_БОТАНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ: ПРОШЛОЕ..._
УДК.372.016:58+58
Борцов Александр Николаевич
Учитель биологии, Муниципального казённого образовательного учреждения Мало-Томской СОШ Маслянинскогорайона, borcov.aleks1704@yandex.ru, Новосибирская область
ФОРМЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО БОТАНИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ШКОЛА - ВУЗ»
Аннотация. Развитие системы внеурочной занятости учащихся особенно актуально при сокращении учебного времени на изучение биологии. Следующие формы организации внеурочной занятости учащихся кажутся наиболее успешными: экспериментально-опытная работа на учебно-опытном участке, эколого-краеведческая или природоохранная работа, научно-исследовательская экспедиция. Формирование исследовательских умений, основного компонента системы внеурочной деятельности школьников, в рамках взаимодействия «Школа - вуз», позволяет учащимся успешнее справляться с требованиями программы, способствует развитию логического мышления, создает внутренней мотив к учебной деятельности.
Bortsov Aleksandr Nikolaevich
Teacher of biology, Municipal state educational of Malaia-Tomskaia school of the Maslyanino region, borcov.aleks1704@yandex.ru, Novosibirsk oblast
EXTRACURRICULAR ACTIVITIES OF PUPILS IN SYSTEM OF CONTINUOUS BOTANICAL EDUCATION «SCHOOL - HIGHER EDUCATION INSTITUTION»
Abstract. Development of the system of extra activities of pupils is especially actual at reduction of school hours on biology studying. The following forms of the organization of extra activities of pupils seem the most successful: experimental and skilled work on an educational and skilled site, ecologic local history or nature protection work, research expedition. Formation of research abilities, the main component of system of extracurricular activities of school students, within interaction «School -higher education institution», allows pupils to cope more successfully with program requirements, promotes development of logical thinking, creates internal motive to educational activity.
Keywords: Experimental and skilled work, design (ecologic local history, nature protection) work, research expedition.
В связи с переходом образовательных учреждений начального основного и среднего образования на Федеральные Государственные стандарты нового поколения меняются задачи современной школы. Образование сегодня не только, источник знаний и умений, а в первую очередь условие для формирования конкурентоспособной личности в современном обществе, ориентированное на саморазвитие и самореализацию. В то же время за последнее десятилетие наблюдается тенденция к сокращению учебного времени на изучение некоторых разделов биологии, в частности на изучение раздела «Бактерии. Грибы. Растения». При изменении учебной нагрузки должно изменяться и содержание биологического образования. Однако анализ
школьной практики показывает, что даже при незначительном уменьшении учебного времени на изучение биологии, как правило, сохраняется весь объем учебного материала. Это приводит к снижению качества учебно-воспитательного процесса, уменьшению времени на организацию лабораторных, практических и экскурсионных занятий. В конечном счете, все это снижает уровень биологической подготовленности выпускников.
В сложившейся ситуации, все более актуально, развитие системы внеурочной занятости учащихся, имеющей в своей основе прикладной научно-исследовательский характер. Внеклассная работа является логическим продолжением учебной дея-
тельности и способствует удовлетворению индивидуальных потребностей учащихся, и как следствие, обеспечивает реализацию личностных, метапредметных и предметных результатов обучения [1].
Как показывает практика, максимально эффективного результата при организации внеурочной деятельности учащихся можно достичь в условиях тесного сотрудничества основных средних образовательных учреждений с вузами.
Многолетний опыт работы в данном направлении позволяет выделить следующие, наиболее успешные, формы организации внеурочной занятости учащихся, перспективно осуществимых в рамках перехода на ФГОС.
1. Экспериментально-опытная работа на пришкольном, учебно-опытном участке (УОУ). Являясь продолжением учебных программ, таких предметов, как природоведение, география, биология и химия, опытная работа на пришкольном участке - это уникальный инструмент формирования фундамента исследовательской компетенции учащихся, обеспечивающий, в полной мере, принципы системно-деятельного обучения. Содержание исследовательских проектов, реализуемых в рамках работы на УОУ, включает в себя основные этапы, общепринятые в научных работах: постановка проблемы, теоретические аспекты проблематики, практическая составляющая проекта, анализ, обобщение и выводы. Таким образом, работа на УОУ способствует овладению основам экспериментально-исследовательской работы. Понимание учебного материала обучающимися выходит на новый, более высокий уровень, а прикладной характер деятельности играет важную роль в профессиональной ориентации и личностном самоопределении.
Тематика опытов определяется в соответствии с учебной программой, возрастом и интересами обучающихся. Правильность формулировки темы исследования определяет цель, конкретизирует задачи, способствует отбору методики. Чем точнее они определены, тем выше достоверность опыта [2]. Немало важны подготовительные работы, включающие в себя, составление схемы опыта, выбор опытного участка, его подготовку, закладку и проведение эксперимента. Обязательным условием работы на УОУ,
является ведение дневника фенологических наблюдений за объектом исследования. Аккуратность, регулярность и точность в записях при ведении наблюдений, залог успеха всего опытно-экспериментального проекта.
Исследовательская работа учащихся с растительными объектами, служит одной из важнейших форм соединения обучения с трудом. Она развивает у детей любознательность, способствует лучшему познанию окружающей природы, повышает интерес к сельскохозяйственному труду, позволяет на практике применять полученные знания по биологии и другим предметам.
Так, например, летом 2012 года на пришкольном участке МКОУ Мало-Томской СОШ была разработана и поставлена серия экспериментов по выявлению влияния регулятора роста растений «Эпин-экстра» на урожайность овощных культур (моркови сорта «Нантская», лука сорта «Алеко»).
Большего результата можно ожидать при условии совместного подхода в организации исследовательской работы на УОУ: «педагог - учащийся - родитель». Таким образом, создается единое образовательное пространство, в котором развитие исследовательской компетенции школьников осуществляется гораздо успешнее.
Результатом эффективной организации экспериментально-опытной работы на УОУ является ежегодное участие детей МКОУ Мало-Томской СОШ в научно-практической конференции, проводимой в рамках районной декады «Науки и творчества».
2. Проектная, эколого-краеведческая или природоохранная работа. Реализация данного направления предусматривает проектно-деятельный и практико-ориентированный подходы в обучении. Способствует формированию информационно-методологической и деятельно-творческой компетентности учащихся. Основное направление работы проектной деятельности - это разработка эколого-социальных проектов, связанных с природоохранной деятельностью. Проекты, реализуемые школьниками, направлены на повышение уровня экологической образованности местного населения. Такого рода деятельность способствует формированию умений видеть проблему, формулировать и защищать свои идеи. Возможность публичного выступления, виденье социальной
значимости и активное участие в решении жизненных задач, является важнейшим стимулом для успешной реализации проектной деятельности.
В нашей школе существует несколько направлений, где учащиеся, в полной мере, могут реализовать себя, это: участие в ежегодной экологической акции «Чистые улицы села», проводимой при поддержке местного муниципалитета; дизайнерские проекты по благоустройству и озеленению пришкольной территории. В последние годы, наиболее активно развивается направление, связанное с разработкой экологической тропы «Биологическое разнообразие памятника природы Елбанские ельники», данный проект пилотировался и осуществляется при информационно-методической поддержке «МЭБО»-центра ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет».
Актуальность данного проекта обусловлена важностью внешкольной природоохранной работы на современном этапе формирования экологической культуры, необходимостью знать и изучать природу родного края, понимать целесообразность взаимоотношений подрастающего поколения с окружающей средой. Инновационность проекта заключается в реализации двух взаимодополняющих направлений (краеведческого и экологического). Основная концептуальная идея - организация информационно-содержательной, общественно значимой и практической эколого-краеведческой дея-тельностей учащихся школы с позиции комплексного познания и изучения родного края с учетом развития личности ребенка. Конечным продуктом данного проекта, является функционирование эколого-биологической тропы, ботанического профиля, на территории ПП «Елбанские ельники», а так же, публикация информационно-методических материалов для проведения тематических экскурсий с обучающимися. Данный проект был представлен учащимися школы на областном этапе Всероссийского конкурса «Моя малая родина: природа, культура, этнос» в номинации «Эколого-краеведческие путеводители», где был отмечен дипломом третьей степени. Проект экологическая тропа «Биоразнообразие памятника природы Елбанские ельники» стал победителем об-
ластной научно-практической конференции «Юный краевед» в номинации «Этноэколо-гическое краеведение», проводимой в рамках областной профильной смены в 2013 году.
3. Научно-исследовательская экспедиция. Как форма учебно-воспитательной работы позволяет решать следующие задачи: образовательные - активной практической деятельностью в полевых условиях учащиеся повышают свой образовательный уровень; воспитательные - работа в замкнутом коллективе способствует формированию умения работать в малой группе, воспитывает толерантность; спортивно-оздоровительные - физические нагрузки, свежий воздух, посещение красивейший уголков природы благотворно влияют на физическое и психологическое здоровье учащихся [3].
Подобная форма работы представляет широкий спектр возможностей в изучении природы родного края. Является эффективным средством углубления и расширения приобретенных знаний, умений, навыков и способствует выведению их на более высокий уровень. Среди прочих трудностей, с которыми может столкнуться учитель при организации научно-исследовательской экспедиции, хотелось бы отметить: слабое владение методологией научного исследования, недостаток специфической методической и научной литературы.
Решение подобного рода проблем видится в тесном сотрудничестве школы с высшими учебными заведениями. Это может выражаться в виде информационно-методической поддержке, а так же, в организации совместных научно-исследовательских экспедиций.
Летом 2012 года была организованна многодневная экспедиция с учащимися школы по территории ПП «Елбанские ельники», с целью изучения естественного возобновления ели сибирской под пологом материнского древостоя. В ходе экспедиции учащиеся ознакомились с простейшей методикой геоботанических исследований, научились характеризовать подрост лесообразующих пород по количественным и качественным показателям. Рассмотрели основные факторы, определяющие перераспределение подроста ели обыкновенной на территории памятника природы. Выявили и дали харак-
теристику экологическим группам лесов в пределах ПП «Елбанские ельники».
Результатом экспедиции стала научно-исследовательская работа: «Естественное возобновление Abies sibirica и Picea obovata в черневых и еловых лесах северо-запада Салаира на примере ООПТ «Елбанские ельники». Работа была отмечена дипломом победителя на областном конкурсе «Юных исследователей окружающей среды - 2013 г.»; дипломом лауреата заочного этапа XXXII научно-практической конференции НОУ «Сибирь», а так же, лауреатом региональной научно-практической конференции «Эври-ка-2013 г.» в секции экологии.
Сотрудничество с «МЭБО-центром» НГПУ, их информационно-методическая поддержка во внеурочной работе ботанической и экологической направленности МКОУ Мало-Томской СОШ, соучастие в организации и проведении районной экологической смены (проект работает более десяти лет), обеспечивает условие для повы-
шения эффективности учебного процесса. Реализация системы внеурочной деятельности школьников, в рамках взаимодействия «Школа - вуз», ее основного компонента - исследовательских умений, позволяет успешнее справляться учащимся с требованием программы, способствует развитию логического мышления, создает внутренней мотив к учебной деятельности.
Библиографический список
1. Гринечко Е. Д. Современные тенденции формирования экологической компетентности подростков в педагогической теории и практике // Сибирский педагогический журнал. - 2012. -№ 1. - С. 88-94
2. Папорков М. А. Учебно-опытная работа на пришкольном участке: пособие для учителей. -М.: Просвещение, 1980. - 255 с. - (Б-ка учителя биологии).
3. Фитина Н. Л., Лебедь О. И. Организация и проведение научно-исследовательской экспедиции // Биология. Всё для учителя. - М.: Издательская группа «Основа», 2012. - № 3. - 156 с.