УДК 374
Мельникова Екатерина Юрьевна
Вологодский областной детско-юношеский центр традиционной народной культуры
ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ДЕТЕЙ КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
В статье представлен опыт деятельности Вологодского областного детско-юношеского центра традиционной народной культуры.
Ключевые слова: экспедиционная деятельность, этнокультурная направленность, исследовательские компетенции.
В последнее десятилетие увеличилось количество учреждений, которые реализуют дополнительные образовательные программы этнокультурной направленности. Среди них - «Вологодский областной детско-юношеский центр традиционной народной культуры», созданный в 1990 году в г. Вологда. Центр является учреждением дополнительного образования детей. Одним из приоритетных направлений деятельности учреждения является формирование исследовательских компетенций в области традиционной народной культуры. Сформи-рованность подобных компетенций качественно влияет на эффективность процесса этнической социализации детей, являющейся важнейшей составляющей социальной воспитанности.
Для достижения целей формирования исследовательских компетенций определены следующие принципы педагогической деятельности: 1) ориентация исследовательской деятельности учащихся на самостоятельный творческий поиск, который сформирует желание «проникнуть в культуру»; 2) сочетание теоретического исследования с активного освоения форм народной культуры (освоение образцов музыкально-поэтического фольклора, проживание ситуаций народных праздников и т.п.); 3) включение детей в экспедиционно-исследовательскую работу.
Формирование мотивации к самостоятельному творческому исследовательскому поиску происходит в ходе освоения детьми образовательных программ, ориентированных на развитие исследовательских навыков и умений («Основы исследовательской деятельности» в начальной школе, «Основы этнографического исследования» в среднем и старшем звене школы). Сочетание теоретического и практического освоения традиционной народной культуры возможно благодаря разработанным и реализуемым в учреждении
образовательным программам по фольклору и этнографии.
Подробнее следует рассмотреть включение детей в экспедиционно-исследовательскую деятельность. С момента создания Центра и по сей день дети и педагоги активно занимаются исследованием локальных народных традиций районов Вологодской области в ходе этнографических экспедиций. В экспедициях происходит погружение ребёнка в непрерывную творческую учебно-исследовательскую деятельность. Соблюдение традиций научной школы в исследовании фольклора и этнографии способствует развитию у детей чувства сопричастности к совершению нужного и полезного для науки дела. На ранних этапах обучения педагоги активно привлекают к участию в экспедициях родителей обучающихся. Многие родители, ставшие хотя бы раз участниками экспедиции, постепенно включаются в исследовательскую деятельность вместе с детьми: анализируют экспедиционные материалы, оказывают помощь детям при подготовке экспедиционных отчётов. Кроме того, в процессе общения с носителями народных традиций, которые являются представителями поколения, родившегося «до войны», родители являются необходимым звеном передачи традиции «от бабушки к маме, а от мамы к ребёнку». Такие ситуации способствуют организации естественно процесса социального воспитания.
В подростковом возрасте ребёнок часто едет в экспедицию «отдохнуть от родителей», освободится от опеки пап и мам. Но если он видит, что он и родители имеют в экспедиции равные права и обязанности, то он не отторгает заботу о себе и своих сверстниках. Более того, создаваемая в экспедиции среда, позволяет подростку самому проявляет заботу о родителях, приехавших в экспедицию в первый раз. Ему известно то, что
© Мельникова Е.Ю., 2012 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 1
39
не знает взрослый. Подросток в этой ситуации выступает в роли учителя и наставника. Такое общение, взаимозависимость представляются нам воспроизведением традиционных способов сосуществования членов коллективной общности (в частности семьи как малой общности, группы) в русской культуре. Их знание, а главное - следование им, позволяет говорить о практическом эффекте социального воспитания в образовательном учреждения дополнительного образования.
Среди исследовательских компетенций, которые должны быть сформированы к старшему подростковому возрасту, мы выделяем следующие:
- определение задачи собственного исследования (по индивидуальной теме), соотносить их с общими задачами комплексной экспедиции;
- подготовка плана беседы с информантом и умение вести беседу, в процессе корректируя, дополняя содержание плана-вопросника;
- критический анализ информации (умение извлекать из записанного рассказа информацию, относящуюся непосредственно к теме исследования, отделять главное от второстепенного);
- видение связей содержания законченных устных рассказов по различным темам с общим
контекстом рассказа информанта - «искать связи всего со всем»;
- грамотное ведение записей в экспедиционном дневнике;
- владение техникой передачи рисунков вышивки, узоров кружева, ткачества в виде схем; владение умениями работы с аудио-, видеозаписывающей и компьютерной техникой с учётом специфики этнографических материалов.
В результате экспедиционной деятельности восприятие подростком традиционной культуры становится целостным, приобретает в своих очертаниях нужный объём. Факты и явления традиционной культуры понимаются в системе взаимосвязей как внутри явления, так и между отдельными явлениями и фактами. Подросток начинает видеть своё место и роль в процедуре исследования, в контексте социально-жизненных ситуаций, предлагаемых условиями фольклорной экспедиции.
Таким образом, формирование исследовательских компетенций выступает в роли средства и условия процесса социального воспитания в учреждении дополнительного образования этнокультурной направленности.
УДК 37.018
Наумов Михаил Вячеславович
Вологодский государственный педагогический университет
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ КОНКУРС КАК СРЕДСТВО САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА
В статье обосновывается модель процесса самореализации личности школьника средствами музыкального исполнительского конкурса.
Ключевые слова: конкурсная программа, самореализация, подготовка.
Участие в конкурсах может оказаться одним из средств самореализации личности школьника, актуализируя профессиональные и личностные качества:
1. Профессиональные качества:
- универсализм, свобода интерпретации;
- музыкальность, оригинальное прочтение авторского замысла;
- техническое совершенство, высокая стабильность;
- чувство стиля.
2. Личностные качества:
- творческое мышление;
- стрессоустойчивость, выдержка;
- конкурентноспособсность;
- способность к адекватной самооценке и оценке окружающих;
- способность к рефлексии и постановке дальнейших целей.
Самореализация личности школьника средствами исполнительского конкурса по своим основным параметрам соответствует представлению о том, что «самореализация выступает как постоянно длящийся процесс, полагающий кумулятивную и действенную фазы» [1]. Другой вопрос, что по отношению к самореализации
40
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2012, Том 18
© Наумов М.В., 2012