УДК 37.037.1
Т.А. Подрезова
Филиал Ставропольского государственного педагогического института
в г. Железноводске, Россия
Формирование исследовательских компетенций у старших школьников в процессе внеурочной деятельности по истории
Аннотация: В статье анализируются возможности и значение внеурочной деятельности учащихся старших классов по истории в формировании у них исследовательских компетенций. Автор подчеркивает, что данный вид деятельности помогает решать и важные воспитательные задачи в современном российском образовании.
Ключевые слова: образование, гражданин, патриотизм, внеурочная деятельность, история, исследовательские компетенции, образовательные стандарты, научно - исследовательская деятельность.
Сегодня, когда основная и средняя (полная) школа переходят на новые образовательные стандарты, поставлены цели, связанные с системно -деятельностным подходом, лежащим в их основе:
• развивать у учащихся самостоятельность в усвоении нового материала;
• формировать у них ключевые умения (компетентности), которые помогут им успешно социализироваться в обществе.
В современном российском образовании изменились условия развития личности учащегося. Ребенок с раннего возраста находится в огромном информационном и социальном пространстве, без определенных внешних и внутренних границ. Он подвержен влиянию информационных ресурсов, получаемых с помощью телевидения, компьютерных игр, Интернета, кино. Данные источники оказывают на формирующуюся личность воздействие, зачастую не всегда положительное. Поэтому, национальный воспитательный идеал, основанный на концепции духовно - нравственного развития личности (авторы А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков), отводит задачам воспитания и социализации учащихся важную роль, что наиболее эффективно через организацию внеурочной деятельности. Такая возможность предоставляется ФГОС общего образования.
В соответствии с федеральными стандартами второго поколения как классно -урочная, так и внеурочная деятельность должны быть максимально ориентированы на достижение учащимися метапредметных образовательных результатов. Таким образом, акцент с ЗУН (знаний, умений и навыков) смещается на выполнение школой социального заказа государства на образованную личность со сформированными у нее метапредметными компетенциями. Поэтому сложилось интересное мнение специалистов, характеризующих новый стандарт образования не столько как стандарт для школы, а, скорее, как стандарт школьного периода обучения ребенка [1, с.45].
Одним из видов внеурочной деятельности является научно -исследовательская деятельность учащихся, дающая им широкие возможности самостоятельного изучения определенных проблем с последующими выводами. Участвующие в ней школьники приобретают:
- навыки решения познавательных, поисковых, проектных задач исследовательским методом - наиболее значимым для получения представлений об окружающем мире и умения оценивать достоверность этих представлений;
- базовые способности личности к рефлексивному мышлению и аналитическому подходу;
- умения работать в научном сообществе, усвоение его ценностей и авторитетов.
Федеральные государственные образовательные стандарты рекомендуют привлекать учащихся к научно - исследовательской деятельности на всех этапах обучения. Но для старшеклассников она имеет особое значение, поскольку они находятся на пороге получения профессионального образования. Благодаря участию в различных научных проектах их ключевые компетенции могут быть развиты на высоком уровне. В первую очередь, методологическая компетенция и ее составляющие:
- умение извлекать пользу из опыта;
- умение занимать позицию в дискуссиях и высказывать своё собственное мнение;
- умение сотрудничать и работать в группе;
- умение принимать решение и прогнозировать его последствия;
- умение нести ответственность [4].
«Высокий уровень знаний и умений выпускников может быть обеспечен при условии, что доминирующим в процессе обучения станет деятельностный подход, предполагающий познавательную деятельность на продуктивном и творческом уровнях, развитие самостоятельности, ответственности учащегося за результаты своего труда» [3]. Научно - исследовательская деятельность соответствует этим требованиям и помогает добиться антропологизации учебного процесса. Что означает осмысленный подход к процессу познания, высокий уровень овладения специальными и общеучебными умениями и навыками, развитие антропологических способностей (способности к самоопределению и саморазвитию).
Значительные возможности для организации разного рода исследований предоставляет внеурочная деятельность, имеющая историческую направленность. В последние годы проходят множество конкурсов исследовательских проектов старшеклассников. Наиболее интересным является всероссийский конкурс «Человек в истории России - ХХ век». Организатор - международное историко -просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал». Отборочные туры проходят в субъектах РФ, их победители приглашаются в Москву для защиты своих проектов. В 2014г. в Москве была отмечена работа Петровой Алены, ученицы МКОУ СОШ № 14 хутора Красный Пахарь, расположенного на территории г. Минеральные Воды. Она посвятила ее истории съемок советских художественных фильмов «34-й скорый» и «Голова Горгоны» в Минераловодском районе. Руководила написанием этого исследования выпускница педагогического колледжа в г. Железноводске (ныне Филиала СГПИ) учитель истории и обществознания Чендолеева Н.А.
В 2014 году Малая академия наук МБОУ ДОД Ставропольского Дворца детского творчества отпраздновала свое 25-летие. За этот период в ее стенах было
48
Humanitarian scientific journal №1, 2017
защищено большое количество интересных работ по истории и краеведению. Филиалы Малой Академии находятся в городах и селах Ставрополья.
С января 2013 года в Ставропольском крае действует патриотическое движение «Знамя Победы», которое было образовано по инициативе министерства образования и молодежной политики Ставропольского края. Одно из его направлений - проведение уроков Мужества, на которых учащиеся выступают со своими исследованиями по темам «Мои герои - мои земляки», «Есть память!».
Внеурочная деятельность, в ходе которой появляются исследовательские проекты по истории, дает прекрасную возможность учащимся старших классов, готовящихся к получению профессионального образования, отрабатывать интеллектуальные и коммуникативные навыки. Она способствует формированию основ информационной грамотности. И конечно, именно на таких занятиях происходит освоение основ методики и техники исторического исследования.
Так же в ходе внеурочной деятельности по истории решается немаловажная для современной России задача воспитания высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны.
Библиографический список
1. Груздев М.В. Воспитание гражданственности в условиях обновляющейся России //Педагогика. 2003. № 9. С.45 -48
2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. //Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России - М.: Вестник образования, 2009
3. Концепция модернизации российского образования на период до 2011 года. - М., 2002.
3. Мартьянов, Е. А. Внеурочная деятельность: определение, цели, задачи, функции и принципы организации в начальной общеобразовательной школе /Е. А. Мартьянов //Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - 2-е изд., доп. и перераб. / Челябинск -Москва / под ред. А. В. Кислякова. - Челябинск: ЧИППКРО, 2013. - С. 61-68.
4. Фомина, Л. Ф. О некоторых тенденциях развития учебно- исследовательской деятельности школьников: [Электронный ресурс] / Л. Ф.Фомина.URL:http://researcher.ru/methodics/development
Т. A. Podrezova
Formation of research competence of senior pupils in the process of extracurricular activities on history
Abstract. The paper analyzes the possibility and importance of extracurricular activities of pupils of the senior classes on the history to build their research competencies. The author emphasizes that this type of activity helps to solve important educational problems in modern Russian education.
Keywords: education, citizen, patriotism, extracurricular activities, history, research competence, educational standards, research.