Научная статья на тему 'Формирование историко-культурных аспектов позиционирования провинциальной городской среды Иваново'

Формирование историко-культурных аспектов позиционирования провинциальной городской среды Иваново Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
73
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОВИНЦИАЛЬНЫЙ ГОРОД / КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА / БРЕНД ТЕРРИТОРИИ / СРЕДОВОЙ МУЗЕЙ / КУЛЬТУРНОИСТОРИЧЕСКИЙ ЦЕНТР / ВУЗОВСКИЙ ЦЕНТР / ГОРОД-МУЗЕЙ / ТРАДИЦИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / A COUNTRY TOWN / CULTURAL ENVIRONMENT / A BRAND OF THE TERRITORY / AN ENVIRONMENTAL MUSEUM / A CULTURAL AND HISTORICAL CENTER / A HIGHER SCHOOL CENTER / A CITY MUSEUM / TRADITIONS OF THE HIGHER EDUCATION / HISTORICAL AND CULTURAL PECULIARITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жгутова Марина Евгеньевна

В статье раскрываются особенности формирования социокультурной среды провинциального города Иванова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of Historical and Cultural Aspects of Positioning Provincial Urban Environment of Ivanovo

In the article peculiarities of formation of the sociocultural environment of a country town Ivanovo are revealed.

Текст научной работы на тему «Формирование историко-культурных аспектов позиционирования провинциальной городской среды Иваново»

УДК 908

М. Е. Жгутова

Формирование историко-культурных аспектов позиционирования провинциальной городской среды Иваново

В статье раскрываются особенности формирования социокультурной среды провинциального города Иванова.

Ключевые слова: провинциальный город, культурная среда, бренд территории, средовой музей, культурно-исторический центр, вузовский центр, город-музей, традиции высшего образования, историко-культурные особенности.

М. Е. Zhgutova

Formation of Historical and Cultural Aspects of Positioning Provincial Urban Environment of Ivanovo

In the article peculiarities of formation of the sociocultural environment of a country town Ivanovo are revealed.

Keywords: a country town, cultural environment, a brand of the territory, an environmental museum, a cultural and historical center, a higher school center, a city museum, traditions of the higher education, historical and cultural peculiarities.

В российской провинции высшие учебные заведения являются наиболее значимыми центрами развития и формирования локального культурного пространства. Обратимся к проблеме продуцирования уникальных особенностей социокультурной среды города Иванова как вузовского центра, обусловленной длительным историко-культурным процессом.

История создания и развития вузов в Иванове изучена довольно полно (Экземплярский, 1958; Почивалова, Койфман, 2005; Б. И. Иванов, 2005 и др.). Впервые идея создания высшего технического учебного заведения в Русском Манчестере обсуждалась еще в 1916 г. на съезде фабрикантов и заводчиков Владимирской губернии по вопросам развития технического, коммерческого и профессионального образования. В 1915 г., во время Первой мировой войны, в Москву был эвакуирован Рижский политехнический институт (вместе со 100 профессорами и 1500 студентами). По условиям Брестского мира Россия должна была возвратить РПИ в Ригу. Большинство студентов высказались против возвращения. В апреле-мае 1918 г. (точная дата неизвестна) М. В. Фрунзе, председатель Иваново-Вознесенского Губсовдепа, направил в Москву телеграмму ректору РПИ профессору Вальдену с предложением перевести вуз в Иваново-Вознесенск.

13 мая 1918 г. М. В. Фрунзе выступил с ярким обстоятельным докладом перед профессорами и

© Жгутова М. Е., 2012

студентами РПИ, отметив, что условия Иваново-Вознесенска будут способствовать процветанию высшей технической школы. 14 мая 1918 г. на собрании общества рижских политехников под председательством инженера-технолога С. Г. Гу-ревича была создана комиссия для изучения вопроса о возможности создания ИВПИ.

2 июня 1918 г. после ознакомления с ситуацией в Иванове был сформирован Комитет по учреждению ИВПИ под председательством М. В. Фрунзе. Комитет проделал огромную организационную работу, подыскал помещения для учебных аудиторий и квартиры для преподавателей, определил структуру института из 6 факультетов: химического, фабрично-заводских механиков (впоследствии инженерно-механического), инженерно-строительного, прядильно-ткацкого (впоследствии инженерно-текстильного), сельскохозяйственного, социально-экономического. Шестого августа 1918 г. Совет Народных Комиссаров издал декрет об учреждении ИВПИ.

Для нужд ИВПИ было передано более 30 зданий. Первого октября 1918 г. на первом заседании Совета профессоров ректором ИВПИ был избран профессор М. Н. Берлов. Двадцать второго октября 1918 г. в ИВПИ были прочитаны первые лекции. В 1921 г. в ИВПИ работало 68 профессоров, 51 из них постоянно жили в Иваново-Вознесенске, 17 периодически приезжали читать лекции. ИВПИ вел эффективную работу по изу-

чению природы, экономики и культуры края. За короткий срок было опубликовано 13 томов (17 выпусков) «Известий ИВПИ».

В 1930 г. в соответствии с приказом ВСНХ СССР (от 17.05.1930 г.) на основе ИВПИ было создано 4 вуза: энергетический, текстильный, химико-технологический и сельскохозяйственный [2, с. 57].

Сегодня город обладает колоссальным научно-исследовательским и социокультурным потенциалом благодаря высокой концентрации учреждений высшего образования на его территории. Вузовская городская среда - это не только студенты и преподаватели, несомненно, задающие определенный тон в городской жизни. Это активная «жизненная позиция» культурной составляющей в городской локации: фестивали, концерты, конкурсные программы, конференции, семинары и форумы, музейные и выставочные мероприятия.

Вузовская система в социокультурном пространстве города Иванова решает и еще одну важную задачу - формирование и продвижение бренда данной территории.

Бренд территории, чаще всего, является частью образа региона, места. В самом простом виде этот образ - система знаков, символов, стереотипов, мифов, характеризующих определенную территорию.

Предпосылки для формирования бренда территории могут быть разделены на следующие составляющие: природные, ландшафтные, исторические особенности, местные легенды, достопримечательности, экономические достижения прошлого. При этом территории для брендинга могут быть самыми различными: от поселка до мегаполиса.

Иногда дестинации «заимствуют» общепризнанный бренд, находя в нем свое отражение. При этом один объект берет более «раскрученное» имя другого объекта для собственного продвижения и развития. Интересно, на наш взгляд, будет рассмотреть опыт Ивановского края в подобного рода заимствовании. В разные годы второй половины XIX - первой трети ХХ в. город Иваново-Вознесенск (ныне Иваново) успешно привлекал к себе внимание как «Русский Манчестер» или «Красный Манчестер». Такое название город получил из-за большого количества текстильных промышленных предприятий, сосредоточенных здесь, что роднило его с Манчестером в Англии, символом Промышленной революции, крупнейшим текстильным центром. В годы со-

ветской власти «Русский Манчестер» был переименован в «Красный». И по сей день бренд «Русский Манчестер» вполне подходит для современного Иванова. Некоторые текстильные предприятия продолжают работать, открываются текстильные центры, ведется подготовка специалистов с высшим и среднеспециальным текстильным образованием, работают дизайнерские школы, основанные на применении ивановского текстиля.

Иваново традиционно считается студенческим городом. Количество студентов на душу населения областного центра намного выше, чем в среднестатистическом городе России. В Иванове находятся 9 государственных, 6 негосударственных и 4 филиала столичных государственных вузов, а кроме того, большое количество средне-специальных учебных заведений.

Подобное размещение вузов и продвижение провинции как вузовских центров благотворно сказывается на экономическом, социальном и культурном развитии территории.

В ивановских вузах представлен широкий спектр направлений подготовки и специальностей: технические, экономические, гуманитарные, естественнонаучные.

Явными основаниями для формирования бренда «Иваново - Русский Кембридж» могут служить следующие:

1. Высокий потенциал развития высшего образования в связи с повышением квалификации преподавателей, увеличение числа преподавателей с учеными степенями, омоложение преподавательского состава вузов.

2. Географически выгодное расположение города Иванова в непосредственной близости от Москвы (300 км), что облегчает университетскую мобильность преподавательских кадров и студентов, позволяет принимать участие в семинарах, конференциях, фестивалях, конкурсах, а также обеспечивает доступ к научно-исследовательским и литературным ресурсам библиотек и фондов столицы.

3. Относительная дешевизна образования в ивановских вузах по сравнению с московскими при достаточно высоком уровне качества обучения и работы привлекает большое количество студентов и аспирантов из других областей и регионов страны. Стоимость обучения варьируется от 10 до 45 тыс. рублей, что в 2-3 раза ниже средней стоимости обучения в вузах Москвы и Санкт-Петербурга.

Формирование историко-культурных аспектов позиционирования провинциальной городской среды Иваново

4. Мощный пласт традиций ивановских вузов в подготовке иностранных студентов, которые проявились в создании на базе научных вузов и культурно-образовательных центров для студентов-иностранцев, проведении фестивалей культуры народов мира, которые организуются силами студентов и преподавателей, обучении русскому языку как иностранному на базе вузов города Иванова.

5. Расположение Ивановских вузов в провинции позволяет сохранить все лучшие традиции в образовательном и научно-исследовательском процессе, которые достались в наследство от советского периода работы.

В данном случае лучшие традиции советского образования обогащаются современными достижения и, в конечном итоге, приносят видимые результаты, которые выражаются в следующем: ивановский выпускник вуза востребован не только на местном рынке, но и в других регионах страны, в том числе в столице, а также за рубежом; научно-технические разработки ивановских вузов получают награды и признание на российском и международном уровне; образовательные традиции ивановских вузов привлекают студентов из различных регионов России и многих стран мира.

Для становления бренда необходимо спланировать и претворить в жизнь ряд знаковых мероприятий. В первую очередь, это создание целостной вузовской системы в университетском центре. Эта система должна включать следующие составляющие:

- система общевузовских семинаров, конференций, выставок и других научно-практических мероприятий, развернутых не только на вузовскую, но и на общегородскую среду с привлечением иногородних и иностранных студентов и преподавателей;

- система общегородских студенческих мероприятий, развивающих творческие способности студентов, удовлетворяющих запросы к многостороннему общению, к обретению интересного и развивающего досуга;

- системная реализация рекламной и РЯ-деятельности в вузовской среде города, работающей на создание и поддержание имиджа Иванова как вузовского центра.

Во-вторых, организация интенсивных научных и культурных обменов преподавателей, аспирантов, студентов между ивановскими вузами и другими университетскими центрами России и зарубежья.

В-третьих, увеличение потока иностранных студентов и дальнейшее развитие международных связей в области образования, науки и культуры. Также важна организация работы по созданию совместных дипломных проектов студентами разных вузов.

Перечисленные мероприятия будут, как мы надеемся, стимулировать становление нового бренда «Иваново - Русский Кембридж».

Опираясь на историю и традиции высшего образования в Иванове, актуальные тенденции (рост количества студентов и аспирантов, развитие базы для подготовки иностранных студентов, повышение квалификации и омоложение профессорско-преподавательского состава вузов), мы можем сделать следующий вывод. Город Иваново в своем самопозиционировании амбициозно, но небезосновательно продвинулся до принятия бренда «Русский Кембридж» или «Вузовский город» по экономическим, научно-исследовательским и социокультурным параметрам.

Следующей ступенью развития городской культурной локации может стать формирование необычного пространства, своеобразного средо-вого музея, основу которого составляют традиции и обычаи вузовской среды.

Одна из важнейших тенденций современного города - стремление к сохранению исторического окружения, которое ведет к поиску путей обновления и демократизации традиционных типов музеев. Данные тенденции привели к появлению нового типа музейного учреждения, получившего название «средовой» или «экомузей» [3, с. 243].

Ж. А. Ривьер в концепции средового музея отмечает, что данный музей не замыкается в себе, а активно взаимодействует с окружающим миром [1, с. 15]. Подобное взаимодействие, особенно в провинции, позволяет вывести социально-культурную среду города на совершенно иной уровень. Одна из возможностей создания средово-го музея в городе - преобладание определенной социальной группы. Рассмотрим эту возможность на примере вузовской городской среды.

Город Иваново во многом обладает уникальной вузовской средой с традиционными для нее социально-экономическими, научно-

исследовательскими и культурно-

воспитательными параметрами: высшее образование в Иванове имеет глубокие исторические и культурные традиции; статистика высшего образования показывает, что год от года количество студентов, аспирантов и преподавателей увели-

чивается, растет и количество преподавателей с научной степенью: кандидатов и докторов наук.

Для формирования средового музея важным является осознание конкретного социума себя как единого целого. Понятия «вузовский город», «вузовская среда» должны отражаться не только на бумаге и в концепции, они должны «жить» в данной социальной группе. Для создания целостной среды вузовской города, способной предстать перед «зрителями» в виде «живого» музея уникальных традиций и современных достижений в культурных и научных областях, следует претворить в жизнь систему знаковых мероприятий.

Что же может стать связующим звеном и ядром формирующегося музея университетской среды? Полагаем, такую роль мог бы сыграть вузовский музей. Вузовские музеи действуют во многих высших учебных заведениях. Достоинствами вузовского музея являются высокая научная ценность проводимых здесь исследований, достоверность и обоснованность краеведческой информации и успешное воспроизводство краеведческих кадров, сбор экспонатов по различной тематике, касающиеся не только истории конкретного вуза, но и истории города в общем течении. Вузовский музей, являясь чаще всего структурным подразделением в высшем учебном заведении, обладает относительно неплохой материальной базой, что при правильном подходе можно использовать при создании среды для культурного и творческого воспитания и развития преподавателей, сотрудников и студентов вуза. К сожалению, большинство вузовских музеев сегодня ограничивается лишь решением локальных задач (история вуза) и профессионально-ориентационной работой. Но для успешного формирования корпоративной вузовской среды нужно обратить внимание на аспекты работы музеев не только в вузе, но и за его пределами - в культурном пространстве городской среды. При реализации музеем (или вузовским культурным центром) поставленных задач мы получим базу для формирования и развития университетского социума, «общины» студентов, интеллектуальной городской среды.

Достоинствами вузовских музеев города Иванова является высокая научная ценность проводимых здесь исследований, достоверность и обоснованность краеведческой информации и успешное воспроизводство краеведческих кадров, сбор экспонатов по различной тематике, касающейся не только истории конкретного вуза, но и истории Иванова в общем течении.

Музеи действуют во многих учебных заведениях города и имеют разнообразные тематики, направленности и способы экспонирования [2, с. 58].

Вузовский музей часто становится площадкой для проведения исследований и мероприятий в масштабах не только вуза, но и города: конференции, форумы, выставки достижений в науке и производстве. Деятельность музея не ограничивается экспонированием и сбором информации. Музей становится живым, подвижным организмом, где формируются новые традиции, а уже устоявшиеся изучаются и поддерживаются. В свою очередь, университетские традиции быстро выходят за стены вуза, обретая значимость в городской среде: студенческие спартакиады, фестивали культуры и искусства, образовательные выставки и форумы.

Общегородская вузовская среда со своими традициями, ритуалами, уникальными культурными явлениями и особым социумом уже может стать основой для формирования средового, общинного или экомузея, задачами которого являются интеграция и коммуникация отдельных вузов, создание единой системы культурных, социальных и научных связей, представляющих «музейный» интерес, использование междисциплинарного и межвузовского подхода при разработке научных и социально-культурных проектов, значимых для городской среды и выполняющихся с учетом потребностей этой среды.

Библиографический список

1. Ривьер, Ж. А. Эволюционное определение эко-музея [Текст] / Ж. А. Ривьер // MUSEUM. - 1985. -№ 148. - С. 15.

2. Шилов, М. П. Ивановское краеведение [Текст] / М. П. Шилов. - Иваново: Талка, 2005. - С. 57.

3. Юренева, Т. Ю. Музей в Мировой культуре [Текст] / Т. Ю. Юренева. - М.: Русское слово, 2003. -С. 243.

Формирование историко-культурных аспектов позиционирования провинциальной городской среды Иваново

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.