B. И. Вдовюк
C.В. Ценцеря
ФОРМИРОВАНИЕ КАЧЕСТВ ИННОВАЦИОННОЙ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОУТВЕРЖДЕНИЯ
РУКОВОДИТЕЛЯ
FORMATION OF QUALITIES OF THE INNOVATIVE PERSONALITY IN THE COURSE OF PROFESSIONAL SELF-AFFIRMATION OF THE HEAD
Аннотация: в статье раскрываются механизмы соприкосновения и взаимовлияния таких составляющих современного бытия, как качества личности руководителей и их самоутверждение в процессе профессиональной деятельности. Авторы идут от анализа сущности понятий инновационная личность и самоутверждение к исследованию их взаимодействия на основе сопоставления различных точек зрения на указанный предмет.
Среди возможных концепций и трактовок данной проблемы, авторы останавливаются на возможности формирования необходимых качеств у руководителя с целью получения принципиально новых результатов его деятельности и даже создания в перспективе инновационного общества.
Ключевые слова: инновация, инновационная личность, инновационные качества личности, самоутверждение.
Abstract: in article mechanisms of contact and interference of such components of modern life, as qualities of the identity of heads and their self-affirmation in the course of professional activity reveal. Authors go from the analysis of essence of concepts the innovative personality and self-affirmation to research of their interaction on the basis of comparison of the various points of view on the specified subject.
Among possible concepts and treatments of this problem, authors stop on possibility of formation of necessary qualities at the head for the purpose of receiving essentially new results of its activity and even creation in the long term innovative society.
Keywords: innovation, the innovative person, innovative qualities of the person, innovative activity, self-affirmation.
Современные условия выполнения профессионально значимых задач требуют от лиц, занимающих руководящие должности (далее - руководители), применения не только разносторонних знаний, навыков и умений, но и формирования определённых социально значимых качеств личности, позволяющих формировать «инновационную личность» у руководителя.
Руководителю для максимально эффективного выполнения своих функциональных обязанностей необходимо оперативно прогнозировать ситуацию и принимать обоснованные, целесообразные решения в условиях своей профессиональной деятельности, в том числе, формировать определенные качества. Качества инновационной личности у руководителя можно формировать в условиях выполнения им своих должностных обязанностей без ущерба для результата его деятельности, а напротив, оптимизируя данный процесс. Одним из путей совершенствования процесса формирования требуемых качеств является побуждение руководителя к самоутверждению в процессе его профессиональной деятельности.
Инновационная личность - это один из типов современной элитарной личности. Природа инновационной личности диалектична, она непременно предполагает наличие социальной основы, формирующей типичность поведения, и в то же время своеобразие, отличность от других.
При становлении инновационной личности массовой личностью, по мнению В.Н. Шевченко, российское общество может стать инновационным, когда инновационной деятельностью таких личностей будут пронизаны все сферы жизнедеятельности общества [9, с. 93].
Атрибутивным признаком инновационного типа личности является творческое мышление. Ведущими свойствами творческого мышления выступают: способность
находить множество разных вариантов решения при одних и тех же условиях; способность находить непротиворечивые решения в противоречивых ситуациях. Интегральным качеством современной личности является способность не адаптивного самоизменения, когда личность вынуждена приспосабливаться к динамизму социальной жизни, а способность к такому смыслопорождению, которое равно устремлено на изменение условий социальной жизни и на самоизменение.
Практика обучения руководителей в системе профессиональной подготовки способствует овладению определенными знаниями, умениями и навыками, а так же формированию у них профессионально значимых качеств личности.
Один из наиболее референтных в общей системе целостного процесса формирования качеств инновационной личности у руководителей, является такой путь совершенствования данного процесса, как побуждение руководителей к самоутверждению в профессиональной деятельности.
Управленческая деятельность характеризуется высоким уровнем динамизма, многоплановостью профессиональной деятельности. Налицо повышенные требования к уровню профессиональной подготовки руководителей. Необходима оперативная адаптация управленца к данным требованиям, их вхождение в условия жизнедеятельности и успешного личностного самоутверждения руководителя в коллективе.
В связи с этим возникает проблема повышения эффективности конструктивного воздействия на процесс профессионального самоутверждения руководителей в их деятельности и актуализации их мотивации к своей профессии.
Самоутверждение является атрибутивной характеристикой инновационной личности и одной из фундаментальных потребностей руководителя. Человек постоянно утверждает себя, и по мере расширения сфер взаимодействия со средой развиваются ее сознание, способности, формируются черты характера. Личность в социальном самоутверждении идет от ступени к ступени, поднимаясь ко все более значимым общественным ролям, произвольно и целенаправленно проявляя себя, свою индивидуальность и в результате утверждая себя как инновационную личность.
Основными сферами профессионального самоутверждения руководителя являются: профессионально-деятельностная, социально-ролевая и социально-психологическая.
Через самоутверждение любая личность осознанно проявляет себя, свой потенциал. Наиболее полно личность раскрывается в том, что для нее важно: чем более целеустремленно и полно руководитель будет проявлять и утверждать себя в профессиональной сфере, чем больших результатов он в ней добьется, тем выше он поднимается в своем профессиональном становлении. Чем более общественно значимы и многообразны сферы приложения руководителем своих сил, тем богаче его личность, больше возможностей для её дальнейшего совершенствования [8].
Профессиональное самоутверждение руководителя - есть потребность и стремление соответствовать профессиональным требованиям и субъективному профессиональному идеалу, реализовать свои возможности и достигнуть определенных результатов в профессиональной деятельности, получить признание окружающих, утвердить свой профессиональный образ и себя в своем мнении. Стремление к самоутверждению является стимулом развития и саморазвития руководителя, а стремление к профессиональному самоутверждению - одним из факторов его профессионального становления и совершенствования. Динамика профессионального самоутверждения руководителя отражает изменения профессионального самосознания, переход от дифференцированного осознания в себе отдельных профессионально значимых качеств к интегральному, целостному осознанию себя в роли субъекта профессиональной деятельности.
Самоопределение - важный элемент самоутверждения личности, определяющий его содержательные и процессуально-инструментальные характеристики. Оно определяет соответствующее самоутверждение личности и ее успешность.
На особенности самоутверждения инновационной личности существенное влияние оказывают ее самооценка и то, как соотносит она эту самооценку с оценкой коллег. Потребность в самоутверждении может выступать самоцель инновационной личности, так и в качестве обобщенного выражения других потребностей,
выступающих детерминантой, определяющей цели и мотивы поведения руководителя.
Среди личностных детерминант ведущую роль играют система ценностей руководителя и обусловленные ею притязания, выступающие относительно самостоятельным регулятором ее личности. Притязания определяют направленность самоутверждающегося поведения руководителя, т.е. предметные области профессиональной, социальной, личной жизни и деятельности, в которых он проявляет и утверждает себя.
В поведении людей с завышенными притязаниями проявляется самоуверенность, неуживчивость с теми, кто с ними расходится в суждениях. Они директивны в отношениях к подчинённым, недостаточно самокритичны к себе и категоричны к другим. В деятельности ориентируются на свою точку зрения и полученные практические результаты. При неуспешности самоутверждения ищут причины в социальном окружении, но не в себе. Активно стремятся занять более высокое положение в коллективе, часто не довольны своим местом в нем, а порой и собой. Все это вызывает негативное отношение к ним.
Для руководителя с заниженными притязаниями характерна неуверенность в своих возможностях, застенчивость и замкнутость. В деятельности они чаще ориентированы на мнение окружающих и вышестоящего начальства, нередко проявляют пассивность. В коллективе внимательны, тактичны, заботливы, но легкоранимы, нередко мнительны. В неуспешности своего утверждения в коллективе винят себя. Заниженные притязания снижают успешность самоутверждения и мешают гармоничному развитию индивидуальности.
Соответствие самооценки возможностям человека и уровня его притязаний продуцирует сбалансированную инновационную личность, отличающуюся принятием себя, относительным внутренним комфортом. Напротив, резкая дивергенция показателей самооценки и притязаний, когда руководитель при скромном представлении о своих достижениях избирает высокие цели, вызывает внутренний дискомфорт, напряженность, рост агрессивности и обнаруживает картину личностного неблагополучия.
Притязания инновационной личности динамичны. Устойчивость и повышение уровня притязаний напрямую связаны с успешностью самоутверждения. Воспитание у руководителя правильных притязаний выступает одним из условий обеспечения её самоутверждения в коллективе.
Уровень социальной значимости, полезности самоутверждения позволяет оценивать его либо как нравственно-здоровое, либо как антиобщественное, нравственно-нездоровое. В зависимости от содержания мотивов и целей самоутверждение личности может быть альтруистическим или эгоистическим, коллективистским или индивидуалистическим, аскетическим или гедонистическим и др. Самоутверждение характеризует также стиль, способ поведения и взаимодействия инновационной личности со средой. Как видим, типология самоутверждения личности разнообразна.
Руководитель обычно стремится к самоутверждению в разнообразных официальных и неофициальных сферах взаимоотношений в коллективе, социальной среде и на различных уровнях общения: по горизонтали и вертикали.
Выделяют две группы критериев успешности процесса самоутверждения в коллективе: внешние и внутренние. Успешность самоутверждения личности сказывается на психическом состоянии самой личности и социальной контактной среды.
Внутренними критериями самоутверждения выступают потребности в самоутверждении, цели и мотивы данного процесса. Это положительная самооценка личностью хода и результатов данного процесса, удовлетворенность (неудовлетворенность) индивида своим положением в ролевой структуре коллектива, результатами своей деятельности и др.
Внешние критерии - уровень, широта, устойчивость и направленность активности, устремления личности, сферы, средства, формы ее самоутверждения. К ним относятся эффективность, результативность деятельности и поведения руководителя, его авторитет, положение в ролевых структурах взаимоотношений в коллективе и др. Интегральным показателем этих критериев может служить признание со стороны начальников.
Успешность рассматриваемого процесса характеризуется степенью совпадения первой и второй групп критериев в конкретном акте самоутверждения инновационной личности.
Самоутверждение взаимосвязано с другими социально-психологическими явлениями, возникающими в контактной социальной среде, и прежде всего с теми, которые характеризуют социально-психологические особенности личности, проявляющиеся в процессе ее взаимодействия со средой: лидерство, подчинение, сотрудничество, конформизм, нонконформизм, стиль поведения и деятельности, эмпатийность, гибкость, ригидность личности, экстра-, интра-, нормовертивность, экстра- интра-, импунитивность и др. Все это различные формы самоутверждения личности, обусловленные ее индивидуально-типическими особенностями.
Одной из активных форм утверждения инновационной личностью своей индивидуальности является ее стремление стать лидером в микрогруппе, коллективе. В каждой социальной группе в неофициальной системе взаимоотношений стихийно возникает процесс выделения лидера в интересах обеспечения внутренней социально-психологической самоорганизации группы [6].
В зависимости от психотипических особенностей инновационной личности лидеры бывают авторитарные, командные и коллегиальные, демократические; деловые, эмоциональные и смешанные; положительные, социально-конструктивные и отрицательные, социально-деструктивные; открытые, откровенно демонстрирующие свое лидерство, и скрытые, открыто не проявляющие себя как лидеры.
В зависимости от преобладающей направленности, ориентации деятельности лидера в коллективе выделяют три основных вида лидерства: деловое, эмоциональное и смешанное.
К числу активных форм самоутверждения инновационной личности относится сотрудничество как стремление личности к паритетному, взаимоуважительному, корректному и равноправному социально-психологическому взаимодействию с окружающими, коллегами по работе. Личность с таким типом самоутверждения обычно не стремится к лидерству сама (хотя нередко имеет для этого соответствующие возможности) и не признает лидерство других членов социальной группы (за исключением официальных, формальных лидеров).
Формой пассивного самоутверждения является конформизм как приспособление, адаптация, подчинение индивида к навязываемым ему извне нормам, правилам, ценностям, готовность следовать им даже вопреки своим желаниям.
Нонконформизм как противопоставление инновационной личности социальной среде и идущим от нее воздействиям (даже вопреки здравому смыслу) выступает одной из активных форм самоутверждения. Содержание же этих форм может быть различным, и соответственно неодинакова нравственная оценка поведения человека.
Следует различать конформность (нонконформность) как особое качество личности, альтернативой которому выступает коллективизм [7, с. 255], и конформность (нонконформность) как возможную и при определенных условиях необходимую, осознанно избираемую индивидом форму поведения.
Профессиональное самоутверждение руководителя - это сложный диалектически развивающийся процесс его взаимодействия с контактной социальной средой, в ходе которого осуществляется разрешение ряда противоречий как внутреннего, так и внешнего порядка. К числу основных внутренних следует отнести противоречия между: потребностью инновационной личности в самоутверждении и её возможностями; мотивами целей самоутверждения и мотивами средств и способов их реализации; коллективистскими и личностно-престижными мотивами самоутверждения личности и др.
Одним из условий самоутверждения, оказывающим влияние на его характер и успешность, является авторитет. Развитие процесса формирование авторитета руководителя в психолого-педагогической литературе рассматривается как учение о методах познания и преобразования педагогической теории и практики, распространении принципов мировоззренческого характера на духовную и практическую деятельность всех участников педагогического процесса [1, с. 8]. Процесс формирования авторитета рассматривается как процесс обогащения внутреннего мира личности руководителя, последовательного развития его духовных
ценностей, черт характера и личных качеств. В свою очередь, становление личности включает в себя обучение или усвоение опыта личности, воспитание типологических свойств личности [5, с. 360].
Разновидностями объективного авторитета выступают должностной, административный, социально-статусный авторитет. К объективным факторам авторитета относятся титулы человека (должность, ученая степень, уважение, место работы, жительства и т.п.) и некоторые другие внешние атрибуты. В авторитете выделяется и субъективная сторона, оказывающая существенное влияние на его целостное проявление.
Карбышев Д. М. отметил, что авторитет руководителя основывается на доверии, уважении и любви подчиненных, сотрудников [3, с. 245]. Авторитет может быть действительным и ложным. Авторитет и самоутверждение - явления близкие, но не тождественные. Достижение руководителем определенного авторитета может выступать целью его самоутверждения, а процесс реализации этого стремления и есть самоутверждение. В таком случае психологические механизмы достижения руководителем определенного авторитета выступают как механизмы соответствующего самоутверждения инновационной личности. В ряде случаев авторитет может возникнуть непроизвольно, стихийно и даже помимо желания человека. Личность может иметь авторитет в той или иной сфере жизнедеятельности в силу наличия определенных качеств.
Помимо авторитета к условиям побуждения профессионального самоутверждения руководителя также могут относиться: усиление профессиональной мотивации; наличие современной модели профессии в сознании руководителя; внутреннее принятие требований профессии; адекватная самооценка личностных качеств, возможностей, способностей руководителя.
Таким образом, формирование качеств инновационной личности у руководителей в процессе их профессиональной деятельности неразрывно связано и напрямую зависит от побуждения руководителей к самоутверждению. Самоутверждение осуществляется в условиях выполнения руководителем своих должностных обязанностей и направлено на оптимизацию данного процесса. Руководитель, самоутверждаясь, стремится соответствовать профессиональным требованиям и субъективному профессиональному идеалу, реализовать свои возможности и достигнуть определенных результатов в профессиональной деятельности, общении, получить признание окружающих, утверждать свой профессиональный образ в своем мнении и в целом соответствовать инновационной личности руководителя.
Основными условиями побуждения руководителя к самоутверждению в его профессиональной деятельности являются: авторитет руководителя, усиление профессиональной мотивации, наличие современной модели профессии в сознании руководителя, внутреннее принятие требований профессии, адекватная самооценка личностных качеств, возможностей, способностей руководителя.
Среди возможных концепций и трактовок данной проблемы следует отметить возможности формирования необходимых качеств у руководителя с целью получения принципиально новых результатов его деятельности и даже создания в перспективе инновационного общества.
Литература
1. Вдовюк В.И., Новиков В.Н., Шабанов Г.А.. Основы педагогики Высшей военной школы. Структурно-логические схемы. - М., 1999.
2. Глоточкин А.Д., Пирожков В.Ф. Психические состояния человека, лишенного свободы. - М., Высш. шк. МОООП СССР, 1968.
3. Карбышев А. Д. Очерки социальной психологии. - М.:, 1982.
4. Кузьмин Е.С. Основы социальной психологии. - Л., 1967.
5. Леднев В. С. Содержание образования: Учебное пособие. - М.: Высшая школа, 1989.
6. Парыгин Б. Д. Общественное настроение. - М., 1966.
7. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. - М.: Политиздат,
1982.
8. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - М., 1946.
9. Шевченко В.Н. Инновационная личность как социальный тип // Личность.
Культура. Общество. - М., 2007. № 4 (39).