Научная статья на тему 'Профессиональная подготовка будущих учителей иностранных языков к организации учебно-исследовательской деятельности школьников'

Профессиональная подготовка будущих учителей иностранных языков к организации учебно-исследовательской деятельности школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
педагогическое образование в области иностранных языков / профессиональная подготовка учителя / управление учебно-исследовательской деятельностью / исследовательские проекты школьников / наставничество / language teacher education / pre-service teacher training / research management / school research projects / mentoring

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — М. С. Перевёрткина, С. И. Константинова

В статье рассмотрена и актуализирована содержательная компонента профессиональной подготовки будущих учителей иностранных языков к управлению учебными исследованиями. Авторами предложена матрица педагогического проектирования учебно-исследовательской деятельности школьников, обозначены возможности организации профессиональной подготовки в парадигме «обучение – практика – профессия», обобщен опыт непрерывного сопровождения начинающих учителей на рабочем месте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — М. С. Перевёрткина, С. И. Константинова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research Management for Pre-service Foreign Language Teachers: Supervision of School Research Projects

The article explores the possibility of updating the content of pre-service foreign language teacher training in research management. The authors focus on the pedagogical design and propose a matrix of school research activities, specify the content of pre-service teachers’ professional training in research management in the paradigm “learning – practice – profession”, and summarize the experience of mentoring novice teachers in their workplace at schools.

Текст научной работы на тему «Профессиональная подготовка будущих учителей иностранных языков к организации учебно-исследовательской деятельности школьников»

Научная статья УДК 378.14

Профессиональная подготовка будущих учителей иностранныхязыков корганизации учебно-исследовательской деятельности школьников

М. С. Перевёрткина1, С. И. Константинова12

1Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Россия 2Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №11 1mperevertkina@herzen.spb.ru, 2skonstantinova80@mail.ru

Аннотация. В статье рассмотрена и актуализирована содержательная компонента профессиональной под-

готовки будущих учителей иностранных языков к управлению учебными исследованиями. Авторами предложена матрица педагогического проектирования учебно-исследовательской деятельности школьников, обозначены возможности организации профессиональной подготовки в парадигме «обучение - практика - профессия», обобщен опыт непрерывного сопровождения начинающих учителей на рабочем месте.

Ключевые слова: педагогическое образование в области иностранных языков, профессиональная подготовка учителя, управление учебно-исследовательской деятельностью, исследовательские проекты школьников, наставничество

Для цитирования: Перевёрткина М. С., Константинова С. И. Профессиональная подготовка будущих учителей иностранных языков к организации учебно-исследовательской деятельности школьников // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2024. Вып. 1 (850). С. 59-65.

Original article

Research Management for Pre-service Foreign Language Teachers: Supervision of School Research Projects

Marina S. Perevertkina1, Svetlana I. Konstantinova12

1Herzen State Pedagogical University, St. Petersburg, Russia

2Gymnasium #11; Herzen State Pedagogical University, St. Petersburg, Russia

1mperevertkina@herzen.spb.ru, 2skonstantinova80@mail.ru

Abstract.

Keywords:

For citation:

The article explores the possibility of updating the content of pre-service foreign language teacher training in research management.The authors focus on the pedagogical design and propose a matrix of school research activities, specify the content of pre-service teachers' professional training in research management in the paradigm "learning - practice - profession", and summarize the experience of mentoring novice teachers in their workplace at schools.

language teacher education, pre-service teacher training, research management, school research projects, mentoring

Perevertkina, M. S., Konstantinova, S. I. (2024). Research management for pre-service foreign language teachers: supervision of school research projectsResearch management for pre-service foreign language teachers: supervision of school research projects. Vestnik of Moscow State Linguistic University. Education and Teaching, 1(850), 59-65.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время эволюции информационных технологий, стремительно и непрерывно увеличивающегося объема информации особую актуальность приобрела проблема работы с различными информационными ресурсами. Условия жизни в современном информационном обществе определили необходимость модернизации российского образования, одним из стратегических приоритетов которого сегодня стало развитие безопасного информационного пространства и формирование умений школьников искать, анализировать, интерпретировать, критически оценивать содержащуюся в различных источниках информацию, добывать и классифицировать ее в ходе проведения учебных учебных исследований. Таким образом, актуальной тенденцией в российском образовании становится использование резервов учебно-исследовательской деятельности школьников и включение в практику обучения различным предметным областям элементов исследовательского поиска.

Обновление содержания обучения в общеобразовательных учреждениях позволяет говорить и о некотором смещении акцентов в системе подготовки педагогических кадров. Будущие учителя, в том числе учителя иностранных языков, должны уметь не только обучать предмету, но и осуществлять сопровождение учебных исследований школьников. Таким образом, вопрос поиска научно-практических решений в сфере профессиональной подготовки будущих учителей к организации и управлению учебно-исследовательской деятельностью обучающихся становится актуальным.

УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

В отечественном научном сообществе вопросы организации учебно-исследовательской деятельности школьников стали предметом ряда исследований, которые внесли значимый вклад в понимание ее сущности. Следуя традициям, заложенным в исследованиях М. Н. Скаткина, И. Я. Лернера, Ю. К. Бабанского, П. И. Пидкасистого, А. П. Тряпици-ной, В. А. Сластенина, ведущие современные специалисты, в сферу научных интересов которых входит учебная и исследовательская деятельность школьников (Н. Ф. Коряковцева, А. С. Обухов, А. Н. Подцьяков, Е. Н. Кикоть,А. В.Леонтович,А. И. Савенков,Л. В. Козырева и др.), предлагают разграничивать понятия «учебно-познавательная», «исследовательская» и

«учебно-исследовательская» деятельность и отмечают, что на уровне общего образования следует говорить об учебно-исследовательской деятельности.

Обобщая ряд предложенных трактовок учебно-исследовательской деятельности [Козырева, 2005, с. 12; Леонтович, 2012, с. 34; Обухов, 2015, с. 31], предлагаем определять ее как целенаправленную и структурированную аналитико-синте-тическую деятельность, характеризующуюся определенной степенью самостоятельности обучающихся при изучении ими объектов действительности и получении субъективно нового знания. В ходе данной деятельности (ее результатом может стать создание продукта) осуществляется освоение обучающимися теоретических и практических способов действий, методов поиска неизвестного. Учебно-исследовательская деятельность имеет специфическую цель - развитие личности обучающегося в ходе решения исследовательских задач, ее предметное содержание определяется при участии обучающегося и ориентировано на создание личностного образовательного продукта [Коряковцева, Миролюбов, 2012]. Данная деятельность развивает способности обучающихся проектировать, анализировать, оценивать получаемые результаты, определять перспективы исследовательского поиска [Гальскова, Никитенко, 2023]. Ее осуществление обеспечивается сформированными у обучающихся знаниями, специальными навыками и исследовательскими умениями, необходимыми и достаточными для выполнения исследовательской работы на соответствующем уровне образования [Сафонова, Коренев, Перевёрткина, 2019].

Значимость приобщения обучающихся кучеб-но-исследовательской деятельности несомненна, но ее организация требует особой подготовки учителей. Таким образом, одной из современных методических задач становится актуализация содержательного компонента профессиональной подготовки будущих учителей к организации учебно-исследовательской деятельности школьников, а также выделение особых для регулирования данной деятельности обучающих и управленческих действий учителей. Решение данной методической задачи предполагаеттакже конкретизацию и систематизацию базовых исследовательских действий обучающихся. Проведенный нами контент-анализ требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования продемонстрировал наличие указаний на необходимость получения обучающимися опыта осуществления учебно-исследовательской деятельности и предоставления им возможности проводить исследования на всех уровнях общего образования (см.табл. 1).

Таблица 1

ТРЕБОВАНИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Объект анализа ФГОС НОО ФГОС ООО ФГОС соо

Блоктребований к результатам основной образовательной программы Предметные результаты +

Метапред- метные результаты +

Личностные результаты + +

Блоктребований кструктуре основной образовательной программы + + +

Блоктребований кусловиям реализации основной образовательной программы + + +

В соответствии с ФГОС в структуру образовательных программ на всех уровнях общего образования должна быть включена программа формирования общеучебных навыков и умений обучающихся в ходе осуществления ими учебно-исследовательской деятельности, однако условия реализации данной деятельности разнятся. Так, на уровне начального общего образования не сформулированы требования к предметным, метапредметным и личностным результатам, которых должны достичь обучающиеся в ходе учебно-исследовательской деятельности. Приоритетная роль отводится созданию условий для проведения младшими школьниками поисковых исследований посредством организации внеурочной деятельности.

Сравнительный анализ ФГОС начального и основного общего образования демонстрирует динамику требований к результатам осуществления обучающимися учебно-исследовательской деятельности и изменение условий ее организации. В указанном нормативном документе обозначены требования к личностным результатам, одним из которых является формирование коммуникативной компетентности школьников, их способности общаться и сотрудничать с детьми и взрослыми в процессе осуществления учебно-исследовательской деятельности. Заданным условием является чередование урочной и внеурочной форм ее организации.

В ФГОС среднего общего образования расширен перечень результатов, которых должны

достичь обучающиеся в ходе осуществления учебно-исследовательской деятельности. Помимо личностных результатов, в частности, готовности обучающихся к сотрудничеству в ходе осуществления указанной деятельности, сформулированы требования к метапредметным и предметным результатам выполнения обучающимися учебных исследований. К метапредметным результатам относится освоение обучающимися универсальных учебных действий, которые позволят им самостоятельно планировать и осуществлять учебно-исследовательскую деятельность. В перечень требований к предметным результатам включено овладение обучающимися иностранным языком как средством формирования учебно-исследовательских умений и расширения своих знаний в других предметных областях. Особая роль на этом уровне общего образования отводится индивидуальным проектам, которые школьники выполняют по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, в том числе, иностранного языка. Таким образом, условием осуществления обучающимися учебно-исследовательской деятельности выступает не только интеграция урочной и внеурочной форм ее организации, но и проведение индивидуального учебного исследования.

Отметим, что постановка проблемы организации учебно-исследовательской деятельности школьников не является новой для отечественной науки и практики, однако базовые исследовательские действия, которые должны освоить обучающиеся, требуют систематизации. Кроме того, до настоящего времени в полной мере не были конкретизированы обучающие и управленческие действия учителей, обеспечивающие возможность организации и сопровождения учебных исследований школьников. В рамках данной статьи систематизация последних представляется особенно востребованной, так как она будет определять содержание профессиональной подготовки будущих учителей иностранных языков к организации учебно-исследовательской деятельности школьников.

СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Возросшая значимость приобретения обучающимися опыта осуществления учебно-исследовательской деятельности подтверждается не только

положениями ФГОС всех уровней общего образования, но и требованиями к педагогическим работникам, сформулированными в профессиональном стандарте «Педагог». В соответствии с данным документом трудовые действия преподавателей в средней школе включают организацию учебно-исследовательской деятельности обучающихся, для чего у педагогических работников должны быть сформированы умения подготавливать обучающихся к проведению исследований и исследований-экспериментов и сопровождать указанную деятельность. В то же время анализ научной литературы позволяет заключить, что указанные умения не получили необходимой конкретизации. Ее нехватка приводит к противоречию между требованием организовывать учебные исследования школьников и недостаточной разработанностью вопроса профессиональной подготовки учителей к осуществлению этой деятельности.

В рамках данной статьи представлялось целесообразным, во-первых, организовать базовые исследовательские действия обучающихся в соответствии с последовательностью этапов осуществления ими учебно-исследовательской деятельности, а затем соотнести указанные действия с выделенными обучающими и управленческими действиями учителей. Осуществление учителями профессиональной деятельности в области организации и сопровождения исследований школьников будет возможно в случае получения ими соответствующей подготовки, в том числе при освоении программ на уровне высшего профессионального образования. В связи с этим представлялось необходимым проанализировать положения ФГОС высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование. Анализ результатов освоения студентами программы бакалавриата по указанному направлению подготовки позволил нам установить соответствие между формируемыми у будущих учителей универсальными и общепрофессиональными компетенциями и действиями, выполняемыми учителями-практиками в ходе организации учебно-исследовательской деятельности школьников. Совокупность полученных элементов представлена в форме матрицы (схема 1).

В предложенной матрице обозначены режимы организации учебно-исследовательской деятельности школьников. Ряд базовых исследовательских действий может быть освоен обучающимися в режиме управляемой практики (обозначена на схеме символом «-), когда учебно-исследовательская деятельность регулируется и контролируется учителем. Частично управляемая практика позволяет обучающимся и учителям совместно

осуществлять постановку цели и задач, разрабатывать алгоритм их решения. Обязательным условием освоения обучающимися базовых исследовательских действий считаем предоставление им возможности самостоятельно решать учебно-исследовательские задачи, то есть осуществлять самоуправляемую учебно-исследовательскую деятельность [Константинова, 2006, с. 6]. Частично управляемая и самоуправляемая деятельность школьников осуществляется при поддержке и консультативной помощи учителя [Коряковцева, 2023].

В ходе изучения современного состояния проблемы профессиональной подготовки будущих учителей к организации учебно-исследовательской деятельности школьников мы обнаружили, что в соответствии с положениями ФГОС освоение студентами направления подготовки «Педагогическое образование» ряда обучающих и управленческих действий учителя не предусматривается, а формируемые у студентов универсальные компетенции, связанные с развитием их системного и критического мышления, получением опыта разработки исследовательских проектов, осуществлением деловой коммуникации на русском и иностранном языках (УК-1,УК-2,УК-4), не гарантируют наличия у будущих учителей способности экстраполировать полученный опыт проведения собственных исследований на организацию учебно-исследовательской деятельности других.

Рассматривая организацию профессиональной подготовки будущих учителей иностранных языков, следует отметить, что заявленный в ФГОС уровень сформированное™ их общепрофессиональных компетенций должен позволить им управлять индивидуальной и совместной с обучающимися учебно-исследовательской деятельностью (ОПК-3), осуществлять контроль и оценку результатов данной деятельности (ОПК-5), использовать технологии ее индивидуализации (ОПК-6). Формирование указанных компетенций должно осуществляться комплексно и может быть реализовано посредством освоения студентами содержания обязательных дисциплин методического («Методика обучения и воспитания», «Образовательные технологии», «Решение профессиональных задач учителя») и учебно-исследовательского модулей («Организация учебно-исследовательской работы»), а также в ходе прохождения будущими учителями практики, которая позволит им получить опыт курирования учебно-исследовательских проектов школьников. Таким образом, профессиональная теоретическая и практическая подготовка должна обеспечить формирование способности будущих учителей организовывать и управлять урочной и внеурочной учебно-исследовательской

МАТРИЦА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Схема 1

1

Базовые исследовательские действия обучающегося

Обучающие и управленческие действия учителя

Определение сферы исследовательских интересов, выбор предметной области

Изучение степени разработанности проблемы, формулирование темы

Обоснование актуальности, формулирование проблемы исследования

Предложение оригинального решения проблемы, выдвижение

Постановка цели и формулирование / актуализация задач исследования

Определение последовательности действий для решения задач исследования

Выбор методов решения исследовательских задач, принципов отбора материала

Поиск, анализ, систематизация, интерпретация информации из различных источников

Сбор эмпирического материала / проведение эксперимента, оценка достоверности данных

as

« S

£4

Анализ полученных результатов исследования на основе разработанных критериев

Фиксация хода и результатов исследования, создание текста на русском / иностранном языке

Выбор формы представления и визуализации результатов, в том числе с использованием ИК Г

Стимулирование выбора на основе индивидуально-личностных параметров

Регулирование процесса ознакомления с литературой по теме, уточнение формулировки

Постановка проблемных задач для определения проблем кости объекта исследования

Стимулирование генерации идей, предъявление шаблона для формулирования гипотез

Организация постановки цели и проверки задач по модели SMART

Ознакомление с алгоритмом исследовательский работы, индивидуализация траектории

Сообщение информации о методах исследования, координирование выбора

Организация сбора данных, запрос полученных результатов, контроль применения методов

Контроль за осуществлением сбора материала / проведением эксперимента

Проведение экспертизы / организация внешней экспертизы полученных данных

Проверка / корректирование / оценивание текста, предоставление обратной связи

Разъяснение особенностей публичного выступления, предоставление обратной связи

опк-з

УК-2

ОПК-З ОПК-6

УК-1

опк-з опк-з

ОПК-5

УК-4 ОПК-З

УК-4 ОПК-3

деятельностью школьников: планировать и проводить уроки иностранных языков, в содержание которых включены краткосрочные учебные исследования, организовывать внеурочную деятельность школьников в форме учебно-исследовательских занятий, исследовательских экскурсий, конференций.

Следует отметить, что при должной теоретической подготовке в ходе практики студенты зачастую не справляются с задачей по управлению учебно-исследовательской деятельностью школьников. Так, в 2022/23 учебном году студентам 4-го курса института иностранных языков РГПУ им. А. И. Герцена в рамках стажерской практики было предложено осуществить сопровождение учебно-исследовательских проектов школьников. Анализ отчетов студентов и листов самооценки показал, что буду-щиеучителя испытывали значительные затруднения

на мотивационно-подготовительном и планирующем этапах исследования. Недостаточность сформированное™ компетенций начинающих учителей в области управления учебно-исследовательской деятельностью школьников отмечается и специалистами общеобразовательных учреждений.

ПОСТДИПЛОМНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАК ПРАКТИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАЧИНАЮЩИМИ УЧИТЕЛЯМИУЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ школьников

Наблюдение за профессиональной деятельностью начинающих учителей показывает, что они демонстрируют способность самостоятельно

проводить исследования, но недостаточно готовы к перенесению своего опыта на практику организации учебно-исследовательской деятельности школьников. Наибольшие затруднения вызывает у них постановка проблемных задач для определения характеристических свойств объекта исследования, регулирование применения обучающимися методов исследования. Исходя из собственных интересов, начинающие учителя стимулируют учебно-исследовательскую деятельность школьников, но часто неспособны научить их самостоятельному выдвижению гипотезы, формулированию цели и определению задач, испытывают затруднения с координированием процесса сбора данных. Логично предположить, что в ходе профессиональной подготовки будущие учителя не получают достаточного практического опыта организации учебно-исследовательской деятельности. Кроме того, их управленческие умения стимулирования обучающихся, планомерного пошагового контроля за выполнением работы, оказания методологической помощи в проведении эксперимента не являются в достаточной степени сформированными.

Практическим решением данной проблемы может стать организованное в образовательных учреждениях постдипломное сопровождение начинающих специалистов опытными наставниками. Руководителями исследования могут быть назначены педагог-специалист и начинающий учитель, не обладающий достаточным опытом организации учебно-исследовательской деятельности. Такие «наставнические пары» ставят цель и определяют задачи совместной управленческо-педагогиче-ской деятельности, разрабатывают дорожную карту сотрудничества, прописывая основные этапы

курирования учебного исследования школьников, распределяя обязанности и определяя сроки. По завершению работы обучающихся над исследовательским проектом представляется целесообразным организовать обмен опытом между наставническими парами с представлением результатов сотрудничества, а также провести анализ эффективности работы в тандеме. Представленный прототип организации постдипломного сопровождения может применяться при решении проблемы управления учебно-исследовательской деятельностью школьников начинающими учителями любых предметных областей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подытоживая сказанное, отметим, что динамичные изменения в отечественном образовательном пространстве определили необходимость поиска решений в сфере профессиональной подготовки педагогических кадров, одним из вызовов при осуществлении которой является обучение будущих учителей организации и сопровождению учебно-исследовательской деятельности школьников. Актуализация содержания теоретической и практической профессиональной подготовки будет способствовать формированию способности начинающих учителей организовывать учебно-исследовательскую деятельность школьников, а их постдипломное сопровождение позволит создать условия для осуществления интерактивного сотрудничества опытных наставников, молодых специалистов и школьников в рамках решения учебно-исследовательских задач.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Козырева Л. В. Формирование готовности старших школьников к учебно-исследовательской деятельности: автореф. дис.... канд. пед. наук. Кемерово, 2005.

2. Леонтович А. В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения // Развитие исследовательской деятельности учащихся: методический сборник. 2012. С. 34-41.

3. Обухов А. С. Развитие исследовательской деятельности учащихся. М.: Национальный книжный центр, 2015.

4. Коряковцева Н. Ф., Миролюбов А. А. Довузовское обучение иностранным языкам // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2012. Вып. 648. С. 36-51.

5. Гальскова Н. Д., Никитенко 3. Н. Методологическая культура исследователя в лингвообразовательном научном поиске. М.: Прометей, 2023.

6. Сафонова В. В., Коренев А. А., Перевёрткина М. С. Стратегии развития исследовательских компетенций при подготовке педагогических кадров по предмету «Иностранный язык» // Rhema. Рема. 2019. Вып. 3. С. 148-177.

7. Константинова С. И. Формирование учебно-познавательной компетентности у учащихся старшей профильной школы (на материале английского языка): автореф. дис.... канд. пед. наук. СПб., 2006.

8. Коряковцева Н. Ф. Модель профессионально ориентированного обучения иностранному языку на основе взаимосвязанного развития коммуникативной и учебно-познавательной деятельности // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. 2023. Вып. 2 (847). С.47-53.

REFERENCES

1. Kozyreva, L. V. (2005). Formirovanie gotovnosti starshikh shkoL'nikov k uchebno-issLedovateL'skoi deyateL'nosti = Formation of readiness of high school students for educational and research activities: abstract of PhD in Pedagogy. Kemerovo. (In Russ.)

2. Leontovich, A. V. (2012). Issledovatel'skaya deyatel'nost' kak sposob formirovaniya mirovozzreniya = Research activity as a way of forming world outlook. Razvitie issledovatel'skoi deyatel'nosti uchashchikhsya (pp. 34-41): metodicheskijsbornik. (In Russ.)

3. Obukhov.A.S. (2015). Razvitie issledovatel'skoi deyatel'nosti uchashchikhsya = Development of students' research activities. Moscow: Natsional'nyi knizhnyi tsentr. (In Russ.)

4. Koryakovtseva, N. F., Mirolyubov A. A. (2012). Teaching foreign languages at school. Vestnik of Moscow State Linguistic University, 648, 36-51. (In Russ.)

5. Gal'skova, N. D., Nikitenko, Z. N. (2023). Metodologicheskaya kul'tura issledovatelya v lingvoobrazovatel'nom nauchnom poiske = Methodological culture of the researcher in linguistic educational scientific research. Moscow: Prometei.(ln Russ.)

6. Safonova, V. V., Korenev, A. A., Perevertkina, M. S. (2019). Strategies of research competence development in language teacher education. Rhema. Rema, 3,148-177. (In Russ.)

7. Konstantinova, S. I. (2006). Formirovanie uchebno-poznavatel'noi kompetentnosti u uchashchikhsya starshei profil'noi shkoly (na materiale angliiskogo yazyka) = Formation of high specialized school students' educational and cognitive competence (on the basis of the English language): abstract of PhD in Pedagogy. St. Petersburg. (In Russ.)

8. Koryakovtseva, N. F. (2023). Profession-oriented foreign language teaching in non-linguistics universities: current theory and practice. Vestnik of Moscow State Linguistic University. Education and Teaching, 2(847), 47-53. (In Russ.)

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ

Перевёрткина Марина Сергеевна

кандидат педагогических наук, доцент

доцент кафедры методики обучения иностранным языкам

Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена

Константинова Светлана Игоревна

кандидат педагогических наук

заместитель директора по учебно-воспитательной работе

учитель английского языка ГБОУ гимназия №11

доцент кафедры методики обучения иностранным языкам

Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

Perevertkina Marina Sergeevna

PhD in Foreign Language Teaching, Associate Professor Associate Professor at the Department of Modern Languages Herzen State Pedagogical University of Russia

Konstantinova Svetlana Igorevna

PhD in Foreign Language Teaching

Deputy Director of Education,Teacher of English, Gymnasium #11 Associate Professor at the Department of Modern Languages Herzen State Pedagogical University of Russia

Статья поступила в редакцию одобрена после рецензирования принята к публикации

10.10.2023

19.11.2023

16.01.2024

The article was submitted approved after reviewing accepted for publication

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.