Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ КАРЬЕРНЫХ СТРАТЕГИЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ СОЦИАЛЬНОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ФОРМИРОВАНИЕ КАРЬЕРНЫХ СТРАТЕГИЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ СОЦИАЛЬНОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
317
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАРЬЕРНЫЕ СТРАТЕГИИ / КАРЬЕРНЫЙ КОВОРКИНГ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / КАРЬЕРНЫЙ КОУЧИНГ / КАРЬЕРНЫЙ БРЕНДИНГ / CAREER STRATEGIES / CAREER COWORKING / SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITIES / STUDENT GOVERNMENT / CAREER COACHING / CAREER BRANDING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Коршунов Алексей Владимирович, Куликов Сергей Павлович

В рамках проведенного анализа была проведена актуализация процесса формирования различных стратегий, направленных на развитие карьеры современной российской молодежи, с учетом влияния самоуправления. Процесс организации студенческого самоуправления рассмотрен с позиций социально-культурной деятельности, что позволило определить его особую форму самостоятельной, инициативной общественной деятельности осуществляемой студентами высших учебных заведений, которая позволяет решать наиболее важные жизненные вопросы. Автором статьи также отмечается, что студенческое самоуправление способствует формированию социальной активности студентов, повышает степень взаимодействия с администрацией и различными общественными организациями, позволяет оптимизировать процесс выбора будущей профессии. Установлено, что современные карьерные стратегии молодежи могут быть охарактеризованы как карьерные ориентации, которые спроектированы на основе личностного карьерного потенциала, сформированного под влиянием не только определенного набора компетенций, но и с учетом влияния разного рода особенностей связанных с построением карьеры в условиях социальной неопределенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF CAREER STRATEGIES OF RUSSIAN YOUNG PEOPLE UNDER THE INFLUENCE OF INNOVATIVE FORMS OF SOCIAL AND CULTURAL ACTIVITIES

As part of the analysis, the process of forming various strategies aimed at career development of modern Russian youth was updated, taking into account the influence of self-government. The process of organizing student self-government is considered from the standpoint of socio-cultural activities, which allowed us to determine its special form of independent, initiative social activities carried out by students of higher educational institutions, which allows us to solve the most important life issues. The author of the article also notes that student self-government contributes to the formation of social activity of students, increases the degree of interaction with the administration and various public organizations, and allows optimizing the process of choosing a future profession. It is established that modern career strategies of young people can be characterized as career orientations that are designed on the basis of personal career potential, formed under the influence of not only a certain set of competencies, but also taking into account the influence of various features associated with building a career in conditions of social uncertainty. It is determined that socio-cultural activities are characterized by a fairly wide Arsenal of technologies that allow you to significantly adapt the process of building a career. Socio-cultural activity is considered in the article from the position of a separate independent pedagogical science, the main task of which is the development of the individual based on the integration of various socio-cultural values.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ КАРЬЕРНЫХ СТРАТЕГИЙ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЕЖИ ПОД ВОЗДЕЙСТВИЕМ ИННОВАЦИОННЫХ ФОРМ СОЦИАЛЬНОКУЛЬТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Формирование карьерных стратегий российской молодежи под воздействием инновационных форм социально-культурной деятельности

Коршунов Алексей Владимирович

к.с.н., доцент кафедры «Государственное управление и социальные технологии», Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), ncsrm@mail.ru

Куликов Сергей Павлович

к.с.н., заведующий кафедрой «Государственное управление и социальные технологии», Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Milena.555@mail.ru

В рамках проведенного анализа была проведена актуализация процесса формирования различных стратегий, направленных на развитие карьеры современной российской молодежи, с учетом влияния самоуправления. Процесс организации студенческого самоуправления рассмотрен с позиций социально-культурной деятельности, что позволило определить его особую форму самостоятельной, инициативной общественной деятельности осуществляемой студентами высших учебных заведений, которая позволяет решать наиболее важные жизненные вопросы. Автором статьи также отмечается, что студенческое самоуправление способствует формированию социальной активности студентов, повышает степень взаимодействия с администрацией и различными общественными организациями, позволяет оптимизировать процесс выбора будущей профессии. Установлено, что современные карьерные стратегии молодежи могут быть охарактеризованы как карьерные ориентации, которые спроектированы на основе личностного карьерного потенциала, сформированного под влиянием не только определенного набора компетенций, но и с учетом влияния разного рода особенностей связанных с построением карьеры в условиях социальной неопределенности. Ключевые слова: карьерные стратегии, карьерный коворкинг, социально-культурная деятельность, студенческое самоуправление, карьерный коучинг, карьерный брендинг.

Введение

Механизм профессионального самоопределения молодежи напрямую связан с различными карьерными стратегиями, которые определяются этапами транзиционных процессов, на которых у молодежи происходит формирование собственных уникальных представлений о карьере и ее статусе в современном обществе. Вузами в настоящее время активным образом проводится масштабная работа, направленная на трудоустройство выпускников, в рамках которой привлечены разнообразные студенческие организации, которые объединяют различных активных и талантливых молодых людей. Выбор будущей профессии после завершения обучения в вузе является очень важным период в жизни любого выпускника, так как именно тогда он начинает формировать самостоятельную поведенческую линию, на основе тех профессиональных компетенций, чтобы были успешно заложены за годы обучения. Процесс студенческого самоуправления представляет собой довольно эффективный ресурс для грамотной карьерной самоорганизации, которая в полной мере задействует весь студенческий актив и позволяет выступить в качестве субъекта моделирования условной развития образовательной среды [2, с. 42]. В основе построение карьерных стратегий находится социально-культурный подход, который в рамках студенческого самоуправления обладает обширным инструментарием организации межличностного взаимодействия, включая также инварианты практической деятельности, способствующей раскрытию скрытого творческого потенциала. Цель

проводимого в статье обзорного исследования направлена на изучение процесса формирования карьерных стратегий современной российской молодежи с учетом влияния на них различных инновационных форм социально-культурной деятельности.

Интерпретации подходов к формированию карьерных стратегий

Процесс разработки карьерных стратегий представляет собой процесс, связанный с планированием продолжительного карьерного пути, который учитывает оценку как исходного (базового) уровня карьерной компетентности так и моделирование различных образов будущей карьеры (к примеру, могут быть обозначены карьерные цели). Следующим шагом является процесс анализа реальных карьерных возможностей молодого специалиста с тем набором различных требований, который предъявляет потенциальный работодатель. Заключительным шагом в данном процессе является конструирование своего уникального персонального бренда, в основе которого находится специальный алгоритм позволяющий произвести сопоставление намеченных карьерных целей с реальными возможностями, которые представляет работодатель [5, с. 224]. Современные карьерные стратегии молодежи (в т.ч. конечно и российской) можно представить в виде так называемых карьерных ориентаций, со-

зданных с учетом личностного карьерного потенциала, а также разного рода особенностей присущих карьерной реализации проводимой в сложных условиях неопределенности социальной сферы. К настоящему моменту времени большинством экспертов выделяется три доминантных подхода к интерпретации понятия карьерная стратегия [4, с. 118]:

- в рамках процессуального подхода карьерное продвижение представляется в виде жестко структурированной организованной последовательности группы процессов связанных со сменой занимаемых на работе должностей, включая продолжительность занятия различных должностей в компании/предприятии и др.;

- в рамках содержательного подхода карьерная стратегия определяется на основе стороны карьеры связанной с ее содержательной частью, а именно с тем, чем непосредственным образом занимается в процессе своего карьерного роста, работая на предприятии;

- в рамках личностного подхода карьерная стратегия формируется на основе различных интересов присущих работнику.

Карьерные стратегии рассматриваются также с позиций профессионального развития, по трем ключевым направлениям (рис.1).

ГЛ

Рис.1. Основные направления профессионального развития карьерных стратегий

Профессионально квалификациииное развитие

Постоянное повышение своих знании, навыков и уме.}mii расширен не профессионального кругозора. Ножной частью труда являются штоаы ционност ь„ активность, ц ел eyeтремленн ость и креативность. Цепь: рост благосостояния ф ирм ь i/предпр иятия

11рпфесси(шальш>-сшт и ильное рашнтие

Довольно активная социальная и гражданская позиция.

Работник позиционирует себя как активного, видного и значимого и успешного специалиста

11рофсссшшальнп-личнпстнпе рншитие

Профессиональных знаний и умений

оказывается недостаточно для

дальнейшего продвижения по кар ьерной л et тми це. поэтому нужно развивать личности ые характеристики, к

примеруг инициативность и о meen хственность.

Российские высшие учебные заведения активным образом создают среду, которая позволила бы обучающимся студентам принимать активное участие в различных сферах: социокультурной, профессиональной и т.д. Студенты вузов должны активным образом привлекаться к работе самых разнообразных студенческих объединений, к примеру, молодежных и досуговых центров, студенческих советов, «бизнес-инкубаторов», что в конечном итоге позволит им обеспечить накопления практического опыта и предоставит в дальнейшем различные варианты построения своей карьеры. Для того чтобы успешным образом осуществить все рассмотренные выше мероприятия, необходимо использовать специальную форму самоорганизации, которая получила название карьерный коворкинг.

Карьерный коворкинг (от англ. «co-working» - работать совместно) представляет собой уникальную социально-культурную среду, которая позволяет осуществлять обмен идеями, позволяет организовывать лекционные и практические занятия, коуч-сессии, а также брифинги по развитию карьеры. Цель карьерного коворкинга заключается в создании специальной комьюнити-ат-мосферы, которая позволит ориентироваться в выборе карьерных стратегий [1, с. 92]. Карьерный коворкинг также является не только новым уровнем в организации карьерной проектной деятельности, но и служит мощным стимулом для построения дальнейшей карьеры и самореализации. Он также помогает обучающимся в вузе студентам встретить не только потенциальных работодателей, но и единомышленников.

Специалист в вопросах карьерного самоопределения (карьерный коуч) на специальных занятиях проводит со студентами беседы, нацеленные на планомерное развитие различных навыков позволяющих самостоятельно планировать дальнейшую карьеру, в полной мере раскрывать свой потенциал. Для того чтобы студент мог самостоятельно определить необходимые ему средства

для достижения карьерных целей, как правило применяются специальные вопросные технологии коучинга. Карьерный коучинг направлен на решение следующих групп задач [3, с. 340]:

- позволяет организовать процесс поиска работы в строгом соответствии с выбранными критериями;

- выявляет основной вектор профессионального и карьерного развития;

- решает задачи связанные с повышением у работника мотивации для развития своей карьеры;

- позволяет разработать наиболее реальный план, направленный на достижение своих карьерных целей.

Структура работы карьерного коучинга включает в себя следующие составляющие:

- идентификация своей карьерной цели;

- анализ текущего положения своей карьерной ситуации на предприятии;

- организация мозгового штурма с целью поиск новых креативных идей;

- организация своего карьерного планирования;

- анализ и оценка свой профессиональных навыков и знаний, определение «узких мест» в тех предметных областях, в которых наблюдается нехватка знаний;

- установление верных контрольных маркеров, прохождение через которые приближает достижение намеченной цели;

- организация процедур контроля со стороны персонального коуч-тренера с целью правильной реализации намеченного плана построения карьеры;

- проведение различных видов контроля, к примеру, текущего и итогового;

- проведение полномасштабного анализа информации/данных полученных по всем ключевым результатам в рамках проведения контроля.

В итоге у студентов после проведения, коучинг-сессий темой которых было карьерное самоопределение

должны определится возможные профессиональные сферы, которые позволят им построить успешную карьеру. Важной задачей также является обеспечение пошагового процесса разработки будущей карьерной стратегии, на основе использования методик развития личности, что в конечном итоге позволит построить свой уникальный персональный карьерный бренд [6, с. 100]. Необходимо отметить, что важной составляющей при построении карьерной стратегии является порфолио. Порфо-лио молодого специалиста представляет собой своего рода визитную карточку, которая позволяет продемонстрировать свои различные качества и профессиональные навыки для получения желаемой работы. Структура порфолио содержит в себе различные персональные достижения, к примеру, в области спорта, образования, культуры, творчества, волонтерства которые подтверждаются документально. Создавая свое порфолио, студент должен объективным образом оценивать свои будущие карьерные возможности и учитывать выбираемое направление дальнейшей профессиональной деятельности. Рассмотрим более подробно основные разделы порфолио [7, с.72]:

- титульный лист, который содержит подробную информацию о себе (название вуза в котором проходит обучение студент, курс, выбранный профиль специальности, год его рождения, контактная информация и т.д.);

- персональные достижения студента в научной деятельности (участие в научно-практических конференциях, публикация научных работ и т.д.);

- наличие практического опыта (дипломы и сертификаты, подтверждающие повышение квалификации, положительные отзывы руководителей, полученные во время прохождения практик и т.д.);

- участие в социально-культурной деятельности (помощь в организации различных общественных мероприятий, участие в разнообразных конкурсах,

проектах в сфере волонтерства, спортивных соревнованиях и т.д.);

- предоставление информации о возможном дополнительном образовании, к примеру, получение второго высшего образования.

Проводить оценку студенческого резюме предлагается по следующим основным критериям: информативность представления данных; наличие структурной логики в изложении информации; степень соответствия выбранной специальности; уровень соответствия требованиям потенциального работодателя; креативность подачи/оформления материала. Создание персонального карьерного бренда в значительной мере помогает в последующем карьерном продвижении, но только при условии, что у соискателя достаточно хорошо развиты навыки самопрезентации.

Заключение

Традиционные и инновационные формы социально-культурной деятельности в определенной мере способствуют формированию карьерных стратегий, за счет проведения лекционных занятий со студентами, основная цель которых заключается в формировании определенных представлений о технологиях построения успешной карьеры, и практических занятий, нацеленных на формирование определенных карьерных компетенций, включая проведение тренингов по развитию карьерной креативности. При этом важным моментом является создание специальных организационных и педагогических условий, которые в определенной мере способствуют формированию различных карьерных стратегий молодежи, которые также учитывают влияние процессов самоуправления, включающих в себя:

- разработку уникальной поливариантной образовательной карьерной среды, которая функционирует в рамках самоорганизованного досуга, основанного на принципах сокреативности личности в выбранной студентом профес-

сиональной среде, позволяющей качественно новым образом осуществлять взаимодействие с коучем, в вопросах эффективного построения карьеры;

- построение карьерных стратегий должно осуществляться на основе персональных дифференцированных методик;

- индивидуальные и групповые (коллективные) формы организации до-суговой деятельностью должны способствовать развитию карьерной активности;

- социально-культурный подход должен быть интегрирован в структуру проектной деятельности органов организующих студенческое самоуправление;

- процесс моделирования различных профессиональных ситуаций в определенной мере способствует развитию креативных навыков у студентов в вопросах построения карьеры.

Литература

1. Боткова В.К., Григорьева Е.И. Сущность и специфика карьерного самоопределения студенческой молодежи // Вестник ТГУ. - 2017. - №3 (167).

- С.91-96.

2. Голубева Т.С. Предпочтения и ожидания студенческой молодежи, обучающейся по направлению «Государственное и муниципальное управление», при определении будущей карьерной стратегии // Общество: социология, психология, педагогика. - 2017. -№10. - С.41-46.

3. Голобоков А.С., Тюгаев А.Р. Особенности и проблемы карьеры современной Российской молодежи // АНИ: педагогика и психология. - 2017. - №2 (19). - С.338-341.

4. Куликов С.П., Сазонов А.А. Мониторинг мероприятий по воспитательной работе вузов с обучающимися студентами в сфере предпринимательства и трудоустройства // Современное педагогическое образование. - 2019. - №11.

- С.117-120.

5. Куликов С.П., Новиков С.В., Просвирина Н.В., Савилова Н.В. Проблемы нормативно-правового регулирования

сферы молодежной политики // Перспективы науки. - 2019. - №12 (123). -С.221-225.

6. Мусина-Мазнова Г.Х., Тарасова И.В., Джумагалиева Г.Р. Акмеологиче-ский подход к формирования карьерных ориентаций специалистов социальной сферы // ЧиО. - 2017. №2 (51). - С.97-101.

7. Назарова Л.В. Карьерные стратегии российского студенчества в условиях рискогенности // Историческая и социально-образовательная мысль. -2011. - №3. - С.71-75.

Formation of career strategies of russian young people under the influence of innovative forms of social and cultural activities Korshunov A.V., Kulikov S.P.

Moscow aviation institute (national research university) As part of the analysis, the process of forming various strategies aimed at career development of modern Russian youth was updated, taking into account the influence of self-government. The process of organizing student self-government is considered from the standpoint of socio-cultural activities, which allowed us to determine its special form of independent, initiative social activities carried out by students of higher educational institutions, which allows us to solve the most important life issues. The author of the article also notes that student self-government contributes to the formation of social activity of students, increases the degree of interaction with the administration and various public organizations, and allows optimizing the process of choosing a future profession. It is established that modern career strategies of young people can be characterized as career orientations that are designed on the basis of personal career potential, formed under the influence of not only a certain set of competencies, but also taking into account the influence of various features associated with building a career in conditions of social uncertainty. It is determined that socio-cultural activities are characterized by a fairly wide Arsenal of technologies that allow you to significantly adapt the process of building a career. Socio-cultural activity is considered in the article from the position of a separate independent pedagogical science, the main task of which is the development of the individual based on the integration of various socio-cultural values. Keywords: career strategies, career coworking, social and cultural activities, student government, career coaching, career branding. References

1. Botkova V.K., Grigorieva E.I. Essence and specificity

of career self-determination of student youth // Vestnik TSU. - 2017. - No. 3 (167). - S.91-96.

2. Golubeva T.S. PReferences and expectations of

student youth studying in the direction of "State and municipal administration", in determining the

Ц rn::¿ 1

future career strategy // Society: sociology, psychology, pedagogy. - 2017. - No. 10. - S.41-46.

3. Golobokov A.S., Tyugaev A.R. Features and

problems of the career of modern Russian youth // ANI: pedagogy and psychology. - 2017. - No. 2 (19). - S.338-341.

4. Kulikov S.P., Sazonov A.A. Monitoring of measures

for educational work of universities with students in the field of entrepreneurship and employment // Modern pedagogical education. - 2019. - No. 11. -S.117-120.

5. Kulikov S.P., Novikov S.V., Prosvirina N.V., Savilova

N.V. Problems of normative legal regulation of the sphere of youth policy // Prospects of science. -2019. - No. 12 (123). - S. 221-225.

6. Musina-Maznova G.Kh., Tarasova I.V., Dzhumagalieva G.R. Acmeological approach to the formation of career orientations of specialists in the social sphere // ChiO. - 2017. No. 2 (51). -S.97-101.

7. Nazarova L.V. Career strategies of Russian students

in terms of riskiness // Historical and socio-educational thought. - 2011. - No. 3. - P.71-75.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.