РАЗДЕЛ II. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
УДК 376.1
DOI: 10.18384/2310-7219-2019-1-19-25
ФОРМИРОВАНИЕ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА КУЛЬТУРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ИНКЛЮЗИВНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Агафонова В. А., Сатарова Л. А.
Астраханский государственный университет
414056, г. Астрахань, ул. Татищева, 20а, Российская Федерация
Аннотация. Целью работы является раскрытие основных вопросов по формированию качеств личности человека культуры в инклюзивном пространстве общеобразовательного учреждения. Авторами произведен анализ философской, культурологической, социологической и психолого-педагогической литературы, выработаны критерии и показатели для выявления первоначального уровня сформированности личностных качеств человека культуры у младших школьников. Определены эффективные пути реализации инклюзивного образования; инклюзивная среда общеобразовательного учреждения рассмотрена как условие формирования личностных качеств человека культуры у младших школьников; уточнено понятие «человек культуры»; разработана совокупность критериев и показателей личностных качеств человека культуры у младших школьников (мотива-ционно-ценностный, когнитивный, личностный). Основные положения и выводы статьи могут быть использованы при организации включения детей в совместную деятельность (учебную, художественно-творческую, проектную и т. д.) на основе субъект-субъектных взаимоотношений в рамках инклюзивного обучения.
Ключевые слова: человек культуры, качества личности человека культуры, инклюзивное пространство, младший школьник, психолого-педагогические условия, критерии и показатели, научно-методическое обеспечение.
© ^ BY Агафонова В. А., Сатарова Л. А., 2019.
FORMING JUNIOR SCHOOLCHILDREN'S QUALITIES OF A MAN OF CULTURE IN THE INCLUSIVE ENVIRONMENT OF SECONDARY SCHOOL
V. Agafonova, L. Satarova
Astrakhan State University
20a, Tatisheva ul., Astrakhan 414056, Russian Federation
Abstract. The aim of the article is to reveal the main issues of the formation of a man of culture qualities in the inclusive environment of a secondary education institution. The authors analyzed the philosophical, culturological, sociological and psycho-pedagogical literature, developed criteria and indicators for revealing the initial level of the formation of the qualities of a man of culture in younger schoolchildren. Effective ways of realization of inclusive education are defined; the inclusive environment of the secondary educational institution is considered as a condition for the formation of the qualities of a man of culture in younger schoolchildren; the notion of "a man of culture"; a set of criteria and indicators of the qualities of junior schoolchildren's culture (cognitive, motivational, value, personal) are defined. The main provisions and conclusions of the article can be used to organize the inclusion of children into the joint activities (educational, artistic, creative, project, etc.) on the basis of subject-subject relationships within inclusive education.
Key words: man of culture, qualities of a man of culture, inclusive environment, junior school-child, psychological and pedagogical conditions, criteria and indicators, scientific and methodological support.
Современный период развития общества, глобальные проблемы, которые оно решает последние десятилетия, потребовали переосмысления роли культуры в жизни людей - в их социальной защищённости, взаимоотношениях и благосостоянии. В связи с этим видоизменяется концепция образования, которое ставит во главу угла формирование человека культуры, духовно и нравственно развитого, в связи с чем особую значимость приобретают качества, проявляющиеся в культуре поведения, общения, отношений [4].
В педагогической и психологической литературе понятие «человек культуры» рассматривалось Е. В. Бон-даревской, В. А. Возчиковым, К. Г. Кол-таковым, Н. Р. Милютиной, каждый из
которых выделил наиболее важные качества личности человека культуры. Следует отметить, что эти учёные исходили из философской концепции человека культуры В. С. Библера.
Е. В. Бондаревская выводит определение человека культуры как «тип личности, ядром которой являются субъектные свойства, определяющие меру ее гуманности, духовности, свободы, жизнетворчества» [2, с. 94]. Н. Р. Милютина определяет человека культуры как «духовно-нравственную личность, способную к со-творению, со-творчеству и диалогу». В. А. Возчиков и К. Г. Колтаков основной акцент делают на качестве диалогичности человека культуры [8].
В воспитании качеств личности человека культуры у младших школь-
ников выделяют две группы задач: формирование механизмов проявления нравственных чувств, соблюдения норм и правил поведения.
Формирование данных качеств осуществляется с помощью определённых средств: вербальных и невербальных, художественных (художественная литература, музыка, изобразительное искусство и т. п.), способствующих освоению навыков речевой культуры, норм этикета, которые проявляются в практике общения, поведения, отношений [5].
Многие годы система образования обходила стороной вопрос интеграции детей с ОВЗ в массовые общеобразовательные школы. Однако на сегодняшний день имеется масса положительных результатов педагогической и социальной работы по подготовке детей с ОВЗ к общественно-полезному труду и активному включению их в социум в рамках инклюзивного образования.
Научное понятие «инклюзивное (франц. Inclusif - 'включающий в себя', от лат. Includo - 'заключаю, включаю'), или включённое, образование» - термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных массовых школах.
Инклюзивное образование - это такая организация процесса обучения, при которой все дети независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками, нормально развивающимися детьми, в одних и тех же общеобразовательных школах.
В настоящий момент федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» определён перечень приоритетов в системе образования, одним из них является инклюзивное образование. И если в нашей стране оно только складывается, то зарубежные развитые страны имеют большой опыт и традиции инклюзивного образования.
В западных странах, таких как Франция, Португалия, Испания, Кипр, Бельгия, Дания, Швеция, США, Канада, Великобритания, накоплен огромный опыт инклюзивного образования. В Италии законодательство содействует инклюзивному образованию с 1971 г., во многих других странах (Германия, Норвегия, Финляндия) оно существует уже около 40 лет. В этих странах давно пришли к выводу, что совместное обучение детей с ОВЗ и здоровых детей полезно с психологической точки зрения, а именно: здоровые дети становятся более терпеливыми и внимательными, а дети с ОВЗ - более социализированными [10]. Данный опыт необходимо изучать и адаптировать к условиям российской системы образования [7].
Успешность реализации инклюзивного образования - не только веление времени и обязанность государства, она зависит от принятия данного обстоятельства всем обществом с его менталитетом, потенциалом и устремлением. Не стоит скрывать тот факт, что идея инклюзивного обучения и воспитания детей с нормой и ОВЗ встречает возражения по поводу отсутствия условий для её осуществления: финансовых, организационных - и чисто субъективные претензии со стороны родителей и педагогов. В общественном сознании ещё существуют
стереотипы и предрассудки в восприятии детей с нарушениями различного вида [6]. Общеобразовательная школа не всегда готова принять таких детей по той причине, что остальные ученики могут их обижать и они, соответственно, будут чувствовать себя дискомфортно, ущемлённо [1].
С целью улучшения имеющегося положения государством приняты меры. В 2008 г. Россия подписала Конвенцию ООН о правах детей с ОВЗ. В статье двадцать четвёртой Конвенции говорится том, что в целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях, а также инклюзивное обучение в течение всей жизни человека.
Итак, инклюзия - это предоставление доступного образования для каждого ребёнка в образовательных учреждениях, формирование процессов обучения с постановкой адекватных целей для всех учеников, коррекция с дальнейшей ликвидацией барьеров с целью наибольшей поддержки каждого обучающегося, раскрытия его потенциала.
Социальная и практическая значимость поднимаемой нами проблемы заключается в том, что постоянно увеличивающееся количество детей с отклонениями в развитии требует установления причин, факторов, способствующих её возникновению, и поиска средств её решения. В связи с чем особое значение приобретают проблемы адаптации детей с ОВЗ в новых условиях, развития дружеских отношений между сверстниками, которые обучаются в одном классе [3].
Вместе с тем анализ теории и практики по теме исследования свидетель-
ствует о недоработках в определении критериев и показателей сформиро-ванности личностных качеств человека культуры у младших школьников, включённых в инклюзивное пространство [9].
Мы предположили, что формирование личностных качеств человека культуры у младших школьников будет эффективным при реализации необходимых условий, актуализирующих концептуальные идеи личностно ориентированного, деятельностного, комплексного и средового подходов, под которыми мы понимаем следующие из них:
- если будут определены психолого-педагогические основы формирования качеств личности человека культуры у младших школьников в процессе воспитания культуры поведения, общения, отношения;
- если в организации образовательного процесса будут учтены психолого-педагогические возможности инклюзивной среды;
- если осуществляется учёт индивидуальных особенностей младших школьников, включённых в инклюзивное пространство;
- если будет обеспечено активное включение детей в совместную деятельность (учебную, художественно-творческую, проектную и т. д.) на основе субъект-субъектных взаимоотношений;
- если определены критерии и показатели оценки степени сформиро-ванности качеств личности человека культуры у младших школьников;
- если разработана и внедрена в практику модель формирования данных качеств личности у младших школьников в инклюзивном про-
\22J
странстве общеобразовательного учреждения [2].
При разработке модели формирования личностных качеств человека культуры возникла необходимость найти критерии и показатели для выявления первоначального уровня сформированности личностных качеств человека культуры у младших школьников. Опираясь на проведённые теоретические исследования в трудах Е. В. Бондаревской, Н. Б. Крыловой, Н. Е. Щурковой, мы считаем правомерным выделение следующих критериев и показателей сформиро-ванности личностных качеств человека культуры у младших школьников: когнитивного, мотивационно-цен-ностного, деятельностного.
Первый критерий - когнитивный:
- сформированность системного представления о культуре как опыте поколений в различных областях жизнедеятельности человека и общества;
- осознание необходимости в овладении знаниями и навыками в области культуры поведения, общения, отношения;
- наличие установки не на избавление от человеческих различий, а на
объединение людей под знаком их сохранения.
Второй критерий - мотивационно-ценностный:
- отношение к культуре человека как ценностному качеству личности;
- наличие потребности в практическом усвоении культуры человека;
- ценностные ориентации на объединение всех людей на основе принятия их различий.
Третий критерий - деятельност-ный:
- активность в проявлении культуры по отношению к сверстникам, взрослым, к объектам окружающей среды;
- самостоятельность в овладении опытом культуры, выработанным человечеством;
- владение качествами человека культуры.
При определении степени сформи-рованности личностных качеств человека культуры у младших школьников мы делали акцент на полноте их проявлений, отражённых в показателях. Критерии и показатели сформирован-ности личностных качеств человека культуры представлены в таблице 1.
когнитивный мотивационно-ценностный деятельностный
Поведение Знание правил культуры поведения, трудолюбие Осознание ответственности за свои поступки и стойкость в трудных жизненных ситуациях Бескорыстная деятельность в интересах общего блага
Общение Знание «вежливых слов» норм речевого этикета Стремление к дружелюбию, поддержанию контактов Систематическое обращение к нормам речевого этикета
Отношение Сострадание, терпимость к инаковости, эмпатия Бескорыстие, сердечная теплота и любовь к ближнему Забота о ближнем, об общем благе и стремление к прекрасному
Таблица 1
Личностные качества человека культуры, необходимые для формирования у младших школьников
Итак, основываясь на преставлении о формировании личностных качеств человека культуры как о долговременном динамичном процессе, мы делаем вывод, что учёт представленных критериев и показателей сформи-
рованности личностных качеств человека культуры у младших школьников является необходимым условием развития личности школьников и совершенствования их культуры.
Статья поступила в редакцию 14.09.2018
ЛИТЕРАТУРА
1. Курбангалиева Ю. Ю. Качественное развитие речевых умений детей на базе требований государственного стандарта // Актуальные проблемы педагогики и профессионального образования: сборник статей. 2014. Вып. 3. С. 219-222.
2. Малышевский А. Ф. Мир человека: пособие для учителя. М., 1995. 192 с.
3. Мукашева С. Х. Неблагополучная семья как объект социальной работы // Актуальные проблемы педагогики и профессионального образования: сборник статей. 2017. Вып. 12. С. 366-369.
4. Никольская О. С., Малофеев Н. С., Кукушкина О. И. Концепция Специального Федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. М., 2013. 42 с.
5. Овчаренко Е. Р. Педагогические условия развития эмпатии у детей 5-7 лет // Начальная школа плюс до и после. 2003. № 10. С. 11-15.
6. Сатарова Л. А. Пути включения в социум детей с ограниченными возможностями здоровья//Гуманитарные исследования. 2017. № 2 (62). С. 76-80.
7. Сатарова Л. А. Развитие мелкой моторки у слабовидящих детей на основе педагогики Монтессори // Актуальные проблемы педагогики и профессионального образования: сборник статей. 2016. Вып. 10. С. 264-268.
8. Семенов В. В. Философия: итог тысячелетий. Философская психология. Пущино, 2000. 64 с. DOI: 10.18454/IRJ.2015.0001
9. Щетинкина Л. В. Совершенствование качества современного урока через инновационную деятельность в начальной школе // Актуальные проблемы педагогики и профессионального образования. 2017. Вып. 12. С. 96-99.
10. Florian L., Pullin D. Defining difference: a comparative perspective on legal and policy issues in education reform and special educational needs // M. McLaughlin, M. Rouse eds. Special Education and School Reform in the United States and Britain. London, New York, 2000, pp. 11-38.
REFERENCES
1. Kurbangalieva Yu. Yu. [Qualitative development of speech skills of children on the basis of state standard requirements]. In: Aktual'nye problemy pedagogiki i professional'nogo obrazovaniya [Actual problems of pedagogics and professional education]. 2014, iss. 3, pp. 219-222.
2. Malyshevskiy A. F. Mir cheloveka [The world of a man]. Moscow, 1995. 192 p.
3. Mukasheva S. Kh. [Dysfunctional family as an object of social work]. In: Aktual'nye problemy pedagogiki iprofessional'nogo obrazovaniya [Actual problems of pedagogics and professional education]. 2017, iss. 12, pp. 366-369.
4. Nikol'skaya O. S., Malofeev N. S., Kukushkina O. I. Kontseptsiya Spetsial'nogo Federal'nogo gosudarstvennogo standarta dlya detei s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya [The concept of Special Federal State Standard for children with disabilities]. Moscow, 2013. 42 p.
5. Ovcharenko E. R. [Pedagogical conditions of development of empathy in children of 5-7 years]. In: Nachal'naya shkola plyus do i posle [Primary school plus before and after], 2003, no. 10, pp. 11-15.
6. Satarova L.A. [Ways of including children with disabilities into the society]. In: Gumani-tarnye issledovaniya [Humanitarian studies], 2017, no. 2 (62), pp. 76-80.
7. Satarova L. A. [The development of a small motorboat from the visually impaired children based on the Montessori pedagogy]. In: Aktual'nye problemy pedagogiki i professional'nogo obrazovaniya [Actual problems of pedagogics and professional education]. 2016, iss. 10, pp. 264-268.
8. Semenov V. V. Filosofiya: itog tysyacheletii. Filosofskaya psikhologiya [Philosophy: the result of millennia. Philosophical psychology]. Puschino, 2000. 64 p.
9. Shchetinkina L. V. [Improving the quality of modern class in innovative activities at elementary school]. In: Aktual'nye problemy pedagogiki i professional'nogo obrazovaniya [Actual problems of pedagogics and professional education]. 2017, iss. 12, pp. 96-99.
10. Florian L., Pullin D. Defining difference: a comparative perspective on legal and policy issues in education reform and special educational needs. In: McLaughlin M., Rouse M., eds. Special Education and School Reform in the United States and Britain. London, New York, 2000, pp. 11-38.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Агафонова Вера Александровна - аспирант кафедры коррекционной педагогики Астраханского государственного университета, учитель начальных классов МБОУ г. Астрахани «СОШ № 12»; е-mail: [email protected]
Сатарова Лариса Алексеевна - доктор педагогических наук, профессор кафедры коррекционной педагогики Астраханского государственного университета; е-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Vera A. Agafonova - post-graduate student of the Department of Correctional Pedagogy, Astrakhan State University, primary school teacher, MBOU of Astrakhan "SES #12"; е-mail: [email protected]
Larisa A. Satarova - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Department of Correctional Pedagogy, Astrakhan State University; е-mail: [email protected]
ПРАВИЛЬНАЯ ССЫЛКА НА СТАТЬЮ
Агафонова В. А., Сатарова Л. А. Формирование качеств личности человека культуры у младших школьников в инклюзивном пространстве общеобразовательного учреждения // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2019. № 1. С. 19-25. DOI: 10.18384/2310-7219-2019-1-19-25
FOR CITATION
Agafonova V. А., Satarova L. А. Forming Junior Schoolchildren's Qualities of a Man of Culture in the Inclusive Environment of Secondary School. In: Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Pedagogics. 2019. no. 1, рр. 19-25. DOI: 10.18384/2310-7219-2019-1-19-25