Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА'

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
исследовательская деятельность / исследовательская компетенция / структура исследовательской деятельности / исследовательские умения / педагогические условия

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А. Н. Даниярова

В статье рассмотрено возможности развития исследовательской компетенции у студентов вуза в рамках семинара. Раскрыты понятие, содержание и структура исследовательской деятельности современного педагога, определены основные исследовательские умения, условия успешного овладения ими, определена роль подготовки к исследовательской деятельности в процессе становления конкурентоспособного выпускника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У СТУДЕНТОВ ВУЗА»

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ У

СТУДЕНТОВ ВУЗА

А. Н. Даниярова

к.п.н.,Национальный университет Узбекистана имени Мирзо Улугбека

АННОТАЦИЯ

В статье рассмотрено возможности развития исследовательской компетенции у студентов вуза в рамках семинара. Раскрыты понятие, содержание и структура исследовательской деятельности современного педагога, определены основные исследовательские умения, условия успешного овладения ими, определена роль подготовки к исследовательской деятельности в процессе становления конкурентоспособного выпускника.

Ключевые слова: исследовательская деятельность, исследовательская компетенция, структура исследовательской деятельности, исследовательские умения, педагогические условия

ANNOTATSIYA

Maqolada seminar doirasida universitet talabalari o'rtasida tadqiqot kompetensiyasini rivojlantirish imkoniyatlari muhokama qilinadi. Zamonaviy o'qituvchining ilmiy-tadqiqot faoliyati kontseptsiyasi, mazmuni va tuzilishi ochib beriladi, asosiy tadqiqot qobiliyatlari va ularni muvaffaqiyatli o'zlashtirish shartlari aniqlanadi, raqobatbardosh bitiruvchi bo'lish jarayonida tadqiqot faoliyatiga tayyorgarlikning roli aniqlanadi.

Tayanch iboralar: tadqiqot faoliyati, tadqiqot kompetensiyasi, tadqiqot faoliyatining tuzilishi, tadqiqot malakasi, pedagogik shart-sharoitlar

ABSTRACT

The article discusses the possibilities of developing research competence among university students within the framework of a seminar. The concept, content and structure of the research activity of a modern teacher are revealed, the basic research skills and the conditions for their successful mastery are determined, and the role of preparation for research activity in the process of becoming a competitive graduate is determined.

Keywords: research activity, research competence, structure of research activity, research skills, pedagogical conditions

116

27-mart, 2024

В настоящее время современной школе требуется педагог, не только знающий свой предмет в совершенстве, но и способный создавать все необходимые психолого-педагогические условия для развития и саморазвития личности ученика, его ключевых компетенций. Следовательно, система высшего образования должна быть ориентирована на формирование личности, который способен непрерывно совершенствовать свою профессиональную и социальную деятельности, самостоятельно и творчески подходить к решению профессиональных задач. Этот подход предполагает формулировку целей обучения через компетенции, востребованные в профессиональной деятельности современного педагога. Структура профессиональной

деятельности бакалавров включает компоненты: педагогическая, проектная, исследовательская, направленность которого должным образом исходит из актуального состояния рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов образовательной организации. Анализ

профессионального стандарта Педагог структуры вышеназванной деятельности, комплекса профессиональных компетенций, указал, что исследовательский компонент составляющая проявляется как одна из ключевых во всех этапах деятельности педагога, представленные трудовые действия в сочетании с необходимыми умениями и знаниями и определяют необходимость подготовки студентов педагогического вуза к исследовательской деятельности.

В педагогических исследованиях существуют различные подходы к определению понятия «исследовательская компетенция». Исследователи и педагоги сходятся во мнении о том, что формирование исследовательской компетенции осуществляется в условиях системности и непрерывности образовательного процесса (М.В. Кларин, Г.П. Щедровицкий), технологичности (Н.В. Кузьмина, Л.М. Митина), и прогнозируемости результата обучения (Б.С.Гершунский, В.А.Семиченко). Лобова Г.Н. выделяет два уровня исследовательской компетенции: учебно-исследовательская и научно -исследовательская[1.4].

Зимняя И.А., ХуторскойА.В рассматривают исследовательскую компетенцию как совокупность знаний, представлений, программы действий, системы ценностей и отношений, которые выявляются в деятельностных и актуальных проявлениях [2.5]. В свою очередь, мы под исследовательской компетенцией понимаем личностное умение, формирующееся в процессе исследовательской деятельности, направленное на самостоятельное познание неизвестного, решение проблемы. От того, как будет построен учебный

27-mart, 2024

117

процесс, какие подходы в процессе обучения будет применять преподаватель, зависит то, сможет учащийся в будущем самостоятельно продолжить обучение. Актуальность проблемы формирования исследовательской компетенции обусловлена тем, что школа и вуз являются начальным и определяющим звеном непрерывного образования и в дальнейшем самообразования, от результативности которого во многом будет зависеть успешность человека.

Способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Следовательно, исследовательскую компетенцию определяют как интегративное качество личности, характеризующееся готовностью и способностью к продуктивному осуществлению исследовательской деятельности. Исследовательская компетенция формируется в процессе исследовательской деятельности. Большинство понимают исследовательскую деятельность как процесс получения нового результата, информации, знаний. А.В. Леонтович, А.С. Обухов рассматривают исследовательскую деятельность как технологию, включающую систему взаимосвязанных методов и приемов, форм организации процесса обучения [3,4]. Ими определены этапы исследовательской технологии:

- постановка проблемы;

- изучение теоретического содержания;

- выбор методов, форм и алгоритмов исследования;

- овладение исследовательскими способами действий;

- сбор, анализ и обобщение материала, полученного в ходе собственного исследования.

Процесс осуществления исследовательской деятельности реализуется обучающимися с помощью соответствующих действий. Исследовательские действия, освоенные обучающимися в процессе исследовательской деятельности, называют исследовательскими умениями. К исследовательским умениям обучающихся относят умения:

- выдвигать и обосновывать гипотезы;

- ставить цель и планировать деятельность ;

- планировать решение проблемы и выбирать оптимальные методы;

- анализировать условия заданной ситуации;

- формулировать вопросы, устанавливать искомое и данное;

- проводить по самостоятельно составленному плану экспериментальную работу, устанавливать причинно-следственные связи;

- анализировать результат;

27-mart, 2024

118

- формулировать выводы, оценивать информацию, полученную в ходе исследования;

- прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и др. [1,3 ].

Все перечисленное учащимся не всегда удается сделать самостоятельно. В силу занятости подготовкой к урочной деятельности и при большой нагрузке преподаватели-наставники не всегда могут в достаточно полной мере осуществлять координацию деятельности обучающегося в исследовательской деятельности. Рассмотрим как вариант работы над формированием исследовательской компетенции в рамках семинара. Научно исследовательский семинар направлен на развитие и закрепление у студентов компетенций по проведению научной работы: поиску и работе с источниками планированию исследовательской деятельности использованию общих и специальных методов исследования, структурированию и оформлению научных текстов, представлению результатов научной работы в письменной и устной форме, также участие в дискуссии. В рамках подобных семинаров студенты учатся выявлять научную сущность проблем в профессиональной области, решать проблемы в профессиональной деятельности на основе анализа и синтеза, оценивать потребность в ресурсах и планировать их использование при решении задач в профессиональной деятельности. Исследовательскую деятельность студентов отличает то, что в процессе ее проведения они осмысливают дефицит собственных знаний и способов действий в определенной научной области, компенсируют их и затем имеют возможность самостоятельно проводить исследование. Исследовательская деятельность обучающихся содержит этапы, которые сходны с исследованием в науке: определение актуальности проблемы исследования, анализ теоретических источников, выдвижение и обоснование гипотезы исследования, выбор специальных методов исследования, составление плана исследования, проведение экспериментальной части исследования, обобщение полученных результатов, их оценка, выводы. Для того чтобы реализация этапов исследования была успешной, важно определиться с выбором проблемы и затем темы исследовательской работы, сформулировать гипотезу, спланировать действия, изучить научную литературу. В условиях высшей школы формирование исследовательской компетенции должно быть включено в содержание учебной дисциплины спецкурсов и научно-исследовательских семинаров. Студентов следует активно привлекать к участию во внешних проектах, где они должны показать свой исследовательские способности. В

27-mart, 2024

119

заключение следует отметить, что для эффективного воспитания исследователя в рамках высшей школы, необходимо, во-первых, как можно раньше и по возможности часто ставить студента в условия исследовательского поиска, начиная со сбора библиографии по предложенной проблеме, так как именно этот первый шаг во многом предопределит успешность проекта в будущем. Помня о важности первичного погружения в научно -исследовательскую деятельность, преподаватель-наставник должен постоянно контролировать и направлять начинающего исследователя, оставляя ему при этом простор для самостоятельного принятия решения.

REFERENCES

1.Лобова, Г.Н. Основы подготовки студентов к исследовательской деятельности. - М., 2010

2. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования [Текст] / И.А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. - №5. - С. 34-42.

З.Обухов А.С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения // Народное образование. - 1999. - № 10. - С. 158-161.

4.Козырева, О.А. Компетентность современного учителя: современная проблема определения понятия [Текст]/ О.А. Козырева// Стандарты и мониторинг в образовании. - 2004. - 32. - С. 48-51.

5. Хуторской, А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов. [Эл. ресурс]. Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/ 2002/0423.htm.

120

27-mart, 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.