Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ'

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ УМЕНИЯ / БУДУЩИЙ СПЕЦИАЛИСТ / СТУДЕНТ / RESEARCH SKILLS / FUTURE SPECIALIST / STUDENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хашегульгова Жанна Ахметовна, Ужахова Зухра Магомедовна, Сорокопуд Юнна Валерьевна

В статье изучен процесс формирование исследовательских умений у будущих специалистов. Сделан вывод о том, что формирование исследовательских умений будущих специалистов выступает важной задачей в системе вузовской профессиональной подготовки, которое определяет во многом готовность к учительской деятельности в рамках требований, предъявляемых Федеральным государственным образовательным стандартом. Необходимо обращать внимание и на выбор методов исследовательской деятельности с учетом целей, задач и содержания выбранного вида деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF RESEARCH ABILITIES FOR FUTURE SPECIALISTS

The article studies the process of formation of research skills by future specialists. It is concluded that the formation of the research skills of future specialists is an important task in the system of university professional training, which largely determines the willingness to teach in the framework of the requirements of the Federal State Educational Standard. It is necessary to pay attention to the choice of research methods, taking into account the goals, objectives and content of the selected type of activity.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ»

6. Никуличева Н.В. Внедрение дистанционного обучения в учебный процесс образовательной организации. М.: Федеральный институт развития образования, 2016. С. 8.

7. Талгихова Х.С. Электронные образовательные технологии в профессиональной подготовке бакалавров по направлению «Физика»: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08, Махачкала, 2012. С. 27.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент кафедры английского языка Хашегульгова Жанна Ахметовна

ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет» (г. Магас); ассистент кафедры английского языка Ужахова Зухра Магомедовна ФГБОУ ВО «Ингушский государственный университет» (г. Магас); доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и психологии Сорокопуд Юнна Валерьевна ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет» (г. Грозный), профессор кафедры гуманитарных наук

АНО ВО "Московский международный университет" (г. Москва)

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Аннотация. В статье изучен процесс формирование исследовательских умений у будущих специалистов. Сделан вывод о том, что формирование исследовательских умений будущих специалистов выступает важной задачей в системе вузовской профессиональной подготовки, которое определяет во многом готовность к учительской деятельности в рамках требований, предъявляемых Федеральным государственным образовательным стандартом. Необходимо обращать внимание и на выбор методов исследовательской деятельности с учетом целей, задач и содержания выбранного вида деятельности.

Ключевые слова: исследовательские умения, будущий специалист, студент.

Annotation. The article studies the process of formation of research skills by future specialists. It is concluded that the formation of the research skills of future specialists is an important task in the system of university professional training, which largely determines the willingness to teach in the framework of the requirements of the Federal State Educational Standard. It is necessary to pay attention to the choice of research methods, taking into account the goals, objectives and content of the selected type of activity.

Keywords: research skills, future specialist, student.

Введение. Современное образование, которое ставит цель работы в режиме инноваций, принципиально отличается от того образования, которое работало в стабильном режиме. При изучении исследовательской деятельности будущего специалиста недостаточно ограничится логикой посредством которой достигается знание, необходимо также помнить и о том, что личность в процессе исследовательской деятельности выступает во всей полноте своей субъективности, присущими мыслями, волей, чувствами, мотивами, потребностями и установками.

Изложение основного материала статьи. При анализе мотивов исследовательской деятельности педагога необходимо отметить, что они являются стимулами, которые тем или иным способом активизируют личность и придают определенное направление профессионально-педагогической деятельности.

Согласно мнению известного исследователя Ю.Н. Кулюкина, в роли основных элементов мотивационной структуры личности могут выступать разные виды мотивов. Например, познавательные мотивы, мотивы достижения личности, мотивы долга. Каждый из мотивов в свою очередь делится на так называемые подструктурные мотивы - внешние и внутренние [3]. Заниматься исследовательской деятельностью нельзя заставить, так как эффективность такой деятельности будет весьма невысока. К исследовательской деятельности необходимо мотивировать личность, для чего необходимо создавать соответствующие условия.

По мнению современных и специалистов, наибольшее влияние на жизнь индивидуума оказывают познавательный мотив и мотив достижения. Именно данные виды мотивов, в основном, и определяют направленность деятельности человека. По своему происхождению мотивы подразделяются на внутренние и внешние. К внутренним мотивам обычно относят стремление к понимаю своего внутреннего мира, стремление к самоконтролю, стремление к получению удовлетворения и радости от того, что делает индивид в своей жизни, стремление к расширению социального круга общения, стремление к удовлетворению честолюбивых устремлений.

Внешние мотивы определяются теми социальными обстоятельствами, в условиях которых протекает деятельность человека. При этом стоит отметить, что деление мотивов на внешние и внутренние весьма условно, поскольку зачастую эндогенные мотивы могут переходить в экзогенные, придавая так называемый «личностный смысл» существованию человека и его педагогической деятельности.

При рассмотрении мотивов достижения необходимо помнить о существовании стандартов высокого мастерства, обусловливающие поведение индивида, индивидуальные реакции на успех и неудачи, радость и печаль, разочарование, неуверенность в своих возможностях и способностях или неуверенность в возможности успеха.

При этом следует отметить, что существование самого по себе стандарта как таковое является недостаточным фактором мотивации на достижение успехов, так как необходимо чтобы эти обстоятельства осознавались как противоречия в деятельности. Мотив достижения формируется в процессе осознания и преодоления противоречий, в процессе которого сознательное преодоление противоречий требует определения новых целей, составление плана действий, что в свою очередь корректирует ценностные и личностные ориентации личности, тем самым способствуя ее развитию.

В настоящее время недостаточно быть просто ординарным педагогом- «исполнителем». Инновационным учителем, педагогом-исследователем может стать только специалист, которые постоянно повышает уровень собственных профессиональных знаний, навыков и умений. Таким образом, при решении вопросов,

касающихся включения педагогического коллектива и конкретных учителей в исследовательскую инновационную деятельность необходимо помнить о следующих основных моментах:

- во-первых, необходимо информирование педагогического коллектива о результатах анализа состоянии образовательного учреждения и психологической готовности учителей к восприятию всего нового;

- во-вторых, необходимо проводить знакомство учителей с современными достижениями науки и техники, а также с достижениями в области современной педагогической науки. Кроме того необходимо формировать потребности педагогов в постоянном изучении психолого-педагогической литературы.

Следует отметить, что многие учителя и руководители школ не только не в состоянии усваивать новые педагогические идеи, но не имеют желания и возможности к самоактуализации, не способны менять старые стереотипы мышления, ценностные установки и ориентации, не способны к изменению тех качеств личности, которые мешают работать на современном уровне требований.

Учитывая вышесказанное, необходимо проводить на постоянной основе обучение кадров, чтобы педагоги постоянно чувствовали заботу о себе, это их крайне мотивирует на участие и реализацию инновационного процесса.

С этих позиций руководитель школы направляет свою деятельность на раскрытие научного потенциала учителя, на выдвижение идей и их обсуждение, на участие в теоретических достижениях науки и практики, на накопление соответствующих доказательств с целью дальнейшей теоретической разработки концепции развития школы.

Следует отметить, что исследовательская деятельность педагогического коллектива и каждого педагога не может быть ограничена логическим постижением проблем, в ней немаловажную роль играет и психологическая сторона, внутренние, личностные и культурные установки учителя.

При этом универсальными установками сознания выступают вера и убеждение, без которых накопленный педагогический опыт и исследовательская деятельность теряют свои основания.

Исследовательская деятельность учителя призвана удовлетворять потребность учителя в успехе, в общении и самопознании, самореализации, заставить стать его самоценным и начинать понимать смысл своей деятельности в ходе эмоциональной разрядки. Также с помощью исследовательской деятельности педагог может справляться самостоятельно с негативными эмоциями, которые накапливаются у него в ходе личной и профессиональной деятельности, с отрицательными эмоциями, которые могут накапливаться вследствие неопределенности собственного социального или профессионального положения, а также в связи с неопределенностями в профессиональной деятельности, общим видении своих задач и перспектив.

В основе выделения комплекса принципов организации исследовательской деятельности лежит крепко утвержденная связь между эффективностью исследовательской деятельности и уровнем сформированности исследовательских компетенций у педагога.

В совокупности с данным процессом следует учитывать такие особенности как структура педагогической деятельности, признаки структурированности такой деятельности, знать основы педагогической деятельности, состоящей из целевого, содержательного, процессуального и результативного компонентов, а также учитывать особенности исследовательского педагогического процесса как такового и особенности его формирования.

С учетом этих приведенных особенностей целесообразно предложить в следующую систему принципов, на которых может базироваться исследовательская деятельности учителя: принцип объективности, принцип системности, принцип преемственности, принцип целеполагания и принцип единого концептуального подхода.

Принцип объективности использует методы и процедуры, позволяющие получить знание как таковое об исследуемом явлении или процессе, при этом в процессе исследования используются те или иные доказательства и выводы, а также обобщения, разделения, четкие доказательства, которые предполагают, что исследователь в процессе своей деятельности имеет возможности проверять различные гипотезы, а также имеет средства, методы и методологию для достижения тех или иных задач.

Принцип системности в своей основе направлен на выявление структурных и функциональных компонентов, на выявление и установление межкомпонентных связей в процессе исследовательской деятельности, в том числе и для изучения различных интегративных установок исследовательской деятельности для сохранения целостности структуры этой деятельности.

Принцип системности предполагает реализацию положений данного подхода посредством комплексного изучения исследуемого явления и выявление именно существенно важных элементов для данного явления. В ходе данного процесса две ключевые фигуры - учитель и ученик - взаимодействуют друг с другом, образуя так называемую системную связь, реализация которой зависит от уровня педагогической подготовленности и профессиональной пригодности учителя к происходящим процессам, а также от степени готовности учителя к реализации его замыслов в образовательном и исследовательском процессе.

Данный подход необходимо применять при анализе исследовательских умений учителя, начиная с первых ступеней непрерывного образования детей, начиная от целей и задачей исследовательской деятельности, умений, которые ставит перед собой исследовательская деятельность, методик формирования исследовательских навыков и умений. Всё это обуславливает специальную организацию и последовательность при выполнении тех или иных методических задач, организацию образовательной и исследовательской деятельности учащихся на разных этапах их деятельности, что обеспечивает преемственность, непрерывность образовательного процесса. При этом следует отметить, что существуют два аспекта исследовательской деятельности учителя: горизонтальный и вертикальный.

Вертикальный аспект деятельности обусловлен взаимодействием между целями формирования исследовательских умений учителя и способами и формами их достижения на каждом из этапов при решении промежуточных задач при постепенном переходе к достижению финальной цели, при этом следует обеспечивать поэтапный переход от одного вида деятельности к другому, от управления через сотрудничество к самоуправлению.

При рассмотрении вертикального аспекта необходимо учитывать два фактора: содержание и логика изучаемого предмета и закономерности процесса усвоения данного предмета.

При этом следует помнить, что содержание и логика изучаемого предмета определяют построение исследовательской деятельности как таковой, обеспечивая тем самым процесс преемственности

исследования, этап за этапом, постепенно «разворачивая» суть изучаемого явления или предмета, органически связывая последующий этап с предыдущим.

Процесс закономерности усвоения данного предмета требует дидактической переработки сути изучаемого предмета, вследствие чего преемственность реализуется как в линейном, так и в концентрическом направлении исследовательской деятельности.

Таким образом, суть вертикальной преемственности заключается в том, что на протяжении нескольких лет исследовательской деятельности происходит постоянное уточнение в изучении тех или иных явлений, дополнение и уточнение их дефиниций, переходя с более низкого на более высокий уровень.

Горизонтальная преемственность реализуется при переходе от одного вида исследовательской деятельности к другому, при этом необходимо осуществлять взаимосвязь между целями, задачами, средствами и методиками изучаемых явлений [71.

Принцип единства концептуального подхода обеспечивает единство взаимодействия различных явлений исследовательской деятельности, ее оценки, поэтапности перехода от одного вида изучаемой деятельности к другому, при этом необходимо соблюдать концепцию развивающего обучения, которая ориентируется на потенциальные возможности личности учителя и их реализацию в процессе исследовательской деятельности.

Любая педагогическая теория, в том числе и идея исследовательской деятельности только тогда эффективна, когда ею овладевает сам учитель, что требует исследовательских умений формируемых в системе «вуз - послевузовская подготовка», тем самым закладывается база для решения проблем исследовательской деятельности.

Одним из ведущих в исследовательской деятельности учителя также выступает принцип дополнительности, адаптированный к сущности образовательного процесса. Данный принцип включает в себя единство дискурсивного и интуитивного в ходе исследовательской деятельности, группового и индивидуального, а также исследовательского и учебно-познавательного процессов в ходе осуществляемой деятельности [1-3].

Единство дискурсивного и интуитивного в исследовательской деятельности учителя подразумевает дополнение бессознательного и сознательного, интуитивного и рассудочного в процессе творчества друг друга, где так называемые «догадка» и «озарение» возникают и осуществляются совместно друг с другом при грамотной организации исследовательского процесса.

В свою очередь, исследователи С.Р. Микулинский и М.Г. Ярошевский считают, что исследовательскую деятельность следует изучать в ее внутренней взаимосвязи и разделять ее только в ходе абстракций [6]. Таким образом, принцип единства исследовательской деятельности, возможно, рассматривать в концепции единства учебного процесса и исследовательской деятельности как таковой в «чистом виде», позволяя в ходе реализации этой деятельности вовлечь как можно больше участников и расширять тем самым возможности и способности учителя в ходе его исследовательской деятельности. Таким образом, специфика исследовательской деятельности заключается в том, что органично в исследовательскую деятельность вплетается также процесс обучения и воспитания.

При этом последние исследования показывают, что при остающемся на сегодняшний день противоречии между рекомендациями, которые предлагаются учеными-методистами, и реализацией этих рекомендаций педагогами, имеют место быть две взаимообусловленные задачи:

- глубокое осмысление научно-педагогической информации, которая впоследствии может быть ориентиром в исследовательской деятельности учителя;

- собственная исследовательская деятельность, направленная на получение позитивных результатов в ходе исследовательской деятельности.

Таким образом, успешность исследовательской деятельности во многих ее аспектах определяется выбором ключевых моментов, исходя из определенных целей, задач и позиции педагога-исследователя, принимая во внимание то, что сложность исследовательской проблемы зачастую затрудняет возможность познания явления в целом.

Принцип управляемости. Данный принцип предполагает руководство и регулирование всеми процессами со стороны преподавателя для достижения необходимых целей, которые достигаются посредством реализации поставленных задач.

Принцип целеполагания характеризуется в первую очередь опосредованностью реализации тех или иных исследовательских задач, возможностями достигать необходимого результата, который будет направлен на достижение поставленных целей.

В ходе данного процесса целеполагания целесообразной организации исследовательской деятельности учителя заключается в организации процесса достижения необходимого результата, но при этом, находясь в соответствующей зависимости от определенных условий, необходимо помнить о том, чтобы учитель имел точное представление о сути своей деятельности, о том, какие именно задачи ему необходимо решать для достижений определенной цели. Именно в таком случае можно говорить о четкой и конкретной реализации процесса целеполагания в условиях конкретной исследовательской деятельности учителя, которая протекает на основе и с учетом его личных целей.

По мнению В.И. Загвязинского важность выделения цели исследовательского поиска заключается в использовании эвристической технологии, которая стимулирует исследовательскую деятельность, способствует реализации «творческого ядра» всей исследовательской деятельности вкупе с поиском исследовательских идей и идейного замысла, дальнейшим воплощением идей в жизнь с развертыванием гипотез [4].

В тоже время в основе исследовательской деятельности лежат и иные частные принципы, например, методические, которые необходимо сочетать с принципами всеобщего характера.

Современная российская школа, на наш взгляд, испытывает острую необходимость в педагоге-исследователе, который способен мобильно, оптимально и эффективно определять основные пути решений в многообразных педагогических ситуациях, создавая и внедряя в учебный процесс разнообразные авторские технологии, направленные на обучение и воспитание будущих специалистов - профессионалов. Что обуславливает одну из самых важных задач, на решение которой нацелена высшее педагогической образование России, а именно, задачу эффективной подготовки педагога нового типа, исследователя, который готов к успешному ведению исследовательской деятельности в условиях современного развития общеобразовательной школы.

Выводы. Таким образом, теоретической базой построения системы формирования исследовательских умений служат выше перечисленные принципы и концепции, которыми необходимо руководствоваться при реализации исследовательской деятельности. Помимо этого, необходимо обращать внимание и на выбор методов исследовательской деятельности с учетом целей, задач и содержания выбранного вида деятельности. Эффективность формирования исследовательских навыков и умений у будущего специалиста определяется степенью реализации вышеописанных принципов, позволяющие выстроить эффективную модель исследовательской деятельности будущего специалиста. Формирование исследовательских умений будущих специалистов выступает важной задачей в системе вузовской профессиональной подготовки, которое определяет во многом готовность к учительской деятельности в рамках требований, предъявляемых ФГОС.

Литература:

1. Горбунова Н.В. Подготовка кадров высшей квалификации: от начала пути к успеху // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 51-2. С. 127-131.

2. Горбунова Н.В. Проектирование и создание инновационной образовательной среды высшего учебного заведения // Проблемы современного педагогического образования. 2015. № 46-1. С. 223-229.

3. Горбунова Н.В., Фоминых Н.Ю. Личность учителя через призму тысячелетий // Проблемы современного педагогического образования. 2015. № 48-1. С. 90-100.

4. Загвязинский В.И. и др. Педагогический словарь - М.: Академия, 2008. - 343 с.

5. Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых - М.: Просвещение, 1985. - 184 с.

6. Микулинский С.Р. и др. Психология научного творчества и науковедение // Научное творчество. -М.: Наука, 1969. - С. 5-22.

7. Немов P.C. Социально-психологический анализ эффективности деятельности коллектива - М.: Педагогика, 1984. - 231 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Хижная Анна Владимировна

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); кандидат педагогических наук, доцент Быстрова Наталья Васильевна Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Шарыгина Екатерина Николаевна Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

РАЗВИТИЕ SOFT SKILLS («ГИБКИХ НАВЫКОВ») ДЛЯ УСПЕШНОЙ КАРЬЕРЫ ВЫПУСКНИКОВ

ВУЗА

Аннотация. В статье раскрыты вопросы содержания, оценки состояния и основные направления формирования так называемых soft skills («гибких навыков»), которые принято трактовать как общекультурные компетенции. По мнению авторов, важной чертой soft skills для будущих специалистов является адаптивность или гибкость, проявляющаяся в том, что можно одинаково хорошо работать в различных ситуациях, а также уметь переключаться с одной ситуации на другую, не переставая успешно выполнять свои задачи. Авторы акцентируют внимание на том, что soft skills представляет собой комплекс неспециализированных, важных для карьеры надпрофессиональных навыков, которые отвечают за успешное участие в рабочем процессе, высокую производительность и являются сквозными, то есть, не связаны с конкретной предметной областью.

Ключевые слова: мягкие навыки, жесткие навыки, образовательный стандарт, личностный рост, самосовершенствование, универсальные компетенции, трудовые функции, трудоустройство.

Annotation. The article reveals the issues of content, state assessment and the main directions of the formation of the so-called soft skills ("flexible skills"), which are usually interpreted as general cultural competencies. According to the authors, an important feature of soft skills for future specialists is adaptability or flexibility, which manifests itself in the fact that you can work equally well in different situations, as well as be able to switch from one situation to another without ceasing to successfully complete your tasks. The authors focus on the fact that soft skills is a complex of non-specialized, career-important over-professional skills that are responsible for successful participation in the work process, high productivity and are cross-cutting, that is, are not related to a specific subject area.

Keywords: soft skills, hard skills, educational standard, personal growth, self-improvement, universal competencies, labor functions, employment.

Введение. Все аспекты человеческой жизни в современном мире претерпевают изменения. Появляются новые сферы профессиональной деятельности, меняются запросы рынка труда. Тем не менее, в представлении людей все еще остается образ специалиста, результативность которого зависит от степени его владения профессиональными навыками. Однако технический прогресс доказывает нам, что многие виды деятельности могут быть автоматизированы, а значит безусловного знания своего дела специалистом сейчас недостаточно [6]. На смену профессионалу-отличнику приходит специалист, обладающий способностью мгновенно реагировать на вызовы общества и выстраивать продуктивную стратегию взаимодействия с окружающим миром. К тому же исследования о спросе рынка труда, участниками, которых являются работодатели, указывают, что более востребованными становятся кандидаты, обладающие высокой способностью к обучению и умением ладить с коллективом. При этом качество владения специальными навыками зачастую уходит на второй план [10]. В связи с этим возникает острая необходимость пересмотра важных для карьеры надпрофессиональных навыков, способствующих выстраиванию траектории карьерного успеха.

Изложение основного материала статьи. Во всех федеральных государственных образовательных стандартах по специальностям, входящим в список наиболее приоритетных направлений развития

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.