Научная статья на тему 'Формирование исследовательской компетенции школьников средствами экологического образования'

Формирование исследовательской компетенции школьников средствами экологического образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
215
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экологическое образование / урочная и внеурочная деятельность / environmental education / curricular and extracurricular activities

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — О А. Зубкова

Правильно выстроенное системно-организованное сочетание урочной и внеурочной деятельности способствует не только получению учащимися экологического образования, но и приобретению исследовательской компетенции, что обеспечивает успешное личностное развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ECOLOGICAL EDUCATION–BASED FORMATION OF RESEARCH COMPETENCE IN STUDENTS

Properly and systematically-organized combination of curricular and extracurricular activities enables the students both to get environmental education and to acquire the research competence that ensures successful personal development

Текст научной работы на тему «Формирование исследовательской компетенции школьников средствами экологического образования»

УДК 372.891

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

О.А. Зубкова МБОУ «Кадетская школа», г. Бийск E-mail: zubikolya@mail.ru

Правильно выстроенное системно-организованное сочетание урочной и внеурочной деятельности способствует не только получению учащимися экологического образования, но и приобретению исследовательской компетенции, что обеспечивает успешное личностное развитие.

Ключевые слова: экологическое образование, урочная и внеурочная деятельность.

Одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является организация учебной исследовательской деятельности учащихся и развитие её основного компонента - исследовательских умений, которые не только помогают школьникам лучше справляться с требованиями программы, но и развивают у них логическое мышление, создают внутренний мотив учебной деятельности в целом.

Вопросам организации исследовательской деятельности учащихся посвящены многие труды по методике преподавания естественных дисциплин. В них рассмотрены теория и практика школьного эксперимента и наблюдений. Подобная работа позволяет развивать у учащихся исследовательские наклонности, формировать исследовательские умения как основной компонент учебной исследовательской деятельности в течение всего периода обучения [1].

В условиях формирования современного образовательного пространства и содержания образования, отвечающего долгосрочным интересам устойчивого социально-экономического развития страны, одной из важнейших проблем выступает экологическое образование и экологическое воспитание обучающихся. В области образования, в связи с введением ФГОС ООО актуальной стала задача развития экологического мышления и формирования экологической культуры обучающихся в период школьного обучения (требования к результатам обучения). Для реализации экологического образования важным явля-

ется положение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования об интеграции урочной и внеурочной работы с обучающимися на основе системно-деятельностного подхода (требования к структуре ООП).

Для создания условий способствующих развитию исследовательских умений учащихся в нашем образовательном учреждении выстроена система организации урочной и внеурочной деятельности по экологическому образованию. В формировании исследовательской компетенции мы выделяем три этапа: подготовительный (5-6 классы) - обучение практическим навыкам научной организации труда; развивающий (7-8 классы) - развитие исследовательских способностей для научно-исследовательской деятельности; завершающий (9-11 классы) - развитие умений и навыков исследовательской деятельности и применение их на практике, формирование исследовательской компетенции.

В настоящее время экология как отдельный предмет в федеральном базисном учебном плане (БУП) не предусмотрена, лишь отдельные аспекты этой науки изучаются в курсах биологии, географии, ОБЖ. Однако формирование экологически грамотной личности, способной прогнозировать результаты своего воздействия на окружающую среду - одна из главных задач современного национального развития. Поэтому в учебном плане нашего образовательного учреждения (из компонента образовательного учреждения) выделено по 17 годовых часов для изучения предме-

Известия АО РГО. 2014. Вып. 35

тов «Экология Алтайского края» и «Бий-сковедение» в 5-7 классах.

Изучая экологию Алтайского края в 56 классах, учащиеся выполняют практические задания, направленные на развитие навыков самостоятельной работы с различными источниками информации. Выполнение учебных проектов (индивидуальных и групповых), способствует приобретению нестандартного творческого осмысления и систематизирования информации, а их защита - формированию первого опыта публичных выступлений, отстаивания своей точки зрения, корректной оценки работы товарищей и самооценивания.

Содержательный и методический аппарат учебного пособия «Бийсковедение. Природа и человек» (авторы: Г.С. Петрищева, Н.А. Цехановская), по которому учащиеся занимаются в 7 классе, способствует организации самостоятельной поисковой деятельности, выполнению практических проблемных заданий и проектов. Проблемный метод обучения направлен на формирование у обучающихся способности вычленить проблему, выдвинуть гипотезу, предложить методы решения проблемы, обобщить полученные результаты и сформулировать выводы. Таким образом, у учащихся формируются научно-исследовательские умения, происходит знакомство с понятийным аппаратом исследования.

Решить задачу формирования экологического сознания только на уроках невозможно. Многие виды деятельности только начинаются на уроке, а затем требуют дальнейшего продолжения. Поэтому начатый на уроке процесс формирования исследовательского экологического сознания продолжается во внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность - понятие, объединяющее все виды и формы деятельности обучающихся, направленных на их воспитание и социализацию, а также саморазвитие и самосовершенствование. Внеурочная деятельность экологической направленности имеет практико-ориентированный характер: организация

летних полевых практикумов (7-8 классы), научно-исследовательская экспедиция (911 классы).

Основной целью экологических практик является повышение естественнонаучной компетенции учащихся через организацию самостоятельной исследовательской работы в полевых условиях, развитие творческих способностей, приобретение навыков постановки экспериментов, проведения наблюдений, оформления результатов исследований.

Наиболее эффективной формой организации учебной деятельности учащихся, направленной на формирование и развитие исследовательских умений в курсе естественных наук, как показала практика, является выездная маршрутная или стационарная научно-исследовательская экспедиция, поскольку позволяет школьникам демонстрировать и развивать свои исследовательские наклонности, а педагогам -диагностировать сформированность исследовательских умений. Во время экспедиций учащиеся самостоятельно разрабатывают и осуществляют план исследования, собирают и проводят первичную обработку материала, оформляют результаты исследований согласно требованиям научного стиля. Работа над исследовательскими проектами, презентация учащимися результатов исследований, полученных в ходе экспедиции, на конкурсах и конференциях - эффективное средство развития исследовательских навыков и личностного саморазвития учащихся.

Ещё одно перспективное направление в развитии исследовательских компетенций учащихся средствами экологического образования - активное участие в социальных проектах. Экологические проблемы многоаспектные, поэтому для своего решения они требуют комплексного подхода и, как правило, знаний различных наук. Таким образом, в процессе работы над проектом у обучающихся формируется комплекс специфических умений, подкрепленный соответствующей теоретической базой.

В настоящий момент в школе ведется работа над социальными проектами «Аль-

тернатива» и «Пришкольный участок -участок здоровья», направленными на улучшение экологических условий, сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса.

Таким образом, правильно выстроенное системно-организованное сочетание

урочной и внеурочной деятельности способствует не только получению учащимися экологического образования, но и приобретению исследовательской компетенции, что обеспечивает успешное личностное развитие.

Список литературы

1. Скворцов П.М. Исследовательская деятельность учащихся при работе в поле-

вых условиях // Современные проблемы методики биологии и экологии в школе и ВУЗе. -М., 1997. - С. 44-49.

ECOLOGICAL EDUCATION-BASED FORMATION OF RESEARCH COMPETENCE IN STUDENTS

O.A. Zubkova Municipal budgetary educational institution «Cadet School», Biysk E-mail: zubikolya@mail.ru

Properly and systematically-organized combination of curricular and extracurricular activities enables the students both to get environmental education and to acquire the research competence that ensures successful personal development.

Keywords: environmental education, curricular and extracurricular activities.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.