Научная статья на тему 'У истоков социально-экономического факультета Иваново-Вознесенского политехнического института (1918-1922 гг. )'

У истоков социально-экономического факультета Иваново-Вознесенского политехнического института (1918-1922 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
95
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СТУДЕНТЫ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / КАДРЫ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Будник Галина Анатольевна

Рассказывается об истории создания социально-экономического факультета в Иваново-Вознесенском политехническом институте, раскрывается роль М.В. Фрунзе в организации ИВПИ. Анализируются учебные программы, особенности работы преподавателей, учебы и жизни студентов в первые годы советской власти (1918-1922 гг.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Будник Галина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «У истоков социально-экономического факультета Иваново-Вознесенского политехнического института (1918-1922 гг. )»

УДК 378.096 (091) (470.315)

У ИСТОКОВ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА ИВАНОВО-ВОЗНЕСЕНСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА (1918-1922 гг.)

Г.А. БУДНИК, д-р ист. наук

Рассказывается об истории создания социально-экономического факультета в Иваново-Вознесенском политехническом институте, раскрывается роль М.В. Фрунзе в организации ИВПИ. Анализируются учебные программы, особенности работы преподавателей, учебы и жизни студентов в первые годы советской власти (1918-1922 гг.).

Ключевые слова: высшее образование, студенты, учебный процесс, кадры преподавателей.

THE FOUNDATION OF ECONOMICS AND MANAGEMENT FACULTY AT IVANOVO-VOZNESENSK POLYTECHNICAL INSTITUTE (1918-1922)

GA BUDNIK, Doctor of History

The article is devoted to the foundation of the economic and management faculty of Ivanovo-Voznesensk Politechnical Institute and the M.V. Frunze role in organizing this institute of higher education. The author also analyses educational programs of the Institute, teachers' pedagogical activities, the student life and work at the beginning of the Soviet period (1918-1922).

Keywords: the institute of higher education, educational programs, teachers, students.

Историография и источники. Создание в 1918 г. Иваново-Вознесенского политехнического института (ИВПИ) - одна из наиболее интересных страниц в истории высшего образования страны. Неудивительно, что организации этого высшего учебного заведения посвящен ряд работ. Наиболее обстоятельной является книга Е.И. Почиваловой и О.И. Койф-мана1. Интерес представляет статья А.С. Си-роткина, посвященная инженерно-механи-

ческому факультету2. 80-летию образования ИВПИ была посвящена VI областная краеведческая конференция («Краеведческие записки». Вып. VI и VII. Иваново, 2001). Становление ИВПИ подробно рассмотрено в статье В.В. Во-зилова «Техническая интеллигенция и развитие образования в Ивановском крае (конец XIX -начало XX века»3. В ней автор исследует социокультурную ситуацию в городах Шуе и Иваново-Вознесенске с конца XIX в. до прихода большевиков к власти, обращая пристальное внимание на деятельность Русского технического общества -активного пропагандиста научно-технических знаний. Именно в среде инженерно-технической интеллигенции, по мнению автора, зародилась идея

о необходимости открытия в Шуе и Иваново-Вознесенске средних и высших учебных заведений. В 1913 г. она была озвучена в лекции редактора-издателя «Вестника мануфактурной промышленности» Ч. Иоксимовича4. Однако в тот период эта идея не была реализована.

Становление высшей школы в Ивановском крае произошло в 1918 г. и связано с именем М.В. Фрунзе5.

Одним из факультетов ИВПИ был социально-экономический. Непосредственно ему посвящены две работы - статья А.М. Семененко об известном правоведе, работавшем в ИВПИ, -

В.М. Гессене (1868-1920)6 и статья Г.В. Савенко о подготовке на этом факультете юристов7.

Все вышеназванные публикации опираются как на архивные, так и на опубликованные материалы. Так, в фондах государственного архива Ивановской области есть фонд ИВПИ, содержащий текущую документацию: списки преподавателей и студентов, протоколы заседаний ученого совета факультета и т.д. Из опубликованных воспоминаний наибольший интерес представляют труды И.В. Власова8 и Ю.В. Готье9.

У истоков социально-экономического факультета. Необходимость создания высшего технического учебного заведения в Иваново-Вознесенске - центре текстильной промышленности - давно осознавалась местными общест-10

венными деятелями . Однако лишь в 1918 г., когда возник вопрос о реэвакуации Рижского политехнического института (РПИ) обратно в Ригу11, представители Иваново-Вознесенска обратились к преподавателям и студентам с предложением переехать работать и учиться в Иваново-Вознесенск. Аналогичные предложения к РПИ поступали и из других городов. Преподаватели и студенты изучали различные предложения, но выбор был сделан в пользу Иваново-Вознесенска. Это было связано, в первую очередь, с настойчивостью администрации Иваново-Вознесенской губернии и лично ее главы -Председателя Губернского Исполнительного комитета М.В. Фрунзе. Михаил Васильевич лично приехал в Москву на собрание преподавателей и студентов РПИ и сделал обстоятельный доклад о местных условиях, по его мнению благоприятствующих «процветанию в Иваново-Вознесенске высшей технической школы». Однако на этом собрании выяснилось, что перевод РПИ в наш город невозможен по многим причинам, и в первую очередь потому, что часть пре-

подавателей не хотели оставаться в Советской России и решили возвратиться в Ригу. Однако М.В. Фрунзе понял и то, что среди преподавателей РПИ есть люди, разделявшие политику большевиков, и при их помощи в Иваново-Вознесенске можно создать самостоятельное высшее техническое учебное заведение.

14 мая 1918 г. состоялось собрание под председательством инженера-технолога С.Г. Гуревича - председателя общества Рижских политехников при участии представителей Иваново-Вознесенска, профессоров и студентов РПИ и некоторых членов общества Рижских политехников, которое постановило образовать комиссию для обследования вопроса о возможности основания политехнического института в Иваново-Вознесенске. Комиссия эта выезжала в Иваново, и после целого ряда совещаний на месте с представителями разнообразных общественных групп на собрании 2 июня 1918 г. идея создания высшего технического училища в Иваново-Вознесенске была признана осуществимой. Было решено сформировать Комитет по учреждению ИВПИ, председателем которого был избран М.В. Фрунзе.

Задача Комитета в области хозяйственной деятельности была трудно выполнимой, так как требовалось в несколько месяцев подыскать и оборудовать помещение для нового института, а также квартиры для профессоров и студентов. При этом надо помнить, что страна только что вышла из тяжелейшей Первой мировой войны, принесшей в Россию голод и разруху, и стояла на пороге войны гражданской и политики «военного коммунизма». Но, несмотря на все трудности, работа по созданию нового вуза продолжалась.

Неоднократно обсуждался вопрос о его структуре. В результате было решено, что в институте будет 6 факультетов первого курса. Студенты РПИ, не пожелавшие возвращаться в Ригу, могли продолжить обучение в Иваново-Вознесенске. Факультеты были намечены следующие: химический; фабрично-заводских механизмов (позднее переименован в инженерномеханический); инженерно-строительный; прядильно-ткацкий; сельскохозяйственный; социально-экономический. Социально-экономический факультет нового вуза значительно отличался от уже существовавших в то время расширением программы в сторону социальных наук.

Итак, подготовительная работа была завершена. Новый вуз должен был размещаться в

квартире директора 2-й ткацкой фабрики Полу-

12

шина , а преподаватели проживать в так называемых «Небурчиловских профессорских домах». Губернский исполнительный комитет направил М.В. Фрунзе в Совет Народных Комиссаров к В.И. Ленину. 6 августа 1918 г. глава Советского правительства подписал Декрет об учреждении в Иваново-Вознесенске политехнического института.

1 октября состоялось первое собрание Совета профессоров ИВПИ в составе 20 членов, на котором ректором вуза был избран М.И. Берлов, ординарный профессор прикладной механики РПИ. 22 октября ИВПИ начал функционировать. В этот день были прочитаны первые лекции на первом курсе. К этому времени в вузе работало 35 преподавателей, 26 из которых были профессорами. Подготовка многих учащихся была слабой, поэтому уже в 1918 г. в вузе были образованы подготовительные курсы по математике и физике. В декабре этого же года был создан редакционный комитет для издания научного журнала «Известия Иваново-Вознесенского политехнического института».

Второй год жизни ИВПИ начался, как и положено, 1 сентября. 1919/20 учебный год прошел более организованно.

Лидеры правящей партии понимали необходимость развития высшего, в первую очередь технического, образования, так как в стране остро ощущалась нехватка высококвалифицированных кадров. Кроме того, доверия к инженерам старой школы у большевиков не было. Поэтому перед Советской властью стояла задача в ускоренные сроки подготовить новую интеллигенцию из рабочих и крестьян. Чтобы изменить социальный состав студентов, в 1918 г. были изменены правила приема в вузы. Были отменены вступительные экзамены и подача документов о полученном образовании. Фактически в вузах могли учиться все желающие, кому исполнилось 16 лет. Это привело к резкому росту числа студентов. Так, в 1918/19 учебном году «наплыв студентов» в ИВПИ был огромным - до 2300 человек13. При этом посещаемость лекций была чрезвычайно высокой. Однако в большинстве своем студенты были недостаточно подготовлены для учебы в вузе. Не помогало даже то, что в этом же году постановлением советского правительства были отменены всякие экзамены, т.е. исключался любой контроль знаний студентов. Ученый Совет ИВПИ для «подтягивания» знаний обучающихся образовал подготовительные курсы по математике и физике. К концу учебного года количество студентов резко сократилось. На социально-экономическом факультете - в 7 раз.

Жизнь студентов была тяжелой: «...живя часто в холоде и полуголодными, служа в различных учреждениях и занимаясь дома при свете керосиновых «гасиков», слушатели сохраняли достаточно бодрости, чтобы аккуратно следить за лекциями и практическими заня-

тиями»14.

Особенно сложным было положение социально-экономического факультета ИВПИ. Дело в том, что гуманитарные факультеты, преподаватели которых в большинстве своем не были готовы работать в духе марксистско-ленинской теории, ликвидировались. Вместо них создавались так называемые ФОНы - факультеты обще-

ственных профессий, в которых объединялось большинство гуманитарных наук. Именно на ФОНах создавались первые кафедры истории социализма, Конституции РСФСР и т.п.

Новый факультет был создан в рамках технического вуза, поэтому его задачей было «дать слушателям высшее научное образование в области экономических наук и на основе этого образования подготовить высококвалифицированных специалистов, своего рода техников, в области экономического строительства страны, в частности статистиков, финансистов, бухгалтеров, кооператоров и т.п.»1 . В соответствии с этими задачами, учебный план был построен таким образом, что от общих предметов переходили к специальным и затем к практическим дисциплинам.

Факультет сначала размещался в квартире директора 2-й ткацкой фабрики Полушина16. С

1 октября 1920 г. факультет переехал в новое здание. Деканом факультета с 1 сентября 1919 г. был назначен Н.Д. Силин.

На первый курс в 1918/19 учебном году поступило 169 человек17. При этом желающих учиться на социально-экономическом факультете было больше, чем на инженерных. «Пальму первенства» по числу студентов разделял с ним только агрономический факультет. «Очевидно, объяснение лежит в сильно обостренном революцией интересе к вопросам экономическим и общественным, малой уверенности найти применение своему труду на стоявших текстильных фабриках нашего района и в большей уверенности в разрешении проблемы существования при избрании агрономической «кормящей» специальности. Постепенно, с началом работы фабрик и с оздоровлением промышленности ... уменьшается интерес к агрономическому фа-культету»18. В первом и втором семестрах читались следующие курсы: общая теория права; политическая экономия; статистика; история хозяйственного быта; государственное право; бухгалтерия; история русского права; финансово-коммерческие вычисления; история экономических учений; экономическая география; финансовая наука; гражданское право; логика и методология общественных наук; экономика промышленности; экономика торговли; торговопромышленное право; история Англии; история экономических учений; политическая эконо-

19 ■ ■

мия19. На третьем курсе начиналась специализация по экономике и юриспруденции.

По прочитанным курсам проводился зачет. Уже по итогам 1918/19 учебного года было ясно, что «на социально-экономическом факультете образовалось прочное и устойчивое ядро лиц, серьезно занимающихся наукой»20. Профессор М.В. Гуревич отмечал, что некоторыми слушателями первого курса был обнаружен специальный интерес к статистике. Учитывая это, он организовал статистический кружок, который ставил своей целью более глу-

бокое изучение статистики21. Из отчета В.А. Му-косеева за 1919/20 учебный год следовало, что студенты проявили высокий интерес и к его предмету - курсу «Учение о деньгах». Студент Е. Герьегард, например, подготовил два интересных реферата: «О вексельных курсах» и «О формах обесценивания бумажных денег».

Материалом для рефератов служила специаль-

22

ная английская и немецкая литература .

В фондах ГАИО хранится работа студента третьего курса А.И. Борисова «Очерки русского бюджетного права». Работа солидная, выполнена на печатной машинке. В тексте проработан понятийный аппарат, имеется историческая справка, проводится сопоставление с Западной

Европой23.

Уже в декабре 1918 г. при факультете был организован юридико-экономический кабинет, а весной 1919 г. - кабинет статистики. Позднее -кабинет экономической географии.

Профессора и преподаватели социальноэкономического факультета принимали деятельное участие в культурно-просветительской деятельности. Они вели курсы повышения квалификации для управленцев, а также читали публичные лекции по юридическим и экономическим вопросам. В начале 1920-х гг. одной из наиболее сложных проблем в развитии советской промышленности была проблема организации производства и оптимизации процесса производства. Ученый совет ИВПИ решил создать научный «Институт производительности». Его целью было совместными усилиями ученых и производственников «всесторонне изучить приемы и обстановку отдельных отраслей труда и затем уже путем лекций, семинаров и опытных работ со студентами распространять новые рационализаторские приемы и условия работ между широкими массами трудящихся»24. Кроме того, при ИВПИ были различного рода курсы. Наиболее эффективно работали Высшие технико-административные курсы, имеющие целью «подготовить достаточно осведомленных руководителей и администраторов для местных фабрик и заводов»25.

С осени 1919 г., на втором курсе, студенты стали изучать науку о финансах, математическую статистику, историю философии и права, историю хозяйственного быта, гражданское право, бухгалтерский учет, учение о деньгах. Проводились практические занятия по статистике, политэкономии, общей теории права, гражданскому праву, бухгалтерии и т. д. Читались эпизодические курсы по истории международных отношений, истории сословий в России и т.д.26, для чтения которых приглашались ведущие профессора столичных университетов. Студенты к занятиям относились добросовестно: хорошо

посещали и внимательно слушали лекции27.

С 1920 г. жизнь факультета стала более упорядоченной. Чтобы избежать приема на учебу слабо подготовленных студентов, Президиум

социально-экономического факультета принимает решение о проведении для абитуриентов коллоквиумов в объеме программ школ второй ступени по алгебре, геометрии, тригонометрии, русскому языку и истории.

Между тем нельзя забывать, что 1918-1922 годы - очень сложный период в истории нашей страны. Шла гражданская война, в стране был голод и разруха. Естественно, не хватало учебников, тетрадей, письменных принадлежностей. Однако преподаватели ИВПИ работали исключительно профессионально. Так, В. А. Мукосеев, чтобы восполнить отсутствие литературы на русском языке по курсу «Учение о деньгах», каждую лекцию излагал на отдельных листах в виде тезисов и передавал слушателям для усвоения и изучения. В результате к концу учебного года был составлен собственный учебный курс в объеме около 20 п.л.28.

Социально-экономический факультет работал результативно. Однако в связи с тем, что советское правительство основное внимание уделяло подготовке инженеров и техников, в 1922 г. социально-экономический факультет ИВПИ прекратил свое существование. Многие его студенты перевелись на учебу в МГУ на факультет общественных наук или в институт на-

29

родного хозяйства .

30

Факультет был возрожден в 1991 г. под названием факультет экономики и управления (ФЭУ).

Примечания

1 Почивалова Е.И., Койфман О.И. Из истории становления высшей школы в Иваново-Вознесенске. Ч. 1. - Иваново, 2005.

2 Сироткин А.С. Роль инженерно-механического факультета ИВПИ в реализации плана ГОЭЛРО // Вестник ИГЭУ. - 2009. -Вып. 1. - С. 41-44.

3 Возилов В.В. Региональная интеллигенция в истории России. - Иваново, 2008. - С. 114-124.

4 Там же. - С. 120.

5 Будник Г.А. Интеллигенция и высшее образование: становление и развитие // Неизвестный Фрунзе: сб. тр. / под ред. В.В. Возилова. - Иваново, 2005. - С. 66-81.

Семененко А.М. В.М. Гессен в Иваново-Вознесенске: неизвестные факты биографии // Иваново-Вознесенский юридический вестник. - 2001.- № 11.

7 Савенко Г.В. Юристы социально-экономического факультета Иваново-Вознесенского политехнического института (1918-1922) // Иваново-Вознесенский юридический вестник. -

2002. - № 1. - С. 37-39.

8 Власов И.И. Образование Иваново-вознесенского политехнического института (из личных воспоминаний. Вступит. ст. и подготовка текста А.М. Семененко // Интеллигенция и мир. -

2003. - № 1-2. - С. 105-114.

9 Готье Ю.В. Мои заметки // Вопросы истории. - 1992. -№ 11-12. - С. 124-160.

10 История создания ИВПИ ведется по отчету об организации института и о деятельности факультетов. Государственный архив Ивановской области (далее - ГАИО). Ф.р. 1094. Оп. 2. Д. 6. Л. 4 - 5.

11 Рижский политехнический институт (РПИ) - одно из старейших и известнейших учебных заведений царской России. В годы Первой мировой войны, в связи с угрозой занятия Риги немцами, был эвакуирован в Москву. Нормальных условий для существования вузу предоставлено не было.

12 ГАИО. Ф. р. 1094. Оп. 2. Д. 80. Л. 17.

13 Там же. - Д.6. Л. 5-об.

14 Очерки состояния работы отдельных факультетов ИВПИ: из фондов музея ИГЭУ. - С. 5.

15 Там же. - Д. 81. Л. 27.

16 ГАИО. Ф.р. 1094. Оп. 2. Д. 80. Л. 17.

17 Там же. - Д. 84-а. Л. 2.

18 Очерки состояния работы отдельных факультетов ИВПИ: из фондов музея ИГЭУ. - С. 6.

19 ГАИО. Ф. р. 1094. Оп. 2. Д. 82. Л. 17, 17-об.

20 Там же.

21 Там же. - Д. 6. Л. 31.

22 Там же. - Д. 6. Л. 47.

23 Там же. - Д. 82. Л. 2.

24 Там же. - Д. 6. Л. 6-об.

25 Там же. - Д. 6. Л.7.

26 Там же. - Д. 6. Л. 47.

27 Готье Ю.В. Мои заметки // Вопросы истории. - 1992. -№ 11-12. - С. 140.

28 Там же. - Д. 6. Л. 47.

29 Там же. - Д. 257. Л. 83.

30 Текущий архив Ивановского государственного энергетического университета (далее - ИГЭУ). Приказ ректора от 26.11.1991 г.

Будник Галина Анатольевна,

ГОУВПО «Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина», доктор исторических наук, профессор, зав. кафедрой отечественной истории и культуры, телефон (4932) 26-97-84, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.