УДК 372.891
ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
О.А. Зубкова МБОУ «Кадетская школа», г. Бийск E-mail: zubikolya@mail.ru
Правильно выстроенное системно-организованное сочетание урочной и внеурочной деятельности способствует не только получению учащимися экологического образования, но и приобретению исследовательской компетенции, что обеспечивает успешное личностное развитие.
Ключевые слова: экологическое образование, урочная и внеурочная деятельность.
Одним из важнейших условий повышения эффективности учебного процесса является организация учебной исследовательской деятельности учащихся и развитие её основного компонента - исследовательских умений, которые не только помогают школьникам лучше справляться с требованиями программы, но и развивают у них логическое мышление, создают внутренний мотив учебной деятельности в целом.
Вопросам организации исследовательской деятельности учащихся посвящены многие труды по методике преподавания естественных дисциплин. В них рассмотрены теория и практика школьного эксперимента и наблюдений. Подобная работа позволяет развивать у учащихся исследовательские наклонности, формировать исследовательские умения как основной компонент учебной исследовательской деятельности в течение всего периода обучения [1].
В условиях формирования современного образовательного пространства и содержания образования, отвечающего долгосрочным интересам устойчивого социально-экономического развития страны, одной из важнейших проблем выступает экологическое образование и экологическое воспитание обучающихся. В области образования, в связи с введением ФГОС ООО актуальной стала задача развития экологического мышления и формирования экологической культуры обучающихся в период школьного обучения (требования к результатам обучения). Для реализации экологического образования важным явля-
ется положение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования об интеграции урочной и внеурочной работы с обучающимися на основе системно-деятельностного подхода (требования к структуре ООП).
Для создания условий способствующих развитию исследовательских умений учащихся в нашем образовательном учреждении выстроена система организации урочной и внеурочной деятельности по экологическому образованию. В формировании исследовательской компетенции мы выделяем три этапа: подготовительный (5-6 классы) - обучение практическим навыкам научной организации труда; развивающий (7-8 классы) - развитие исследовательских способностей для научно-исследовательской деятельности; завершающий (9-11 классы) - развитие умений и навыков исследовательской деятельности и применение их на практике, формирование исследовательской компетенции.
В настоящее время экология как отдельный предмет в федеральном базисном учебном плане (БУП) не предусмотрена, лишь отдельные аспекты этой науки изучаются в курсах биологии, географии, ОБЖ. Однако формирование экологически грамотной личности, способной прогнозировать результаты своего воздействия на окружающую среду - одна из главных задач современного национального развития. Поэтому в учебном плане нашего образовательного учреждения (из компонента образовательного учреждения) выделено по 17 годовых часов для изучения предме-
Известия АО РГО. 2014. Вып. 35
тов «Экология Алтайского края» и «Бий-сковедение» в 5-7 классах.
Изучая экологию Алтайского края в 56 классах, учащиеся выполняют практические задания, направленные на развитие навыков самостоятельной работы с различными источниками информации. Выполнение учебных проектов (индивидуальных и групповых), способствует приобретению нестандартного творческого осмысления и систематизирования информации, а их защита - формированию первого опыта публичных выступлений, отстаивания своей точки зрения, корректной оценки работы товарищей и самооценивания.
Содержательный и методический аппарат учебного пособия «Бийсковедение. Природа и человек» (авторы: Г.С. Петрищева, Н.А. Цехановская), по которому учащиеся занимаются в 7 классе, способствует организации самостоятельной поисковой деятельности, выполнению практических проблемных заданий и проектов. Проблемный метод обучения направлен на формирование у обучающихся способности вычленить проблему, выдвинуть гипотезу, предложить методы решения проблемы, обобщить полученные результаты и сформулировать выводы. Таким образом, у учащихся формируются научно-исследовательские умения, происходит знакомство с понятийным аппаратом исследования.
Решить задачу формирования экологического сознания только на уроках невозможно. Многие виды деятельности только начинаются на уроке, а затем требуют дальнейшего продолжения. Поэтому начатый на уроке процесс формирования исследовательского экологического сознания продолжается во внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность - понятие, объединяющее все виды и формы деятельности обучающихся, направленных на их воспитание и социализацию, а также саморазвитие и самосовершенствование. Внеурочная деятельность экологической направленности имеет практико-ориентированный характер: организация
летних полевых практикумов (7-8 классы), научно-исследовательская экспедиция (911 классы).
Основной целью экологических практик является повышение естественнонаучной компетенции учащихся через организацию самостоятельной исследовательской работы в полевых условиях, развитие творческих способностей, приобретение навыков постановки экспериментов, проведения наблюдений, оформления результатов исследований.
Наиболее эффективной формой организации учебной деятельности учащихся, направленной на формирование и развитие исследовательских умений в курсе естественных наук, как показала практика, является выездная маршрутная или стационарная научно-исследовательская экспедиция, поскольку позволяет школьникам демонстрировать и развивать свои исследовательские наклонности, а педагогам -диагностировать сформированность исследовательских умений. Во время экспедиций учащиеся самостоятельно разрабатывают и осуществляют план исследования, собирают и проводят первичную обработку материала, оформляют результаты исследований согласно требованиям научного стиля. Работа над исследовательскими проектами, презентация учащимися результатов исследований, полученных в ходе экспедиции, на конкурсах и конференциях - эффективное средство развития исследовательских навыков и личностного саморазвития учащихся.
Ещё одно перспективное направление в развитии исследовательских компетенций учащихся средствами экологического образования - активное участие в социальных проектах. Экологические проблемы многоаспектные, поэтому для своего решения они требуют комплексного подхода и, как правило, знаний различных наук. Таким образом, в процессе работы над проектом у обучающихся формируется комплекс специфических умений, подкрепленный соответствующей теоретической базой.
В настоящий момент в школе ведется работа над социальными проектами «Аль-
тернатива» и «Пришкольный участок -участок здоровья», направленными на улучшение экологических условий, сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса.
Таким образом, правильно выстроенное системно-организованное сочетание
урочной и внеурочной деятельности способствует не только получению учащимися экологического образования, но и приобретению исследовательской компетенции, что обеспечивает успешное личностное развитие.
Список литературы
1. Скворцов П.М. Исследовательская деятельность учащихся при работе в поле-
вых условиях // Современные проблемы методики биологии и экологии в школе и ВУЗе. -М., 1997. - С. 44-49.
ECOLOGICAL EDUCATION-BASED FORMATION OF RESEARCH COMPETENCE IN STUDENTS
O.A. Zubkova Municipal budgetary educational institution «Cadet School», Biysk E-mail: zubikolya@mail.ru
Properly and systematically-organized combination of curricular and extracurricular activities enables the students both to get environmental education and to acquire the research competence that ensures successful personal development.
Keywords: environmental education, curricular and extracurricular activities.