрос и позволяющих предприятию уйти от конкурентов в новый сегмент рынка. В статье на примере крупного региона – Кабардино-Балкарской Республики рассмотрены особенности аграрного туризма как одного из видов инновационных услуг туристскорекреационного комплекса. Приведена классификация инновационных туристических услуг, произведен сравнительный анализ эффективности потребления туристических услуг на примере традиционного туризма и агротуризма. Выявлено, что следует ожидать спрос на такие виды инновационных туристических услуг как: экологический туризм, этнографический туризм, СПА-НОВОСТИ туризм, агротуризм или сельскохозяйственный туризм. Аграрный туризм это один из перспективных видов туристической деятельности для КБР, который получил в последнее время широкое распространение как за границей, так и в РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Agricultural tourism as one of the species innovative travel services

The article is devoted to the actual topic of our time innoatsionnyh development services in the field of tourism. The specifics of travel companies is that they work in a fairly tough competition and in conditions of seasonal fluctuations in demand. The usual and most simple tool to adapt to changing conditions of firms is the price mechanism. However, lowering the prices in periods of falling demand (or under the influence of seasonal factors, or as a result of increasing competitive bids), the company loses its profitability and reduces competitiveness. The solution may be the introduction of innovation, stimulating demand and allow the company to withdraw from the competition in the new market segment. In the article on the example of a large region KabardinoBalkar Republic of the features of agricultural tourism as one of the types of innovative services tourist and recreational complex. Shows classification of innovative travel services, comparative analysis of the efficiency of consumption of tourist services on the example of the traditional tourism and agrotourism. It was revealed that we should expect demand for these kinds of innovative travel services as ecotourism, ethnographic tourism, spa tourism, agrotourism or agriculture. Agricultural tourism this is one of the most promising types of tourism activities to the CBD, which was recently widely used both abroad and in Russia. Введение

Текст научной работы на тему «Аграрный туризм как один из видов инновационных туристических услуг»

ГЛАВНАЯ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ НОВОСТИ КОНТАКТЫ

V экон

экономика

УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ И АВТОРЫ!

Электронный научный журнал «Аэкономика: экономика и сельское хозяйство» включен в РИНЦ, ЦНСХБ. Журнал выгружается в РИНЦ 1 раз в квартал, научные статьи публикуются ежедневно. Ежемесячная аудитория: более 10 000 уникальных пользователей. Приглашаем авторов к бесплатной публикации научных статей. ISSN: 2500-0861. Возможны срочные публикации!

АГРАРНЫЙ ТУРИЗМ КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ИННОВАЦИОННЫХ ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ

Главная страница журнала

Agricultural tourism as one of the species innovative travel services

Экономические науки

Сельскохозяйственные науки

О журнале

Редакция

Общая лента

Выпуски

УДК 330

30.11.2016

Выходные сведения:

Киселева И.А., Трамова А.М. Аграрный туризм как один из видов инновационных туристических услуг // Аэкономика: экономика и сельское хозяйство, 2016 № 4 (12). URL: http://aeconomy.ru/science/economy/agrarnyy-turizm-kak-odin-iz-vidov-i/

Авторы:

Ирина Анатольевна Киселева, доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры математических методов в экономике, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва, Российская Федерация, [email protected]

Опубликовать статью. Авторам

НОВОСТИ

Экономика

Азиза Мухамадияевна Трамова, доктор экономических наук, доцент кафедры «Высшая математика», ФГБОУ ВО «Кабардино-Балкарский ГАУ», Нальчик, Российская Федерация, [email protected]

Authors:

Irina Anatolievna Kiselеvа, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow, Russian Federation, [email protected]

Сельское хозяйство

Aziza Muhamadiyaevna Tramova, "Kabardino-Balkarian State University of Agriculture", Nalchik, Russian Federation, [email protected]

Это интересно

Ключевые слова:

туризм, агротуризм, инновации, виды инновационных туристических услуг

Keyword:

tourism, agritourism, innovation, kinds of innovative tourism products Аннотация:

Статья посвящена актуальной теме современности - развитию инновационных услуг в сфере туризма. Специфика деятельности туристических фирм состоит в том, что они работают в условиях достаточно жесткой конкуренции и в условиях сезонного колебания спроса. Обычным и наиболее простым инструментом адаптации фирм к изменяющимся условиям является ценовой механизм. Однако снижая цены в периоды падения спроса (либо под влиянием фактора сезонности, либо в результате увеличения конкурентных предложений) предприятие теряет в своей доходности и снижает уровень конкурентоспособности. Выходом может являться введение инноваций, стимулирующих спрос и позволяющих предприятию уйти от конкурентов в новый сегмент рынка.

В статье на примере крупного региона - Кабардино-Балкарской Республики рассмотрены особенности аграрного туризма как одного из видов инновационных услуг туристско-рекреационного комплекса. Приведена классификация инновационных туристических услуг, произведен сравнительный анализ эффективности потребления туристических услуг на примере традиционного туризма и агротуризма. Выявлено, что следует ожидать спрос на такие виды инновационных туристических услуг как: экологический туризм, этнографический туризм, СПА-

alpari

@ Инвестиции от 10$ © На любой срок О Высокая доходность*

туризм, агротуризм или сельскохозяйственный туризм. Аграрный туризм - это один из перспективных видов туристической деятельности для КБР, который получил в последнее время широкое распространение как за границей, так и в РФ.

Annotation:

The article is devoted to the actual topic of our time - innoatsionnyh development services in the field of tourism. The specifics of travel companies is that they work in a fairly tough competition and in conditions of seasonal fluctuations in demand. The usual and most simple tool to adapt to changing conditions of firms is the price mechanism. However, lowering the prices in periods of falling demand (or under the influence of seasonal factors, or as a result of increasing competitive bids), the company loses its profitability and reduces competitiveness. The solution may be the introduction of innovation, stimulating demand and allow the company to withdraw from the competition in the new market segment.

In the article on the example of a large region - Kabardino-Balkar Republic of the features of agricultural tourism as one of the types of innovative services tourist and recreational complex. Shows classification of innovative travel services, comparative analysis of the efficiency of consumption of tourist services on the example of the traditional tourism and agro-tourism. It was revealed that we should expect demand for these kinds of innovative travel services as eco-tourism, ethnographic tourism, spa tourism, agro-tourism or agriculture. Agricultural tourism - this is one of the most promising types of tourism activities to the CBD, which was recently widely used both abroad and in Russia.

ПОДРОБНЕЕ

www.alparLru

* AJpaji 1 imrted. Доходность в прошлой he иожет гарантировать дажоднасгь в будущем

Введение

Одним из регионов РФ, с одной стороны, обладающим мощным туристско-рекреационным потенциалом, а с другой - характеризующимся острым дисбалансом между наличием туристско-рекреационных ресурсов и спросом на услуги туристского сектора, является Кабардино-Балкарская Республика (КБР). В экономическом развитии КБР рыночные отношения обуславливают необходимость интенсивного развития туризма. [6, с.245] .

Туризм рассматривается как социально - экономическое явление, оказывающее прямое и опосредованное влияние на развитие всей, связанной с ним инфраструктуры. При рыночных отношениях для стимулирования развития туризма необходимо применение инноваций. [7, 8, 9, 14] .

Специфика туризма (в отличие от других отраслей рассматриваемой сферы народного хозяйства) состоит в тесной привязке его к конкретной территории (региону). Так, если такие отрасли сферы услуг, как общественное питание или бытовое обслуживание населения практически индифферентны по отношению к региону их дислокации, то с туризмом дело обстоит противоположным образом. [13, с.115], [15, с.25] .

Инновации на предприятиях туристического бизнеса

При анализе инновационных видов туристических услуг всегда следует осуществлять выбор потенциальных инноваций, исходя из множества возможностей конкретного региона. Соответственно, инновационные процессы в туристической отрасли в методическом отношении должны быть рассмотрены во взаимосвязи с региональным аспектом. [11] .

Причем следует учитывать не только природно-рекреационные ресурсы, но и уровень экономического развития региона, являющегося базой для развития туристской индустрии. Иными словами, инновационные процессы должны быть органично вписаны как туристско-рекреационный комплекс (ТРК) региона, так и в региональную экономику в целом. [10, 12] .

Классификация инноваций применительно к туристической отрасли на примере Кабардино-Балкарской Республики является результатом анализа и опросов клиентов туристических фирм КБР и учитывает возможности: 1) расширения ассортимента услуг с учетом региональной специфики; 2) адаптации зарубежного опыта к региональным условиям [1, с.47].

Следует ожидать спрос на такие виды инновационных туристических услуг как:

■ Экологический туризм (с изучением заповедников и выявлением нарушений в экологии). Данный вид туризма помимо воспитания у населения бережного отношения к природе может приносить также общественную пользу: сбор информации о состоянии природной среды содействует эффективной работе органов экологического надзора. В связи с этим данный вид туризма целесообразно организовать на льготной основе, что является важным фактором стимулирования спроса [2, с.115] .

■ Этнографический туризм (с изучением быта кабардино-балкарского народа). В настоящее время подобный вид туристических услуг уже имеется во многих странах и пользуется популярностью. Однако для КБР он является инновацией. К этому виду туризма примыкает и археологический туризм. В КБР есть места археологических раскопок, которые могут заинтересовать определенные туристические группы.

■ СПА-туризм (с организацией СПА-процедур на базе минеральных источников и грязей озера Тамбукан). СПА-туризм в настоящее время широко распространен в развитых европейских странах (Франция, Швейцария, Германия), а также на лучших курортах Туниса, Турции и других стран. Организация данного вида туризма вывела бы туризм в КБР на мировой уровень.

■ Агротуризм или сельскохозяйственный туризм (занятие земледелием и скотоводством на специально выделенных участках).

Аграрный туризм - это один из перспективных видов туристической деятельности для КБР, который получил в последнее время широкое распространение как за границей, так и в РФ. Аграрный туризм можно считать многогранным для развития туристской деятельности. Следует понять механизм развития и продвижения этого вида туризма, а также его влияния на межкультурную коммуникацию в туризме. Этот вид туризма может охватывать широкие слои населения, начиная со слоев населения с низкими доходами и любителями природы. [5, с.244] .

В настоящее время городские жители испытывают значительный стресс, связанный с излишней урбанизацией среды их проживания: скученность населения, загазованность, автомобильные пробки и т.д. Работа на земле не только снимает стресс и приносит оздоровительный эффект, но полезна еще и своим результатом - получением экологически чистого сельскохозяйственного продукта. В то же время это вклад в проблему обеспечения населения продуктами питания. Однако не все жители городов имеют возможность приобретения и последующего содержания загородного дома или дачи. Сельскохозяйственный туризм решает эту проблему. Данный вид туризма уже хорошо зарекомендовал себя за рубежом. Для КБР он является инновацией. [4, с.183] .

Проведем сравнительный анализ эффективности для потребителя двух вариантов туристических услуг: традиционного и агротуризма, осуществляемых в аналогичных условиях (по регионам их дислокации, времени года и т.д.).

Таблица 1

Услуги Традиционный туризм Агротуризм

Проживание Гостиница (500 р. и выше) Частный сектор (100-200 р.)

Питание Кафе, ресторан (450 р. и выше) Национальные блюда (от 100 р. и выше)

Экскурсии От 350 р. Народные сказания

Развлечения, спорт Концерты, теннис, и т. д. (от 500 р.) Народные гуляния, обычаи, традиции, борьба, футбол, и т.д.

СПА программа Сауна, бани (от 250 р.) Зечка, озеро, горячие минеральные лечебные источники

Активный отдых Прогулка по магазинам (от 200 р. и выше) Работа в подсобном хозяйстве, в огороде, на ферме

Итого: 2070 р. 200 р.

Анализ эффективности потребления туристических услуг

В табл. 1 указан суточный минимум. Здесь приведен сравнительный расчет эффективности для потребителя двух вариантов туристических услуг: традиционного и агротуризма, осуществляемых в аналогичных условиях (по регионам их дислокации, времени года и т.д.). Можно сделать вывод о несомненной привлекательности агротуризма как по критерию затрат, так и по другим критериям, неподдающимся прямой формализации - общение с природой, чистый воздух и т.д.

Выводы

Внедрение новых видов туристических продуктов обусловит вовлечение в туристический бизнес новые слои населения. Так, агротуризм может оказаться привлекательным для инвестиций, своей доступностью для населения с низким уровнем доходов; этнотуризм - для бывших соотечественников, проживающих за границей и желающих посетить места проживания своих предков. Экотуризм - для экологов и представителей партии «зеленых».

Пример КБР убедительно доказывает, что сложность возникающих в туристическом бизнесе задач предопределяет необходимость использования оригинальных и инновационных решений, без которых в условиях дефицита инвестиционных ресурсов и слабой инфраструктурной базы прогресс в этой области становится недостижимым [3, с.220].

Библиографический список

1. Агарков С.А., Кузнецова Е.С., Грязнова М.О. Инновационный менеджмент и государственная инновационная политика. - Академия естествознания, 2011. 235 с.

2. Киселева И.А., Трамова А.М. Влияние инновации на конкурентоспособность предприятий туристского бизнеса. / Статистика и Экономика. 2011. № 5. С. 115-119.

3. Киселева И.А., Трамова А.М. Анализ особенностей инвестиционной политики Кабардино-Балкарской Республики /Экономические науки. 2009. № 50. С. 219-222.

4. Киселева И.А., Трамова А.М. Риски при реализации инновационного проекта в туристической отрасли // Аудит и финансовый анализ. 2012. № 2. С. 182-185.

5. Киселева И.А., Цэцгээ Б. Оптимизационная модель развития туризма / Аудит и финансовый анализ, 2005. № 2. С. 244-245.

6. Киселева И.А., Трамова А.М. Моделирование инвестиционной привлекательности туристической отрасли региональной экономики (на примере Кабардино-Балкарской Республики) / Аудит и финансовый анализ. 2010. № 5. С. 241-246.

7. Кобяк М.В. Мировой рынок гостинично-туристских услуг // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2000. № 2, С. 46.

8. Кокурин Д.И. Инновационная деятельность. -М.: Экзамен, 2001. С. 10.

9. Котлер Ф., Боуен Дж., Мейкенз Дж. Маркетинг. Гостеприимство. Туризм. Пер. с англ. - М.: ЮНИТИ, 2005, 1063 с.

10. Минниханов Р.Н., Алексеев В.В., Файзрахманов Д.И., Сагдиев М.А. Инновационный менеджмент в АПК. -М.: Изд-во МСХА, 2003. - 432 с.

11. Морозов М.А., Володоманова Н.Ю. Экономика гостиничного предприятия. - М.: ИПФ «Талер», 2001. - 116 с.

12. Морозов М.А., Морозова Н.С. Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 240 с.

13. Смит С.Л., Татаринов А.А., Пошнагов С.Л., Трехлеб П.С. Туризм как фактор регионального экономического развития в России. Проблемы измерения роли туризма в региональной экономике. - М.: CEPRA, 2002. -456с.

14. Таммам Дибо. Роль промышленных кластеров в индустриальном развитии // ИТпортал, 2015. №1 (5). URL: http://itportal.ru/science/economy/rol-promyshlennykh-klasterov-v-indu/

15. Туризм и туристическое хозяйство. Учебник /Под ред. Чудновского А.Д. - М.: Изд. ЭКМОС, 2000. - 400 с.

References

1.Agarkov S.A., Kuznetsova E.S., Gryaznova M.O. Innovatsionnyi menedzhment i gosudarstvennaya innovatsionnaya politika. - Akademiya estestvoznaniya, 2011. 235 s.

2.Kiseleva I.A., Tramova A.M. Vliyanie innovatsii na konkurentosposobnost' predpriyatii turistskogo biznesa. / Statistika i Ekonomika. 2011. № 5. S. 115-119.

3.Kiseleva I.A., Tramova A.M. Analiz osobennostei investitsionnoi politiki Kabardino-Balkarskoi Respubliki /Ekonomicheskie nauki. 2009. № 50. S. 219-222.

4. Kiseleva I.A., Tramova A.M. Riski pri realizatsii innovatsionnogo proekta v turisticheskoi otrasli // Audit i finansovyi analiz. 2012. № 2. S. 182-185.

5. Kiseleva I.A., Tsetsgee B. Optimizatsionnaya model' razvitiya turizma / Audit i finansovyi analiz, 2005. № 2. S. 244-245.

6. Kiseleva I.A., Tramova A.M. Modelirovanie investitsionnoi privlekatel'nosti turisticheskoi otrasli regional'noi ekonomiki (na primere Kabardino-Balkarskoi Respubliki) / Audit i finansovyi analiz. 2010. № 5. S. 241-246.

7. Kobyak M.V. Mirovoi rynok gostinichno-turistskikh uslug // Turizm: praktika, problemy, perspektivy. 2000. № 2, S. 46.

8. Kokurin D.I. Innovatsionnaya deyatel'nost'. -M.: Ekzamen, 2001. S. 10.

9. Kotler F., Bouen Dzh., Meikenz Dzh. Marketing. Gostepriimstvo. Turizm. Per. s angl. - M.: YuNITI, 2005, 1063 s.

10. Minnikhanov R.N., Alekseev V.V., Faizrakhmanov D.I., Sagdiev M.A. Innovatsionnyi menedzhment v APK. -M.: Izd-vo MSKhA, 2003. - 432 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Morozov M.A., Volodomanova N.Yu. Ekonomika gostinichnogo predpriyatiya. - M.: IPF «Taler», 2001. - 116 s.

12. Morozov M.A., Morozova N.S. Informatsionnye tekhnologii v sotsial'no-kul'turnom servise i turizme. - M.: Izdatel'skii tsentr «Akademiya», 2002. - 240 s.

13. Smit S.L., Tatarinov A.A., Poshnagov S.L., Trekhleb P.S. Turizm kak faktor regional'nogo ekonomicheskogo razvitiya v Rossii. Problemy izmereniya roli turizma v regional'noi ekonomike. - M.: CEPRA, 2002. -456s.

14. Tammam Dibo. Rol' promyshlennyh klasterov v industrial'nom razvitii // ITportal, 2015. №1 (5). URL: http://itportal.ru/science/economy/rol-promyshlennykh-klasterov-v-indu/

15. Turizm i turisticheskoe khozyaistvo. Uchebnik /Pod red. Chudnovskogo A.D. - M.: Izd. EKMOS, 2000. - 400 s.

Возврат к списку

YOOX

© 2014-2017 Электронный научный журнал «Аэкономика: экономика и сельское хозяйство», срочная бесплатная публикация научных статей, 16+

Свидетельство Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных

технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу

ИА № ТУ 52-01155 от 19 июля 2016 г., ISSN: 2500-0861, журнал включен в РИНЦ, ЦНСХБ

INNOV - разработка сайта, Нижний Новгород

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.