ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
ФОРМИРОВАНИЕ ИСТОЧНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОХОДОВ
С.Я. БОЖЕНОК, кандидат юридических наук
Аннотация. Статья посвящена вопросам эволюции системы источников доходов государства. Особое внимание уделено историческому аспекту развития этого института от примитивных финансов Древнего мира до доходов бюджетов государств Новейшего времени. Анализируются научные представления о системе источников доходов государства, в том числе достижения российской дореволюционной и советской финансовой науки. Делается вывод об исторической и о правовой взаимосвязи финансовых основ древнейших и современных государственных образований.
Ключевые слова: система источников государственных доходов, налоги, регалии, государственная хозяйственная деятельность.
BUILDINGDUP OF PUBLIC REVENUES SOURCES
S.YA. BOGENKO, candidate of law
Annotation. The article is devoted to the problems of evolution of system of public revenues sources. Particular attention is paid to the historical aspect of the development of this institute from the primitive financial system of the ancient world to the budget receipts of modern states. The author also examines scientific conceptions of the Russian scholars connected with the system of public revenues sources including the ideas of the financial science of the pre-revolutionary and Soviet periods of development. The analysis of this financial institution is summarized in the conclusion about the historical and legal interrelation of financial foundations of ancient and modern public institutions.
Key words: system of public revenues sources, taxes, regalia, public economical activity.
Государственные доходы являются необходимым финансовым институтом государства с момента его возникновения. Проходившая в прошлом эволюция государственных доходов была связана с возникновением и развитием общества. Начиная с древнейших времен, постоянно расширяющиеся потребности государства приводили к возникновению одних источников финансов и исчезновению других — менее эффективных. Одновременно с этим развивались правовые доктрины о государственных финансах.
Согласно научным представлениям ведущих ученых в области истории и права (например, С.М. Соловьева, В.А. Лебедева, И.И. Янжула, С.И. Иловайского, С.Д. Цыпкина, Н.И. Химичевой, Э.Д. Соколовой, А.А. Ялбулганова) на первоначальном этапе финансовые затраты развивающихся государственных систем были незначительны. Главной потребностью было обеспечение внешней безопасности государства, что выражалось в формировании и содержании войска. Но это было скорее прибыльным, чем убыточным занятием, поскольку дань с покоренных народов была одним из крупных финансовых источников древних государств. Как отмечал А. Смит, «война и подготовка на случай войны вызывают в Новейшее время большую часть необходимых расходов всех больших государств. В древних республиках Греции и Италии каждый гражданин был солдатом, причем он служил
и подготовлялся к военной службе за собственный счет. Поэтому оба эти обстоятельства не могли тогда вызвать сколько-нибудь значительных издержек государства»1.
Наравне с войнами древние государства извлекали доходы из пиратства. С.Ю. Дестунис указывал, что «народы древности пользовались мореходством для пиратских целей; «пиратия» приносила прибыль и славу. Тир, Афины, Спарта устанавливали свое господство на море. Пиратство продолжалось и в римскую эпоху... С падением Римской империи среди варварских народов снова появляется пиратство»2.
Расходы на внутреннее управление также не требовали значительных затрат. Административное устройство древних государств не отличалось особой сложностью, поэтому в древнейших республиках центральная власть осуществляла мало расходов, а в монархических государствах хотя и требовалось больше средств, но государство редко напрямую собирало деньги у населения. Зачастую государственные служащие содержались за счет собственного имущества или доходов, образовывавшихся от использования разного рода государственной собственности.
Когда возможность завоеваний прекращалась, государство обращалось к чрезвычайным источникам. Так, длительный период военных неудач и последовавший за этим упадок экономики Рима вынудили римских
императоров к применению такого насильственного метода пополнения казны, как изгнание богатых граждан из Рима и конфискация их имущества.
Неизбежно возникавшие периоды экономического упадка побуждали искать новые, более стабильные источники государственных доходов. Первые из дошедших до нас представлений о таких источниках относятся к трудам известных древнегреческих философов Ксенофонта и Аристотеля.
Ксенофонт в качестве основных средств Афинского государства называл налоги, а также хозяйственную деятельность, осуществляемую государством. Благоприятное географическое положение Афин позволяло извлекать значительные доходы от налогов с торговли. Кроме того, Афинское государство с большой прибылью для себя сдавало в аренду частным лицам участки священной земли и святилищ. Философ предлагал расширить этот вид экономической деятельности за счет государственной разработки серебряных рудников, а также сдачи в аренду государственного имущества: грузовых судов, государственных гостиниц и рабов3.
Более радикальные идеи об использовании государством своего привилегированного положения для расширения финансовых источников были высказаны Аристотелем, учеником Платона.
Аристотель рекомендовал государствам, которые нуждаются в денежных средствах, использовать государственные регалии4 и вводить монополии на какой-либо вид экономической деятельности. В качестве подтверждения эффективности этого способа извлечения доходов он приводил в пример успехи родоначальника философии Фалеса, который в назидание всем, кто упрекал его в бедности, зимой в отсутствие конкуренции взял в аренду все маслобойни в округе, а когда наступило время сбора оливок, предоставляя маслобойни на выгодных ему условиях, получил значительную прибыль5.
Ксенофонт и Аристотель одними из первых определили в качестве основополагающих такие источники государственных доходов, как налоги, государственная хозяйственная деятельность и регалии.
Финансовые потребности средневековых государств первоначально также были весьма ограниченными, однако в процессе развития разных государственных институтов постепенно росли и расходы на их содержание. Основу государственного дохода составляло вотчинное хозяйство, т.е. домены, которые одновременно обеспечивали средствами и крупных землевладельцев, служили источником для покрытия всех государственных расходов. Так, итальянец Дио-деме Карафа в конце XIV в. утверждал, что основой бюджета должны быть домены, а государь не должен истощать народ большими поборами, и налоги должны быть только чрезвычайным источником6.
Часть этих земель отдавалась в надел окружающим царствующее лицо дружинникам, которые обязаны
были за это по первому призыву являться с определенным числом вооруженных за свой счет людей. Внутреннее управление не требовало много расходов, потому что с развитием феодализма вассалы сосредоточили в своих руках всю власть на местах и управляли доменами самостоятельно, за свой счет, без траты государственных средств. Как отмечал известный русский юрист Ф.В. Тарановский, «домен представлял собою поземельную собственность (dominium), с которой соединялась определенная политическая власть над свободным и полусвободным населением данной земли»7.
Огромными имениями владело духовенство, доходами с которых оно содержало не только себя, но и оказывало услуги государству, например обучением и благотворительностью. Правосудие также удовлетворялось собственными средствами, т.е. пошлинами, которые собирались с лиц, обращавшихся в суд. Содержание судебных и даже полицейских учреждений лежало главным образом на тех, кто участвовал в судебном разбирательстве и оказывался виновным. Эти лица платили не только судебные пошлины, но и разные сборы приставам, лицам, наблюдавшим за их содержанием в тюрьме, и, кроме того, приговаривались в виде наказания к пеням, которые шли в королевскую казну.
Образцом господствовавших в тот период воззрений на государственные финансы может служить сочинение Ж. Бодена «Шесть книг о государствве»8, которое содержало классификацию государственных доходов того времени. Боден указывал на семь источников государственного дохода: домены, добыча от неприятелей, подарки от дружественных государств, сборы с союзников, доходы с торговли, пошлины с привоза и вывоза, дань с покоренных народов. Нетрудно заметить, что структуру источников составляют налоги, регалии и хозяйственная деятельность, осуществляемая государством.
XrV—XVII вв. в Европе характеризовались заменой децентрализованного феодального государства абсолютистской монархией. Вместе с дальнейшим развитием государства развивалось и усложнялось его внутреннее управление. Централизованная государственная власть сформировала развитый, эффективный аппарат управления и обороны, неизбежно требовавший дополнительных расходов. Недостаточность доходов от доменов вынуждала переходить к использованию регалий, пошлин и налогов в качестве регулярных источников доходов казны.
В результате проведенной в России в тот период финансовой реформы сформировалась следующая система источников государственных финансов:
Ф царская вотчина;
Ф подати, выплачиваемые городскими и сельскими жителями;
Ф налоги и пошлины, взимаемые с торговли;
Ф чрезвычайные налоги;
Ф пошлина за печать (сбор, взимаемый за использование государственной печати на документах);
Ф десятая часть со всех тяжебных дел, решаемых в
суде;
Ф сборы за регистрацию земельных участков;
Ф сборы за запись, совершаемую при покупке всех лошадей, продаваемых в государстве, кроме крестьянских;
Ф сборы с питейных домов;
Ф доходы от продажи пушнины, воска и других товаров;
Ф доходы с владений, принадлежавших опальным гражданам;
Ф иные случайные источники, например от конфискованных имений разных лиц, впавших в немилость9.
В ХУШ—Х1Х вв. новыми источниками доходов становятся государственная международная торговля и государственное мануфактурное производство. К этому времени были совершены важные географические открытия, что способствовало образованию у наиболее развитых государств больших денежных капиталов, которые они использовали для оживления народного хозяйства путем развития мануфактурного производства.
Систему доходов наиболее точно характеризуют научные работы А. Смита, разделившего источники государственных доходов на две большие группы: 1) разные фонды, принадлежащие государству, т.е. регалии и государственное имущество; 2) «народные доходы», т.е. налоги10.
К концу XIX — началу XX в. в развитых государствах сформировалась система источников доходов, характерная (с некоторыми оговорками) и для большинства современных государств. Так, в соответствии с государственными росписями на 1880—1882 гг. система источников доходов Российской империи состояла из следующих элементов:
Ф прямые и косвенные налоги;
# правительственные регалии;
Ф казенное имущество;
Ф оборотные поступления (платежи разных ведомств);
Ф поступления из железнодорожного фонда в возврат расходов Государственного казначейства;
Ф суммы, состоявшие в распоряжении Минфина за границей и остатки от пятого выпуска 5% билетов Государственного банка;
Ф остатки от заключенных смет11.
Позднее, в XX в., система источников государственных доходов в России претерпела существенные изменения, характерные для системы доходов социалистических государств. Отличие заключалось в том, что при формировании доходов государственного бюджета СССР налоги с населения составляли незначительную часть и не превышали 10% всех доходов государственного бюджета СССР.
По утверждению известного советского ученого М.И. Пискотина, «социалистическая система хозяйствования обеспечивает государственному бюджету принципиально иные источники доходов, чем система капитализма... оно [государство] получает основную часть доходов от социалистического хозяйства»12.
Государственный бюджет СССР формировался в соответствии с действовавшей в то время ст. 11 Закона СССР от 30 октября 1959 г. «О бюджетных правах Союза ССР и союзных республик». В доходы государственного бюджета СССР включались:
® часть доходов предприятий и хозяйственных организаций в виде налога с оборота и отчислений от прибылей;
Ф подоходный налог с колхозов, предприятий и организаций кооперативных систем и предприятий общественных организаций;
Ф налог с населения;
® другие доходы, некоторые из которых в полной мере соответствовали понятию «государственные регалии». В частности, к ним относились доходы, связанные с предоставлением государством монопольных услуг.
Действующая в настоящее время в России система источников доходов бюджетов, являясь закономерным следствием развития научных представлений в этой области, также включает в себя три вышеуказанных вида источников (налоги, регалии и государственная хозяйственная деятельность). Налоговые платежи (п. 1 ст. 41 БК) и доходы, образующиеся в результате осуществления государством хозяйственной деятельности (абз. 2, 3 п. 3 ст. 41), однозначно определены в качестве доходов бюджетов бюджетной системы России.
Третий источник можно выделить, проанализировав неналоговые доходы бюджетов бюджетной системы России. Государственными регалиями следует признать доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями (абз. 4 п. 3 ст. 41 БК), средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (абз. 5 п. 3 ст. 41) и др.
Таким образом, сформировавшаяся и утвердившаяся к концу XIX в. система источников государственных доходов, включавшая в себя три основных источника государственных доходов (налоги, регалии и государственная хозяйственная деятельность), характерна для современной бюджетной системы, однако прямо в ней не отражена. Закрепление в бюджетном законодательстве предложенной системы источников государственных доходов имеет не только теоретическое, но и практическое значение, поскольку позволяет создать механизмы правового регулирования источников доходов государственного бюджета с учетом их правовой природы и экономического содержания, что может способствовать повышению
эффективности процесса формирования государственных доходов.
1 Смит А. Исследования о природе и причинах богатства народов. М., 1997. Кн. 1. С. 105.
2 Дестунис С.Ю. Изложение понятий разных народов о власти над морем // ЖМНПр. 1846. № 4. Отд. II. С. 85-107, 117-144.
3 Ксенофонт. О доходах : пер. Э.Д. Фролова //: Хрестоматия по истории Древней Греции. М., 1964. С. 36.
4 Регалии (от лат. ^аШ — принадлежащий монарху) — принадлежащие государству привилегии на получение определенных доходов (судебных штрафов, рыночных пошлин и др.), т.е. доходные прерогативы казны (Большой юридический словарь. М., 1998. С. 585).
5 Аристотель. Политика // Аристотель. Соч. : в 4 т. ; пер. с древнегреч. / общ. ред. А.И. Доватура. М., 1983. Т. 4. С. 127.
6 Янжул И.И. Основные начала финансовой науки. СПб., 1904. С. 59; Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики налогов: Учеб. пособие. М., 2003. С. 8—9.
7 Тарановский Ф.В. Энциклопедия права; 3-е изд. СПб., 2001. С. 351.
8 Боден Ж. Шесть книг о государстве // Антология мировой политической мысли. М., 1999. С. 57.
9 Жак Маржерет. Состояние Российской державы и великого княжества Московского. Адам Олеарий. Описание путешествия в Московию // Россия XVII века. Воспоминания иностранцев. Смоленск, 2003.
10 Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М., 2007.
11 Налоги: Учеб. пособие / под ред. Д. Черника. М., 1996. С. 124—126.
12 Пискотин М.И. Советское бюджетное право. М., 1971. С. 4—5.
КРЕПОСТНОЕ МЕДИЦИНСКОЕ ПРАВО РОССИЙСКОГО МИЛИЦИОНЕРА
В.В. БОРОДИН,
доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ
Аннотация. Рассматривается проблема бесплатной медицинской помощи в России. При этом анализируются вопросы о медицинском обеспечении сотрудника милиции на основе полиса медицинского страхования, о правомерных и неправомерных основаниях для получения и утраты полисов обязательного и добровольного медицинского страхования.
Ключевые слова: медицинское обеспечение, медицинский полис, бесплатная медицинская помощь.
SERFDOM MEDICAL LAW OF THE RUSSIAN POLICEMAN.
V.V. BORODIN,
doctor of jurisprudence, the professor the deserved lawyer of the Russian Federation
Annotation. This article addresses the problem of free medical care in Russia. It examines issues of medical support of a police officer on the basis of a medical insurance policy, of lawful and unlawful reasons for acquisition and the loss of policyholders of compulsory and voluntary health insurance.
Key words: health care, medical policy, free medical care
В соответствии с Конституцией РФ каждый гражданин в нашем государстве, в том числе сотрудник ОВД, имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь оказывается гражданам бесплатно в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч. 1 ст. 41)1.
Конституция РФ разделяет порядок пользования услугами здравоохранения для физических лиц и граждан, статус которых вытекает их особого правового статуса и юридической связи личности и государства.
В медицинских учреждениях системы МВД России, включенных в систему обязательного меди-
цинского страхования, медицинское обслуживание граждан, пользующихся правом медицинского обслуживания в них и имеющих соответствующие полисы обязательного медицинского страхования, осуществляются в рамках обязательного медицинского страхования (п. 14 разд. III Положения об организации медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения в медицинских учреждениях системы МВД России)2.
В настоящее время полисы обязательного медицинского страхования сотрудникам ОВД не выдаются. Однако в рамках обязательного медицинского страхования гражданам России предоставлены равные возможности в получении бесплатной медицинской и лекарственной помощи. В соответствии с ТК