ПРАВ О
O.B. БОРИСОВ, кандидат юридических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Орловского государственного университета Тел.: 89103016191;ol-bors@yandex.ru
ФОРМИРОВАНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА
Статья посвящена вопросам становления и развития избирательной системы в советский период. Установленная в советский период избирательная система сначала была многоступенчатой. Впоследствии получили юридическое закрепление все демократические принципы. Построенная на основе положений Советских конституций, избирательная система была бесспорным шагом вперед в сравнении с предыдущими избирательными системами дореволюционной России.
Ключевые слова: Советы, Конституция, возрастной ценз, избирательная система, избирательное право.
После февральской революции 1917 года в России быстро росла сеть Советов рабочих, солдатских, крестьянских депутатов. В мае 1917 года состоялся I съезд крестьянских Советов, а в июне — рабочих и солдатских. II съезд Советов рабочих и солдатских депутатов, открывшийся 25 октября, провозгласил переход всей власти к Советам (в декабре крестьянские Советы присоединились к рабочим и солдатским). III Всероссийский съезд Советов в январе 1918 года принял два акта, имевших конституционное значение: «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа» и постановление «О федеральных учреждениях Российской Республики». Так было официально оформлено образование Российской Советской Федеративной Социалистической Республики — РСФСР. В июле 1918 года V съезд Советов принял Конституцию РСФСР.
Конституция РСФСР 1918 г. юридически закрепила диктатуру городского и сельского пролетариата и беднейшего крестьянства в форме Республики Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов, которым принадлежит вся власть в центре и на местах. Областной, губернский, уездный, волостной съезды Советов в границах своего ведения объявлялись высшей в пределах данной территории властью, в период между съездами такой властью являлся избираемый съездом Исполнительный комитет. Согласно главе пятой раздела второго Конституции верховная власть в РСФСР принадлежала Всероссийскому съезду Советов, а в период между съездами — Всероссийскому Центральному Исполнительному Комитету Советов [1, с. 244].
Конституция РСФСР впервые в мире установила трудовой ценз. Избирательным правом наделялись только лица, относящиеся к категории трудящихся:
■ все добывающие средства к жизни производительным и общественно полезным трудом: рабочие и служащие всех видов и категорий, занятые в промышленности, торговле, сельском хозяйстве и прочие;
■ крестьяне и казаки-земледельцы, не пользующиеся наемным трудом с целью извлечения прибыли;
© О.В. Борисов
ПРАВО
■ лица, занятые домашним хозяйством, обеспечивающим для первых возможность производительного труда;
■ солдаты Советской Армии и Флота;
■ граждане, входящие в перечисленные выше категории, потерявшие в какой-нибудь мере трудоспособность.
Правом избирать и быть избранными, с учетом трудового ценза, пользовались граждане РСФСР, достигшие ко дню выборов восемнадцати лет. Местным Советам предоставлялось право с утверждения центральной власти понижать установленный Конституцией возрастной ценз. Из лиц, не вступивших в число российских граждан, пользовались активным и пассивным избирательным правом иностранцы, проживавшие на территории Российской Республики для трудовых занятий и принадлежавшие к рабочему классу или к не пользующемуся чужим трудом крестьянству. Избирательное право предоставлялось независимо от пола, вероисповедания, национальности, оседлости и т.п.
Установленная Конституцией избирательная система была многоступенчатой: депутаты всероссийских съездов избирались на губернских и городских съездах. При этом один депутат от городских съездов приходился на 25 тысяч избирателей, а от губернских — на 125 тысяч (что давало преимущества рабочим). Конституция установила неравенство избирательного права для городского и сельского населения, закрепила принцип многостепенности выборов. Выборы на Всероссийский съезд Советов были четырёхстепенными для сельского населения и двухстепенными для городского. Прямые выборы проводились только в городские и сельские Советы. Избиратели, пославшие в Совет депутата, получили право во всякое время отозвать его и произвести новые выборы согласно общему положению.
К участию в выборах согласно Конституции не допускались 7 категорий граждан: эксплуататоры и лица, живущие на нетрудовые доходы, частные торговцы, служители культа, бывшие служащие полиции, члены царствовавшего дома, умалишенные, а также лица, осужденные в судебном порядке. Голосование было открытым (к началу 20-х годов в стране окончательно установилась однопартийная система). В масштабах страны эти ограничения не имели принципиального значения. В РСФСР в 1924-1925 гг. лишенные избирательного права в сельской местности составляли 0,8%, а в городах - 2,7% избирателей, в то время как при выборах в Государственную Думу в Российской империи избирательным правом обладали лишь 15% населения [1, с. 86].
31 января 1924 года была принята первая Конституция СССР. Высшим органом власти в стране провозглашался Всесоюзный съезд Советов (созывался один раз в год, а с 1927 года — один раз в два года), образовались ЦИК (двухпалатный, собиравшийся на сессии три раза в год) и Президиум ЦИК (в подчинении находилось более 100 учреждений). С начала 30-х годов на сессиях ЦИК установилась специфическая процедура: депутаты утверждали списком (без обсуждения) постановления, принятые президиумом. Председателем ЦИК СССР был избран М.И. Калинин.
Конституция СССР 1936 г. провозгласила СССР социалистическим государством рабочих и крестьян, политическую основу которого составляют Советы депутатов трудящихся. В Конституцию впервые была включена глава «Избирательная система», посвящённая участию граждан СССР в выборах в Советы депутатов трудящихся. Получили юридическое закрепление все демократические принципы, лежащие в основе новой системы выборов, а именно: всеобщее прямое равное избирательное право при тайном голосовании. Избирательное право было предоставлено только гражданам СССР. Согласно ст. 135 Конституции: «Выборы депутатов являются всеобщими: все граждане СССР, достигшие 18 лет, независимо от расовой и национальной принадлежности, вероисповедания, образовательного ценза, оседлости, социального происхождения, имущественного положения и прошлой деятельности, имеют право участвовать в выборах депутатов и быть избранными, за исключением умалишенных и лиц, осужденных судом с лишением избирательных прав» [2, с. 89]. Депутатом Верховного Совета СССР может быть избран каждый гражданин СССР, достигший 23 лет, независимо от расовой и национальной принадлежности, пола, вероисповедания, образовательного ценза, оседлости, социального происхождения, имущественного положения и прошлой деятельности. Согласно ст. 139 выборы во все Советы депутатов трудящихся, начиная от сельского и городского Совета депутатов трудящихся вплоть до Верховного Совета СССР, производились гражданами непосредственно путем прямых выборов [2, с. 96].
Высшим органом государственной власти в стране являлся Верховный Совет СССР. Он состоял из двух равноправных палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Это отражало характер территориально-государственного устройства СССР - федерации национально-государственного типа. Верховный Совет избирался сроком на 4 года. Каждый депутат был обязан отчитываться перед избирателями о своей работе в Совете де-
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
путатов трудящихся и мог быть в любое время отозван по решению большинства избирателей в установленном законом порядке.
Таким образом, построенная на основе положений Конституции СССР 1936 г. избирательная система опиралась на общедемократические принципы и была бесспорным шагом вперёд в сравнении с предыдущими избирательными системами царской и Советской России.
Новая Конституция 1977 года, как и Конституция СССР 1936 г., содержала главу «Избирательная система». В ст. 95 имелся перечень принципов избирательного права: всеобщее равное прямое при тайном голосовании. Субъектами, обладающими избирательным правом, по-прежнему являлись только граждане СССР. Возрастной ценз для приобретения пассивного избирательного права при проведении выборов в Верховный Совет был снижен до 21 года. По новой Конституции палаты Верховного Совета состояли из равного числа депутатов. Численный состав Совета Союза определялся числом депутатов Совета Национальностей, порядок формирования которого не изменился. Получила конституционное закрепление норма об обеспечении проведения выборов в Советы избирательными комиссиями, образуемыми из представителей от общественных организаций, трудовых коллективов и собраний военнослужащих по воинским частям.
Таким образом, подчёркивались близость Советов к народу, их непрофессионализм, участие общественности как в выдвижении, так и в избрании депутатов. Гражданам и общественным организациям гарантировалось свободное и всестороннее обсуждение политических, деловых и личных качеств кандидатов в депутаты, а также право агитации на собраниях, в печати, по телевидению, радио. Новеллой была норма о наказах избирателей, однако норма об обязательной отчётности
депутатов и возможности их досрочного отзыва была исключена. В Конституции имелась специальная глава, регламентирующая статус народного депутата. Получил конституционное закрепление принцип исполнения депутатом своих полномочий без отрыва от производственной или служебной деятельности. Во всём остальном Конституция СССР 1977 г. не внесла существенных изменений в советскую избирательную систему.
В заключение хотелось бы отметить, что избирательная система Советской России и СССР первоначально формировалась как узкоклассовый институт, имеющий целью отстранить от участия в выборах представителей эксплуататорских классов и асоциальных, с точки зрения господствующей идеологии, лиц. Вместе с тем, несмотря на весьма недемократичный характер выборов на первом этапе, советская система обладала рядом безусловных преимуществ по сравнению с порядком выборов в Государственную думу Российской империи. Такими преимуществами были отмена ценза пола, имущественного ценза, существенное снижение возрастного ценза, предоставление избирательных прав военнослужащим. К середине тридцатых годов социальный состав советского общества качественно изменился. Это дало возможность отказаться от избирательной системы, действовавшей в стране с 1918 г., и перейти ко всеобщим равным и прямым выборам при тайном голосовании. В число лиц, лишённых права избирать и быть избранными, попали только признанные в установленном порядке умалишенными. Все союзные и республиканские советские Конституции четко закрепляли и формулировали главные принципы советского государственного строительства, а именно: вся власть в стране принадлежит трудящемуся народу в лице Советов, то есть выборные представительные органы составляли основу государства.
Библиографический список
1. Ю.С. Кукушкин, О.И. Чистяков. Очерк истории Советской Конституции. - М.: Политиздат, 1987. - Стр. 244.
2. Хрестоматия по истории СССР. В 3-х томах. - Учпедгиз, 1949. Т. 1. - С. 119.
O.V. BORISOV
FORMATION of the ELECTORAL SYSTEM of the SOVIET STATE
Clause is devoted to questions of becoming and development of an electoral system during the Soviet period. The electoral system established in the Soviet period all over again was multistage. Subsequently have received legal fastening all democratic principles. Constructed on the basis of positions of the Soviet constitutions the electoral system was an indisputable step forward in comparison with the previous electoral systems of pre-revolutionary Russia.