УДК 37.01
МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ КАРЬЕРНЫХ СТРАТЕГИЙ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ СТУДЕНЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
© Виктория Константиновна БОТКОВА
аспирант, кафедра социально-культурной деятельности Московский городской педагогический университет 129226, Российская Федерация, г. Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, 4 E-mail: [email protected]
Актуализирован процесс формирования карьерных стратегий студенческой молодежи в условиях самоуправления. Рассмотрены ведущие методологические подходы к вопросу о моделировании карьерных стратегий (процессуальный, содержательный, личностный). Охарактеризованы структурные компоненты процесса карьерного самоопределения, включающие такие составляющие, как: личную креативность, со-креативность, креативность в рамках группы или организации, социальную и профессиональную адаптивность, результативную координированность. Студенческое самоуправление рассмотрено с позиций социально-культурной деятельности и определено как особая форма инициативной, самостоятельной, ответственной общественной деятельности студентов, направленная на решение важных жизненных вопросов, развитие их социальной активности, ориентированная на взаимодействие с администрацией и общественными организациями с целью оптимизации деятельности образовательного учреждения и совершенствования процесса профессионализации. Доказано, что социально-культурная деятельность обладает достаточным арсеналом технологий, позволяющих оптимизировать данный процесс, и рассмотрена как отрасль педагогической науки, которая направлена на социально-культурную интеграцию личности. Представлена авторская модель по формированию карьерных стратегий студенческой молодежи в условиях самоуправления, которая включает в себя четыре взаимосвязанных блока: концептуальный, образовательный, профориентационный, культуро-творческий, критериально-результативный. Основополагающими являются вопросы целевого предназначения авторской модели, направленной на развитие стратегического мышления, творческого потенциала, социально-культурной активности, навыков управления, а также межличностного взаимодействия и основанной на субъектном проектировании образовательно-воспитательного пространства вуза, инициативном участии в реализации проектов, актуализации приобретенного жизненного опыта для дальнейшего профессионального становления.
Ключевые слова: карьера; карьерные стратегии; карьерное самоопределение; студенческое самоуправление; модели по формированию карьерных стратегий молодежи
DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-4(168)-49-53
В период обучения в вузе активно осуществляется процесс карьерного самоопределения студентов, которые ориентированы на подготовку к выполнению профессиональных задач по получаемой специальности с целью достижения определенного социального статуса.
Так, государством уделяется особое внимание процессу карьерного становления молодежи, а приоритетным направлением является «создание условий для реализации потенциала молодежи в социально-экономической сфере, а также внедрение технологии «социального лифта», которое предусматривает развитие проектной активности молодежи на основе синтеза учебной и трудовой деятельности, профориентационную работу, а также построение эффективной траектории профессионального роста [1].
Согласно исследованию Е.В. Ковалевской, на сегодняшний день можно выделить три основных подхода к интерпретации карьерных стратегий: а) процессуальный (карьерное продвижение рассматривается как четко организованный последовательный процесс смены должностей, длительности пребывания в той или иной должности и др. (А.П. Егоршин)); б) содержательный (карьерные стратегии определяются на основе содержательной стороны карьерного продвижения (И.В. Куколев, Т.И. Рыскова, Н.С. Слепцов)); в) личностный (стратегии карьеры выделяются на основе направленности личности (А.Я. Кибанов, А.С. Мельничук, Е.Г. Щело-кова)) [2].
По мнению Ю.А. Акуниной и О.В. Ваниной, карьерная стратегия влияет на формирование жизненной позиции и социально-
культурную активность личности, которая может дифференцироваться в зависимости от ценностно-мотивационных установок (с одной стороны, жизнь, выполнение определенных социальных ролей, а с другой - жизне-творчество, субъектно воплощающееся в конкретных формах социального поведения) [3, с. 129-136].
На наш взгляд, карьерные стратегии молодежи можно рассматривать как динамичный план развития профессиональных и личностных навыков индивида с целью построения успешной карьеры, устойчивая форма организации конкретных специфических действий, направленных на удовлетворение потребности личности в достижении полного соответствия ожиданий и реального результата приложенных усилий в ходе профессиональной деятельности, которая включает в себя: а) сознательный выбор профессиональной деятельности; б) определение главных целей, задач, этапов карьерного пути; в) развитие профессиональных навыков на основе индивидуальных способностей личности [4].
Современный подход к моделированию процесса карьерного самоопределения отражен в работе Л.В. Назаровой, включающей в него такие составляющие, как: 1) личную креативность, в рамках которой человек действует самостоятельно и самопланирует карьеру; 2) со-креативность, когда человек интенсивно взаимодействует со специалистом-технологом карьерного продвижения в избранном профессиональном пространстве; 3) креативность в рамках группы или организации -социальная и профессиональная адаптивность, результативная координированность различных ролей и функций [5, с. 71-75].
Учитывая вышеизложенное, студенческое самоуправление рассматривается нами как: а) особая форма инициативной, самостоятельной, ответственной общественной деятельности студентов, направленная на решение важных жизненных вопросов жизнедеятельности и развитие их социальной активности; б) специфический демократический институт, ориентированный на совместную с администрацией и общественными организациями задачу оптимизации деятельности образовательного учреждения [6, с. 123].
Современная теория самоуправления в образовательных учреждениях базируется на
важном принципе, суть которого (по С.И. Гессену) состоит в том, что самоуправление должно состоять не в копировании форм государственных учреждений, но в создании таких форм, которые бы соответствовали материалу образовательного учреждения, кругу тех вопросов, которые могут быть осилены обучающимися, и в самостоятельном разрешении которых будут расти их личности [7].
Студенческое самоуправление дифференцируется по субъектам (студенты; студенты и преподаватели; студенты и администрация образовательного учреждения); по уровням (одноуровневые - существует на уровне академической группы или факультета; многоуровневые - представляют собой иерархичную структуру); по степени включенности студентов в управленческие процессы (самоуправление - внутреннее, своими собственными силами управление делами в организации, коллективе; соуправление -процесс совместного формирования организационно-управленческих отношений в учебном заведении, обеспечивающих эффективную реализацию образовательной деятельности путем соединения субъекта и объекта управления) [7].
Таким образом, модель формирования карьерных стратегий студенческой молодежи в условиях студенческого самоуправления нацелена на профессионализацию, развитие стратегического мышления, творческой активности личности.
Разработанная модель содержит комплекс взаимообусловленных блоков: концептуальный; образовательный; профориента-ционный, культуротворческий, критериально-результативный.
Рассмотрим каждый из блоков более подробно.
Концептуальный блок включает в себя:
1) социальный заказ - формирование карьерных стратегий молодежи на основе реализации нормативных документов (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г.; Указ Президента Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики»; Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 г. (Утверждены распоряжением Правительства
Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 2403-р));
2) цель - создание системы для формирования карьерных стратегий молодежи в условиях студенческого самоуправления, моделирующей образ успешного конкурентоспособного специалиста;
3) задачи: формирование устойчивой потребности в овладении основами карьерного самоопределения; развитие ценностно значимого отношения к будущей профессиональной деятельности; творческого потенциала; навыков стратегического мышления и межличностного взаимодействия в условиях студенческого самоуправления.
Образовательный блок нацелен на овладение студентами знаниями о будущей профессии, навыками презентации себя как будущего специалиста, обучение методикам личностного брендинга и коучинга.
При этом методика личностного брен-динга (концепция Т. Гэда) ориентирована на формировании общекультурных и профессиональных компетенций на основе выявления уникальных личностных качеств, которые позволят успешно выстроить профессиональную траекторию [8], а методика коучинга (концепция М. Аткинсона) развивает стратегическое мышление в ходе общения с «коучем» и помогает достичь профессиональной цели на основе сфокусированности четко поставленных задач [9].
Профориентационный блок направлен на формирование управленческих навыков в процессе соуправления вузом, получение опыта работы в соответствующей профессиональной сфере при взаимодействии с работодателями.
В задачи культуротворческого блока включены аспекты развития социально-культурной активности студентов посредством субъектного моделирования досугового пространства вуза [10].
Критериально-результативный блок содержит критериальный аппарат, позволяющий объективно оценивать процесс формирования карьерных стратегий молодежи в условиях студенческого самоуправления, и включает в себя:
- критерии (мотивационный, когнитивный, управленческий, эмоционально-коммуникативный, критерий социально-культурной активности);
- показатели (мотивационный - направленность на познание себя как субъекта профессионализации, когнитивный - осознанная установка на изучение профориента-ционных методик; эмоционально-коммуникативный - соблюдение этикета в условиях межличностного взаимодействия, социально-культурной активности - креативное моделирование досугового пространства вуза);
- уровни сформированности карьерных стратегий молодежи (высокий, средний, низкий).
Таким образом, модель формирования карьерных стратегий студенческой молодежи в условиях самоуправления базируется на применении блоков: концептуального, образовательного, профориентационного, куль-туротворческого и критериально-результативного, которые организуют образовательно-воспитательную деятельность вуза, ориентированную на развитие навыков менеджмента, профессионального стратегического мышления, карьерного самоопределения.
Список литературы
1. Основы государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.11.2014 г. № 2403-р. Доступ из справочно-правовой системы «Гарант».
2. Ковалевская Е.В. Карьерное самоопределение на начальном этапе: структурно-содержательная характеристика и формирование: монография. М.: Мир науки, 2015. 126 с.
3. Акунина Ю.А., Ванина О.В. Технология личностного брендинга в процессе подготовки современных специалистов социально-культурной сферы // Приоритеты социально-культурного образования в условиях модернизации российского общества: сб. науч. ст. по материалам науч.-практ. конф., посвящ. 60-летию фак. соц.-культур. деятельности / науч. ред. Н.Н. Ярошенко, Г.Н. Новикова, Е.В. Чижикова. М.: МГУКИ, 2009. С. 129-136.
4. Могилевкин Е.А. Карьерный рост: диагностика, технологии, тренинг. СПб.: Речь, 2007. 336 с.
5. Назарова Л.В. Карьерные стратегии российского студенчества в условиях рискогенности // Историческая и социально-образовательная мысль. 2011. № 3. С. 71-75.
6. Громова Н.М. Концептуальные идеи воспитания и подготовки конкурентоспособных специалистов // Успехи современного естествознания. 2011. № 2. С. 64-68.
7. Миронова Т.Н., Артюхов М.В. Содержательные подходы к студенческому самоуправлению // Вестник Кемеровского государственного университета. 2011. Вып. 2. С. 58-63.
8. Гэд Т. 4D Брэндинг: взламывая корпоративный код сетевой экономики. СПб.: Изд-во «Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге», 2011. 228 с.
9. Международный Эриксоновский Университет коучинга. URL: https://erickson.ru/publications /articles/help-beginner/26449-20-kouchingovykh-nish/ (дата обращения: 03.04.2017).
10. Григорьева Е.И., Гладких В.В. Социально-культурная деятельность высших учебных заведений как фактор реализации граждан-ско-патриотического воспитания молодежи // Культура, искусство, образование в информационном пространстве третьего тысячелетия: проблемы и перспективы: сб. науч. трудов фак. искусств и социокультур. деятельности РГСУ. М., 2016. С. 388-393.
References
1. Russian Federation. Decree of the Government of the Russian Federation no. 2403-r of November 29, 2014, Osnovy gosudarstvennoy molodezhnoy politiki Rossiyskoy Federatsii na period do 2025 goda [Basic principles of state youth policy of the Russian Federation for the period until 2025]. (In Russian). Available at: www.garant.ru.
2. Kovalevskaya E.V. Kar'ernoe samoopredelenie na nachal'nom etape: strukturno-soderzha-tel'naya kharakteristika i formirovanie [Career Self-Determination at the Initial Stage: Structural-Substantial Characteristic and Formation]. Moscow, Mir nauki Publ., 2015, 126 p. (In Russian).
3. Akunina Y.A., Vanina O.V. Tekhnologiya lich-nostnogo brendinga v protsesse podgotovki sovremennykh spetsialistov sotsial'no-kul'turnoy sfery [Technology of personal branding in the process of training of modern specialists in socio-cultural sphere]. Materialy nauchno-prakticheskoy konferentsii, posvyashchennoy 60-letiyu fa-kul'teta sotsial'no-kul'turnoy deyatel'nosti «Pri-oritety sotsial'no-kul'turnogo obrazovaniya v us-loviyakh modernizatsii rossiyskogo obshchestva» [Proceedings of the Scientific-Practical Conference Dedicated to the 60th Anniversary of the Faculty of Socio-Cultural Activities "Priorities of Social-Cultural Education in Conditions of Modernization of Russian Society"]. N.N. Yaroshenko, G.N. Novikova, E.V. Chiz-hikova (eds.). Moscow, Moscow State University of Culture and Arts Publ., 2009, pp. 129136. (In Russian).
4. Mogilevkin E.A. Kar'ernyy rost: diagnostika, tekhnologii, trening [Career Progress: Diagnosis, Technologies, Training]. St. Petersburg, Rech Publ., 2007, 336 p. (In Russian).
5. Nazarova L.V. Kar'ernye strategii rossiyskogo studenchestva v usloviyakh riskogennosti [Career strategies of russian students in the context of risk-taking situations]. Istoricheskaya i sot-sial'no-obrazovatel'naya mysl' - Historical and social-educational ideas, 2011, no. 3, pp. 71-75. (In Russian).
6. Gromova N.M. Kontseptual'nye idei vospitaniya i podgotovki konkurentosposobnykh spetsialis-tov [Conceptual ideas of education and preparation of specialist's competitiveness]. Uspekhi sovremennogo estestvoznaniya - Advances in Current Natural Sciences, 2011, no. 2, pp. 6468. (In Russian).
7. Mironova T.N., Artyukhov M.V. Soderz-hatel'nye podkhody k studencheskomu samou-pravleniyu [Meaningful approaches to student self-management]. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta - Bulletin of Kemerovo State University, 2011, no. 2, pp. 58-63. (In Russian).
8. Gad T. 4D Brending: vzlamyvaya korporativnyy kod setevoy ekonomiki [4D Branding: Cracking-the Corporate Code of the Network Economy]. St. Petersburg, "Stokgol'mskaya shkola ekonomiki v Sankt-Peterburge" Publ., 2011, 228 p. (In Russian).
9. Mezhdunarodnyy Eriksonovskiy Universitet kouchinga [International Erickson University of Coaching]. (In Russian). Available at: https:// erickson.ru/publications/articles/help-beginner/ 26449-20-kouchingovykh-nish/ (accessed 03.04.2017).
10. Grigoreva E.I., Gladkikh V.V. Sotsial'no-kul'turnaya deyatel'nost' vysshikh uchebnykh zavedeniy kak faktor realizatsii grazhdansko-patrioticheskogo vospitaniya molodezhi [Social and cultural activity of higher educational institutes as a factor of realization of civil and patriotic youth upbringing]. Sbornik nauchnikh tru-dov fakul'teta iskusstv i sotsiokul'turnoy deyatel'nosti RGSU «Kul'tura, iskusstvo, obra-zovanie v informatsionnom prostranstve tret'ego tysyacheletiya: problemy i perspektivy» [Proceedings of Arts and Socio-Cultural Activity Faculty of Russian State Social University "Culture, Art, Education in Informational Space"]. Moscow, 2016, pp. 388-393. (In Russian).
Поступила в редакцию 15.05.2017 г. Received 15 May 2017
UDC 37.01
THE MODEL OF CAREER STRATEGIES OF YOUTH FORMATION IN THE CONDITIONS OF STUDENTS' SELF-GOVERNMENT
Viktoriya Konstantinovna BOTKOVA
Post-graduate Student, Social-Cultural Activity Department
Moscow City University
4 2-y Selskokhozyaystvennyy Dr., Moscow, Russian Federation E-mail: [email protected]
The process of forming career strategies of students in terms of self-government is studied. The leading methodological approaches to the problem of modeling career strategies (procedural, substantive, personal) are considered. Structural components of the process of career self-determination, which includes such components as: personal creativity, co-creativity, creativity within the group or organization, social and professional adaptability, effective coherence are characterized. Students' self-government considered from the standpoint of social-cultural activities and defined as a special form of initiative, independent and responsible social activity of students aimed at solving important life issues, the development of their social activity, engagement with the administration and public organizations with the purpose of optimization of activity of educational institutions and improvement of the process of professionalization. It is proved that the social-cultural activity has a large arsenal of technologies to optimize this process, and it is considered as a branch of pedagogical science which aims at the social-cultural integration of the individual. The author's model for the formation of career strategies of students in terms of self-government that includes four interrelated parts: conceptual, educational, vocational, cultural, criteria and scoring are presented. Fundamental are the questions of target of the purpose of the author's model, aimed at the development of strategic thinking, creativity, social-cultural activity, management skills, and interpersonal interaction and is based on the subject projecting of educational space of the University, proactive participation in implementation of projects, updating of gained experience for further professional development.
Key words: career; career strategy; career self-determination; students' self- government; model for the formation of career strategies of young people
DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-4(168)-49-53
Для цитирования: Боткова В.К. Модель формирования карьерных стратегий молодежи в условиях студенческого самоуправления // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2017. Т. 22. Вып. 4 (168). С. 49-53. DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-4(168)-49-53.
For citation: Botkova V.K. Model' formirovaniya kar'ernykh strategiy molodezhi v usloviyakh studencheskogo samoupravleniya [The model of career strategies of youth formation in the conditions of students' self-government]. Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki - Tambov University Review. Series: Humanities, 2017, vol. 22, no. 4 (168), pp. 49-53. DOI: 10.20310/1810-0201-2017-22-4(168)-49-53. (In Russian).